ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора 3
Раздел I. Теория социальной педагогики
Лекция 1. Педагогика: предмет, задачи, функции 5
Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи.
Лекция 2. Социальная педагогика: предмет, ее прикладные задачи 14
Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли.
Лекция 3. Социальная педагогика как часть социальной философии 27
Социальная философия, основные понятия. Личность и общество - общие проблемы для социальной философии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов.
Лекция 4. Современная система образования, ее социальные функции и проблемы 33
Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учитель, ученик. Методы обучения и воспитания. Кризис образования.
Лекция 5. Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43
Понятие "личность". Формирование и становление личности, возрастные особенности, развитие задатков и способностей. Социализация личности, социальное воспитание. Самовоспитание личности.
Лекция 6. Социальный педагог, его профессионализм и практика 61
Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах.
Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России
Лекция 7. Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в 86
Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. "Русская Правда" о защите семьи и опекунстве. "Домострой", реформы Петра I, "Пропозиции" Ф.С. Салтыкова, Воспитательные дома при Екатерине II.
Лекция 8. Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в 104
Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сиротские дома. Приюты. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах, его "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома".
Лекция 9. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в 126
М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. "Воспоминания" П.А. Флоренского. Образование в дворянской семье, воспитание крестьянских детей.
Лекция 10. Православие и социальное воспитание в истории России 155
Православие и образование в России. Религиозное образование, воспитание христианина. К.Д. Ушинский с религиозном воспитании. Из "Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого".
Лекция 11. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания 176
Н.К. Рерих о ненасилии. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании. Эксперимент К.Н. Вентцеля.
Лекция 12. Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого 191
Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т. Шацкого "Бодрая жизнь", его статьи "Задачи общества", "Детский труд и отдых" и "Что такое клуб?"
Лекция 13. Государственная политика защиты детей в годы советской власти 209
Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновление, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты.
Лекция 14. Опыт социального воспитания личности в коллективе 218
Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т. Шацкого. "Республика ШКИД" В.Н. Сороки-Росинского. Опыт А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".
Лекция 15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов- новаторов 258
Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н.Дубинина. Опыт И.П. Волкова "учить творчеству".
Раздел III. Работа социального педагога в современных условиях
Лекция 16. Современная семья и ее проблемы 270
Семья как социальная ячейка общества. Типы современной семьи, демография семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи.
Лекция 17. Детство. Защита детей в современных условиях 294
Детство. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А. Амонашвили "Что такое детство". Защита детства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, семейные детские дома.
Лекция 18. Работа социального педагога с семьей 322
Работа с семьей, где ребенок; особенности работы в различных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Центры "Доверия" и "Радуга" в г. Клин, Московской области.
Лекция 19. Работа социального педагога в школе и микрорайоне 344
Работа социального педагога в школе, социальные задачи школы в современных условиях. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагогического комплекса школы №59 г. Ярославля.
Лекция 20. Работа социального педагога с трудными подростками 357
Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах "Надежда" и "Радость" г. Клина. В.Н. Сорока-Росинский о трудновоспитуемых.
Лекция 21. Работа социального педагога с одаренными детьми 380
Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П.Кащенко о "даровитых детях".
Лекция 22. Опыт социального воспитания в странах Европы и США 390
Работа социального педагога в Германии, Великобритании и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрослыми-безработными, родителями.
Приложение 409
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.