Педагогика как наука о передаче опыта одного поколения другому, о процессе воспитания и обучения детей и взрослых, о процессе просвещения народа и самовоспитания личности.
Ключевые понятия педагогики: просвещение, образование, обучение и воспитание, система воспитания и система обучения, развитие, воспитание и формирование личности, педагогический процесс.
Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и методы социальной педагогики. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа.
Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Изучение ребенка и самоорганизация личности. Прикладные задачи социальной педагогики.
- Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обучение, образование, система образования и т.д.
- Предмет социальной педагогики.
- Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа и т.д.
409
- Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная.
- Прикладные задачи социальной педагогики.
- Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
- Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.
- Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1992.
- Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальной педагогики//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
- Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
- Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике//Педагогический поиск. - 1993. - № 2.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.
- Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
- Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. - 1991. - №11.
- Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск, 1989.
- Социальная психология: История, Теория. Эмпирические исследования. - Л., 1993.
- Теория и методика социальной работы. Часть I. / Под ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.
- Теория и методика социальной работы. Вып. I. / Под. ред. И.Г. Зайнышева. - М., 1996.
- Филиппов В.Р. Социология образования. - М., 1980.
- Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. - 1994. - № 6.
- Янцева Г. Наш путь к социальной педагогике. - М., 1996.
Социальная философия - наука о проблемах человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе.
410
Новое осмысление положения и воспитания личности в современном обществе: личность и общество, личность и среда, личность и семья. Духовная культура личности и подготовка подрастающего поколения к труду, личность и природа, человек и вера.
Детство как социальная проблема, кризис образования и проблемы воспитания и всеобщего образования в новых социальных и экономических условиях, новые отношения. Положение детей и семьи, возможности образования.
Социализация личности как социальная проблема, проблемы самообразования, самовоспитания, самоорганизации.
Задачи и цели социальной педагогики в период кризисного состояния общества.
- Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество.
- Социальная педагогика как часть социальной философии.
- Детство как социальная проблема.
- Социальная работа и социальная философия. - М., 1996.
- Основы современной философии. - СПб., 1997.
- Филонов Т.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. - 1994. - № 6.
- Василъкова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. - М., 1991.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
Становление личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека.
Развитие задатков и способностей личности. Социализация, социальный становление личности как процесс воспитания, обучения и самовоспитания, познание окружающей среды.
Процесс социализации, фазы социализации по С.И. Гессену. Социальное воспитание как процесс социализации личности.
411
Формирование личности как процесс воспитания и особый процесс для воспитателя. Возрастные этапы.
Изучение ребенка и окружающей среды: семьи, его поведения в школе, с друзьями, его отношения во дворе и т.д. Изучение задатков и способностей личности.
- Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности.
- Что значит социализация личности.
- Важность самовоспитания в развитии личности.
- В.П. Кащенко о талантливых детях.
- Статья П.П. Блонского "Очерки детской сексуальности".
- Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности. - М., 1984.
- Кан-Калик В.А. Учителю о психологии общения. - М., 1988.
- Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, 1991.
- Кони И. Ребенок и общество. - М., 1968.
- МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
- Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. - М., 1991.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
- Поташник М.М. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983.
- Петровский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. - М., 1982. Права ребенка. Основные международные документы. - М., 1992. Положение детей в России. 1992 г. - М., 1993.
- Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
Особенности работы социального педагога, его назначение в социальной работе.
Профессиональные знания социальным педагогом педагогики, психологии, физиологии ребенка и методики воспитательной работы.
412
Педагогическая технология социального педагога: мастерство, знание воспитательного процесса, важность овладения умениями работы с детским коллективом и с каждым ребенком в отдельности.
Методы изучения ребенка. Умение понять ребенка, знание педагогической психологии, психологии общения, психологии отношений.
Речевые умения социального педагога, культура и техника речи. Умение контролировать и сдерживать себя, владение элементами (театральной педагогики) актерского мастерства.
Проявление организаторских способностей социального педагога, его способность организовать защиту и помощь ребенку, попавшему в беду.
Правовая работа социального педагога, особенности его работы в летний период, в центрах, в летних трудовых лагерях и лагерях отдыха.
- Что значит профессионализм социального педагога.
- Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных условиях.
- Организация социального педагога в реабилитационных центрах.
- Болотов В., Должность социального педагога скоро станет привычной//Учительская газета. - 1994. - № 9.
- Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в системе общественного воспитаниях/Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
- Вулъфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
- Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.
- Гончарова Т.Н., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум. - М., 1991.
- Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической технике. - М., 1987. - С. 17-19.
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. - Орел, 1994.
- Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
- Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
413
- Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя//Учителю о педагогической техники. - М., 1989.
- Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. - Орел, 1995.
- Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. - М., 1994.
- Теория и методика социальной работы. Часть I. - М., 1993.
- Малышева В.А. Работа с родителями. - М., 1982.
Существующие учебно-воспитательные учреждения в России: общеобразовательная школа, профессиональные учебные заведения, школы-интернаты, лесные и санаторные школы.
Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.
Частные учебные заведения общего и коррекционного типа для особо одаренных детей, религиозные учебные заведения, воскресные школы и епархиальные гимназии.
Задачи современной системы образования: дать знания, умения и навыки, подготовить поколение к общественной и трудовой жизни.
- Существующая система учебно-воспитательных учреждений.
- Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.
- В чем кризис современного образования.
- Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.
- Вулъфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. - М.,1994.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.
- Павлюченко Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. - Запорожье, 1994.
414
- Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского и Г. Нойнера. - М., 1984.
- Очерки истории школы и педагогики народов СССР. 1961-1981. - М., 1987.
- Россия в цифрах. - М., 1995.
- Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей. Ч. I. - М., 1993.
- Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990.
- Воспитательная система школы. Проблемы, поиски. - М., 1989.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1982.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.
- Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. - М., 1989.
Забота о детях сиротах и вдовах у славян, скудельницы. "Русская Правда" о защите семьи и опекунстве. Христианские заповеди об укреплении семьи.
Владимир Мономах в "Поучении" о воспитании детей, об отношениях между людьми, о заботе о старых и сирых.
Сиротские дома при Иване Грозном, Стоглавый Собор (1551) о "наставлении детей грамоте". Указ царя Федора Алексеевича (1661) об устройстве за счет казны благотворительных заведений для больных, нищих и сирот.
Заповеди семейного воспитания в "Домострое". Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в.
Указы Петра I. Записка Ф.С.Салтыкова о воспитании, обучении и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот.
Воспитательные дома, созданные во второй половине XVIII в., роль императрицы Екатерины II и И.И.Бецкого в их создании. Содержание воспитательной работы по "Генеральному плану Императорского воспитательного дома".
415
- Забота о детях в истории России (исторические документы).
- Литературные памятники о воспитании детей в семье ("Поучение" Владимира Мономаха, "Домострой").
- Государственная политика защиты детей в XVIII в.
- Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по "Генеральному плану императорского воспитательного дома".
- Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.
- Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.
- Василъкова Ю.В. Страницы отечественного образования. - М., 1996. Книга 1.
- Об общественном призрении в России. 4. П. - СПб., 1813.
- Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. - Ярославль, 1913.
- Димова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. - 1992. - №9.
- Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России//Трудовая помощь. - 1900. - № 1.
- Нещеретный П.И. Исторические корни развития социальной работы в России//Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. - М., 1973.
- Олъман С. Детская помощь в России//Вестник благотворительности. 1993.
- Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.
- Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. - СПб., 1901.
Ведомство императрицы Марии, воспитательные дома. Статья В.Я.Стоюнина о работе воспитателей в Московском воспитательном доме. Воспитание детей-сирот в крестьянских семьях.
Сиротский институт Е.О. Гугеля. Детские приюты, увеличение числа приютов за счет благотворительности.
416
В.Ф. Одоевский об особенностях разговора воспитательниц с детьми, его статья "Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом".
Виды благотворительности в российском обществе в XIX в. Государственная, приходская и частная благотворительность. Приюты для детей-сирот и приходящих детей. Ясли-приюты для крестьянских детей.
- Государственная политика защиты детей. Ведомство императрицы Марии.
- В.Ф. Одоевский о воспитании детей в приютах, его статья: лицам, непосредственно работающим в приютах.
- Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома".
- Благотворительность в истории России XIX - начала XX в.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.
- Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.
- Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста//Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994.
- Благотворительная Россия. - СПб., 1902.
- Благотворительные учреждения России. - СПб., 1912.
- Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993.
- Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - СПб., 1984.
- Нещеретный П. И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. - М., 1993.
- Об общественном призрении в России. - СПб., 1818.
- Общественная и частная благотворительность в России. - СПб., 1912.
- Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом//Избр. пед. соч. - М., 1955. - С. 61-68.
- Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрения//Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994. - С. 31.
- Розенфельд Б. Р. Первые учреждения для детей народа в царской России//Советское государство и право. - 1991. - № 6. - С. 216.
- Стоюнин В.Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома//Избр. пед. соч. - М., 1991. - С. 104-110.
417
М.М. Манасеина о развитии человека от рождения до университетского возраста. Ее исследования о воспитании у детей настроения, особенности воспитания ума.
Ученые-педагоги о воспитании ребенка в семье, издание "Энциклопедии по семейному воспитанию".
Исследование П.Ф. Лесгафта "Семейное воспитание ребенка и его значение", "школьные типы".
Воспоминание П.А. Флоренского о воспитании в семье.
Программа М.С. Лунина домашнего обучения Миши Волконского, сопоставление этой программы с существовавшей в то время программой Царскосельского лицея.
Крестьянская культура XIX в., воспитание детей в крестьянских семьях.
- Исследования М.М. Манасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.
- П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его "школьные типы".
- Что означало "прекрасное домашнее образование" по программе М.С.Лунина.
- Каким было воспитание в крестьянской семье.
- Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. - М., 1987.
- Антология педагогической мысли в России второй половины XIX - XX в. - М., 1990.
- Громыко М. Честь и достоинство//Родина. - 1995. - № 1.
- Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей//Избр. пед. соч. - М., 1982. - С. 232-258; Основные начала семейного обучения. Дидактика семьи//Там же.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990.
- Монасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизнь и до полного окончания университетского образования: В 5 т. - СПб., 1894-1899.
- Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995. - С. 8.
418
- Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993.
- Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение//Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 272-305.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в. - М., 1973.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.
- Панков В. Механика земная и небесная//Родина. - 1994. - № 6.
- Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед. соч. - М., 1991. - С. 292-296.
- Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.
Православие в истории образования России. Роль церкви, приходского священника в социальной жизни человека от рождения до смерти.
И.Ильин, Л.Толстой о воспитательной роли христианских заповедей.
Практика религиозного образования в России в XIX в. "Правила о церковно-приходских школах". Татевская школа С.А. Рачинского.
Религиозное воспитание в семье, роль крестных родителей.
К.Д. Ушинский о религиозном воспитании и о народности в воспитании.
"Беседы священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого" о причинах дурного воспитания, о воспитании правдивости, воспитании чувства стыдливости. Социальное значение церковной проповеди.
- Роль православия в образовании и воспитании человека.
- К.Д. Ушинский о религиозном и народном воспитании.
- Воспитательная роль проповеди. Оценка проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
- Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994.
419
- Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. - М., 1991.
- Георгиевский В Т. С.А.Рачинский. - СПб., 1912.
- Забелин И.Е. История города Москвы. - М., 1990.
- Ильин И. За национальную Россию//Слово. - 1991. - IV.
- Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского//К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 1994.
- Рачинский С.А. Сельская школа. - М., 1991.
- О религиозном воспитании детей. - М., 1993.
- Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. - М., 1992.
- Христианское воспитание детей. - М., 1993.
- Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. -Л., 1991.
- Церковная музыка в России в конце XIX - начале XX в.//Православная жизнь. - 1962. - № 8-10.
- Тальберг Н. История русской церкви: В 2 т. - М., 1994.
Понятие ненасилия в различных философских течениях. Н.К.Рерих о ненасилии.
Теория свободного воспитания в истории отечественной педагогики. Практика свободного обучения в Яснополянской школе Л.Н.Толстого: ненасильственный порядок, новые отношения учеников и учителей, воспитание у учеников стремления к занятиям, к творчеству.
"Дом свободного ребенка" К.Н. Вентцеля - попытка эксперимента свободного воспитания, сотрудничества детей, родителей и воспитателей. Попытка организовать педагогический процесс с учетом задатков и способностей каждого ребенка. Детское самоуправление, обучения без программ и учебников, без планирования уроков и давления педагога на ребенка. Развитие детских талантов.
- Теория свободного воспитания в начале XX в.
- Яснополянская школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой о свободном воспитании.
- Что положительного и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля?
420
- Антология ненасилия. - Москва-Бостон, 1991.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей//Положение детей в мире. - ЮНИСЕР, 1991.
- Вентцелъ К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974.
- Вентцелъ К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М., 1923.
- Вентцелъ К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М., 1923.
