От автора |
3 |
Раздел I. Теория социальной педагогики |
Лекция 1. Педагогика: предмет, задачи, функции |
5 |
Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи. |
Лекция 2. Социальная педагогика: предмет, ее прикладные задачи |
14 |
Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли. |
Лекция 3. Социальная педагогика как часть социальной философии |
27 |
Социальная философия, основные понятия. Личность и общество - общие проблемы для социальной философии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов. |
Лекция 4. Современная система образования, ее социальные функции и проблемы |
33 |
Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учитель, ученик. Методы обучения и воспитания. Кризис образования. |
Лекция 5. Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды |
43 |
Понятие "личность". Формирование и становление личности, возрастные особенности, развитие задатков и способностей. Социализация личности, социальное воспитание. Самовоспитание личности. |
Лекция 6. Социальный педагог, его профессионализм и практика |
61 |
Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах. |
Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России |
Лекция 7. Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в |
86 |
Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. "Русская Правда" о защите семьи и опекунстве. "Домострой", реформы Петра I, "Пропозиции" Ф.С. Салтыкова, Воспитательные дома при Екатерине II. |
Лекция 8. Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в |
104 |
Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сиротские дома. Приюты. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах, его "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома". |
Лекция 9. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в |
126 |
М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. "Воспоминания" П.А. Флоренского. Образование в дворянской семье, воспитание крестьянских детей. |
Лекция 10. Православие и социальное воспитание в истории России |
155 |
Православие и образование в России. Религиозное образование, воспитание христианина. К.Д. Ушинский с религиозном воспитании. Из "Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого". |
Лекция 11. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания |
176 |
Н.К. Рерих о ненасилии. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании. Эксперимент К.Н. Вентцеля. |
Лекция 12. Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого |
191 |
Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т. Шацкого "Бодрая жизнь", его статьи "Задачи общества", "Детский труд и отдых" и "Что такое клуб?" |
Лекция 13. Государственная политика защиты детей в годы советской власти |
209 |
Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновление, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты. |
Лекция 14. Опыт социального воспитания личности в коллективе |
218 |
Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т. Шацкого. "Республика ШКИД" В.Н. Сороки-Росинского. Опыт А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД". |
Лекция 15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов- новаторов |
258 |
Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н.Дубинина. Опыт И.П. Волкова "учить творчеству". |
Раздел III. Работа социального педагога в современных условиях |
Лекция 16. Современная семья и ее проблемы |
270 |
Семья как социальная ячейка общества. Типы современной семьи, демография семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи. |
Лекция 17. Детство. Защита детей в современных условиях |
294 |
Детство. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А. Амонашвили "Что такое детство". Защита детства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, семейные детские дома. |
Лекция 18. Работа социального педагога с семьей |
322 |
Работа с семьей, где ребенок; особенности работы в различных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Центры "Доверия" и "Радуга" в г. Клин, Московской области. |
Лекция 19. Работа социального педагога в школе и микрорайоне |
344 |
Работа социального педагога в школе, социальные задачи школы в современных условиях. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагогического комплекса школы №59 г. Ярославля. |
Лекция 20. Работа социального педагога с трудными подростками |
357 |
Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах "Надежда" и "Радость" г. Клина. В.Н. Сорока-Росинский о трудновоспитуемых. |
Лекция 21. Работа социального педагога с одаренными детьми |
380 |
Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П.Кащенко о "даровитых детях". |
Лекция 22. Опыт социального воспитания в странах Европы и США |
390 |
Работа социального педагога в Германии, Великобритании и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрослыми-безработными, родителями. |
Приложение |
409 |