Работа социального педагога в школе, социальные задачи школы в современных условиях. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагогического комплекса школы № 59 г. Ярославля.
Раньше эта тема часто рассматривалась раздельно: как воспитательная работа в школе и как работа в микрорайоне. Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребенка, формирование личности, изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.
В различных странах существует два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником.
Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьного врача он узнает о длительной болезни ребенка, причинах ее, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.
344
В Германии социальный педагог введен в штат школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создает детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.
Чем занимается социальный педагог в школе? В отличие от учителя-предметника, он - не за учительским столом, а в школьном клубе, в секции, в "тусовке", в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребенку.
Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но и в том и другом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, разнообразные трудовые, туристские и краеведческие отряды.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.
Он следит за детьми-дошкольниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями:
345
бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Так, в некоторых школах Вологодской области введена должность социального педагога, разработано положение о его обязанностях. Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения, посещения, наблюдения, проведения анкетирования1.
Он изучает как интересы отдельных детей, так и отношения в целом в семьях с различным укладом. Изучая семью, он помогает в кризисных ситуациях, в оздоровлении среды, в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, организует контакты.
В практике современной школы, когда "канула в лету" идеология коммунистического воспитания и утопия "всестороннего развития личности", казалось, у педагогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии.
Однако в последние годы появилась практика педагогических коллективов, где школа решает не только вопросы обучения и воспитания, но и целый ряд социальных проблем ребенка.
Изменения в нашей стране повлияли на существующую систему образования; на ней не мог не отразиться социальный, экономический и политический кризис общества. Общеобразовательная школа должна была пересмотреть свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции. Попытаемся их выделить.
- - Это, по-прежнему, решение задачи выполнения Закона о всеобщем образовании, но организация образования строится в интересах детей и подростков.
- - Это организация воспитательной работы в школе на том же уровне, что и обучение.
- - Это переориентация всей деятельности школы с тем, чтобы поставить в центре всей ее работы личность ребенка, его интересы и способности, организовать по-настоящему заботу о детях, утвердить "педагогику ненасилия".
- - Это организация всей работы школы при развитии активности детей, детского самоуправления, создания различных детских объединений, клубов.
346
Основной социальной задачей школы остается воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование.
На современную школу возложена обязанность выполнения президентской программы "Дети России", в соответствии с которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.
Как в современных условиях школа может решать вопросы социальной защиты ребенка?
Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организовывают детям из малообеспеченных семей выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.
В школе психологи исследуют способности ребенка и его интересы, намечают пути его индивидуального развития, его обучения и воспитания; оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь, консультируют родителей и детей.
Существующая в школе служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организовывает специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.
Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических советах.
В школах, где нет освобожденного социального работника, пересмотрены обязанности всех ее сотрудников1.
Так, администрация школы кроме традиционных вопросов руководства педагогическим коллективом и осуществления Закона о всеобуче выделяет организацию воспитательной работы во внеучебное время, направляет работу родительского комитета с семьями, где трудные дети.
Заместитель директора по воспитательной работе уделяет больше внимания связи школы с внешкольными детскими учреждениями, различными просветительскими организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних.
347
Заместитель директора по учебной работе выделяет в своей деятельности организацию и работу кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с учениками, проведение консультаций для школьников по месту жительства, работу с трудными детьми, с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании.
Учителя начальных классов и классные руководители, изучив семьи и учеников микрорайона, обращают внимание на тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи; помогают семье в воспитании трудных детей.
Учителя-предметники, изучив наклонности ребят, вовлекают их в различные кружки и секции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению родителей и бывших учеников, приглашают в школу интересных людей.
Такова схема решения социальных вопросов в школе, не имеющей освобожденного социального педагога, которая в практике современной системы образования нашла широкое распространение.
Работая социальным педагогом, следует учитывать, что формирование личности, воспитание ребенка происходит не только в семье, школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях, но и во дворе, среди сверстников, и важно на этот процесс сегодня обратить внимание.
