§ 4. Музыка в фольклорных клубах. Начальные этапы приобщения к народно-музыкальному искусству

В настоящее время в ряде российских школ, гимназий, лицеев возникают учебно-образовательные структуры (своего рода "факультативы"), в рамках которых происходит ознакомление школьников с сокровищницей русского музыкального фольклора. В некоторых случаях можно говорить даже о семейных фольклорных клубах, членами которых могут быть не только дети, но и их родители, а также старшие сестры и братья.

311

Представляется важным и нужным в этой связи определить содержание, виды и формы занятий в подобных фольклорных клубах, с тем чтобы их деятельность обрела максимальную эффективность.

Ниже приводится примерная программа по русскому народному творчеству первых четырех лет обучения1.

Каждый из разделов, входящих в данный учебный цикл, может существовать отдельно, хотя не следует преуменьшать в этом деле роль преемственности. Необходимым условием проведения занятий по данной программе является создание благоприятной учебно-воспитательной среды, в которой будут развиваться музыкально-певческие способности каждого ребенка. Обязательный компонент программы - взаимодействие ученика и родителей в атмосфере обоюдного уважения и доверия.

Объединяет материал программы русский крестьянский календарь.

Основные положения программы заключаются в следующем:

  • первый и второй год занятий фольклором подразумевают факультатив, на который приходят все желающие - ученики и члены их семей;
  • фольклор на занятиях рассматривается не только как самоценность, но как часть мировой музыкальной культуры, как фундамент русской классической музыки;
  • фольклор, синкретичный по своей природе, является частью целостной системы эстетического воспитания, включающей занятия музыкой, хореографией, изобразительным искусством, народными ремеслами;
  • занятия фольклором должны быть интегрированы с уроками литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Главная цель данной программы - пробудить детское самосознание, воспитать чувство сопричастности к истории и культура своего народа.

Приобщая детей с самого раннего возраста к народным истокам, мы воспитываем в них уважительное отношение к национальным традициям как общечеловеческой ценности.

Виды и формы деятельности первого года занятий

Первый год занятий - сотворчество детей и взрослых в рамка семейного фольклорного клуба. Для преподавателя подобная форма работы таит в себе не только большие возможности, но и не Малые сложности. Если дети легко отзываются на фольклорный материал, то взрослые воспринимают образцы народной песенной

312

культуры часто весьма скептически. Мы можем предложить в этой ситуации несколько форм подачи материала: лекцию-беседу, лекцию-концерт, практические занятия и, как результат взаимодействия форм, праздник.

Лекции-беседы должны охватывать различную проблематику, так как без знания основ фольклора практические занятия невозможны. Лекции-концерты могут быть посвящены отдельным темам, например "Семейно-бытовые жанры русского фольклора", где все присутствующие будут иметь возможность окунуться в атмосферу колыбельных песен, потешек, сказок.

Наиболее сложный момент в программе - практические занятия. Начиная работу с малышами, мы сталкиваемся с полным отсутствием знаний и навыков в казалось бы обыденных, традиционных ситуациях. Заботливо растимые мамами и бабушками дети, попадая в мир народной игры, ощущают определенное неудобство. Парадоксально, но часто дети мегаполисов не умеют играть. Камнем преткновения может стать вопрос о ведущем в игре. Дети считают, что он должен быть назначен преподавателем. Проходит некоторое время, - и считалки (удачно названные Г. Виноградовым "игровыми прелюдиями") становятся началом любой игры или хоровода.

Немаловажную роль в художественно-эстетическом плане играет умение слушать друг друга в процессе пения. В пять-шесть лет это умение обычно отсутствует. Но в русской народно-песенной культуре, многоголосной в своей основе, - это один из основополагающих принципов. Следовательно, усилия преподавателя должны быть направлены на воспитание детского слуха. Задача эта не только профессиональная, но и психологическая.

Первый год занятий - это знакомство с русским народным творчеством, приобщение к истокам народного искусства. Весь курс группируется вокруг нескольких календарных праздников. К этим праздникам подготавливается соответствующий реквизит, совместное изготовление которого должно творчески объединить детей и их родителей.

Особое значение приобретает подготовка традиционных народных костюмов. Здесь должна работать фантазия родителей, основанная на прочном фундаменте знаний о русской народной одежде. Дети принимают участие во всех этих делах, помогая готовить простейшие бисерные украшения, повязки, пояски.

