Существует определенная взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности человека. Отражение этой взаимозависимости можно видеть в законе личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, одном из наиболее важных конструктов акмеологии.
Наукой установлено, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают противоречия. Основным из них является противоречие между способностями, одаренностью личности,
333
мотивацией достижений - и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения человека. Возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности и др. личность разрешает, овладевая приемами и средствами ("алгоритмами") продуктивной деятельности, построения индивидуальных (авторских) программ профессионального роста, разработки и применения методов психологической поддержки (сопровождения).
Профессиональная пригодность к работе - это характеристика личности, отражающая не только возможности, но и стремление субъекта достигать высоких результатов при соответствующей подготовке и с приобретением опыта. Профессиональная пригодность не является жестко детерминированной характеристикой, имеет вероятностный характер и может изменяться в процессе личностно-профессионального развития.
В процессе личностно-профессионального развития изменяются диалектические связи: личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоятельность и автономность (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Л.И. Катаева). Индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития. В результате изменяется и образ Я личности. При этом основными психологическими механизмами формирования адекватного образа Я служат проявление личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальная адаптированность, стремление к профессиональному мастерству. Диалектический синтез активной и рефлексивной сторон профессионального самоопределения у каждого человека обеспечивает успех профессиональной карьеры, социальную защищенность в условиях рыночных отношений.
В процессе личностно-профессионального развития происходит умножение личностного потенциала: эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие сложных частных способностей; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, дисциплинированности, нормативности поведения); развитие акмеологических инвариантов профессионализма (антиципации, саморегуляции, образной сферы, умения принимать решения).
Обобщенные и обоснованные критерии и показатели профессионализма и личностно-профессионального роста (В.М. Дьячков,
334
А.К. Маркова) позволяют определить, что профессионал - это личность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии и ориентированная на высокие достижения, гармонично сочетающая личные интересы и интересы общества.
Психолого-акмеологическая модель личностно-профессионального развития (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.М. Дьячков, А.А. Мироедов) включает две подструктуры - "развитие профессионализма личности" и "развитие профессионализма деятельности". В подструктуру "развитие профессионализма личности" входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия творческих решений); совершенствование стиля деятельности, формирование акмеологических инвариантов профессионализма; развитие некоторых личностно-деловых качеств (инициативы, организованности и др.), раскрытие потенциала личности; изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру "развитие профессионализма деятельности" входят: повышение профессиональной компетентности (расширение системы профессиональных знаний, повышение ауто- и социально-психологической компетенции), совершенствование системы профессиональных умений (освоение новых технических средств деятельности, новых информационных технологий, развитие коммуникативных умений).
Выявленные психолого-акмеологические условия и факторы личностно-профессионального развития позволяют оптимизировать этот процесс. Среди таких факторов: повышение престижа конкретного вида деятельности; повышение квалификации и уровня переподготовки специалистов (различные формы переподготовки, применение интенсивных методов, создание индивидуальных и авторских программ развития); совершенствование индивидуального стиля деятельности и др.
Из психологических факторов, препятствующих личностно-профессиональному развитию, отметим природой обусловленные ограничения, "размытость", нечеткость целей и мотивов их достижения, негативный морально-психологический климат в коллективе.
Особую значимость в умножении личностного потенциала имеет развитие психологической культуры профессионала. Психологическая культура - интегративная характеристика личности, представленная личностным конструктом "непрофессионал", которая интегрирует пять структурных (аксиологический, социальный, психологический, когнитивный, профессиональный) и пять функциональных (диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий, регулирующий) компонентов. Способы связи и закономерности их развития проявляются в качественных
335
изменениях профессионального самосознания, ценностных отношений, способностей творческой реализации в ответственных профессиональных позициях (педагога, информатора, лидера и др.). Процесс развития психологической культуры специалиста рассматривается с позиций акмеологии как процесс целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, профессионально-личностного саморазвития. Этот процесс невозможен без развитой системы представлений о самом себе в различных профессионально значимых позициях. Необходимо акцентировать внимание личности на развитии блока важнейших профессионально значимых качеств, формировать в процессе подготовки и профессионального совершенствования навыки самоуправления, приобретения опыта эффективных действий в нестандартных ситуациях, вырабатывать установку на взаимодействие с окружающей средой, а также установку на личностное самосовершенствование путем познания своих возможностей и правильной самооценки достигнутого профессионального мастерства.
336