ЛЕКЦИЯ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА:
ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли.

Предмет оциальной педагогики Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе. В советское время понятия "социальная педагогика" в педагогической науке не существовало. В Педагогической энциклопедии (М., 1968) определение социальной педагогики дается как "одно из направлений буржуазной педагогики", которая занимается изучением "пограничных социально-педагогических проблем".

"Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была бы так или иначе связана с обществом, и что поэтому вся педагогика социальна. Boт почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки считалось неправомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки: сравнительной педагогикой, социологией воспитания педагогической социологией, экономикой народного образования"1 .

Подобная позиция сохранялась до 80-х годов, хотя ученые в России еще до 1917г. занимались проблемами социальной педагогики, их труды и учебники широко публиковались2.

Более разумно социальную педагогику рассматривать в плане социальной философии, утверждающей, что человек, среда и воспитание, формирование личности, обучение, развитие человека от рождения до смерти находится под влиянием внешних и только внешних обстоятельств.

В настоящее время к социальной педагогике обращаются самые различные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и

14

среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания1. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По современным представлениям социальная педагогика - это "отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных" [А.В. Мудрик].

По мнению В.Д. Семенова, "социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания"2.

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.

Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы3.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться самостоятельно.

Социальная педагогика "вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией, психологией управления"4. Она включает в себя изучение философии, воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. В условиях

15

кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.

Термины социальной педагогики Прежде всего надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.

Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку - это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окружающей среды на ребенка.

Социальное воспитание означает процесс помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных

16

отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица. Распостраненной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Термин социальная работа означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение.

Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

В современных условиях кризиса социализация ребенка (подростка) принимает обостренный характер. Ему потребуется поддержка. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школьника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, который не в состоянии дойти до каждого ученика, неустроенность семьи, двор, где ребенок попадает "на счетчик" (криминальный прием) или в руки наркоманов, токсикоманов.

Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддержка противостоять злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей.

Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика - "наука о воспитательном влиянии социальной среды" [В.Д. Семенов].

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача

17

социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях.

Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и практики: социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности, религиозное и общественное воспитание. Например, особенности нашей славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому, социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Функции социальной педагогики Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции?


  1. Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
  2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  4. Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
  5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
  6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.

18

Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

  • - воспитательная,
  • - социально-правовая,
  • - социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.

Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.

Прикладные задачи социальной педагогики

Одна из прикладных задач педагогики состоит:

  1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
  2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
  3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
  4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
  5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.

Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

19

Социальная педагогика не новый раздел в педагогике, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания.

Она рассматривается в плане теории и истории социального воспитания в России, которые включают историю общественного воспитания, историю семейного воспитания, историю православной этики, этнографии и этнопедагогики.

Поэтому, прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам о воспитании в семье, заботе государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитанию христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.

Немного истории В середине XIX в. в отечественной педагогике после публикаций трудов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого усилилось внимание к проблемам влияния на воспитание и развитие ребенка окружающей среды, социализации личности и роли социальной педагогики.

Создание К.Д.Ушинским теории "истинно христианского" народного воспитания - воистину огромное событие в истории отечественной педагогики.

Многие ученые-педагоги XIX - начала XX в. обращаются к проблемам воспитания ребенка в семье. Издавалась Энциклопедия семейного воспитания, проводились специальные педагогические съезды и конференции, посвященные семейному воспитанию, экспериментировалась и пропагандировалась педагогика ненасилия, теория свободного воспитания личности.

Работа П.Ф. Лесгафта "Семейное воспитание ребенка и его значение", написанная в 80-х годах прошлого века, пользуется успехом и у современных социальных педагогов.

О важности создания социальной среды для воспитания ребенка писал Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924), утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.

О школе как среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка, писал Петр Федорович Каптерев (1849-1922).

В 1911 г. вышла на русском языке книга Пауля Наторпа "Социальная педагогика" (СПб., 1911). Его формула, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности стала основой его социальной педагогики.

Он писал, что увеличивается число людей, утверждающих, что семья в результате экономического переворота вырождается, что функции социального воспитания семья теряет и их будет осуществлять

20

школа1. Философия Наторпа отражала высокие идеалы человечества, воспитание поколения в процессе социального мира.

О социальном становлении личности писал в "Основах педагогики" (Берлин, 1923) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950). Школьное самоуправление, организацию участия школьников в общественной жизни Гессен рассматривал как социализацию личности. Ученый выступил против классового подхода и принципа партийности в системе образования.

Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Философ, психолог, теоретик и историк образования, с 1912 г. преподавал в Киевском университете. Профессор. Был председателем Киевского философского и Фребелевского общества, работал в правительстве Скоропадского. Во время эмиграции преподавал в Белградском университете, заведовал кафедрой детской психологии русского педагогического института в Праге, заведовал кафедрой Православного богословского института в Париже. В 1942 г. принял сан священника, но продолжал научные исследования в области педагогики, психологии, философии и богословия2.

Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Среда - главный фактор в социализации личности. Это: влияние на ребенка семьи, школы, народных традиций и обычаев, развитие науки, языка, религиозной жизни ребенка.

Из всех этих влияний как первостепенные он выделяет внешкольное религиозное воспитание и образование ребенка3.

