Человека нельзя уговорить и тем более заставить быть специалистом в той или иной области, скажем, быть учителем музыки. Расхожее выражение С.Л. Рубинштейна о том, что личность в деятельности и проявляется, и формируется, отнюдь не так просто в практической реализации, потому хотя бы, что деятельность психологически, реально невозможна, немыслима без соответствующих потребностей, мотивов, смыслов, переживаний. Но всему последнему невозможно обучить, научить, натаскать, ибо оно воспитуемо. Все это принадлежит индивидуальному, личностному сознанию, несущему в себе уникальное отношение субъективного и объективного. Но и воспитание как изменение такого отношения, как изменение субъективного смысла (А.Н. Леонтьев) немыслимо вне соответствующей предметной деятельности самого субъекта воспитания, вне конкретной социальной ситуации действования. Потому нам представляется, в частности, что еще в период обучения студенту необходимо не практиковаться в школе, а реально там работать. Только в таком труде возможно формирование адекватной, действующей внутренней мотивации, а это решающий шаг к оформлению соответствующей психологической готовности.
Нельзя умалчивать также об отрицательном влиянии на личностную мотивацию сугубо общественных условий. Проблема в том, что социальный и материальный статусы учительского труда резко не соответствуют объективной важности и трудности этой профессии. Современное общество немыслимо без высокой образованности, без культуры, но труд учителя, преподавателя, ученого в нашей стране не престижен, по крайней мере в материальном эквиваленте.
Нужно откровенно признать, наконец, что обеспечение явки выпускника педвуза на работу в школу не может быть заботой только Министерства образования. Это вопрос общегосударственный, экономический, политический, социально-психологический.
Нынешняя мировая цивилизация противоречива и неравномерна. Есть люди и государства, проектирующие и создающие, например, космические технологии, но есть целые страны, жители которых не знают о форме планеты Земля. Современная наука
325
устремлена в глубины мироздания, зачастую оставляя человека "бессильным перед стихией собственной внутренней жизни" (П.Я. Гальперин). На фоне пестрого изобилия идеологических, научных, мировоззренческих, религиозных и иных противостоящих конструкций не исчезает стремление человечества к вычленению неких универсальных, нравственных, "общечеловеческих ценностей". К их числу, несомненно, относится образование человека как обязательное условие его существования, функционирования, самого очеловечивания. Но на уровне реальном, практическом образование - это задача вначале общегосударственная, социальная, экономическая и политическая, а только затем - педагогическая и психологическая. Некорректно, к примеру, вести развернутую и конструктивную дискуссию о "реформе" или "модернизации" системы образования, если нечетко сформулированы цели переустройства, нет анализа недостатков и достоинств существующего состояния, не просчитаны соответствующие финансовые затраты и возможности. Образование и его проблемы не существуют изолированно от Мира, от Человека, от многомерного пространства Жизни.
Потому многие, казалось бы, узкопрофессиональные психолого-педагогические вопросы приобретают достаточно широкое социальное, во всяком случае экономическое, содержание и звучание. Но значит и их решение должно быть комплексным, многоаспектным. Если, например, нет государственной гарантии заработной платы, необходимой для жизни, человек вынужден (и вправе) самостоятельно выбирать себе место работы. В таких условиях неуместны претензии к человеку, не пошедшему работать в школу, равно как и к вузу, его подготовившему. Во всяком случае, подобные претензии и упреки негуманны, недемократичны.
Обостряется давно известное противоречие: чем лучше подготовлен учитель-предметник (например, музыкант, историк, филолог, математик и т.п.), тем больше у него возможностей для выбора места работы (в том числе вне средней школы). Но по сути это означает высокое качество и выпускника, и определенную общеобразовательную престижность вуза. Теоретически возможно предложить таким педагогическим вузам пойти по пути ослабления требований к предметной подготовке выпускника, дабы он шел работать в школу как бы вынужденно. На наш взгляд, такой упрощенный подход к подготовке учителя, по меньшей мере, невежлив по отношению к личности как студента, так и преподавателя. Это означало бы лишение перспективы личностного и профессионального роста всех участников образовательного процесса, потерю фундаментальности, должной научности образования. В результате ослабеют не только (и не столько) педагогические вузы, сколько базовое среднее, а затем и государственное образование в целом.
326
Уникальные достижения, структуры, кадры, традиции отечественного педагогического образования отнюдь не заслуживают огульного перечеркивания и забвения. Конечно, современный социум требует качественного и порой существенного обновления сложившейся в ином обществе системы.
Следует признать, например, что многие праведные лозунги современной отечественной дидактики и педагогики должны быть психологически обоснованы, проверены, инструментально проработаны, т.е. реализованы на уровне живого, конкретного, единичного студента, преподавателя, реального факультета, вуза. В этом смысле роль научной психологии может и должна быть достаточно весомой, значимой, продуктивной. Для этого необходимо только принять к реализации довольно банальную истину: учится и учит всегда конкретный, реальный, живой человек - одушевленный носитель и исполнитель деятельности, знания, сознания, искусства, эмоции и т.д. В любом деле, в каждой профессии работает одушевленная, целостная личность, субъект, и учится не мозг, не мышление, не голос и не руки, а человек с помощью и посредством перечисленного. Значит, главное в образовании - это видеть, понимать, учитывать психику в целом, а не отдельные ее элементы по типу восприятия, памяти, моторики, внимания и т.д. Поэтому процесс обучения и воспитания должен воспроизводить, моделировать предстоящую целостную профессиональную деятельность, а не ее отдельные составляющие в виде, например, способностей, общения, профессиональных навыков и умений.
К тому же будущий учитель в период пятилетнего пребывания в институте не только учится, готовится к работе, но и просто живет. Значит, в процессе обучения человек стремится к удовлетворению как своих познавательных потребностей, так и множества других. Поэтому реально существующее учение является комплексной, полимотивированной деятельностью, что совершенно необходимо учитывать при ее грамотной современной организации. Образовательный процесс все более настоятельно требует профессионального психологического сопровождения и поддержки. Тогда обучение качественно преобразуется, психологизируется, гуманизируется и по существу перекрещивается с воспитанием, т.е. с реализацией основной функции образования человека.
327