§ 8. Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. Познавательно-аксиологическая функция музыки

Одна из главных проблем, определяющих существование и развитие общества, - каким образом, какими средствами и способами старшие поколения могут передавать новым поколениям людей

279

все, что накоплено за предыдущие периоды времени, - опыт чувственных и умственных взаимодействий с миром (миром природы и миром людей), выработанные в практических делах знания, умения, навыки, сотворенные ценности, наработанные в творчестве образные языки и системы образных представлений, утвердившиеся в практике людей нормы, эталоны и идеалы, способы волевой закалки и многое другое, без чего невозможно себе представить движение жизни. Изначально, т.е. с момента своего возникновения, человек, особое природное существо, наделенное таким родовым качеством, как бесконечное и никогда не удовлетворяемое в полной мере стремление к совершенству, гармонии и красоте, почувствовав это стремление в себе, столь же неумолимо испытал желание пробудить его в своих детях. Отсюда, можно предположить, и родились такие специфические, изначально гуманистические способы жизнедеятельности человека, которые гораздо позже были названы педагогически-воспитательными. Эти способы жизнедеятельности на первых стадиях становления человечества выполнялись всеми членами социума по отношению к новым поколениям. И строились они на естественно накапливаемом опыте взаимодействия людей с окружающим миром и на опыте взаимоотношений между членами социума.

В этом опыте естественного становления социальной жизни человек использовал все то, что он, видимо, освоил и оценил как благо - пусть даже по самым примитивным представлениям; в первую очередь это были звуки, цвета, свето-теневые, пластические, объемные, силуэтные и им подобные отношения в природе. Позже все названные и многие неназванные природные отношения - опять-таки базирующиеся на жизненном опыте - выстраивались в определенную иерархию на основе значимости каждого из видов отношений для жизнедеятельности людей и их роли в подготовке к жизни новых поколений. Может быть, именно поэтому А.Ф. Лосев - а до него практически все философы oт древности до наших дней - ставил звуковую реальность, а потом и музыку на первое место в процессе развития человечества. Сама музыка представлялась Лосеву как "чистое становление" и "философское откровение", а музыкальное переживание для любого человека "становится как бы... самим бытием во всей жизненности его проявлений". Само музыкальное переживание рассматривается ученым как "становящееся музыкальное познание". Следовательно, и становление новых поколений людей целесообразно рас сматривать, согласно концепции Лосева, через призму освоенной звучащей и гармонизированной стихии, в которой музыкальное бытие каждого человеческого индивида предстает как "план глубинное слияния субъектного и объектного бытия"1.

280

Возникает естественный вопрос: мог ли еще древний человек интуитивно почувствовать эту огромную силу музыки, организующую человеческое бытие (вместе с бытием природных объектов) в некое гармоническое и благотворно действующее на человека начало? Обнаружение археологами древнейших музыкальных инструментов, в том числе и флейты, возраст которой определен в 2,6 млн лет, дает основание утвердительно ответить на данный вопрос. А в дальнейшем мы уже из истории культуры, представленной в обобщающих трудах философов, знаем, что во всех самых древних культурах опора на музыку и другие искусства в вопросах становления, формирования, воспитания и развития новых поколений людей являлась фундаментальным основанием для создания социально управляемых систем обучения, воспитания и образования во всех без исключения обществах и государствах.

В настоящее время можно считать общепризнанным, что человек живет больше в мире чувств, нежели в мире разума; на этом сходятся как педагоги и психологи, так и представители других гуманитарных отраслей знания. А поскольку это так, музыка и есть то искусство, которое предоставляет человеческому духу возможность постоянной и интенсивной внутренней жизни. Музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей, в которых - как в древности, так и в наши дни - наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром, собственно, и состоит жизнь. Так же, как в живописи изображение на полотне обретает вечную жизнь, так и музыкальное выражение чувств и эмоций, пережитого человеком опыта чувственных взаимодействий с миром обретает право на вечное существование. Причина этого в том, что в тончайших, душевных взаимоотношениях, в чувственной сфере человека кроется глубокое интуитивное знание, благодаря которому он точнее и эффективнее воспринимает природу и окружающих его людей. Недаром в древних философских учениях интуитивно-врожденное (т.е. переданное человеку по наследству, можно сказать, по социальному наследованию) знание почиталось высшим знанием. И именно с его помощью только и мог человек постичь сущность музыки.

Впрочем, это уже иная тема, и рассмотрение ее заслуживает специального разговора. А потому вернемся вновь к уже затрагивавшейся ранее проблематике, связанной с общественным музыкальным сознанием и его принципиально важными параметрами. Теперь, после поочередного и фактически раздельного рассмотрения общественного и индивидуально-личностного сознания, пришло время синтезировать сказанное и поставить вопрос: что же представляет собой музыкальное сознание в его культурологических и социально-психологических аспектах?

281


1 Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990. - С. 244.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.