§ 11. Через обогащение, одухотворение эмоций и чувств - к внутренней, духовной зрелости человека.
Эволюция вкусов и художественно-эстетических запросов в русле возрастных изменений личности

По-настоящему талантливая музыка не предполагает разделение слушателей на возрастные категории. Ей, как говорится, все возрасты покорны, ее воздействие на человеческие эмоции, чувства, настроения, образ мысли всегда благотворно. Это доказывается, в частности, хорошо известным фактом, что у большинства людей по мере взросления и духовного роста наблюдается тенденция возрастания интереса к "серьезной", классической музыке.

С возрастом человек постепенно отдает предпочтение более спокойным ритмам и уравновешенному эмоциональному тонусу, присущему в основном классической музыке, - не отказываясь совсем и от легкой музыки. Это можно объяснить и духовным созреванием личности, выработкой высокого художественно-эстетического вкуса, обусловливающего предпочтение музыки, которая дарит истинно духовное наслаждение. Взрослый человек оценивает свои чувства и мысли, погружаясь, как говорили в Древней Индии, в состояние раса. "Раса, - отмечает И.А. Герасимова, - не есть простая чувственная эмоция, а эмоция, преображенная в интуитивно-духовное состояние ума, именуемое "высшим блаженством". Оба состояния - логическое и эстетическое - оказываются тождественными глубинному смыслу, являясь лишь различными формами его выражения. Отсюда музыкальное понимание составляет лишь аспект глубинного внутреннего понимания"2.

Вряд ли найдется человек, испытавший душевное блаженство и не желающий испытать его заново. Именно на этом и зиждется характерный почти для каждого культурно развитого человека

65

переход от увлечения легкой, повседневной музыкой к музыке серьезной, "просветляющей" душу (В. Асафьев), наводящей на размышления о жизни, о себе, о пережитом, настоящем и будущем. Это относится ко всем видам искусства, т.е. ко всей художественно-эстетической жизни человека. Художественное и эстетическое чувство и вкус, возникнув и развившись под влиянием встреч с подлинно высокими образцами искусства, стимулируют интерес человека к искусству, духовной стороне своей жизни.

В процессе жизни человека его врожденные биоритмы претерпевают изменения. Поэтому отмеченный переход интереса человека от легкой, развлекательной музыки к музыке серьезной соответствует глубинным жизненным закономерностям. Более того, изменение самого музыкального ряда от дисгармонии к гармонии отвечает естественному стремлению человека достигнуть чувственно-гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Вполне логично заключить, что по мере взросления человека, обогащения жизненного опыта его духовные критерии меняются в сторону достижения все большего удовлетворения своим положением в мире. Стремление человека к красоте служит стимулом для реализации им потенций самосовершенствования, гармонизации своего внутреннего мира с миром внешним. Только так могут быть раскрыты высшие творческие начала человека.

Достигнув состояния способности творить прекрасное, человек уже руководствуется не только и не столько разумом, сколько творческой волей, которая гармонично сочетает его эмоционально-чувственный настрой и интеллектуальную мощь. Только в этом состоянии личность обретает свободу действий. Человек начинает творить, руководствуясь своими высшими устремлениями, и этот творимый им мир, разумеется, будет нести отпечаток его душевных устремлений. А музыка и есть, отмечал А.Ф. Лосев, движение души, выраженное в движении мелодии, интонационном строе музыкального ряда. И.А. Герасимова безусловно права, говоря, что "душа, настроенная на космический лад, способна улавливать ритмы Вселенской гармонии и созерцать сущность вещей земного плана, об этом свидетельствуют все древнейшие учения"1.

Что касается музыкальных предпочтений, то в этом вопросе так же, как и в религиозных верованиях, надо предоставить каждому человеку свободу выбора. Ведь любой запрет приводит к прямо противоположным результатам, ибо "запретный плод сладок". Споры о том, какая музыка лучше, идут постоянно: одни предлагают запретить молодежную музыку вообще и готовы насильственно навязывать современникам только классическую музыку; другие, наоборот, утверждают, что только в молодежной музыке есть

66

жизнь, которая отсутствует в классической музыке; третьи предлагают убрать из классики оперную и балетную музыку; четвертые ратуют за хард-рок и хеви-металл, и т.д.

Еще Платон в "Законах" утопически предписывал древним грекам, какие песни и какую музыку можно или нельзя использовать в воспитании подрастающих поколений, какие песни возбуждают воинственный дух, укрепляют мужество и волю, а какие расслабляют человека, делают его изнеженным. И в наши дни находятся "законотворцы" от музыки, культуры, которые занимают по существу ту же утопическую позицию, хотя Платона можно понять: он жил в то время, когда многих наук, предметом изучения которых был бы человек, еще не существовало.

Самым важным и самым эффективным фактором подготовки новых поколений людей к творчески-созидательной жизни является обеспечение условий свободного, непринужденного, добровольного вхождения молодого человека в культуру, цивилизацию. Насчитывается множество способов создания условий свободного развития личности, и все они исключают насильственное погружение в арсенал духовных богатств человечества.

Это отнюдь не означает, что надо все пустить на самотек, отдать во власть стихии, - это означает только, что окружающие ребенка взрослые - родители и педагоги - должны умело изменять духовную, нравственную атмосферу, в которой он формируется, обучается, воспитывается, получает образование. Если в обществе будет создано слуховое пространство, вбирающее в себя разнообразные ритмы, мелодические, интонационные образования, можно рассчитывать на то, что растущий индивид будет естественно и закономерно переходить с одного уровня на другой, т.е. менять свои предпочтения в соответствии с движениями своей души. Конечно, кто-то из молодых людей может остановиться на той или иной ступени своего развития - тогда ему потребуются какие-то дополнительные усилия, соответствующие его индивидуальным особенностям, но ни в коем случае не за счет ломки индивидуальности, насильственного принуждения - это чревато психологическим срывом, последствия которого могут быть непредсказуемы.

67


2 Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. - 1995.-№6. - С. 91.
1 Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 91.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.