§ 5. Осмысление звуковых формоструктур и уяснение интерпретаторских идей

Сказанное выше позволяет утверждать, что полноценное, "адекватное" восприятие музыки - это не только общее впечатление от нее, не только непосредственная эмоциональная реакция, порождающая то или иное настроение у слушателей; это одновременно и восприятие - более или менее осознанное - формоструктуры музыкального произведения, его конструкции, его композиционного "устройства". И если в процессе занятий с учащимися общеобразовательной школы учитель может ограничиться лишь самыми общими сведениями о строении музыкальных произведений, то в учебной работе с будущими профессионалами этого, разумеется, явно недостаточно. Ситуация меняется здесь принципиальным образом. Причем, как свидетельствует практика, нельзя ограничиваться созданием у студентов только лишь хрестоматийных представлений о наиболее распространенных в традиционной европейской культуре музыкальных формоструктурах и композиционных схемах.

Необходимо постоянно и целенаправленно пополнять знания учащихся в этой области, расширяя тем самым их профессиональную эрудицию, развивая способность воспринимать различные музыкальные феномены во всем богатстве и разнообразии их архитектонических типажей. Ибо, как было сказано ранее, многие музыканты, считающие себя профессионалами, встречаясь в своей практике с музыкальными произведениями, выходящими по композиционному "устройству" (формоструктуре) за рамки привычных формул и схем, оказываются подчас столь же не подготовленными к адекватному восприятию этих произведений, как и обычные, рядовые слушатели. Иными словами, их реакции на эти произведения могут быть столь же поверхностными, неполноценными, ограниченными стихийными эмоциональными откликами и впечатлениями, как и у тех, кого принято называть дилетантами.

86

В первую очередь сказанное относится к обучающимся в музыкально-исполнительских классах - молодым пианистам, скрипачам, виолончелистам и др., для которых, по справедливому замечанию И. Сигети, "глубокие размышления о сущности, форме и стиле произведения не менее важны, чем многочасовые занятия на инструменте"1. К этому В. Цуккерман добавляет: "Постижение законов музыкального формообразования и развития, понимание выразительных возможностей, доступных элементов музыкального языка, ясное представление о взаимодействии художественных средств, их совместном действии и переплетении - то простом, то сложном - в реальной музыке, способность схватывать характерные для данного автора проявления его стиля - все это, добытое на опытах многочисленных анализов, изощряет и утончает восприятие музыки, углубляет ее толкование..."2

Важен еще один момент. Полноценное восприятие незнакомого или малознакомого музыкального произведения включает в себя в качестве обязательного компонента и восприятие его живого, звучащего исполнительского облика, его реальной исполнительской трактовки. О подлинно глубоком и всестороннем восприятии можно говорить лишь в том случае, если "воспринимающая сторона" (слушатель) фиксирует в своем сознании (либо подсознании) не только звуковысотные или ритмические соотношения звуков, не только конструктивные особенности произведения, но и его конкретный исполнительский облик, созданный пианистом, скрипачом, дирижером и т.д. Восприниматься должна, наряду с остальным и прочим, и интерпретаторская идея, предложенная музыкантом-исполнителем, - ибо нет и не может быть музыки вне ее живого, реального звукового воплощения (существует, правда, способ внутрислухового проигрывания нотного материала, игра "про себя", но это удел достаточно узкого круга музыкантов-профессионалов). На этот момент также следует обращать внимание, формируя механизмы восприятия музыки на занятиях с будущими музыкантами (любой специальности), а в разумных пределах и дозах и в учебно-воспитательной работе с непрофессионалами - учащимися общеобразовательных школ и др.

Итак, музыка воспринимается как со стороны ее формоструктуры, так и со стороны эмоций и чувств человека, т.е. живых и непосредственных реакций на эту музыку. Современная наука считает, что регулируют эти процессы и "отвечают" за них разные участки головного мозга.

87


1 Цит. по: Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. - М., 1970. - С. 357.
2 Там же.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.