В настоящее время специалистами в области гуманитарного знания (философами, педагогами, психологами, социологами и др.) определено - на теоретическом уровне, разумеется, - три типа образования. Одно из них может быть названо образованием внешним, поскольку направлено на обеспечение господства человека над внешним миром, над окружающей его средой (чаще всего внешнее образование выявляет себя в специальном профессиональном образовании). Другой тип образования является сущностным
263
и нацелен прежде всего на развитие абсолютно каждым человеком своего Я, своей сущности на основе природной одаренности. Наконец, третий тип образования определялся некоторыми мыслителями конца XIX - первой половины XX в. как образование "ради спасения"1: то, что его направленность сопряжена с духовными ценностями в человеке, явствует уже из его названия.
Первый тип образования в значительной мере способствовал тому, что человечество вошло в полосу глубокого, затяжного кризиса, ставшего логическим результатом одного лишь рационального стремления человека к господству над природой ради достижения максимальной выгоды для себя.
Что касается сущностного образования, то одним из наиболее ярких его представителей был, как известно, И.В. Гёте, имевший многочисленных последователей, которые так и не сумели продвинуться далее намеченных им философско-образовательных рубежей.
Образование "ради спасения", ориентирующее человека на постижение подлинных духовных ценностей, на высшие формы любви, на приоритеты духовного над витальным (М. Шелер), на "прокладывание путей общечеловеческой коммуникации" (К. Ясперс), является пока что делом сугубо индивидуального выбора и практически не имеет ничего общего с государственной системой воспитания и образования.
Речь далее пойдет о первом, "внешнем типе образования", доминирующем в современном мире.
Если проследить в этом плане за российской системой образования, то нетрудно видеть, что с момента своего утверждения при Петре I, она была сориентирована на знания во имя господства над внешним миром. Петр был поставлен перед историческим выбором: либо оставлять Россию страной патриархального быта и земледельческой культуры, либо пойти по пути складывающейся европейской цивилизации. Поэтому и создание системы светского образования началось в петровской России с создания навигационной школы, затем артиллерийской школы, кадетского корпуса, морской академии и других учебных заведений военного либо промышленно-прикладного назначения. Предметы же гуманитарного свойства в те времена (да и позднее) не преподавались в качестве учебных дисциплин во всех этих структурах. Царскосельский лицей пушкинских времен был исключительным явлением в этом ряду: в нем поощрялось гуманитарное образование, опиравшееся на все виды искусства и ориентированное на развитие природных дарований
264
всех без исключения воспитанников лицея. Не потому ли практически все сокурсники А. С. Пушкина стали выдающимися личностями, блистательно проявившими себя в различных видах общественной деятельности? Примечателен тот факт, что в конце XX в. именно Царскосельский лицей был признан американскими исследователями самым совершенным учебным заведением за всю историю существования образовательных учреждений на планете.
Лицей, повторим, был исключением из правил, установленных в российском образовании; в целом же влияние гуманитарных знаний на общественное сознание, в частности знаний из области художественной культуры и искусства, было крайне невелико.
Одним из немногочисленных "ответвлений" сущностного образования можно рассматривать музыкальное образование, недооценивать его роль и значение в России XVIII-XX вв, было бы неверным. Заметное место в этой системе занимала русская православная церковь. К пению в церковных хорах привлекалось большинство учащихся церковно-приходских и светских школ. Не преследуя специальных художественно-образовательных целей, занятия хоровым пением с детства вовлекали русского человека в активную культурную жизнь, не лишенную определенного духовного содержания. В принципе эту благородную деятельность церкви можно рассматривать в качестве одного из генетических истоков музыкального воспитания и образования в России. Если же к этому добавить, что еще в XII в. народные праздники и обряды сопровождались игрой на музыкальных инструментах (гуслях, ударных и др.), то можно смело говорить о зарождении на Руси музыкального воспитания, причем значительной части ее населения.
Вообще, независимо от того, существовали или нет в любую эпоху и в любом социуме организованные системы художественного воспитания и образования, невозможно себе представить жизнь какого-либо этноса без музыкального сопровождения обрядов, празднеств, ритуальных мероприятий и проч. Следовательно, можно утверждать, что музыкальное воспитание как социальное явление есть естественная форма становления и культурного развития новых поколений в каждом исторически устойчивом этносе. Формирующееся в этих условиях музыкальное сознание, будучи - наряду с религиозным, нравственным и др. - одной из важных "составляющих" общественного сознания, не только отражает бытие этноса, но и активно содействует его общекультурному становлению и росту.
Нельзя забывать и о том, что в России издавна существовало домашнее образование, в котором значительное внимание уделялось музыке. Популярными были музыкальные собрания и салоны,
265
способствовавшие общехудожественному развитию верхушки русского общества.
Приобщение к музыке, входившее составной частью в домашнее образование, осуществлялось через изучение нотной грамоты, обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано, арфа, гитара, скрипка и др.). Большое место в домашнем музыкальном воспитании занимало и пение, а также обучение бальным танцам.
Общественное значение домашнего музыкального воспитания и образования возрастало в связи с тем, что в его орбиту нередко попадали наиболее даровитые выходцы из низших сословий: как известно, при богатых помещичьих усадьбах из крепостных музыкантов составлялись домашние оркестры, хоровые коллективы, театральные труппы, подготавливавшие почву для возникновения в стране профессионального музыкального искусства. То, что процессы формирования музыкального сознания в российском обществе подспудно набирали силу, - исторический факт, который нельзя сбрасывать со счетов.
И все же музыкальному искусству и, соответственно, связанному с ним музыкальному образованию дольше других видов искусства не удавалось обрести в Российской империи статус государственной образовательной системы, хотя в некоторых европейских странах (Италии, Франции, а потом и Пруссии) музыкальные школы и консерватории появились еще в XVI - XVII вв., а к XVIII в. в недрах европейской цивилизации четко обозначилось понимание того, что для ускорения процесса формирования духовной культуры общества государство обязано заботиться о создании соответствующих учебно-образовательных структур, поддерживать усилия общества, направленные на создание эффективной системы художественно-эстетического воспитания и образования. (Стоит напомнить о том, что еще Платон, разрабатывая теорию создания "идеального государства", задолго до нашей эры предусматривал организацию системы музыкального воспитания и образования как необходимую для "достойного воспитания" граждан, для восприятия ими идей Красоты и Блага.) В России же первые консерватории в Петербурге и Москве создавались не стараниями государственных чиновников и не на государственные средства, а усилиями двух выдающихся музыкантов и общественных деятелей - Антона и Николая Рубинштейнов. Да и в последующие десятилетия музыкальные учебные заведения (консерватории, училища) возникали в российских столицах и на периферии не по инициативе государства и не с его помощью, а благодаря стараниям и энтузиазму многочисленных и безвестных ныне меценатов, считавших своим долгом поддерживать русскую национальную музыкальную культуру.
266
1
См.:
Шелер М. Формы знания и образование // Избр. произв. - М., 1994;
Ясперс К. Духовная ситуация времени. Смысл и назначение истории. - М., 1991.