Обращаясь к воспитанию ребенка, следует помнить, что и в школе, и в семье он находится под контролем, точнее, подчиняется правилам поведения, установленным и в школе, и в семье. На улице же, во дворе, со сверстниками он предоставлен сам себе, и этот процесс в его развитии может быть главным. Поэтому работу по месту жительства следует вести не с подростками (уже трудными), а с дошкольниками, организовывая их свободное время, развивая их задатки и способности1. Именно там, вне контроля семьи и школы, когда ребенок предоставлен сам себе, возникают неформальные группы, появляются лидеры, происходят контакты со взрослыми. Именно здесь проявляются негативные черты у подростков, которые не могут себя занять, здесь подростки вовлекаются в преступные группы.
Сложилась практика, когда социальный педагог закрепляется за отдельным районом, домом, подъездом. Какая работа проводится им в подобном случае?
348
Одна из практикуемых форм - это создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства. Кроме того, это создание различных объединений для совместного времяпровождения в выходные дни. Это походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.
Однако в современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьми и в школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Работа по единому плану изменяет в корне работу педагогического коллектива школы. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, деятельность классных руководителей и воспитателей групп продленного дня тесно увязывается с работой социального педагога.
Главным в этом единении является ребенок, личность; работа педагогического коллектива не замыкается в стенах школы, а обращается к ребенку, в его семью, в детские объединения, в среду сверстников.
Такова практика социально-педагогических центров, комплексов Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов. Эксперимент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х гг. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества. Эксперимент в Свердловской области возглавил В.А.Семенов, контролируя и направляя все этапы его проведения. Были охвачены школы Свердловска, Нижнего Тагила, Первоуральска Свердловской области.
Так, в г. Свердловске территорию Октябрьского района разделили на микрорайоны, в которых находились по 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание подрастающего поколения. В Совет входили все категории работников, которые занимались воспитанием. Это научные работники и учителя, воспитатели и представители производственных предприятий, партийных и комсомольских организаций.
349
Перед Советом стояла задача создать благоприятную среду для воспитания детей и подростков1. В этом эксперименте интересно рассмотреть функции каждого социального института, в чем выразились его особенности и чем они отличались от прежнего участия в воспитании детей и подростков.
В первую очередь семья. Удалось привлечь родителей к активной работе в комплексе. Производственные коллективы принимали участие во всей воспитательной работе, профориентации, в трудовом и экономическом воспитании. В комплексе работали члены депутатской комиссии райсовета. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры, кинотеатры и клубы, библиотеки) организовывали совместную воспитательную работу со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой педагогических отрядов.
Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую помощь, следили за здоровьем детей и подростков, занимались медицинским просвещением. Административные органы микрорайона (ГАИ и пожарный надзор) принимали участие в работе Совета и с детьми и подростками. Военкомат привлек к работе комплекса офицеров запаса, демобилизованных солдат, проводил подготовку подростков к службе в армии, занимался военно-спортивными играми "Зарница" и "Орленок". Жилищно-коммунальное управление участвовало в создании материальной базы для воспитательной работы комплекса с детьми и подростками по месту жительства, в клубах, на детских и спортивных площадках2.
Особенная роль отводилась школе. Все мероприятия комплекса включались в планы школы: годовые, работу классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций.
Главный упор в этой социальной работе был сделан на коллектив педагогов. Связь педагогического коллектива и коллективов производственников на протяжении нескольких лет не была формальной. Взаимодействие школы с учреждениями культуры расширяло ее возможности в эстетическом воспитании, становилось реальным развитие способностей ребенка, решались проблемы его взаимодействия с окружающей средой. Здесь объединялись интересы ребенка и родителей. Так, в г. Свердловске клубы "Гномик" и "Малышок" объединяли и детей, и родителей3. Проведенный эксперимент
350
дал хорошие результаты: выполнялся Закон о всеобуче, решалось полное трудоустройство молодежи, среди несовершеннолетних не было правонарушений, дети и подростки участвовали в различных видах общественно-полезного труда, в самых различных работах по благоустройству района1.
