ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОГРАММА КУРСА "СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА"1

Раздел 1
Теория социальной педагогики

Тема 1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции

Педагогика как наука о передаче опыта одного поколения другому, о процессе воспитания и обучения детей и взрослых, о процессе просвещения народа и самовоспитания личности.

Ключевые понятия педагогики: просвещение, образование, обучение и воспитание, система воспитания и система обучения, развитие, воспитание и формирование личности, педагогический процесс.

Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и методы социальной педагогики. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа.

Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Изучение ребенка и самоорганизация личности. Прикладные задачи социальной педагогики.

Вопросы и задания

  1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обучение, образование, система образования и т.д.
  2. Предмет социальной педагогики.
  3. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная работа и т.д.

409

  1. Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная.
  2. Прикладные задачи социальной педагогики.

Литература к теме

  • Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
  • Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.
  • Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1992.
  • Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальной педагогики//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
  • Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
  • Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике//Педагогический поиск. - 1993. - № 2.
  • Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.
  • Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.
  • Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
  • Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. - 1991. - №11.
  • Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск, 1989.
  • Социальная психология: История, Теория. Эмпирические исследования. - Л., 1993.
  • Теория и методика социальной работы. Часть I. / Под ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.
  • Теория и методика социальной работы. Вып. I. / Под. ред. И.Г. Зайнышева. - М., 1996.
  • Филиппов В.Р. Социология образования. - М., 1980.
  • Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. - 1994. - № 6.
  • Янцева Г. Наш путь к социальной педагогике. - М., 1996.

Тема 2. Социальная педагогика как часть
социальной философии

Социальная философия - наука о проблемах человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе.

410

Новое осмысление положения и воспитания личности в современном обществе: личность и общество, личность и среда, личность и семья. Духовная культура личности и подготовка подрастающего поколения к труду, личность и природа, человек и вера.

Детство как социальная проблема, кризис образования и проблемы воспитания и всеобщего образования в новых социальных и экономических условиях, новые отношения. Положение детей и семьи, возможности образования.

Социализация личности как социальная проблема, проблемы самообразования, самовоспитания, самоорганизации.

Задачи и цели социальной педагогики в период кризисного состояния общества.

Вопросы и задания

  1. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество.
  2. Социальная педагогика как часть социальной философии.
  3. Детство как социальная проблема.

Литература к теме

  • Социальная работа и социальная философия. - М., 1996.
  • Основы современной философии. - СПб., 1997.
  • Филонов Т.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. - 1994. - № 6.
  • Василъкова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. - М., 1991.
  • Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

Тема 3. Личность ребенка, его развитие,
зависимость от среды

Становление личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека.

Развитие задатков и способностей личности. Социализация, социальный становление личности как процесс воспитания, обучения и самовоспитания, познание окружающей среды.

Процесс социализации, фазы социализации по С.И. Гессену. Социальное воспитание как процесс социализации личности.

411

Формирование личности как процесс воспитания и особый процесс для воспитателя. Возрастные этапы.

Изучение ребенка и окружающей среды: семьи, его поведения в школе, с друзьями, его отношения во дворе и т.д. Изучение задатков и способностей личности.

Вопросы и задания

  1. Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности.
  2. Что значит социализация личности.
  3. Важность самовоспитания в развитии личности.
  4. В.П. Кащенко о талантливых детях.
  5. Статья П.П. Блонского "Очерки детской сексуальности".

Литература к теме

  • Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.
  • Донцов И.А. Самовоспитание личности. - М., 1984.
  • Кан-Калик В.А. Учителю о психологии общения. - М., 1988.
  • Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1990.
  • Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, 1991.
  • Кони И. Ребенок и общество. - М., 1968.
  • МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  • Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
  • Рожков М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. - М., 1991.
  • Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
  • Поташник М.М. Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983.
  • Петровский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. - М., 1982. Права ребенка. Основные международные документы. - М., 1992. Положение детей в России. 1992 г. - М., 1993.
  • Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

Тема 4. Социальный педагог, его профессионализм

Особенности работы социального педагога, его назначение в социальной работе.

Профессиональные знания социальным педагогом педагогики, психологии, физиологии ребенка и методики воспитательной работы.

412

Педагогическая технология социального педагога: мастерство, знание воспитательного процесса, важность овладения умениями работы с детским коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Методы изучения ребенка. Умение понять ребенка, знание педагогической психологии, психологии общения, психологии отношений.

