§ 9. Уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости личности. Акмеологический подход

Принцип развития в психологии является многогранным, в силу чего он уже перерос в специальную область психологического знания. Он раскрывает фило- и онтогенетические особенности развития: и соотношение индивида с данным обществом на разных этапах жизненного пути, и возрастные этапы развития личности.

Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет в виду исследование таких закономерностей, которые конкретизируют принцип развития. Эта конкретизация предполагает следующее:

  • понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню, "движения по восходящей" (С.Л. Рубинштейн);
  • признание субъектного характера развития;
  • осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом;
  • принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития;
  • развитие рассматривается в акмеологии как развитие на жизненном пути (не только в онтогенезе) и в деятельности - акмеология через личность впервые устанавливает связь развития личности в жизненном пути и профессии;
  • акмеология, учитывая соотношение потенциального и актуального в развитии личности, нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;
  • акмеология не сопоставляет последовательные стадии, а выявляет наличную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой.

Суть развития для акмеологии - в отличие от проблем психологии развития, возрастной, педагогической и др. - воплощается в качестве и обозначающем его понятии культуры.

Философская традиция рассматривает проблему личности и культуры как усвоение личностью культуры, с одной стороны, и творческое создание личностью таких образцов, которые затем по своей специальной значимости становятся достоянием человеческой культуры, с другой. Но о культуре личности, как правило, говорится в сугубо житейском плане, как о культуре поведения. Тем самым как бы признается, что личность должна включаться в культуру человечества, действовать на ее основе и даже создавать новые культурные образцы, но о культуре личности в сущностном смысле речи нет. Личность либо осваивает, либо творит культуру, но в чем состоит ее собственное преобразование в том и другом случае, - вопрос не ставится.

330

Поскольку системообразующим основанием акмеологии является личность, то необходимо ставить проблему культуры личности как результат ее развития и как результат способа ее жизнедеятельности1. Поставив проблему как таковую, исследователь дает ее емкую и детализированную конкретизацию: он включает в определение культурной личности ее образовательные, квалификационные параметры, способность к использованию научно-технических достижений, а также собственное отношение к духовной культуре, степень активности собственной инновационной деятельности, систему ее мотиваций, затрат и избирательность, связанную со смысловыми, содержательными качественными значениями индивидуального способа деятельности.

Наиболее существенное в данной постановке вопроса - соотнесение личности как достигшей уровня культуры с современными техническими, социальными, профессиональными условиями жизнедеятельности, в отличие от многочисленных подходов к личности как творцу, вносящему свой вклад в культуру, чем ограничивалась вторая сторона проблемы "личность-культура" (первая - усвоение культуры, вторая - творческий вклад в культуру отдельных выдающихся личностей). Таким образом оказалось заполнено совершенно пустое проблемное пространство культурного функционирования преобладающей массы людей в современном обществе в дополнение к проблеме повседневного функционирования личности. Утвердившийся в свое время тезис усвоения личностью культуры не был существенно конкретизирован: как, на каком уровне культуры функционирует усвоившая ее личность, каковы предъявляемые к ней в этом плане требования общества и каковы ее возможности, изменившиеся на основе культуры. Применительно к советскому обществу не раз отмечалась его высокая образованность. Но она находилась в противоречии с различными данными, свидетельствующими о низкой культуре и производительности труда. Значит, образованность не трансформировалась в качество компетентности, профессионализма личности.

Второй принципиальный момент, раскрываемый исследователем в его определении культуры личности, заключается в объяснении того, что культура становится не просто способом деятельности, заимствованным опытом и т.д., а новым качеством, новообразованием личности. Особенно рельефно это показано в результате введения понятия "цивилизованная природность", поскольку оно раскрывает субстанциональный внутренний характер культуры, цивилизованности. Культурная (или цивилизованная) личность имеет иную мотивацию, иные притязания, иные критерии

331

удовлетворенности, чем стоящая на низком культурном уровне. И наконец, как говорилось выше, происходит полная перестройка личностной организации. За основу рассмотрения акмеология берет не личность в ее общепсихологическом изображении как систему характера, сознания, чувств, потребностей, способностей, а систему личности как субъекта деятельности (труда, профессии, творчества и жизнедеятельности в целом), который "распоряжается" не только своими психическими способностями (и личностными качествами), но и волей, характером для решения жизненных и профессиональных задач на достигнутом им уровне внутреннего согласования и совершенства этих задач.

С точки зрения акмеологии критерием культуры личности становится оптимальность и конструктивность ее собственного самовыражения, самореализации и того способа социальной профессиональной деятельности, которым она осуществляет эту деятельность, - все это концентрируется в емком и многоаспектном понятии "зрелость".

Одним из основных понятий, с которых собственно и началось становление акмеологии, было понятие "акме" как вершины жизни, развития личности. В плане методологическом очень важно, чтобы акмеология не превратилась только в психологию творчества, великих свершений и открытий как систему биографических описаний жизненных вершин выдающихся людей. Акмеология за период своего становления и институционализации показала, что речь должна идти об уровне культуры любой личности, о необходимости содействия ей в достижении все более высоких уровней, и не только о "пиках" жизненного пути, но и пролонгированной способности личности жить и действовать в соответствии со своей цивилизованностью. Этим снимается взгляд на акмеологию как на экзотическое знание и раскрывается ее приложимость, актуальность практически для всех сфер жизни общества - профессиональной, гражданской, нравственной.

332


1 См.: Деркач А.Л., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). - М., 1993. - С. 156.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.