Психология искусства рассматривает сегодня специфику взаимосвязей между сознанием человека и его художественным "продуктом" на трех уровнях. К первому уровню относят личность художника (автора произведения) и реальный продукт его творчества, к примеру музыкальное произведение. Ко второму - исполнителя (в музыкальном и театральном искусстве, в кинематографе и др.) и его интерпретацию продукта первичного творчества, т.е. музыкального произведения, драматургического образа, сценария и т.д. Наконец, третий уровень - это уровень реципиента, иными словами, слушателя, зрителя и т.д. Подробнее об этом ниже, а сейчас вернемся к первому уровню. В нем различают следующие слагаемые: "художническое Я" и "художественное Я".
"Художническое Я" - это содержание психического опыта индивида (композитора, живописца, писателя и др.); это его тезаурус, его жизненные накопления, трансформирующиеся впоследствии в творчество и существующие, так сказать, априори, до его начала. "Художественное Я" - это все то, что возникает непосредственно в процессе творчества, в ходе создания музыкального либо какого-то иного произведения; это художественный образ на всех стадиях его становления и развития - от прообраза (первичной поэтической идеи, поэтического импульса) до структурно завершенного художественного целого. Творческие действия художника детерминированы его эстетической позицией. Последняя является таким качеством личности, "благодаря которому впечатления жизни приобретают для человека художественную специфику и побуждают его к созданию художественных произведений, а не к каким-либо другим видам деятельности" (А. Мелик-Пашаев). Психологи сравнивают иногда психику человека с
287
воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к художественному действию. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью раздражителей, зовов, влечений, призывов и проч., которые "перерабатываются" в человеке и как бы выливаются через узкое отверстие - в художественную деятельность, в ее результаты (Ч. С. Шеррингтон). "Меня волнует все, что происходит на белом свете, - писал Р.Шуман, - политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке"1.
В структуре психической организации человека художественно-эстетическая позиция, о которой идет речь, - необходимая первооснова его профессиональной деятельности; причем сказанное касается в равной мере каждого из искусств, включая и музыку. В любом случае в иерархии психических качеств, образующих художественное сознание индивида (музыканта и др.), эстетическая позиция представляет собой первый, высший и определяющий уровень: ее наличие порождает то неповторимое содержание, которое в процессе творчества воплощается в художественное произведение.
Создавая произведение, его автор ищет образ, в котором выразились бы суть и смысл его художественного замысла, идеи-переживания, иными словами, воплотилось бы внутреннее содержание будущего произведения. Способностью человека, помогающей ему найти нужную художественную форму для его замысла, является прежде всего творческое воображение, благодаря которому материализуется средствами того или иного искусства (музыкального, живописного, литературного и т.д.) все то, что хочет в данном случае сказать автор. Воображение активизирует, вовлекает в действие комплекс особых качеств и свойств художника, которые относятся не только ко всему искусству в целом, но и к отдельным его видам и жанрам. Речь сейчас идет о художественно-творческих способностях, развивая которые человек сравнительно быстро, легко и прочно овладевает технологией дела, осваивает требуемый комплекс выразительно-технических средств. Эта сторона художественно-творческого процесса напрямую связана с индивидуальными чертами сенсорной и моторной сфер человека, особой чувствительностью некоторых его анализаторов, более или менее необходимых для того или иного вида искусства.
Таким образом, концепция "эстетической позиции", отражающая динамическую, смысловую субординацию уровней иерархии психологической структуры личности художника, утверждает существование двух основных центров художественно-творческое деятельности: это отношение "человека творящего" (композитеpa,
288
исполнителя, актера театра и т.д.) к жизни и смерти, любви и ненависти, гуманизму и насилию, гармонии и дисгармонии, хаосу и порядку, к миру и самому себе - и его, человека искусства, способности выразить эти "могущественные факторы" (Р. Арнхейм) с помощью звука, цвета, слова и т.д.
Ранее говорилось о "художническом Я"; музыканта (поэта, живописца и т.д.), аккумулирующем его жизненные накопления, отражающем его ментальность, эстетические позиции, мотивационно-аксиологические ориентиры и т.д. Указывалось, что именно эту субстанцию есть основания считать психологической предтечей творческого процесса.
Существуют, однако, и иные мнения на этот счет. Существуют уточнения, дополнения, ответвления, разного рода вариации на тему: художник и его деятельность. С ними можно соглашаться или не соглашаться; в любом случае иметь информацию об их сути и смысле - необходимо. Иначе полного и всестороннего представления о "механизмах" художественно-эстетического сознания не получить.
289
1
Цит. по:
Житомирский Д.В. Роберт Шуман. - М., 1964. - С. 210.