Речевые умения социального педагога, культура и техника речи. Умение контролировать и сдерживать себя, владение элементами (театральной педагогики) актерского мастерства.

Проявление организаторских способностей социального педагога, его способность организовать защиту и помощь ребенку, попавшему в беду.

Правовая работа социального педагога, особенности его работы в летний период, в центрах, в летних трудовых лагерях и лагерях отдыха.

Вопросы и задания

  1. Что значит профессионализм социального педагога.
  2. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных условиях.
  3. Организация социального педагога в реабилитационных центрах.

Литература к теме

  • Болотов В., Должность социального педагога скоро станет привычной//Учительская газета. - 1994. - № 9.
  • Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в системе общественного воспитаниях/Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
  • Вулъфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
  • Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.
  • Гончарова Т.Н., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум. - М., 1991.
  • Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической технике. - М., 1987. - С. 17-19.
  • Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I. - Орел, 1994.
  • Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
  • Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

413

  • Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя//Учителю о педагогической техники. - М., 1989.
  • Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. - Орел, 1995.
  • Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. - М., 1994.
  • Теория и методика социальной работы. Часть I. - М., 1993.
  • Малышева В.А. Работа с родителями. - М., 1982.

Тема 5. Современная система образования,
ее социальные функции

Существующие учебно-воспитательные учреждения в России: общеобразовательная школа, профессиональные учебные заведения, школы-интернаты, лесные и санаторные школы.

Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.

Частные учебные заведения общего и коррекционного типа для особо одаренных детей, религиозные учебные заведения, воскресные школы и епархиальные гимназии.

Задачи современной системы образования: дать знания, умения и навыки, подготовить поколение к общественной и трудовой жизни.

Вопросы и задания

  1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений.
  2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.
  3. В чем кризис современного образования.

Литература к теме

  • Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.
  • Вулъфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
  • Инновационное обучение: стратегия и практика. - М.,1994.
  • Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.
  • Павлюченко Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. - Запорожье, 1994.

414

  • Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского и Г. Нойнера. - М., 1984.
  • Очерки истории школы и педагогики народов СССР. 1961-1981. - М., 1987.
  • Россия в цифрах. - М., 1995.
  • Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей. Ч. I. - М., 1993.
  • Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990.
  • Воспитательная система школы. Проблемы, поиски. - М., 1989.
  • Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1982.
  • Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.
  • Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. - М., 1989.

Раздел II
Защита детства и социальная педагогика в истории России

Тема 6. Защита детства и социальное воспитание
в истории России с древнейших времен до конца XVIII в.

Забота о детях сиротах и вдовах у славян, скудельницы. "Русская Правда" о защите семьи и опекунстве. Христианские заповеди об укреплении семьи.

Владимир Мономах в "Поучении" о воспитании детей, об отношениях между людьми, о заботе о старых и сирых.

Сиротские дома при Иване Грозном, Стоглавый Собор (1551) о "наставлении детей грамоте". Указ царя Федора Алексеевича (1661) об устройстве за счет казны благотворительных заведений для больных, нищих и сирот.

Заповеди семейного воспитания в "Домострое". Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в.

Указы Петра I. Записка Ф.С.Салтыкова о воспитании, обучении и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот.

Воспитательные дома, созданные во второй половине XVIII в., роль императрицы Екатерины II и И.И.Бецкого в их создании. Содержание воспитательной работы по "Генеральному плану Императорского воспитательного дома".

415

Вопросы и задания

  1. Забота о детях в истории России (исторические документы).
  2. Литературные памятники о воспитании детей в семье ("Поучение" Владимира Мономаха, "Домострой").
  3. Государственная политика защиты детей в XVIII в.
  4. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по "Генеральному плану императорского воспитательного дома".

Литература к теме

  • Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в.
  • Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.
  • Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.
  • Василъкова Ю.В. Страницы отечественного образования. - М., 1996. Книга 1.
  • Об общественном призрении в России. 4. П. - СПб., 1813.
  • Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. - Ярославль, 1913.
  • Димова И. Русские благотворительницы//Учительская газета. - 1992. - №9.
  • Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России//Трудовая помощь. - 1900. - № 1.
  • Нещеретный П.И. Исторические корни развития социальной работы в России//Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. - М., 1973.
  • Олъман С. Детская помощь в России//Вестник благотворительности. 1993.
  • Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.
  • Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. - СПб., 1901.

Тема 7. Государственная политика защиты детства
в XIX - начале XX в.