- Вентцелъ К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. - М., 1918.
- Кабатченко М.В. Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. - М., 1992.
- Киреев Г.И. Сущность ненасилия. - М., 1990.
- Кистяковский М.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы//Дом свободного ребенка. - М.; Пг., 1923.
- Михайлова М.В. Дом свободного ребенка//Советская педагогика. - 1984. - № 4.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994.
- Стеклов М. Четыре портрета. - М., 1995.
- Толстой Л. И. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы//Пед. соч. - М., 1989.
- Толстой Л.Н. О народном образовании//Пед. соч. - М., 1989.
Решение социальной проблемы общества - проблемы занятости детей и подростков рабочих городских окраин.
Опыт организации детских летних колоний, московский кружок устроителей детских летних колоний, содержание воспитательной работы в организованных колониях.
Классы для отстающих детей, Ольгинско-Пятницкое училище Е.С. Петуховой, методика работы с отстающими детьми.
Детские объединения, скаутское движение в России.
Летняя детская трудовая колония "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого, его Опытная станция - эксперимент социального воспитания.
421
Исследование проблем детского коллектива, детского самоуправления, организация детского труда, воспитательное значение совместного участия в производительном труде детей и взрослых.
Статьи С.Т. Шацкого "Задачи общества", "Детский труд и отдых", "Что такое клуб?", их актуальность в современных условиях.
- Практика социального воспитания в начале XX в., детские объединения, скаутское движение, детские летние колонии.
- Детская колония "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого.
- Статьи С.Т. Шацкого "Задачи общества", "Детский труд и отдых", "Что такое клуб?". Как может использовать опыт Шацкого современный педагог?
- Вспомогательная школа при московском Ольгинском-Пятницком училище. - М., 1914.
- Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Сов. педагогика. - 1985. - № 4.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1989.
- Шацкий С.Т. "Бодрая жизнь"//Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. I. - М., 1980. - С. 127-134.
- Шацкий С.Т. Мой педагогический путь//Указ соч. - С. 25-41.
- Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых"//Указ. соч. - С. 121-127.
- Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение//Указ. соч. - С. 112-121.
Защита детей-сирот в первые годы советской власти. Детские дома, школы-коммуны, детские трудовые колонии, усыновление и опекунство.
Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. Детские дома.
Организация детского досуга как социальная проблема. Государственная политика в организации детского досуга, общественное
422
движение привлечения населения к воспитанию детей и подростков.
Роль пионерской и комсомольской организаций в социальном воспитании детей и подростков.
Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты и школы-интернаты.
- Политика Советского правительства защиты детей в первые годы.
- Забота о детях в годы Отечественной войны.
- Современная государственная система защиты детей-сирот.
- Архангельский П.В. Организация детской жизни. - Самара, 1928.
- Беликов В.В. Забота о детях в годы войны. 1941-1945//Воспитание школьника. - 1988. - № 1.
- Директивы ВКПб и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917-1947 гг. - М.; Л., 1947.
- Детская беспризорность. - М., 1923.
- Детская беспризорность и детский дом. - М., 1926.
- Дюшен В. Пять лет детского городка им. III Интернационала. - М., 1924.
- Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. - М., 1919.
- Куманев В.А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
- Кондаков А.И. Школа-коммуна: опыт учебно-воспитательной работы Знаменской школы-коммуны Вятской губернии. 1918-1925. - М., 1961.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. - М., 1974.
- На пороге второго десятилетия: Практика социального воспитания. - М.; Л., 1927.
- От школы учебы к школе общественно-полезного труда: Год работы по социальному воспитанию на Трехгорной мануфактуре в Москве. - М., 1927.
- Попова Н.И. Школа жизни. - М., 1925.
- Pueec C.M., Шульман Н.М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции. - М., 1924.
- Тостов А.С. 25-я образцовая школа. - М., 1935.
423
- Школа-коммуна Наркомпроса. - М., 1924.
- Шульгин В.Н. Общественная работа школы и программа ГУСА. - М., 1929.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1978-1980.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.
Опыт социального воспитания личности в коллективе в практике воспитательных учреждений 20-30-х гг. Внедрение и апробация новых методов обучения и воспитания в опытных школах и станциях Наркопроса.
Первая опытная станция Наркомпроса на базе детской колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губернии под руководством С.Т. Шацкого.
