Сказанное ранее позволяет сделать вывод, что уже в XX, а еще в большей степени в XXI в. обнаружилась тенденция "переброса"
327
всех (или почти всех) социальных процессов, противоречий, решений на индивидуальный уровень.
В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности в обществе не только признается сама личность как таковая, но и ее роль в противостоянии кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным, экономическим и культурологическим процессам, как условие прогресса, цивилизованности общества. Социальная и социокультурная ситуация из жестко заданной превратилась в неопределенную, непрограммируемую.
Перед личностью в жизни и профессии встали сложные проблемы, для которых нет готовых решений. Это в большей мере касается выпускников музыкальных учебных заведений, зачастую оказывающихся неподготовленными к тем условиям профессиональной деятельности, с которыми им приходится сталкиваться в реальной жизни.
Соотвествующим состоянию общества должен быть не только высококвалифицированный профессионал, но человек, способный действовать в условиях неопределенности, трудностей, риска, способный думать, маневрировать, сохраняя свое лицо, позицию, уверенность. Именно в столь острой социальной ситуации возникла акмеология как наука о ценности личности, о ее совершенствовании и способности оптимально осуществлять свою профессиональную деятельность, выполнять социальную роль, жить полноценной жизнью.
Современная акмеология - в ее психолого-педагогическом ракурсе - исходит из нескольких основополагающих принципов. Точнее всего было бы определить их как принципы детерминизма, обнаруживающиеся с наибольшей отчетливостью по следующим направлениям.
Первое заключается в том, что внутреннее сначала рассматривается в своем единстве с внешним и статическим, данным в настоящий момент, в стихийно или случайно сложившемся качестве. Акмеология выявляет внутреннее как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития, как будет показано далее, это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для интенсификации процесса развития, для конструктивного способа его осуществления. Иными словами, учащийся-музыкант должен владеть механизмами рефлексии, знать и понимать самого себя, что будет способствовать его личностно-профессиональной реализации.
Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом -
328
саморегуляция, самоорганизация (в отличие от чисто внешней регуляции процесса развития). Из сказанного естественным образом напрашивается вывод, что умение и навыки саморегуляции должны отрабатываться еще в стенах музыкального учебного заведения.
Третье - состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию, внутреннюю и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление скрытых, потенциальных возможностей.
Но внешнее акмеологическое содействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к личности как субъекту, т.е. строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий. Многолетний опыт манипуляторики, жесткого управления людьми, научения типа дрессуры, широко распространенной в частности в детских музыкальных школах, училищах и вузах искусств, давая часто оптимальный краткосрочный результат, еще никогда не приводил к продуктивности в сложных, не охваченных дрессурой ситуациях, в сфере самостоятельной деятельности людей.
Проблема гораздо сложнее: личность вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями, особенностями. Суть этого противоречия, решая которое личность и становится личностью, была раскрыта детально в трудах К А. Абульхановой-Славской, в частности в анализе принципа соотношения индивидуального и общественного1.
Но сегодня проблема социальной детерминации - особенно для акмеологии - состоит совсем в другом. Еще Б.Г. Ананьев, предвидя недалекое будущее, выдвинул идею необходимости подготавливать человека к жизни в разных ее проявлениях, а не только передать ему необходимую систему знаний2. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе, заключается не столько в определенности, сколько, напротив, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время - это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.
В современном обществе встала глобальная проблема поиска соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека. Эту проблему и призвана решать акмеология как новая наука о личности в сложных, противоречивых, изменяющихся
329
условиях. Идея совершенствования человека всегда присутствовала в учениях и мировоззрении передовых мыслителей (философов, педагогов, психологов и др.) даже в самые тяжелые социальные эпохи. Но в лице акмеологии эта гуманистическая идея нашла свой социальный спрос - она решает задачу совершенствования личности не по принципу искусства ради искусства, а ради укрепления ее жизненных сил, о чем пророчески писал Ананьев. Достижение вершин компетентности, профессионализма стало социальной необходимостью.
Итак, акмеология в ее понимании места личности в современном социуме ориентирована на самостоятельность деятельности личности, на ее ответственность, на личное гарантирование своего соответствия избранной профессии, социальной роли. Если прежнее понимание социальной детерминации заключалось в признании решающей роли внешних воздействий на личность, то теперешнее понимание ее - существенное для акмеологии - радикально преобразовано. Произошла своего рода "инверсия" (по выражению А.Н. Леонтьева) детерминационных зависимостей. Не социум действует на потребности, способности, психику и саму личность, а сама личность так использует свои способности, мотивацию, психические, энергетические ресурсы, чтобы оптимизировать свое соотношение с социумом, минимизировать несоответствие ему.
Ныне говорят о психическом обеспечении той или иной деятельности или жизнедеятельности в целом1. На первый взгляд это положение приходит в противоречие с "суверенностью", внутренней ценностью психики. Последняя выступает - как будто - как некоторое трудовое, профессиональное, жизненное "снаряжение". На самом деле, это и есть вытекающая из акмеологического понимания социальной детерминации центральная методологическая проблема. Ее суть и смысл - сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму.
Акмеология - это видно из сказанного выше - открывает возможность совершенствования как личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях. Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в современном обществе. Речь идет, иными словами, о процессе развития и саморазвития личности.
330
1
Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973. - С. 288.
2
Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М., 1976. - С. 313.
1
Подробнее об этом см.:
Деркан А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 2000.