Ведомство императрицы Марии, воспитательные дома. Статья В.Я.Стоюнина о работе воспитателей в Московском воспитательном доме. Воспитание детей-сирот в крестьянских семьях.

Сиротский институт Е.О. Гугеля. Детские приюты, увеличение числа приютов за счет благотворительности.

416

В.Ф. Одоевский об особенностях разговора воспитательниц с детьми, его статья "Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом".

Виды благотворительности в российском обществе в XIX в. Государственная, приходская и частная благотворительность. Приюты для детей-сирот и приходящих детей. Ясли-приюты для крестьянских детей.

Вопросы и задания

  1. Государственная политика защиты детей. Ведомство императрицы Марии.
  2. В.Ф. Одоевский о воспитании детей в приютах, его статья: лицам, непосредственно работающим в приютах.
  3. Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома".
  4. Благотворительность в истории России XIX - начала XX в.

Литература к теме

  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.
  • Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1993.
  • Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста//Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994.
  • Благотворительная Россия. - СПб., 1902.
  • Благотворительные учреждения России. - СПб., 1912.
  • Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993.
  • Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - СПб., 1984.
  • Нещеретный П. И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. - М., 1993.
  • Об общественном призрении в России. - СПб., 1818.
  • Общественная и частная благотворительность в России. - СПб., 1912.
  • Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом//Избр. пед. соч. - М., 1955. - С. 61-68.
  • Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрения//Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994. - С. 31.
  • Розенфельд Б. Р. Первые учреждения для детей народа в царской России//Советское государство и право. - 1991. - № 6. - С. 216.
  • Стоюнин В.Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома//Избр. пед. соч. - М., 1991. - С. 104-110.

417

Тема 8. Семейное воспитание и домашнее образование
в XIX - начале XX в.

М.М. Манасеина о развитии человека от рождения до университетского возраста. Ее исследования о воспитании у детей настроения, особенности воспитания ума.

Ученые-педагоги о воспитании ребенка в семье, издание "Энциклопедии по семейному воспитанию".

Исследование П.Ф. Лесгафта "Семейное воспитание ребенка и его значение", "школьные типы".

Воспоминание П.А. Флоренского о воспитании в семье.

Программа М.С. Лунина домашнего обучения Миши Волконского, сопоставление этой программы с существовавшей в то время программой Царскосельского лицея.

Крестьянская культура XIX в., воспитание детей в крестьянских семьях.

Вопросы и задания

  1. Исследования М.М. Манасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.
  2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его "школьные типы".
  3. Что означало "прекрасное домашнее образование" по программе М.С.Лунина.
  4. Каким было воспитание в крестьянской семье.

Литература к теме

  • Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. - М., 1987.
  • Антология педагогической мысли в России второй половины XIX - XX в. - М., 1990.
  • Громыко М. Честь и достоинство//Родина. - 1995. - № 1.
  • Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей//Избр. пед. соч. - М., 1982. - С. 232-258; Основные начала семейного обучения. Дидактика семьи//Там же.
  • Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990.
  • Монасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизнь и до полного окончания университетского образования: В 5 т. - СПб., 1894-1899.
  • Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995. - С. 8.

418

  • Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993.
  • Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение//Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 272-305.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в. - М., 1973.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.
  • Панков В. Механика земная и небесная//Родина. - 1994. - № 6.
  • Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед. соч. - М., 1991. - С. 292-296.
  • Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

Тема 9. Православие и социальное воспитание
в истории России

Православие в истории образования России. Роль церкви, приходского священника в социальной жизни человека от рождения до смерти.

И.Ильин, Л.Толстой о воспитательной роли христианских заповедей.

Практика религиозного образования в России в XIX в. "Правила о церковно-приходских школах". Татевская школа С.А. Рачинского.

Религиозное воспитание в семье, роль крестных родителей.

К.Д. Ушинский о религиозном воспитании и о народности в воспитании.

"Беседы священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого" о причинах дурного воспитания, о воспитании правдивости, воспитании чувства стыдливости. Социальное значение церковной проповеди.

Вопросы и задания

  1. Роль православия в образовании и воспитании человека.
  2. К.Д. Ушинский о религиозном и народном воспитании.
  3. Воспитательная роль проповеди. Оценка проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

Литература к теме

  • Антология социальной работы. Т. I. - М., 1994.