Опытная школа-коммуна Наркомпроса П.Н.Лепешинского в Москве, статья "Школьный день" из книги "Школа-коммуна Наркомпроса" (М., 1990).
В.Н. Сорока-Росинский и его школа им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых, "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.
Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".
- Педагогика среды. Опытные станции Наркомпроса.
- Опыт воспитания личности в коллективе В.Н. Сороки-Росинского в школе для трудновоспитуемых. "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.
- Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".
- Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом наследии А.С.Макаренко. Т. 8. - М., 1986. - С. 187-210.
- Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В. 2 т. - М., 1979.
- Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М., 1991.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения.: В 8 т. - М., 1983-1986.
424
- Шацкий С. Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. Школа-коммуна Наркомпроса. - М., 1990.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М.Т., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.
Понятие сотрудничества в педагогике М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Т.И. Гончаровой.
Уроки творчества для младших школьников учителя рисования и черчения реутовской школы № 2 И.П.Волкова.
Уроки творчества и поиска истины, уроки нравственного воспитания в практике ленинградской учительницы истории Т.И. Гончаровой.
Воплощение воспитывающего обучения на уроках Е.Н. Ильина.
Индивидуальный подход в работе народного учителя, директора школы г. Владивостока Н.Н. Дубинина.
Работа педагогического коллектива под руководством директора Азовской школы Краснодарского края М.П. Щетинина, направленная на развитие задатков и способностей ребенка.
- Какие проблемы социальной педагогики решали в своей практике педагоги-новаторы.
- И.П.Волков и его опыт "учить творчеству".
- Как может использовать социальный педагог в своей работе опыт педагогов новаторов?
- Занков Л.В. Беседы с учителями: Работаем по системе Л.В. Занкова. - М., 1991.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.
- Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же?//Учительская газета. - 1987. - 10 октября.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1980.
- Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.
425
- Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов//Учителю о педагогической технике. - М., 1987.
- Педагогический поиск. - М., 1987.
- Гончарова Т.Н. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986.
- Вулъфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. - М., 1983.
- Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школа. - М., 1986.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М. 1980.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1989.
- Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. - М., 1986.
- Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990.
Семья как социальная ячейка общества. Типы современных семей. Социальная функция семьи, отношения в семье, отцовство и материнство.
В семье конфликт, семейная жестокость.
Кризис семьи. П.А. Сорокин о кризисе семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье.
Современная помощь семье. Опыт центра социальной помощи "Семья" г. Клин.
- Семья как социальная ячейка общества, кризис современной семьи.
- Типы семей.
- Современная государственная политика помощи семье.
- Антология социальной работы: В 3 т. - М., 1995. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992.
426
- Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности//Вестник социальной работы. - 1993. - № 3.
- Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996.
- Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе "Раменки". - М., 1996.
- Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин, детей. Нормативные акты. - М., 1993.
- Панов A.M. Социальная работа в России. - М., 1995.
- Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. 1. - М., 1991.
- Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.
Как следует рассматривать детство. Статья Ш.А. Амонашвили "Что такое детство" из книги "В школу с шести лет".
Социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения. Родительская жестокость.
Дети-инвалиды. Дети из семей алкоголиков. Особенности развития детей, которые воспитываются в детских домах, школах-интернатах.
Современная защита детей. Конвенция ООН "О правах ребенка". Охрана здоровья детей.
Сложившийся современный опыт защиты детей. Президентская программа "Дети России", Российский Детский фонд, его программы. Опыт создания приютов. П.П. Блонский о детской сексуальности.
- Что такое современное детство. Ш.А. Амоношвили о детстве.
- Государственная социальная политика защиты детей.
- Сложившийся современный опыт защиты.
- Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. Что такое детство//Педаго-гический поиск. - М., 1997.
427
- Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России//Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.
- Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.
- Лиханов А.А. Возвысим голос и дела//Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.
- Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. - 1991. - № 10.
- Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. - М., 1995.
- Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
- Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. 1. - М., 1991.
- Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
Изучение социальным педагогом семьи, составление "карты семьи".
Ребенок в семье. Методы работы социального педагога с семьей, создание в семье новых отношений, создание клубов, групп здоровья, различных объединений, советов, делового сотрудничества и т.п.
Работа социального педагога с семьей, где есть дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского, его основные принципы работы с больными детьми.
Опыт социально-психологической помощи семье в центре "Доверие" в г. Клин.
- Особенности современной семьи. П. Сорокин о кризисе семьи.
- Работа социального педагога в семье с детьми и взрослыми.
