Предисловие |
3 |
Глава 1. Личность |
§ 1. Личность, индивидуальность. Художественно-творческая деятельность |
6 |
§ 2. Профессионально-значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии профессиональной компетентности |
10 |
§ 3. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения |
16 |
§ 4. Воля как психологическая категория. Анализ и классификация волевых действий |
27 |
§ 5. Детерминанты и стимулы волевых проявлений личности |
33 |
§ 6. Воля в контексте профессиональных требований музыкальной деятельности |
37 |
§ 7. Волевые свойства личности. Воля и упрямство. Воспитание воли у учащихся-музыкантов |
43 |
§ 8. Характер как психологическая категория. О типологии характеров |
50 |
§ 9. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности. Коррекция индивидуально-характерологического комплекса учащегося-музыканта в процессе обучения |
54 |
§ 10. От непосредственных эмоций и чувств - к богатому художественно-эстетическому опыту. От эмоциональной "дремоты" - к многообразию и полноте чувственно-эстетических реакций |
59 |
§ 11. Через обогащение, одухотворение эмоций и чувств - к внутренней, духовной зрелости человека. Эволюция вкусов и художественно-эстетических запросов в русле возрастных изменений личности |
65 |
Глава 2. Музыкальное восприятие |
§ 1. Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема |
68 |
§ 2. Типы музыкального восприятия |
73 |
§ 3. Формирование музыкального восприятия у младших школьников: методический аспект |
76 |
§ 4. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия |
82 |
§ 5. Осмысление звуковых формоструктур и уяснение интерпретаторских идей |
86 |
§ 6. Психофизиологические особенности мозга человека (правое и левое полушария, их функции в восприятии музыки) |
88 |
§ 7. Восприятие композитора - особый тип музыкального восприятия |
93 |
§ 8. Через сочинение музыки - к активизации музыкального восприятия |
98 |
§ 9. Интонация как смысловая первооснова музыки. Базисные виды и формы музыкальных высказываний, их эмоционально-психологический подтекст |
102 |
§ 10. Интонационно-мелодический слух и его роль в углублении музыкального восприятия |
110 |
§ 11. Музыкальное восприятие в индивидуально-психологическом и культурно-историческом контексте. Метафорический скачок как форма бытования ассоциативных связей в музыке |
115 |
§ 12. Ассоциативный метод в преподавании музыки. Роль ассоциаций в интенсификации процессов восприятия музыки |
123 |
Глава 3. Музыкальные способности |
§ 1. Понятие "музыкальные способности". Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез |
128 |
§ 2. Структура музыкальных способностей. Уровни способностей. Компенсации и замены в комплексе музыкальных способностей |
135 |
§ 3. Концепция человека в русле проблемы музыкальных способностей |
142 |
§ 4. Чувство музыкального ритма и его формирование на ранних стадиях онтогенеза |
154 |
§ 5. Формирование музыкально-ритмической способности у обучающихся в музыкально-исполнительских классах профессиональных музыкальных учебных заведений |
158 |
§ 6. Темпоритм, игра "рубато" и другие средства ритмической выразительности в музыке |
162 |
§ 7. Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста |
168 |
§ 8. Музыкальный слух в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Из истории вопроса |
173 |
§ 9. Причины и следствия снижения слуховой активности у учащихся-музыкантов |
178 |
§ 10. "Слушать себя" и "слышать себя" как явления, не совпадающие по своей сути, как разные качественные уровни в музыкально-исполнительской деятельности |
183 |
§11. Внутренний слух (внутреннеслуховые представления) и его роль в профессии музыканта-исполнителя |
188 |
§ 12. Истоки формирования и развития музыкальной памяти |
195 |
§ 13. Проблема памяти в работе с учащимися-музыкантами |
196 |
§ 14. Через понимание к запоминанию. Пути и способы оптимизации мнемических процессов в исполнительской деятельности учащихся-музыкантов |
202 |
§ 15. О художественно-творческом потенциале ребенка. "Явное" и "тайное" в детской одаренности |
206 |
§ 16. Художественно-творческие способности: создаются ли они в деятельности или выявляются в ней? |
210 |