В первый же год работы из среды посещающих клуб детей выделяются те, чьи музыкальные способности следует развивать более интенсивно. Из их числа создается небольшой фольклорный ансамбль, занимающийся по особой программе. Именно он станет ядром клуба, приняв на себя основную "работу" на празднике. Ряды участников ансамбля будут постоянно пополняться, так как развитие музыкального слуха каждого ребенка - дело индивидуальное

313

и требует временных затрат. Перед теми же, кто послужит основой ансамбля, можно поставить специальные задачи. Обратимся к некоторым из этих задач:

  • введение объемного материала в самом начале работы, позволяющее использовать такую форму, как игра-угадайка. Узнавать мелодию без слов - новая ступенька в музыкальном сознании детей;
  • выявление "дирижера-запевалы" в ансамбле;
  • умение слушать другого. На каждом занятии следует уделять особое внимание выстраиванию голосов на унисоне. Для концентрации внимания можно использовать и песни с вопросно-ответной структурой1;
  • заострение внимания детей на двухголосии. Обычно первый год занятий приносит спонтанное, неосознанное разделение голосов. Но к концу года уже можно поставить задачу пения на два голоса. Например, в брянском варианте игровой песни "Как на горке мак"2 ребенок-запевала ведет основной напев, к которому преподаватель может подстроить свою мелодию. Это может быть бурдонирующий звук или небольшие эпизодические отклонения - на секунду или терцию - от основного мотива. Следует обратить внимание детей на то, выше или ниже ведущего напев запевалы оказывается голос преподавателя. Обычно дети, обладающие определенными музыкальными способностями, уверенно отвечают на такой вопрос, а в некоторых случаях даже доводят свою мелодическую линию до конца. У менее способных детей получаются небольшие расхождения гетерофонного склада;
  • сохранение в подтекстовке песен наиболее ярких особенностей речевого диалекта, теснейшим образом связанных со звукоизвлечением и мелодической структурой песни.

Разучивание песен, игр, хороводов необходимо начинать с музыкально-ритмического прочтения текстов. В этом случае есть шанс, что дети сами придут к нужной музыкальной интонации. Мы советуем разучивать песни, неоднократно прослушивая фонограммы. Тесситура напевов должна заменяться на более удобную для детей, в зависимости от их голосовых возможностей. Старайтесь как можно чаще поручать запев самим детям. Они сами выберут нужную звуковысотность.

Виды и формы деятельности второго года занятий

С учетом того, что в состав семейного фольклорного клуба войдут новые люди, программа занятий включает как повторение старого материала, так и новый. Основополагающим моментом на втором

314

году обучения оказывается такой признак фольклора, как традиционность. Способ существования фольклора в жизни - традиция. В семейном фольклорном клубе должны появиться традиционные праздники, привлекающие внимание всего коллектива, каждого ребенка и членов его семьи. Только в этом случае будет осуществлен принцип естественной передачи фольклорных знаний от "старших к младшим". Не только учитель - ведущий фольклорного клуба, но и каждый его участник должен уметь выполнять функцию обучающего - рассказывать, показывать, пояснять.

Важное место в программе второго года обучения займет еще один признак фольклора - вариантность. В русской народной культуре песня, хоровод, считалка, сказка никогда не существовали в неизменном виде. Каждое произведение в народной среде постоянно изменяется, варьируется. Даже у одного певца одна и та же песня может заметно отличаться в зависимости от его настроения, состояния души; песня, звучащая на улице и исполненная дома, - это два разных произведения. Поэтому одной из задач, постоянно находящихся в поле зрения преподавателя, должно быть не стремление "правильно" выучить ту или иную песню, а выстроить процесс занятий как постепенную передачу фольклорных навыков и знаний. Дети должны воспринять материал как совокупность разных вариантов (включая и свой собственный), а не как единственный заученный образец.

Задачей первостепенной важности следует признать знакомство участников фольклорного клуба с лучшими народными исполнителями - носителями и хранителями традиционной русской культуры. Для многих из них оказывается открытием тот факт, что в деревнях и селах в наше время фольклористы записывают традиционные песни, что обряды, уходящие в далекое прошлое славян, пускай и в очень измененном виде, продолжают бытовать и поныне.

На заседаниях клуба с помощью видеофильмов можно познакомить его участников с жителями сел и деревень России, которые сами расскажут об обрядах и обычаях, традиционном костюме или народной песне, о своей жизни, в которой все это играет немаловажную роль. Многое может сделать и сам педагог, рассказывая о таких знатоках народной культуры, как Аграфена Ивановна Глинкина, Ефим Тарасович Сапелкин, Еремей Провович Чупров и многие другие.