В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением.
Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение.
Идеальным стало единение в проведенном эксперименте в школе № 59 г. Ярославля. Эксперимент необычен, интересен, и, конечно, не каждая школа сможет воплотить у себя опыт этого педагогического коллектива. Но социальному педагогу будут интересны организация и содержание работы этой школы, многое из опыта он сможет взять на вооружение. Об этом эксперименте пишет в своей книге директор школы Ирина Николаевна Закатова2. Школа построена в 1984 г., рассчитана на 1600-1800 учеников, 50-60 классов. Школа работает в две смены, оборудовано 10 предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, читальный, актовый, спортивный, тренажерный и гимнастический залы, мастерские, библиотека, столовая, швейный цех, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, прикладного творчества, логопедический, экологический.
Педагогический коллектив - 170 специалистов и 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора3.
Изучение семей дало возможность представить, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания.
Была поставлена задача - превратить школу в воспитательный центр, в основе всей учебной и воспитательной работы которого должна быть личность ребенка; добиться на деле равенства в получении образования (без сегрегации или селекции). Для этого было необходимо реорганизовать деятельность школы, всех ее подразделений на индивидуальную работу с ребенком и, главное,
351
объединить в воспитании детей все силы школы, семьи, социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона1.
352
При таких задачах изменялось основное направление работы школы:
- - содержание образования становилось социальным заказом родителей и детей;
- - созданная система воспитательной работы должна была осуществляться вместе с родителями;
- - в школе создавалась социально-педагогическая служба.
При подготовке эксперимента среди пожеланий родителей было выявлено около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 направлений дифференцированного обучения:
- - музыкально-эстетическое;
- - изобразительного искусства;
- - прикладного творчества;
- - языковой культуры;
- - нравственной культуры;
- - экологии;
- - волеологии;
- - математической культуры.
Для каждого отделения был разработан свой учебный план - с I по XI классы, уровень подготовки по каждому из которых давал выпускникам школы достаточную степень знаний для поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения1.
Отделения комплектовались при поступлении в школу, а, также при переходе в V, VIII и X классы.
Разработанные экспериментальные учебные планы предусматривали сохранение базового ядра образования, насыщение его гуманитарной культурой, стремление развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности ребенка, отход от информационных методов обучения, переход к развивающей педагогике2.
Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений:
- - территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
- - внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы);
353
- - психологическая служба (3 психолога и логопед);
- - медицинская служба (врач, медсестра)1.
Разработанная комплексная программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации "Семья", "Трудный подросток", "Здоровье" и т.д.
Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студий, секций, охватывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители2.
Так, в экологический центр входят: школьное лесничество "Сосенка", несколько лекториев для разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб "Экология и культура". Только в работе лесничества участвует от 100 до 600 ребят. В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители. В школе разработана программа воспитательной работы, которой руководствуются и классные руководители, и родители. Организационно эта программа осуществляется в "годовом цикле общешкольных творческих дел". Это циклы "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро".
Так, цикл "Красота" объединяет все мероприятия по эстетическому воспитанию посредством занятий со специалистами. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, ребята, родители, выпускники школы3.
В разработанной программе социальной работы в школе предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие главных качеств личности. Это просвещение ребенка в области эстетической и этической культуры, обязательное участие в труде, в разнообразной трудовой деятельности и, главное, объединение в единый педагогический процесс воспитания личности в коллективе и ее самовоспитание. Эффективным в этой работе, точнее, в этом опыте является метод педагогической диагностики, процесс фиксирования степени, уровня воспитанности ребенка на каждом этапе его развития.
