§ 9. Музыкальное сознание - составная часть художественно-эстетического сознания общества

Музыкальное сознание представляет собой особый, специфический вид сознания человека, который может быть определен как высший, интегрирующий уровень психики, как особая форма психической активности, присущая отдельным индивидам и обществу в целом.

Термин "музыкальное сознание" трактуется различными специалистами по-разному - в зависимости от тех или иных научных подходов и точек зрения (у психологов и педагогов свои определения сознания, у социологов или, скажем, музыковедов - свои; все здесь зависит от профессионального контекста). В любом случае правильным будет полагать в качестве объекта музыкального сознания саму музыкальную культуру во всем многообразии ее видов, типов, форм и проявлений (начиная, естественно, с музыкального искусства как сердцевины этой культуры). В качестве субъекта музыкального сознания может выступать, как было сказано, и отдельный индивид, и общество в целом (социум или этнос на определенной стадии своего культурного развития).

Общественное музыкальное сознание в свою очередь мозаично и разнородно. В нем нетрудно выделить, например, профессиональное и любительское сознание, национальное и интернациональное, молодежное и - как альтернативное ему - музыкальное сознание, присущее обычно людям старшего поколения. Каждый из этих слоев общественного сознания объективируется в тех или иных системах ценностей, аксиологических ориентациях, вкусах, предпочтениях, идеалах и проч. К тому же общественное музыкальное сознание, как и индивидуальное, находится в постоянном движении, динамике, в процессе внутренней и внешней трансформации. Сознание, полагал А.Н. Леонтьев, "нужно рассматривать в его изменении и развитии, его существенных зависимостях от образа жизни людей, который определяется наличными общественными отношениями и тем местом, которое занимает данный человек в этих отношениях". При этом, добавлял ученый нужно подходить к развитию сознания как к "процессу качественных изменений. Ведь если сами общественные условия бытия людей развиваются не в порядке только количественных изменений а путем качественных изменений, то ясно, что и их психика, и: сознание изменяются в ходе общественно-исторического развития также качественно"1.

Музыкальное сознание нельзя рассматривать в отрыве от ТОЙ системы, частью которого оно является, т.е. вычленять его из художественно-эстетического сознания общества на данном этап

282

становления и развития последнего. Реальность такова, что на сегодняшний день музыкальное сознание есть один из центральных, ведущих компонентов той сложно организованной и противоречивой культурной среды ("эписистемы", по Ж. Пиаже), того социокультурного конгломерата, который характерен для России конца XX - начала XXI в.

Не будет преувеличением сказать, что музыкальное сознание наших современников насыщено и перенасыщено сегодня самой разнообразной звуковой информацией. Естественно, это влияет на общественное музыкальное сознание, будоражит и интенсифицирует его, причем не всегда в позитивном плане. "Тотальное омузыкаливание повседневной жизни обесценивает музыку, лишает ее былого значения - культового, обрядового, празднично-поэтического, "медальонно-концертного". Из кратковременного и потому особенно ценимого элемента человеческой жизни музыкальное звучание становится ее фоном, к которому привыкают в такой степени, что перестают слышать..."1

Обилие звуковой информации, назойливое внедрение ее в слуховое сознание человека - это одна сторона современного музыкального обихода. Другая сторона - пестрота, мозаичность, калейдоскопическое (чтобы не сказать - хаотичное) разнообразие элементов, входящих в звуковые потоки, которые обрушиваются с разных сторон на современного человека. Услышать ныне можно что угодно, где угодно и когда угодно. Если исходить из определения С.Л. Рубинштейна, согласно которому "сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя"2, то границы этого сознания простираются ныне от так называемого музыкального "поп-арта" до искусства бардов, от эстрадно-танцевальных шлягеров до изысков композиторов-экспериментаторов, от музыкальной классики до сохранившихся еще кое-где образцов музыкального фольклора. Разброс вкусов, влечений, пристрастий, аксиологических ориентиров, о чем уже упоминалось выше, - отличительная особенность нынешнего музыкального быта и формирующегося в его недрах музыкального сознания. Тенденции такого рода все более сближают российское общество с западной музыкальной культурой, уводя его от тех художественно-эстетических традиций, которые казались незыблемыми еще несколько десятилетий назад.

Впрочем, музыка обладает свойством не только разъединять, разводить по "разные стороны баррикад", но и объединять, сближать людей. В пределах каждой отдельно взятой национальной и социокультурной группы музыка эмоционально соединяет, сплачивает людей, служит для них неким общим знаменателем, облегчая

283

общение, взаимопонимание, межличностные контакты. Однако это особая тема, непосредственно ведущая в сторону музыкальной социологии, в рамках которой она и должна рассматриваться, в психолого-педагогическом аспекте более важным представляется то, что связано с музыкальным сознанием каждого отдельно взятого индивида, точнее, с процессами формирования и развития этого сознания.

284


1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - С. 283.
1 См.: Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996. - С. 205 - 206.
2 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С. 275.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.