419

  • Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. - М., 1991.
  • Георгиевский В Т. С.А.Рачинский. - СПб., 1912.
  • Забелин И.Е. История города Москвы. - М., 1990.
  • Ильин И. За национальную Россию//Слово. - 1991. - IV.
  • Меньшиков В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского//К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 1994.
  • Рачинский С.А. Сельская школа. - М., 1991.
  • О религиозном воспитании детей. - М., 1993.
  • Нефедов Г.Н. Таинства и обряды православной церкви. - М., 1992.
  • Христианское воспитание детей. - М., 1993.
  • Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. -Л., 1991.
  • Церковная музыка в России в конце XIX - начале XX в.//Православная жизнь. - 1962. - № 8-10.
  • Тальберг Н. История русской церкви: В 2 т. - М., 1994.

Тема 10. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент
свободного воспитания

Понятие ненасилия в различных философских течениях. Н.К.Рерих о ненасилии.

Теория свободного воспитания в истории отечественной педагогики. Практика свободного обучения в Яснополянской школе Л.Н.Толстого: ненасильственный порядок, новые отношения учеников и учителей, воспитание у учеников стремления к занятиям, к творчеству.

"Дом свободного ребенка" К.Н. Вентцеля - попытка эксперимента свободного воспитания, сотрудничества детей, родителей и воспитателей. Попытка организовать педагогический процесс с учетом задатков и способностей каждого ребенка. Детское самоуправление, обучения без программ и учебников, без планирования уроков и давления педагога на ребенка. Развитие детских талантов.

Вопросы и задания

  1. Теория свободного воспитания в начале XX в.
  2. Яснополянская школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой о свободном воспитании.
  3. Что положительного и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля?

420

Литература к теме

  • Антология ненасилия. - Москва-Бостон, 1991.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей//Положение детей в мире. - ЮНИСЕР, 1991.
  • Вентцелъ К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974.
  • Вентцелъ К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М., 1923.
  • Вентцелъ К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу. - М., 1923.
  • Вентцелъ К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. - М., 1918.
  • Кабатченко М.В. Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. 1. - М., 1992.
  • Киреев Г.И. Сущность ненасилия. - М., 1990.
  • Кистяковский М.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы//Дом свободного ребенка. - М.; Пг., 1923.
  • Михайлова М.В. Дом свободного ребенка//Советская педагогика. - 1984. - № 4.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.
  • Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994.
  • Стеклов М. Четыре портрета. - М., 1995.
  • Толстой Л. И. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы//Пед. соч. - М., 1989.
  • Толстой Л.Н. О народном образовании//Пед. соч. - М., 1989.

Тема 11. Практика социального воспитания
в начале XX в.
Педагогика среды С.Т. Шацкого

Решение социальной проблемы общества - проблемы занятости детей и подростков рабочих городских окраин.

Опыт организации детских летних колоний, московский кружок устроителей детских летних колоний, содержание воспитательной работы в организованных колониях.

Классы для отстающих детей, Ольгинско-Пятницкое училище Е.С. Петуховой, методика работы с отстающими детьми.

Детские объединения, скаутское движение в России.

Летняя детская трудовая колония "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого, его Опытная станция - эксперимент социального воспитания.

421

Исследование проблем детского коллектива, детского самоуправления, организация детского труда, воспитательное значение совместного участия в производительном труде детей и взрослых.

Статьи С.Т. Шацкого "Задачи общества", "Детский труд и отдых", "Что такое клуб?", их актуальность в современных условиях.

Вопросы и задания

  1. Практика социального воспитания в начале XX в., детские объединения, скаутское движение, детские летние колонии.
  2. Детская колония "Бодрая жизнь" С.Т. Шацкого.
  3. Статьи С.Т. Шацкого "Задачи общества", "Детский труд и отдых", "Что такое клуб?". Как может использовать опыт Шацкого современный педагог?

Литература к теме

  • Вспомогательная школа при московском Ольгинском-Пятницком училище. - М., 1914.
  • Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Сов. педагогика. - 1985. - № 4.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1989.
  • Шацкий С.Т. "Бодрая жизнь"//Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. I. - М., 1980. - С. 127-134.
  • Шацкий С.Т. Мой педагогический путь//Указ соч. - С. 25-41.
  • Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых"//Указ. соч. - С. 121-127.
  • Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение//Указ. соч. - С. 112-121.

Тема 12. Государственная политика защиты детей
в годы советской власти

Защита детей-сирот в первые годы советской власти. Детские дома, школы-коммуны, детские трудовые колонии, усыновление и опекунство.

Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. Детские дома.

Организация детского досуга как социальная проблема. Государственная политика в организации детского досуга, общественное

422

движение привлечения населения к воспитанию детей и подростков.

Роль пионерской и комсомольской организаций в социальном воспитании детей и подростков.

Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты и школы-интернаты.

Вопросы и задания

  1. Политика Советского правительства защиты детей в первые годы.
  2. Забота о детях в годы Отечественной войны.
  3. Современная государственная система защиты детей-сирот.

Литература к теме

  • Архангельский П.В. Организация детской жизни. - Самара, 1928.
  • Беликов В.В. Забота о детях в годы войны. 1941-1945//Воспитание школьника. - 1988. - № 1.
  • Директивы ВКПб и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917-1947 гг. - М.; Л., 1947.
  • Детская беспризорность. - М., 1923.
  • Детская беспризорность и детский дом. - М., 1926.
  • Дюшен В. Пять лет детского городка им. III Интернационала. - М., 1924.
  • Иорданский И.Н. Основы социального воспитания в народной школе. - М., 1919.
  • Куманев В.А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
  • Кондаков А.И. Школа-коммуна: опыт учебно-воспитательной работы Знаменской школы-коммуны Вятской губернии. 1918-1925. - М., 1961.
  • Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. - М., 1974.
  • На пороге второго десятилетия: Практика социального воспитания. - М.; Л., 1927.
  • От школы учебы к школе общественно-полезного труда: Год работы по социальному воспитанию на Трехгорной мануфактуре в Москве. - М., 1927.
  • Попова Н.И. Школа жизни. - М., 1925.
  • Pueec C.M., Шульман Н.М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции. - М., 1924.
  • Тостов А.С. 25-я образцовая школа. - М., 1935.

423

  • Школа-коммуна Наркомпроса. - М., 1924.
  • Шульгин В.Н. Общественная работа школы и программа ГУСА. - М., 1929.
  • Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1978-1980.
  • Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.

Тема 13. Опыт социального воспитания личности
в коллективе

Опыт социального воспитания личности в коллективе в практике воспитательных учреждений 20-30-х гг. Внедрение и апробация новых методов обучения и воспитания в опытных школах и станциях Наркопроса.

Первая опытная станция Наркомпроса на базе детской колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губернии под руководством С.Т. Шацкого.

Опытная школа-коммуна Наркомпроса П.Н.Лепешинского в Москве, статья "Школьный день" из книги "Школа-коммуна Наркомпроса" (М., 1990).

В.Н. Сорока-Росинский и его школа им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых, "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.

Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".

Вопросы и задания

  1. Педагогика среды. Опытные станции Наркомпроса.
  2. Опыт воспитания личности в коллективе В.Н. Сороки-Росинского в школе для трудновоспитуемых. "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева.
  3. Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".

Литература к теме

  • Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом наследии А.С.Макаренко. Т. 8. - М., 1986. - С. 187-210.
  • Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В. 2 т. - М., 1979.
  • Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М., 1991.
  • Макаренко А. С. Педагогические сочинения.: В 8 т. - М., 1983-1986.

424

  • Шацкий С. Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. Школа-коммуна Наркомпроса. - М., 1990.
  • Фрадкин Ф.А., Плохова М.Т., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.

Тема 14. Педагогика сотрудничества в практике
педагогов-новаторов 80-90-х гг.

Понятие сотрудничества в педагогике М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Т.И. Гончаровой.

Уроки творчества для младших школьников учителя рисования и черчения реутовской школы № 2 И.П.Волкова.

Уроки творчества и поиска истины, уроки нравственного воспитания в практике ленинградской учительницы истории Т.И. Гончаровой.

Воплощение воспитывающего обучения на уроках Е.Н. Ильина.

Индивидуальный подход в работе народного учителя, директора школы г. Владивостока Н.Н. Дубинина.

Работа педагогического коллектива под руководством директора Азовской школы Краснодарского края М.П. Щетинина, направленная на развитие задатков и способностей ребенка.

Вопросы и задания

  1. Какие проблемы социальной педагогики решали в своей практике педагоги-новаторы.
  2. И.П.Волков и его опыт "учить творчеству".
  3. Как может использовать социальный педагог в своей работе опыт педагогов новаторов?

