§ 12. Истоки формирования и развития музыкальной памяти

Как уже отмечалось, в интересах формирования и развития музыкальности у детей важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти "приобретения" и накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память.

Есть достаточные основания утверждать, что уже в пятилетнем возрасте большинство детей обладает достаточно высоким уровнем развития мелодической опознающей памяти1. Дети узнают ранее показанные им песни по их мелодии, ставшей для них носителем самостоятельной информации - вне непосредственной связи со словесным текстом.

Впрочем, есть дети (примерно 12%, по данным К.В. Тарасовой), которые даже на седьмом году жизни продолжают воспринимать и опознавать песни только синкретически, в единстве музыки

195

и слова. Можно предположить, что организация музыкальных занятий со специальной ориентировкой на мелодическое начало в музыке могла бы, не снижая общего художественного впечатления, которое производит песня как синкретический жанр, способствовать более интенсивному формированию собственно музыкального восприятия и памяти.

Музыкальная память у детей развивается параллельно с собственно музыкальным восприятием, его эмансипацией, выходом из синкретических форм. Это общий принцип, действие которого распространяется на большинство дошкольников и младших школьников.

Небезынтересно заметить при этом, что формирование опознающей памяти в онтогенезе предшествует формированию памяти воспроизводящей. Что касается индивидуальных различий между детьми по уровню развития данной способности, по темпам ее становления и упрочения, качественным показателям и проч., то эти различия остаются устойчивыми на протяжении всего детства. Связано это с тем, что опознающая музыкальная память, как и некоторые другие разновидности "непосредственной" памяти индивида, мало изменяется под воздействием обучения.

Более позднее по времени музыкально-мнемическое образование - воспроизводящая музыкальная память, которая имеет достаточно сложную, многокомпонентную структуру (об этом - дальше). В дошкольном и младшем школьном возрасте структурные элементы непосредственной воспроизводящей музыкальной памяти - в ее узком значении - развиваются неодновременно и неравномерно. Формирование ритмической памяти предшествует становлению мелодической. Труднее всего дается детям запоминание звуковысотных и ритмических отношений мелодии в их единстве.

Последовательность развития компонентов музыкальной памяти подтверждает и иллюстрирует общую линию становления музыкальности.

196


1 Термин-определение "опознающая память" является достаточно ясным по своему смыслу, а потому не нуждается в расшифровке.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.