И тогда в сознание детей вместе с голосами народных мастеров, их немудреными рассказами проникнет мысль о великой ценности того, чем обладала русская культура в своем недавнем прошлом, и о том, носителями какой традиции могут стать они сами.

На втором году занятий, безусловно, встает множество задач методического плана. Первостепенные из них: освоение основного попевочного словаря, чистота интонирования (унисон, элементы

315

двухголосия), правильное певческое дыхание и развитие голосового аппарата, развитие памяти, координация слуха, ритма, гармония движений.

В качестве материала для усвоения попевок можно рекомендовать распевание небольших текстов типа считалок. На них оттачиваются секундовые, терцовые, квартовые интонации. Очень часто дети предлагают свои считалки, подбирая под них мелодические версии.

Работа над чистотой интонирования, начатая на первом году обучения, будет продолжаться в течение всего времени занятий. Особое внимание необходимо уделить правильному дыханию. Большую помощь при этом окажет игра на кугиклах - русской флейте Пана. Именно этот инструмент помогает брать и экономно расходовать дыхание.

Координация слуха, ритма, гармония движения постепенно отрабатываются на хороводах. Игровые разновидности хороводов позволят развивать творческую фантазию детей в театрализации действия песен, приближая их к народному театру.

К концу второго года работы клуба в репертуаре должно быть не менее пятидесяти произведений русского народного творчества.

Задачи последующих лет знакомства с фольклором существенно усложняются. Основная их цель - дать детям элементарные знания в области русского народного творчества, активизировать интерес к претворению народной словесности и песенности в профессиональной литературе и музыкальном искусстве.

Для того чтобы достигнуть этой цели, необходимо:

  • показать сущность и высокую эстетико-художественную ценность русского народного творчества, определить его место в мировой культуре;
  • найти соотношение традиционного и нового в русском фольклоре;
  • раскрыть многогранность русского фольклора, проявляющегося во множественности вариантов песен, разнообразии жанроЕ и локальных традиций;
  • научить детей "слушать и слышать" народную песню;
  • пробудить в детях желание "создать" произведение народного творчества, что невозможно сделать, не осознав законов, "коими движется народная песня" (В. Одоевский);
  • воспитать в детях хороший вкус, умение отличить подделку от подлинника, высокохудожественное произведение от китча.

С третьего класса школьные занятия русским народным творчеством становятся обязательными. В расписании им уделяется один час в неделю. По-прежнему вне сетки обязательных предметов находится факультатив (семейный клуб) для детей и взрослых, ; также занятия фольклорного ансамбля. С этого момента больше

316

внимания следует уделять интеграции фольклора с уроками литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Особое значение в занятиях фольклором приобретает развивающий эффект обучения. На основании аутентичного звучания былины или календарной песни у учащихся воспитывается речевой и музыкальный слух.

Занимаясь с детьми русским фольклором, педагог должен уделять одинаковое внимание слову и напеву - двум равноценным компонентам русской песенности, в которой проявляется такое качество фольклора, как синкретизм.

С осознанием синкретичности фольклорных явлений будет связан важный аспект занятий - воссоздание или "сочинение сочиненного" фольклорного образца. Это может быть текст (что уже практиковалось на 1-2 году обучения), а может быть и напев, когда подсознательное овладение определенным музыкальным словарем повлечет за собой умение распеть фрагмент былинного текста или причета.

В основе курса лежат современные достижения фольклористики: высокохудожественные аутентичные примеры, успевшие стать "классикой" русского фольклора, фотографии, слайды, видеофильмы.

Немалое значение в курсе имеет самостоятельная практическая работа учащихся. Необходимо предусмотреть домашние работы (и письменные, и устные), посвященные русскому фольклору.

Речь до сих пор шла об историко-теоретических и этнокультурных направлениях в отечественной системе музыкального воспитания и образования, о содержательных компонентах, входящих в эту систему. Далее следует обратиться к тому, что можно определить как психологическую составляющую (психологический фактор) процесса обучения. В работе с учащимися-музыкантами, в частности будущими преподавателями музыки, этот момент принципиально важен.

317


1 См.: Хрестоматия по русскому народному творчеству (3-4 год обучения) / ABI сост. Н.Н. Гилярова. - М., 1999. - Ч. 2; Гилярова Н. Н. Голоса Хопра. - М., 200
1 См.: Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения) / Авт.- сост. Н.Н. Гилярова. - М., 1996. - Ч. 1.
2 См. там же. - № 51.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.