Литература к теме

  • Занков Л.В. Беседы с учителями: Работаем по системе Л.В. Занкова. - М., 1991.
  • Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М., 1982.
  • Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же?//Учительская газета. - 1987. - 10 октября.
  • Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.
  • Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1980.
  • Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.

425

  • Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов//Учителю о педагогической технике. - М., 1987.
  • Педагогический поиск. - М., 1987.
  • Гончарова Т.Н. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986.
  • Вулъфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. - М., 1983.
  • Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школа. - М., 1986.
  • Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.
  • Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М. 1980.
  • Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1989.
  • Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. - М., 1986.
  • Селевко Г.К., Тихомиров Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990.

Раздел III
Социальное воспитание в современных условиях

Тема 15. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

Семья как социальная ячейка общества. Типы современных семей. Социальная функция семьи, отношения в семье, отцовство и материнство.

В семье конфликт, семейная жестокость.

Кризис семьи. П.А. Сорокин о кризисе семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье.

Современная помощь семье. Опыт центра социальной помощи "Семья" г. Клин.

Вопросы и задания

  1. Семья как социальная ячейка общества, кризис современной семьи.
  2. Типы семей.
  3. Современная государственная политика помощи семье.

Литература к теме

  • Антология социальной работы: В 3 т. - М., 1995. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. - М., 1992.

426

  • Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности//Вестник социальной работы. - 1993. - № 3.
  • Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996.
  • Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе "Раменки". - М., 1996.
  • Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин, детей. Нормативные акты. - М., 1993.
  • Панов A.M. Социальная работа в России. - М., 1995.
  • Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. 1. - М., 1991.
  • Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

Тема 16. Детство. Защита детей в современных условиях

Как следует рассматривать детство. Статья Ш.А. Амонашвили "Что такое детство" из книги "В школу с шести лет".

Социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения. Родительская жестокость.

Дети-инвалиды. Дети из семей алкоголиков. Особенности развития детей, которые воспитываются в детских домах, школах-интернатах.

Современная защита детей. Конвенция ООН "О правах ребенка". Охрана здоровья детей.

Сложившийся современный опыт защиты детей. Президентская программа "Дети России", Российский Детский фонд, его программы. Опыт создания приютов. П.П. Блонский о детской сексуальности.

Вопросы и задания

  1. Что такое современное детство. Ш.А. Амоношвили о детстве.
  2. Государственная социальная политика защиты детей.
  3. Сложившийся современный опыт защиты.

Литература к теме

  • Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. Что такое детство//Педаго-гический поиск. - М., 1997.

427

  • Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России//Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.
  • Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.
  • Лиханов А.А. Возвысим голос и дела//Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993.
  • Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. - 1991. - № 10.
  • Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. - М., 1995.
  • Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
  • Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Вып. 1. - М., 1991.
  • Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

Тема 17. Работа социального педагога с семьей

Изучение социальным педагогом семьи, составление "карты семьи".

Ребенок в семье. Методы работы социального педагога с семьей, создание в семье новых отношений, создание клубов, групп здоровья, различных объединений, советов, делового сотрудничества и т.п.

Работа социального педагога с семьей, где есть дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского, его основные принципы работы с больными детьми.

Опыт социально-психологической помощи семье в центре "Доверие" в г. Клин.

Вопросы и задания

  1. Особенности современной семьи. П. Сорокин о кризисе семьи.
  2. Работа социального педагога в семье с детьми и взрослыми.
  3. Лечебная педагогика А.А. Дубровского.
  4. Как может социальный педагог использовать опыт работы центров "Доверие" и "Радуга".

Литература к теме

  • Азаров Ю. Семейная педагогика. - М., 1993.
  • Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. - М., 1988.

428

  • Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М., 1991.
  • Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.
  • Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
  • Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
  • Карклин С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М., 1983.
  • Малышева В.А. Работа с родителями. - М., 1982.
  • Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
  • Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
  • Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1987.
  • Ковалев С.В. Подготовка старшеклассника к семейной жизни. - М., 1991.
  • Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
  • Сенько В.Г. Учителя и родители. - Минск, 1988.
  • Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. - М., 1988.
  • Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.
  • Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М., 1986.
  • Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.
  • Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987.
  • Дубровский А.А. Жемчужина России//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 501-540.
  • Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. - Краснодар, 1989.

Тема 18. Работа социального педагога в школе
и микрорайоне

Работа социального педагога в школе, особенности его работы.

Помощь детям, нуждающимся в социальной защите, организация досуга, координация социальной работы педагогического коллектива.

