ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Глава 1. Личность
§ 1. Личность, индивидуальность. Художественно-творческая деятельность 6
§ 2. Профессионально-значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии профессиональной компетентности 10
§ 3. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения 16
§ 4. Воля как психологическая категория. Анализ и классификация волевых действий 27
§ 5. Детерминанты и стимулы волевых проявлений личности 33
§ 6. Воля в контексте профессиональных требований музыкальной деятельности 37
§ 7. Волевые свойства личности. Воля и упрямство. Воспитание воли у учащихся-музыкантов 43
§ 8. Характер как психологическая категория. О типологии характеров 50
§ 9. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности. Коррекция индивидуально-характерологического комплекса учащегося-музыканта в процессе обучения 54
§ 10. От непосредственных эмоций и чувств - к богатому художественно-эстетическому опыту. От эмоциональной "дремоты" - к многообразию и полноте чувственно-эстетических реакций 59
§ 11. Через обогащение, одухотворение эмоций и чувств - к внутренней, духовной зрелости человека. Эволюция вкусов и художественно-эстетических запросов в русле возрастных изменений личности 65
Глава 2. Музыкальное восприятие
§ 1. Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема 68
§ 2. Типы музыкального восприятия 73
§ 3. Формирование музыкального восприятия у младших школьников: методический аспект 76
§ 4. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия 82
§ 5. Осмысление звуковых формоструктур и уяснение интерпретаторских идей 86
§ 6. Психофизиологические особенности мозга человека (правое и левое полушария, их функции в восприятии музыки) 88
§ 7. Восприятие композитора - особый тип музыкального восприятия 93
§ 8. Через сочинение музыки - к активизации музыкального восприятия 98
§ 9. Интонация как смысловая первооснова музыки. Базисные виды и формы музыкальных высказываний, их эмоционально-психологический подтекст 102
§ 10. Интонационно-мелодический слух и его роль в углублении музыкального восприятия 110
§ 11. Музыкальное восприятие в индивидуально-психологическом и культурно-историческом контексте. Метафорический скачок как форма бытования ассоциативных связей в музыке 115
§ 12. Ассоциативный метод в преподавании музыки. Роль ассоциаций в интенсификации процессов восприятия музыки 123
Глава 3. Музыкальные способности
§ 1. Понятие "музыкальные способности". Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез 128
§ 2. Структура музыкальных способностей. Уровни способностей. Компенсации и замены в комплексе музыкальных способностей 135
§ 3. Концепция человека в русле проблемы музыкальных способностей 142
§ 4. Чувство музыкального ритма и его формирование на ранних стадиях онтогенеза 154
§ 5. Формирование музыкально-ритмической способности у обучающихся в музыкально-исполнительских классах профессиональных музыкальных учебных заведений 158
§ 6. Темпоритм, игра "рубато" и другие средства ритмической выразительности в музыке 162
§ 7. Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста 168
§ 8. Музыкальный слух в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Из истории вопроса 173
§ 9. Причины и следствия снижения слуховой активности у учащихся-музыкантов 178
§ 10. "Слушать себя" и "слышать себя" как явления, не совпадающие по своей сути, как разные качественные уровни в музыкально-исполнительской деятельности 183
§11. Внутренний слух (внутреннеслуховые представления) и его роль в профессии музыканта-исполнителя 188
§ 12. Истоки формирования и развития музыкальной памяти 195
§ 13. Проблема памяти в работе с учащимися-музыкантами 196
§ 14. Через понимание к запоминанию. Пути и способы оптимизации мнемических процессов в исполнительской деятельности учащихся-музыкантов 202
§ 15. О художественно-творческом потенциале ребенка. "Явное" и "тайное" в детской одаренности 206
§ 16. Художественно-творческие способности: создаются ли они в деятельности или выявляются в ней? 210
Глава 4. Мышление
§ 1. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Первые реакции ребенка на музыку 217
§ 2. Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности. Освоение начальных элементов музыкального языка 220
§ 3. Из прошлого проблемы музыкального мышления (XVIII - XX вв.). Взгляды, суждения, мнения 225
§ 4. Отечественное музыкознание о мышлении и языке музыки 230
§ 5. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления 235
§ 6. Мышление - знания в действии 239
§7. Интонация, формоструктура, образ 241
§ 8. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления. Формирование профессиональных понятий в ходе занятий музыкально-исполнительской деятельностью 246
§ 9. Пути интеллектуализации учебно-образовательного процесса. Словесный и наглядно-иллюстративный методы как основные "рычаги" в практической деятельности педагога-музыканта 251
Глава 5. Музыкальное сознание общества и личности
§ 1. Общеэстетическое и музыкально-эстетическое воспитание в России: история и современность 260
§ 2. Типы и виды художественно-эстетического образования. Разность интенций и аксиологических ориентации 263
§ 3. Истоки общественного музыкального сознания в России XVIII - XIX вв. 267
§ 4. Индивидуально-личностное музыкальное сознание как психолого-педагогическая категория: отличительные особенности, свойства, черты 268
§ 5. Образ как структурная единица музыкального сознания. Стимулирование музыкальной образности на занятиях с учащимися 270
§ 6. Синтез искусств как методологический принцип формирования и развития музыкального сознания. Понятийно-логическое в структуре музыкального сознания 273
§ 7. Сознательное и подсознательное в структуре индивидуального музыкального сознания 277
§ 8. Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. Познавательно-аксиологическая функция музыки 279
§ 9. Музыкальное сознание - составная часть художественно-эстетического сознания общества 282
§ 10. Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека 284
§ 11. Сознание "человека творящего" и его деятельность: виды и уровни взаимосвязей. "Художническое" и "художественное" как различные ипостаси единого целого 287
§ 12. Художественное произведение: приоритеты этические или эстетические? Л.С. Выготский и его теория амбивалентности воздействия произведения искусства на человека 289
§ 13. Музыкальное сознание в основных его аспектах: композиторском, исполнительском, слушательском 294
Глава 6. Обучение музыке: психолого-педагогические аспекты
§ 1. Из истории музыкального образования в России. Этапы и стадии национального музыкально- образовательного и музыкально-воспитательного процесса 296
§ 2. Народная музыка в России: прошлое и настоящее 303
§ 3. Методические ориентиры в работе учащихся с образцами этномузыкального искусства 306
§ 4. Музыка в фольклорных клубах. Начальные этапы приобщения к народно-музыкальному искусству 311
§ 5. Психологическая "составляющая" в целостной профессиональной подготовке педагога-музыканта. "Образование" и "образовывайте" будущего специалиста 317
§ 6. Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика. О знаниях незавершенных, открытых, "разомкнутых" 321
§ 7. Специалиста в процессе обучения музыке невозможно "сделать" - им можно только "сделаться" 325
§ 8. Человек в современном социуме: психологическое обеспечение процессов жизненной и профессиональной адаптации 327
§ 9. Уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости личности. Акмеологический подход 330
§ 10. Личностно-профессиональное развитие как психологическая категория и как процесс 333
§ 11. Самоопределение и самоутверждение личности в профессиональной деятельности 336
§ 12. Типовые недочеты и "узкие места" в массовой практике преподавания музыки 338
§ 13. Принципы развивающего обучения музыке 343
§ 14. Развивающий потенциал чтения музыки с листа и эскизного разучивания музыкальных произведений 349
§ 15. Формирование активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта 355
Рекомендуемая литература 362
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.