Глава 4. Мышление |
§ 1. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Первые реакции ребенка на музыку |
217 |
§ 2. Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности. Освоение начальных элементов музыкального языка |
220 |
§ 3. Из прошлого проблемы музыкального мышления (XVIII - XX вв.). Взгляды, суждения, мнения |
225 |
§ 4. Отечественное музыкознание о мышлении и языке музыки |
230 |
§ 5. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления |
235 |
§ 6. Мышление - знания в действии |
239 |
§7. Интонация, формоструктура, образ |
241 |
§ 8. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления. Формирование профессиональных понятий в ходе занятий музыкально-исполнительской деятельностью |
246 |
§ 9. Пути интеллектуализации учебно-образовательного процесса. Словесный и наглядно-иллюстративный методы как основные "рычаги" в практической деятельности педагога-музыканта |
251 |
Глава 5. Музыкальное сознание общества и личности |
§ 1. Общеэстетическое и музыкально-эстетическое воспитание в России: история и современность |
260 |
§ 2. Типы и виды художественно-эстетического образования. Разность интенций и аксиологических ориентации |
263 |
§ 3. Истоки общественного музыкального сознания в России XVIII - XIX вв. |
267 |
§ 4. Индивидуально-личностное музыкальное сознание как психолого-педагогическая категория: отличительные особенности, свойства, черты |
268 |
§ 5. Образ как структурная единица музыкального сознания. Стимулирование музыкальной образности на занятиях с учащимися |
270 |
§ 6. Синтез искусств как методологический принцип формирования и развития музыкального сознания. Понятийно-логическое в структуре музыкального сознания |
273 |
§ 7. Сознательное и подсознательное в структуре индивидуального музыкального сознания |
277 |
§ 8. Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. Познавательно-аксиологическая функция музыки |
279 |
§ 9. Музыкальное сознание - составная часть художественно-эстетического сознания общества |
282 |
§ 10. Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека |
284 |
§ 11. Сознание "человека творящего" и его деятельность: виды и уровни взаимосвязей. "Художническое" и "художественное" как различные ипостаси единого целого |
287 |
§ 12. Художественное произведение: приоритеты этические или эстетические? Л.С. Выготский и его теория амбивалентности воздействия произведения искусства на человека |
289 |
§ 13. Музыкальное сознание в основных его аспектах: композиторском, исполнительском, слушательском |
294 |
Глава 6. Обучение музыке: психолого-педагогические аспекты |
§ 1. Из истории музыкального образования в России. Этапы и стадии национального музыкально- образовательного и музыкально-воспитательного процесса |
296 |
§ 2. Народная музыка в России: прошлое и настоящее |
303 |
§ 3. Методические ориентиры в работе учащихся с образцами этномузыкального искусства |
306 |
§ 4. Музыка в фольклорных клубах. Начальные этапы приобщения к народно-музыкальному искусству |
311 |
§ 5. Психологическая "составляющая" в целостной профессиональной подготовке педагога-музыканта. "Образование" и "образовывайте" будущего специалиста |
317 |
§ 6. Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика. О знаниях незавершенных, открытых, "разомкнутых" |
321 |
§ 7. Специалиста в процессе обучения музыке невозможно "сделать" - им можно только "сделаться" |
325 |
§ 8. Человек в современном социуме: психологическое обеспечение процессов жизненной и профессиональной адаптации |
327 |
§ 9. Уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости личности. Акмеологический подход |
330 |
§ 10. Личностно-профессиональное развитие как психологическая категория и как процесс |
333 |
§ 11. Самоопределение и самоутверждение личности в профессиональной деятельности |
336 |
§ 12. Типовые недочеты и "узкие места" в массовой практике преподавания музыки |
338 |
§ 13. Принципы развивающего обучения музыке |
343 |
§ 14. Развивающий потенциал чтения музыки с листа и эскизного разучивания музыкальных произведений |
349 |
§ 15. Формирование активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта |
355 |
Рекомендуемая литература |
362 |