Социальные задачи школы, социальные функции директора школы, классных руководителей, заместителей директора, службы здоровья.

Работа социального педагога в микрорайоне. Опыт создания социально-педагогических комплексов в 60-х гг. в г. Свердловске. Структура социально-педагогических комплексов.

Эксперимент по организации социально-педагогического комплекса в школе № 59 в г. Ярославле, учебно-воспитательный комплекс

429

микрорайона "Марьина роща" в Москве, школы № 26 г. Ставрополя.

Вопросы и задания

  1. Социальные задачи школы в современных условиях.
  2. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне.
  3. Работа социального педагога в социально-педагогическом комплексе
  4. Эксперимент социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля.

Литература к теме

  • Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
  • Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986.
  • Воспитание учащихся по месту жительства. - М., 1987.
  • Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. - М., 1986.
  • Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. - 1994. - № 2.
  • Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
  • Закатов И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
  • Проблемы эстетического воспитания подростков. - М., 1994.
  • Развитие творческой активности школьников. - М., 1991.
  • Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
  • Тихомирова Н.K. Система воспитательной работы в школе на основе программы. - М., 1996.
  • Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. - М., 1990.
  • Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
  • Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. - 1993. - № 3.
  • Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. - М., 1996.
  • Маанди Н. Школа моей мечты//Народное образование. - 1995. - № 5, 6.

Тема 19. Работа социального педагога с трудными
подростками

Трудные подростки, их физические и психические особенности. Их положение в современном кризисном состоянии общества.

430

Особенности отклонения в поведении подростков. Типы подростков с различными отклонениями в поведении.

Перевоспитание как педагогический процесс. Изучение подростка. Подготовка психологической готовности изменить поведение, накопление подростком положительных качеств, процесс самовоспитания.

Опыт работы с трудными подростками в центре реабилитации "Надежда" (г. Клин).

Статьи В.Н. Сороки-Росинского "Трудновоспитуемые" и П.П. Блонского "О так называемой моральной дефективности".

Вопросы и задания

  1. Характеристика трудных детей и подростков.
  2. Методы перевоспитания трудных подростков.
  3. Опыт работы социального педагога в центрах "Надежда" и "Радость".

Литература к теме

  • Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
  • Гуров В.И., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.
  • Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986.
  • Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
  • Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
  • Социальная помощь семье и детям. - М., 1994.
  • Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. - М., 1994.
  • Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
  • Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики. - М., 1994.
  • Тархова Л. Мальчик, мужчина, отец. - М., 1992.
  • Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Москва-Тула, 1993.
  • Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.
  • Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированным подростком в процессе реабилитации//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации в современных условиях. - М., 1994.
  • ХрипковаА.Г., КолесовД.В. Девочка. Подросток. Девушка. - М., 1981.

431

Тема 20. Работа социального педагога
с одаренными детьми

Что такое одаренный ребенок. Особенности детской одаренности: лидерская, художественная, психомоторная, академическая, интеллектуальная, творческая.

Общие качества личности для всех одаренных детей, скрытая, одаренность. Талантливый ребенок в семье. Отношения родителей к одаренному ребенку, отношения воспитателя и талантливого ребенка.

Статья В.П. Кащенко "Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников".

Вопросы и задания

  1. Что такое одаренный ребенок. Типы одаренности.
  2. Одаренный ребенок в семье.
  3. В.П. Кащенко о "даровитых детях".

Литература к теме

  • Одаренные дети. - М., 1991.
  • Как подготовить вашего ребенка к жизни. - М., 1991.
  • Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973.
  • Семейное воспитание/Краткий словарь. - М., 1990.
  • Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология педагогической мысли России. Второй пол. XIX- начало XX в. - М., 1990.
  • Хромова Т. Одаренные дети//Воспитание школьника. - 1997. - № 4.
  • Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.
  • Освальд В. Великие люди. - СПб., 1910.
  • Фримен Джоан. Ваш умный ребенок. - М., 1996.
  • Эфроимстор В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности ВИНИТИ. - М., 1982.
  • Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.

Тема 21. Опыт социального воспитания в странах
Европы и США

Опыт работы социального педагога в Англии излагает Джил Горелл Барис в книге "Социальная работа с семьями в Англии",

432

в которой анализируются особенности подхода к детям из различных семей, а также к детям-сиротам. Рассказывается об особенностях работы с подростками-сиротами, ставшими рано самостоятельными.