Некоторое время назад многолетний эксперимент педагогической диагностики был проведен в нескольких школах Красноярска. Публикация проф. М.И. Шиловой об этом опыте была встречена
354
в штыки. Критиковали за несовместимость определения уровня воспитанности по уровню "коммунистической нравственности" и уровню простейших навыков ребенка в быту1. Двадцатилетний опыт школ Красноярска был невостребован. Любопытнейшие же разработки определения уровня воспитанности ребенка, отсюда - составление воспитательных планов с группой детей, с классом представляют интерес для социального педагога.
Несомненно, опыт организации социальной работы педагогического коллектива школы № 59 г. Ярославля дал положительные результаты.
План социальной работы школы стал связующим звеном между всеми, кто причастен к воспитанию ребенка. Положительно то, что в составлении плана принимали участие ученики и родительский актив, педагогический коллектив, совет школы и общественность.
Важно то, что главной задачей плана было дойти до каждого ребенка, объединив силы педагогического коллектива, родителей, общественности в социальной работе; направить эти силы на развитие задатков и способностей ребенка, подготовку его к жизни, а главное, на самовоспитание и самообразование.
Этот опыт демонстрирует действительное взаимодействие школы, семьи с органами правопорядка и социальной защиты, с предприятиями и детскими садами.
В учебно-воспитательный комплекс микрорайона "Марьина роща" г. Москвы входят 2 школы, 2 детских сада; в штате - 32 социальных педагога (за счет ставок воспитателей групп продленного дня плюс доплат из бюджета). Ввести ставки социального педагога в школе позволяет статья 55 Закона "Об образовании".
Кроме организованного отдыха здесь важное место занимает полезный труд: автоперевозки, ремонт автомашин, резьба по дереву, сборка компьютеров, организация службы социального страхования2.
Интересный опыт работы накоплен в социально-педагогическом комплексе школы № 26 г. Ставрополя3. Кроме школьных секций здесь существуют кружки, созданные родителями у себя дома ("Макраме", "Вязания", "Вышивок", "Умелые руки"). Родители
355
занимаются английским языком с пятью отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе 43 кружка, созданные учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Состояние развития отдельных учеников обсуждается на педагогических советах, где о результатах наблюдений докладывают психолог и логопед.
В ряде школ и гимназии существует практика подготовки социальных педагогов1. Учащихся знакомят с профессией социального педагога. Для этого в школе создается класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Школьники знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику в качестве подготовки к самостоятельной работе.
- Социальные задачи школы в современных условиях.
- Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне.
- Работа социального педагога в школе и микрорайоне.
- Опыт социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля.
- Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. - М., 1986.
- Гуров В., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. № 2.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
- Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
- Проблемы эстетического воспитания подростков. - М., 1994.
- Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. - М., 1996.
- Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. 1992. № 5, 6.
- Гуров В.Н. Опыт организации социально-пелагогичсской работы// Педагогика. 1993. № 3.
- Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса па основе интереса детей. - М., 1996.
- Маанди Н. Школа моей мечты//Народное образование. 1995. № 5, 6.
356
1
См.:
Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. 1996. № 5. - С. 35-38. (Даны анкеты)
1
См.:
Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях. (Автореферат). - М., 1996. - С. 11-12.
1
См.:
Закатова И.Н. Указ. соч. - С. 5.
1
См.:
Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 39-40.
1
См.:
Семенов В.Д. Указ. соч. - С. 43-45.
2
Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
1
Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. - С. 16.
1
Закатова И.И. Указ. соч. - С. 16.
2
См.:
Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы и средней школе на основе программы. - М., 1996. - С. 7.
1
См.:
Тихомирова Н.К. Указ. соч. - С. 8.
1
См.:
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. - М., 1990.
2
См.:
Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. 1994. № 2. - С. 2-5.
3
См.:
Гуров В., Шинкаренко Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. № 2. - С. 6-9.
1
См.:
Березина В., Ермоленко Г. Указ. соч.- С. 2-5.