- Лечебная педагогика А.А. Дубровского.
- Как может социальный педагог использовать опыт работы центров "Доверие" и "Радуга".
- Азаров Ю. Семейная педагогика. - М., 1993.
- Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. - М., 1988.
428
- Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1991.
- Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.
- Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
- Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
- Карклин С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.
- Малышева В.А. Работа с родителями. - М., 1982.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
- Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1987.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассника к семейной жизни. - М., 1991.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
- Сенько В.Г. Учителя и родители. - Минск, 1988.
- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. - М., 1988.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.
- Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М., 1986.
- Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987.
- Дубровский А.А. Жемчужина России//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 501-540.
- Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. - Краснодар, 1989.
Работа социального педагога в школе, особенности его работы.
Помощь детям, нуждающимся в социальной защите, организация досуга, координация социальной работы педагогического коллектива.
Социальные задачи школы, социальные функции директора школы, классных руководителей, заместителей директора, службы здоровья.
Работа социального педагога в микрорайоне. Опыт создания социально-педагогических комплексов в 60-х гг. в г. Свердловске. Структура социально-педагогических комплексов.
Эксперимент по организации социально-педагогического комплекса в школе № 59 в г. Ярославле, учебно-воспитательный комплекс
429
микрорайона "Марьина роща" в Москве, школы № 26 г. Ставрополя.
- Социальные задачи школы в современных условиях.
- Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне.
- Работа социального педагога в социально-педагогическом комплексе
- Эксперимент социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля.
- Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
- Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986.
- Воспитание учащихся по месту жительства. - М., 1987.
- Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. - М., 1986.
- Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
- Закатов И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
- Проблемы эстетического воспитания подростков. - М., 1994.
- Развитие творческой активности школьников. - М., 1991.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
- Тихомирова Н.K. Система воспитательной работы в школе на основе программы. - М., 1996.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. - М., 1990.
- Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
- Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 3.
- Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. - М., 1996.
- Маанди Н. Школа моей мечты//Народное образование. - 1995. - № 5, 6.
Трудные подростки, их физические и психические особенности. Их положение в современном кризисном состоянии общества.
430
Особенности отклонения в поведении подростков. Типы подростков с различными отклонениями в поведении.
Перевоспитание как педагогический процесс. Изучение подростка. Подготовка психологической готовности изменить поведение, накопление подростком положительных качеств, процесс самовоспитания.
Опыт работы с трудными подростками в центре реабилитации "Надежда" (г. Клин).
Статьи В.Н. Сороки-Росинского "Трудновоспитуемые" и П.П. Блонского "О так называемой моральной дефективности".
- Характеристика трудных детей и подростков.
- Методы перевоспитания трудных подростков.
- Опыт работы социального педагога в центрах "Надежда" и "Радость".
- Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
- Гуров В.И., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.
- Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986.
- Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
- Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
- Социальная помощь семье и детям. - М., 1994.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. - М., 1994.
- Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
- Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики. - М., 1994.
- Тархова Л. Мальчик, мужчина, отец. - М., 1992.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Москва-Тула, 1993.
- Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.
- Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированным подростком в процессе реабилитации//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. - М., 1994.
- ХрипковаА.Г., КолесовД.В. Девочка. Подросток. Девушка. - М., 1981.
431
Что такое одаренный ребенок. Особенности детской одаренности: лидерская, художественная, психомоторная, академическая, интеллектуальная, творческая.
Общие качества личности для всех одаренных детей, скрытая, одаренность. Талантливый ребенок в семье. Отношения родителей к одаренному ребенку, отношения воспитателя и талантливого ребенка.
Статья В.П. Кащенко "Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников".
- Что такое одаренный ребенок. Типы одаренности.
- Одаренный ребенок в семье.
- В.П. Кащенко о "даровитых детях".
- Одаренные дети. - М., 1991.
- Как подготовить вашего ребенка к жизни. - М., 1991.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973.
- Семейное воспитание/Краткий словарь. - М., 1990.
- Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология педагогической мысли России. Второй пол. XIX- начало XX в. - М., 1990.
- Хромова Т. Одаренные дети//Воспитание школьника. - 1997. - № 4.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.
- Освальд В. Великие люди. - СПб., 1910.
- Фримен Джоан. Ваш умный ребенок. - М., 1996.
- Эфроимстор В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности ВИНИТИ. - М., 1982.
- Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.
