В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.
Это не только "помощь" или "перевоспитание", но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
В книгу вошли лекции о сущности социальной педагогики и работы социального педагога, характеризующие особенности его деятельности, профессионального мастерства как результат его постоянного труда, любви к детям и проявления человеколюбия - в общении с детьми из "семей риска", трудными и больными, в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в различных реабилитационных центрах.
Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.
Для этого потребовалось привлечение основных положений педагогической науки, и к ним ее части - социальной педагогики.
Появилась необходимость обратиться к истории отечественного образования и педагогики, к практике социального воспитания отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэтому наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.
Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях-сиротах, религиозном воспитании, воспитании в дворянской и крестьянской семьях. Полезно знать, что
3
такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание личности в коллективе и педагогика ненасилия.
Как дополнение к лекциям в книгу вошли отрывки из исторических документов и литературных памятников, из статей видных отечественных педагогов и ученых по различным вопросам социального воспитания.
Эти материалы полезны социальному работнику при создании или организации работы в различных клубах, реабилитационных или лечебных центрах, в приютах для детей-сирот и в индивидуальной работе с трудными подростками.
В книге могут найти для себя интересный материал педагоги, так как часть материала из истории отечественного образования и воспитания публикуется впервые и содержат поучительный опыт прошлого.
Эти материалы представляют интерес для студентов, будущих социальных работников, особенно при подготовке курсовых и дипломных работ или рефератов по проблемам социальной педагогики.
Лекции были прочитаны студентам, слушателям - социальным работникам; предпочтение отдавалось тем темам, которые, по их отзывам, необходимы для практической работы.
В конце каждой темы даны задания-вопросы, цель которых - направить социального работника и социального педагога на анализ предлагаемого материала, на необходимость и полезность педагогических идей прошлого для его практической работы. Это возможность творческого использования исторического прошлого.
4