Современная наука (педагогика, психология) исходит из того, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. В ней человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание. Способом именно такого проявления личности выступает профессиональное самоопределение и самоутверждение.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности.
Под профессиональным самоопределением понимается процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей в индивидуально-психологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности.
На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи которые соотносятся с общественно выработанными требования ми, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями.
336
Процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом.
Главными структурными составляющими профессионального самоопределения являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения, которые интегрируются в качестве своеобразных иерархических структур на разных этапах овладения профессией.
Из сказанного следует, что процесс профессионального самоопределения является уникальным и неповторимым. В ходе его формируется индивидуальный стиль деятельности и интегрированные структуры психологических компонентов профессионального становления личности. В процессе профессионального самоутверждения человек стремится к выявлению зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения. При этом он стремится объединить то, что было и потенциально есть в его личности, с тем, что позитивно несет в себе его профессия.
Неудовлетворенность реализованностью своих профессиональных притязаний и ограниченность реального "пространства" для самоутверждения негативно влияют на функционирование ценностно-смысловой и мотивационной сферы индивида, порождая состояния фрустрации во всех их многообразных проявлениях.
Знание психологических особенностей профессионального самоутверждения позволяет прогнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное профессионально-личностное развитие человека. При этом сущность профессионального самоутверждения может быть представлена как мотивационный процесс психической активности, направленный на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере, процесс, актуализирующий концепцию личности и создающий дополнительные мотивы профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоутверждения происходит консолидация субъективно-престижных мотивов с мотивами профессиональной деятельности. Содержание профессионального самоутверждения определяется степенью выраженности потребности личности в профессиональной деятельности, профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой и др.
Важно отметить, что стратегии профессионального самоутверждения позволяют согласовывать индивидуальные особенности самосознания с требованиями профессиональной среды. В зависимости
337
от способов достижения результата, а также позиции личности, характеризующей ее направленность или на оценку окружающих, или на реальные достижения, определяются в конечном счете базовые стратегии профессионального самоутверждения.
В ряде исследований (В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин и др.) установлено, что личностно-смысловое содержание профессионального самоутверждения определяется как: суметь сделать то, что другие не смогли; проявить волю, уметь действовать нестандартно, на свой страх и риск; зарекомендовать себя грамотным и компетентным, показать, что "могу"; стать лучше предшественника, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону; стремиться проявить свою профессиональную индивидуальность.
Концептуальный план личностно-профессионального развития связан прежде всего с тем, что личность может оформлять свои притязания и ожидания в виде целей (как далеких, так и близких, образующих смысл конкретных жизненных этапов), намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать события своей профессиональной жизни, требующие изменения стереотипных к ним подходов, правильно диагностировать причины своих неудач.
Личностно-профессиональный рост следует рассматривать в контексте развития человека как непрерывный процесс, в рамках которого личность приобретает способность управлять собой и текущими событиями, формировать конструктивные и позитивные взаимоотношения с окружающими как "по вертикали", так и "по горизонтали", воспринимать жизнь во всем ее многообразии, быть открытым для жизненного и профессионального опыта.
Итак, резюмируя сказанное, можно утверждать, что содержание профессионального самоутверждения определяется сформи-рованностью профессиональной Я-концепции, согласованностью результатов профессиональной карьеры с собственными ожиданиями, профессиональными притязаниями, ценностно-смысловой позицией в профессиональных взаимоотношениях; способностью к структурированию временной пролонгированности профессиональной жизни; степенью уверенности в себе и умением оформлять свои притязания в виде генерализированных мотивов-целей (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, С.Б. Наседин).
338