Опыт работы социального педагога в Англии излагает Джил Горелл Барис в книге "Социальная работа с семьями в Англии",
432
в которой анализируются особенности подхода к детям из различных семей, а также к детям-сиротам. Рассказывается об особенностях работы с подростками-сиротами, ставшими рано самостоятельными.
О социальной работе с детьми, о традициях социальной помощи семье и детям в США пишет в своей книге С.И. Чорбинский "Социальная работа и социальные программы в США". Он рассказывает об опыте программ "Хелп" и "Хедстарт", о работе социального педагога в приютах, с детьми-инвалидами и умственно отсталыми детьми, а также о работе в исправительных воспитательных учреждениях. Анализируются задачи учебно-воспитательных учреждений, социальная политика Федерального правительства, практика существующих реабилитационных центров, а также социальная политика в отношении многодетных и малообеспеченных семей.
- Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Англии.
- Опыт социальной защиты детей в США.
- Особенности работы со взрослыми в европейских странах.
- Работа с родителями.
- Джил Горелл Борис. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.
- Чорбшский С.И. Социальная работа и социальная программа в США. - М., 1992.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 1996.
Для студентов дневного отделения, курс на 40 лекционных часов, самостоятельная работа предполагает подготовку студентом рефератов и их защиту на экзаменах или зачете.
433
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
I |
1 |
Социальная педагогика, предмет, задачи, функции |
2 |
2 |
Социальная педагогика как часть социальной философии |
2 |
3 |
Личность ребенка, развитие, формирование, зависимость от среды |
2 |
4 |
Социальный педагог, его профессионализм |
2 |
5 |
Современная система образования, ее социальные функции |
2 |
II |
6 |
Защита детства и социальная педагогика в истории образования России с древнейших времен до конца XVIII в. |
2 |
7 |
Государственная политика защиты детей-сирот в XIX - начале XX в. |
2 |
8 |
Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в. |
2 |
9 |
Православие и социальное воспитание в истории России |
2 |
10 |
Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания |
2 |
11 |
Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого |
2 |
12 |
Государственная политика защиты детей в годы советской власти |
2 |
13 |
Опыт воспитания социальной личности в коллективе |
2 |
14 |
Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80- 90-х гг. |
2 |
III |
15 |
Современная семья, ее проблемы, кризис семьи |
2 |
16 |
Детство. Защита детей в современных условиях |
2 |
17 |
Работа социального педагога с семьей |
2 |
18 |
Социальный педагог в школе и микрорайоне |
2 |
19 |
Социальная проблема - трудные подростки |
2 |
20 |
Работа социального педагога с одаренными детьми |
2 |
21 |
Работа социального педагога со взрослыми |
2 |
|
|
Всего 40 часов |
434
Учебно-тематический план для заочного отделения рассчитан на 18-20 лекционных часов, при самостоятельной работе студента над рефератом с его защитой на экзамене или зачете.
- Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.
- Забота о детях-сиротах у древних славян.
- О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси "Русская Правда", "Поучение Владимира Мономаха" и др.
- Реформы Петра I и "Пропозиции" Ф. Салтыкова о воспитании и обучении детей-сирот.
- "Ведомство императрицы Марии", его деятельность в XIX в.
- Приюты в России в XIX в. В.Ф. Одоевский о воспитании детей в приютах.
- Личность ребенка. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.
- Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам.
- П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
- Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
- Практика социального воспитания в начале XX в. С.Т. Шацкого.
- Детские летние колонии, детские объединения в начале XX в. Скауты.
- Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).
- Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны.
- Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А.С. Макаренко. В.И. Сорока-Росинский, его "Республика ШКИД".
- Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.
- Социальные функции современной системы образования.
- Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства.
- Личность ребенка, зависимость от среды.
- Социальный педагог, его профессия.
- Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт.
- Работа социального педагога с семьей.
435
- Работа социального педагога с трудными детьми.
- Работа социального педагога в летний период.
- Кризис современной системы образования.
- Детство как социальная проблема.
- Неформальные объединения подростков.
- Работа с талантливыми детьми.
- Современная семья, типы семей.
- Работа социального педагога с "семьей риска".
- Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).
- Кризис современной семьи.
- Работа социального педагога с детьми-олигофренами.
436
1
Программа рассчитана на слушателей курса общей педагогики. Для слушателей, которые начинают изучение педагогики, дается вводная тема: "Педагогика: предмет, задачи, функции" (4 ч).