О социальной работе с детьми, о традициях социальной помощи семье и детям в США пишет в своей книге С.И. Чорбинский "Социальная работа и социальные программы в США". Он рассказывает об опыте программ "Хелп" и "Хедстарт", о работе социального педагога в приютах, с детьми-инвалидами и умственно отсталыми детьми, а также о работе в исправительных воспитательных учреждениях. Анализируются задачи учебно-воспитательных учреждений, социальная политика Федерального правительства, практика существующих реабилитационных центров, а также социальная политика в отношении многодетных и малообеспеченных семей.

Вопросы и задания

  1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Англии.
  2. Опыт социальной защиты детей в США.
  3. Особенности работы со взрослыми в европейских странах.
  4. Работа с родителями.

Литература к теме

  • Джил Горелл Борис. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.
  • Чорбшский С.И. Социальная работа и социальная программа в США. - М., 1992.
  • Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 1996.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для студентов дневного отделения, курс на 40 лекционных часов, самостоятельная работа предполагает подготовку студентом рефератов и их защиту на экзаменах или зачете.

433

№ п/п Тема Количество часов
I
1 Социальная педагогика, предмет, задачи, функции 2
2 Социальная педагогика как часть социальной философии 2
3 Личность ребенка, развитие, формирование, зависимость от среды 2
4 Социальный педагог, его профессионализм 2
5 Современная система образования, ее социальные функции 2
II
6 Защита детства и социальная педагогика в истории образования России с древнейших времен до конца XVIII в. 2
7 Государственная политика защиты детей-сирот в XIX - начале XX в. 2
8 Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в. 2
9 Православие и социальное воспитание в истории России 2
10 Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания 2
11 Практика социального воспитания в начале XX в.
Педагогика среды С.Т. Шацкого
2
12 Государственная политика защиты детей в годы советской власти 2
13 Опыт воспитания социальной личности в коллективе 2
14 Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80- 90-х гг. 2
III
15 Современная семья, ее проблемы, кризис семьи 2
16 Детство. Защита детей в современных условиях 2
17 Работа социального педагога с семьей 2
18 Социальный педагог в школе и микрорайоне 2
19 Социальная проблема - трудные подростки 2
20 Работа социального педагога с одаренными детьми 2
21 Работа социального педагога со взрослыми 2
    Всего 40 часов

434

Учебно-тематический план для заочного отделения рассчитан на 18-20 лекционных часов, при самостоятельной работе студента над рефератом с его защитой на экзамене или зачете.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ
И КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА"

  1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.
  2. Забота о детях-сиротах у древних славян.
  3. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси "Русская Правда", "Поучение Владимира Мономаха" и др.
  4. Реформы Петра I и "Пропозиции" Ф. Салтыкова о воспитании и обучении детей-сирот.
  5. "Ведомство императрицы Марии", его деятельность в XIX в.
  6. Приюты в России в XIX в. В.Ф. Одоевский о воспитании детей в приютах.
  7. Личность ребенка. М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.
  8. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях по литературным и историческим памятникам.
  9. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
  10. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
  11. Практика социального воспитания в начале XX в. С.Т. Шацкого.
  12. Детские летние колонии, детские объединения в начале XX в. Скауты.
  13. Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детские дома, коммуны, колонии и т.д.).
  14. Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны.
  15. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Опыт А.С. Макаренко. В.И. Сорока-Росинский, его "Республика ШКИД".
  16. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.
  17. Социальные функции современной системы образования.
  18. Современная государственная социальная политика защиты семьи и детства.
  19. Личность ребенка, зависимость от среды.
  20. Социальный педагог, его профессия.
  21. Работа социального педагога в школе, микрорайоне, современный опыт.
  22. Работа социального педагога с семьей.

435

  1. Работа социального педагога с трудными детьми.
  2. Работа социального педагога в летний период.
  3. Кризис современной системы образования.
  4. Детство как социальная проблема.
  5. Неформальные объединения подростков.
  6. Работа с талантливыми детьми.
  7. Современная семья, типы семей.
  8. Работа социального педагога с "семьей риска".
  9. Воспитание в семье верующих (воспитание христианина).
  10. Кризис современной семьи.
  11. Работа социального педагога с детьми-олигофренами.

436


1 Программа рассчитана на слушателей курса общей педагогики. Для слушателей, которые начинают изучение педагогики, дается вводная тема: "Педагогика: предмет, задачи, функции" (4 ч).
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.