ГЛАВА 1
ЛИЧНОСТЬ

§ 1. Личность, индивидуальность.
Художественно-творческая деятельность

Существует ряд определений категории "личность", предлагаемых философами, педагогами и психологами, социологами и др. При всех различиях в этих определениях, что объясняется неодинаковыми подходами со стороны представителей разных наук, общим в них является то, что личностью называют обычно субъекта социальных взаимосвязей и отношений, основные качества которого формируются в совместной, "ансамблевой" деятельности с другими людьми; причем подобная деятельность осуществляется как в собственных ("личных") интересах субъекта, так и в интересах социума. Гармония как сбалансированность интересов и устремлений ("Я-для-себя" и "Я-для-других") является отличительной чертой личности. Именно эта гармония и разумная упорядоченность мотивационных ориентиров и обусловливает выбор человеком "жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя"1.

Человек становится личностью благодаря самосознанию и целенаправленной, последовательной, разумно организованной деятельности, которая отличает его от представителей животного мира, предписывая ему свободно и осознанно подчинять свои действия "нравственному императиву" (И.Кант). Именно формирование и коррекция самосознания человека - в соответствии с социальными и индивидуально выработанными идеалами - и является стратегической задачей современной педагогики, ее социо-генетических и персоногенетических ответвлений.

Нередко смешивают близкие, родственные, но отнюдь не идентичные понятия - "личность" и "индивидуальность", употребляют их в качестве синонимов, что, строго говоря, неправомерно. Индивидуальность - то, что отличает данного конкретного человека от

6

других людей. Это совокупность единичных, неповторимых признаков, проявляющихся: в особенностях темперамента; в специфике перцептивных процессов; в структуре и степени выраженности различных способностей; в характерологических качествах и свойствах, присущих - подобно дактилоскопическому узору - тому или иному человеку (индивиду) и никому другому. Иными словами, индивидуальность - это "система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего многообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеобразным"1.

Как правило, индивидуальность обнаруживает себя достаточно рано. Обычно контуры ее просматриваются еще в детстве, проясняясь и обретая рельефность по мере взросления индивида, т.е. развертывания и реализации соответствующих генетических программ в онтогенезе. В дальнейшем, при вступлении юношей и девушек в трудовую деятельность (включая и учебу), индивидуальность накладывает свой уникальный отпечаток на эту деятельность, определяя ее внешний и внутренний облик, ее конфигурацию. В художественно-творческих видах деятельности - на музыкальных и литературных конкурсах, на вернисажах молодых живописцев, на кинофестивалях и смотрах театральной молодежи - обычно заявляет о себе немало ярких и интересных индивидуальностей. В то же время далеко не всем из них удается трансформироваться в дальнейшем в столь же яркие и интересные личности.

Будучи категорией многогранной, личность как бы обобщает, вбирает в себя различные блоки, подструктуры, параметры (социогенетические, персоногенетические и др.), давая возможность рассматривать ее с различных точек зрения и в различных ракурсах. Обычно к личностям относят прежде всего субъектов общественных отношений, для деятельности которых характерна включенность в многообразные социальные связи и контакты, ориентация на социально значимые нормы и установки. Примечательно, что подобная трактовка категории "личность" встречается с достаточно давних времен; так, еще Вл. Соловьев отмечал, что человек, пытающийся изолироваться от общества ("себе-довлеющий" человек), не более чем "химера": "отнимите у действительной человеческой личности все то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными или собирательными целями, и вы получите животную особь... Общественность не есть привходящее условие личной жизни, а заключается в самом определении личности, которая по существу своему есть сила разумно-познающая и нравственно действующая, а то и другое возможно только в образе бытия общественном"2.

7

Такой подход получил акцентированное, подчас даже одностороннее выражение в трудах ученых (философов, психологов, социологов и др.), определявших стратегическую направленность советской науки с начала тридцатых и вплоть до середины восьмидесятых годов прошлого столетия. В русле доминировавшей в СССР марксистско-ленинской концепции принято было интерпретировать основные качества и свойства личности прежде всего как социально детерминированные элементы, рассматривать их главным образом сквозь призму актуально общественных связей и отношений.

За последние два-три десятилетия подходы к проблеме личности в российской науке стали более сбалансированными, системно разветвленными. К числу атрибутивных качеств и свойств личности относят внешнюю и внутреннюю активность; установку на возможное расширение и содержательное обогащение своей деятельности; далее - направленность человека, понимаемую как совокупность потребностей, влечений, интересов, убеждений и т.д.

Важной характеристикой личности является устойчивая, сформировавшаяся "Я-концепция", т.е. развитое самосознание человека, определившегося в основном в своих мотивационно-смысловых приоритетах, аксиологических ориентирах, в своем отношении к "ближнему" и "дальнему" окружению, к миру и самому себе.

Симптоматична для современной трактовки личности реставрация взглядов тех отечественных мыслителей, которые указывали на духовную природу личности, понимая под этим одухотворенность внутреннего мира человека, наполненность его высокими гуманистическими устремлениями, свободу от мертвящих штампов и стереотипов, приобщенность к христианским морально-этическим ценностям (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов, В. Зеньковский и др.). Одновременно подчеркивается, что личность - субстанция лабильная, динамичная, меняющаяся. Имея в качестве главных своих источников наследственность и окружающую среду, она пребывает в постоянном движении, онтогенетическом становлении и развитии, в ходе которого преображается, обогащается, трансформируется, обретает новые качества и свойства, углубляет и расширяет творческий потенциал. Присваивая и ассимилируя общественный опыт, одновременно осмысливая свой собственный, человек переплавляет весь этот разнородный материал в горниле своего Я, чем и обеспечивается его внутренний (духовный, профессиональный) рост, его самодвижение и самореализация. Важен и такой момент: соприкасаясь с внешней средой, воздействуя на нее, личность одновременно воздействует и на самое себя - преображая, она сама преображается. Процесс в данном случае имеет двусторонний характер, что принципиально важно и в теоретическом, и в практическом отношении.

8

Короче, как гласит широко известный афоризм - индивидуальностью рождаются, личностью становятся (либо не становятся в силу тех или иных неблагоприятных обстоятельств).

В художественно-творческих видах деятельности роль личности исключительно велика. Можно утверждать, что здесь она более значима, нежели, скажем, в научно-исследовательской деятельности.

Разумеется, и искусство, и наука, будучи основными видами творческой деятельности человека, предъявляют принципиально одинаковые требования к индивидуально-личностным, характерологическим качествам человека - его природной одаренности, широте кругозора, свободе и незаштампованности мышления, целеустремленности, работоспособности и т.д. При всем том роль персонально-личностных качеств людей, занимающихся наукой и искусством, во многом неодинакова - заметнее во втором случае и менее заметна в первом. И суть тут прежде всего в самой природе и специфике этих различных творческих сфер.

Известно, что наука - это логично и последовательно развивающийся процесс, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: одно вытекает из другого и одновременно служит предпосылкой для последующего. Так - внутри отдельных отраслей и родов знаний, так - в мире науки в целом. Не сделай, предположим, ученый X какого-то открытия, оно непременно было бы сделано кем-то другим. Ибо это открытие, если оно сколько-нибудь существенно, представляло бы собой объективную закономерность в общей эволюции научного знания: шаг, которого нельзя было бы не сделать, идя вперед; звено, в отсутствие которого не связывалась бы вся цепь. Действительно, коль скоро знаменитая теорема Пифагора не была бы доказана именно этим выдающимся представителем античной науки, ее доказал бы кто-либо иной. Пусть в другом месте, но вопрос о квадратах гипотенузы и катетов треугольника нашел бы в конечном счете свое решение. Не Ньютон, так еще кто-нибудь, с большей или меньшей отсрочкой, открыл бы закон всемирного тяготения; не Фарадей, так кто-нибудь из его безымянных коллег во Франции, Италии или России описал бы явления электромагнитной индукции и т.д. и т.п. Нельзя обойти в поступательном движении науки - или заменить чем-то подобным, более или менее схожим, - ни одного принципиально важного открытия, не говоря уже об эпохальных, типа периодической системы элементов или теории относительности.

Иное дело - искусство. Разумеется, и оно, если судить с позиций историзма, представляет собой единый, слитный, последовательно развертывающийся процесс. И тут все построено на прочных внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях. И все же факт остается фактом: не напиши, скажем, Моцарт "Дон Жуана" или "Свадьбы Фигаро", этого не сделал бы за него никто другой. Этих произведений просто не оказалось бы в сокровищнице мировой

9

музыки, как не существовало бы "Евгения Онегина", не будь гения Пушкина, как не было бы "Моны Лизы", не родись в 1452 г. в Италии Леонардо да Винчи, и т.д. Возможно где-то, когда-то волей случая по-иному сложился бы причудливо-изменчивый калейдоскоп жизненных обстоятельств - причин и следствий, человеческих и творческих судеб. Тогда, может быть, появились бы на свет другие шедевры искусства. Другие - но не эти; здесь суть дела. Ибо в произведении искусства всегда растворена конкретная личность того, кто его создал, что и отличает художественный шедевр от абстрактной научной закономерности; что и делает единственным в своем роде, неповторимым каждый такой шедевр, каждое значительное явление в искусстве.

М.С. Каган заметил: "Известный принцип "Незаменимых людей нет" верен по отношению ко всем областям деятельности, кроме художественно-творческой. В самом деле, практика доказала, что рабочего, инженера, врача, организатора, спортсмена, ученого может с большим или меньшим успехом заменить другой, столь же квалифицированный представитель данной профессии. Болезнь или смерть слесаря, начальника цеха, директора завода, хирурга не приостанавливает процесса производства или лечения больных. Даже в сфере науки - этой тончайшей и сложнейшей духовной деятельности человека, в которой особенно велика роль индивидуальной одаренности, - личность ученого является в конечном счете заменимой... Художник в своем творчестве поистине незаменим - никто другой не сделает за него того, что способен сделать лишь он сам. Всякое подлинно художественное произведение столь же неповторимо и незаменимо, как личность его творца, как человеческая жизнь вообще"1.

Примерно то же можно сказать о педагогической деятельности и личности учителя (не случайно так часто проводятся аналогии и параллели между педагогикой и искусством). Личность педагога так же неповторима и незаменима в процессе реального общения с учащейся молодежью, как незаменима личность музыканта (живописца, актера, литератора и т.д.) в его профессиональной деятельности.

10


1 Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1. - С. 522.
1 Климов Е.А. Общая психология. - М., 1999. - С. 370.
2 Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. - М., 1990. - Т. 1. - С. 283.
1 Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л., 1971. - С. 414 - 415.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.