Много для развития социальной педагогики сделал замечательный русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1887-1934). Главным в педагогике, считал он, должно быть развитие ребенка не в его генетических задатках, "а в той социальной и экономической среде в которой происходит его формирование и воспитание". Его основной тезис сводился к тому, что в формировании личности главным является "социальная наследственность", т. е. нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение4.

21

Дискуссии о социальной педагогике После Октябрьской революции создается новая система образования, новая школа; формируется сеть культурных и просветительных учреждений для взрослых; по-новому рассматриваются педагогические вопросы воспитания и образования. Советская педагогика определяет сущность воспитания и образования, обосновывает принципы новой системы образования, называет функции, подчеркивает взаимосвязь всех ступеней образования - общего, профессионального и высшего. Изменилось содержание школьного образования; перед школой были поставлены задачи воспитания социалистической личности. Учительство становится "главной армией социалистического просвещения" [В.И.Ленин]. Детские и юношеские объединения, комсомол и пионерская организация включались в общую политику коммунистического воспитания молодежи.

Все эти вопросы воспитания и образования стали в 20-е гг. предметом дискуссий, сферой ожесточенной, политической борьбы. Шли дискуссии о цели воспитания, о социальной функции школы, о связи школы с политикой, о новой педагогике, о биологическом и социальном в воспитании, о системе образования и структуре школы, о детских и молодежных организациях, о школьном самоуправлении1.

Одним из вопросов дискуссий была проблема отношения школы и социальной среды, организованного и стихийного воспитания. Против школы только обучающей выступили ученые М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин. Они выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, включение социальной среды в воспитание детей, так как "...без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии"2.

В этом процессе они видели как включение школы в жизнь среды, так и "педагогизацию" среды. Они выступили против тезиса отрыва коммунистического воспитания молодежи от среды, ее вредного влияния и против того, что педагогика должна заниматься только организованным процессом воспитания.

Василий Николаевич Шульгин (1894-1965), приняв советскую власть, мечтал о воспитании нового человека в новом обществе о

22

педагогике нового типа - педагогике социального воспитания. Тогда ее называли педагогикой среды1. По его мнению, школа должна "врасти в жизнь" - внедряться в среду, влиять на нее и изменять ее. Но педагогика не сможет это осуществить без знания того, как среда влияет на ребенка, на формирование его личности, так как ребенок является "частью села, деревни, семьи"2.

В.Н. Шульгин выделял в педагогике нового общества три главных задачи. Во-первых, изучение среды, в которой живет ребенок и которая влияет на него. Во-вторых, обучение и воспитание человека, который сможет изменить среду. Для этого школа должна втягивать ребят в общественную работу с населением, и главное в этом - труд. В-третьих, школа должна стать центром преобразования окружающей среды, что означает - влияние на родителей, жителей села в ходе ликвидации неграмотности, педагогического просвещения, помощи родителям в воспитании детей. Это и влияние детей на родителей, внедрение новой культуры в быт населения.

В.Н. Шульгин представлял школу в социалистическом городе как школу-производство, где дети воспитывались бы в различных учебно-воспитательных учреждениях и каждый рабочий и колхозник воспитывал бы своих детей в процессе производительного труда. Учителей был бы минимум. Само участие детей в общественно-полезном труде становилось бы процессом их ознакомления с экономической и политической жизнью общества.

Предложенный Шульгиным "метод проектов" должен был решить все проблемы воспитания нового человека. Предлагались политические, производственные, культурные и бытовые "проекты". Так, по производственному "проекту" планировалось "Проведение электричества в школу", "Разведение сои" и др. По культурному "проекту" - "Организовать чтение газет в общежитии рабочих". Определялось, какие знания нужны для осуществления каждого "проекта". "Проекты" становились частью плана развития города, села, поселка. Выполнять эти "проекты" должны были дети, родители и учителя.

Да, дети включались в общественную жизнь, но многое было нелепым и осуществить им было не под силу. В 20-30-е годы шло раскулачивание, а дети осуществляли "проект": "Поможем колхозникам

23

выполнить и перевыполнить контрольные цифры по хлебопашеству"1.

По проектам Шульгина приобретение знаний, умений и навыков в школе было второстепенным. Главное - труд, а работа со взрослыми - это подготовка к жизни. Лучший вариант школы - детская коммуна, где дети жили бы самостоятельно, без родителей. Проект Шульгина приводил к снижению образовательного уровня детей, роли школы, но положительным было его исследование влияния социальной среды на ребенка.

Современному социальному педагогу, работающему в микрорайоне, следует обратиться к исследованиям условий жизни детей в микросреде в 1926 г. в Московском отделении Первой опытной станции. Обследовали 88 семей, в которых было 122 ребенка от 8 до 15 лет. Результаты: не имели постели - 82 %, родители наказывали - 67%; не имели дома книг - 20 %; не имели гигиенических навыков - 67 %; дети употребляли алкоголь - 7 % (часто), 36 % (редко); дети курили -21 %2.

С результатами обследования ознакомили родителей, школьный врач консультировал их о здоровье и питании детей. Организовывались различные культурные мероприятия вместе с родителями, что повлияло на их культурный уровень и быт.

Цели воспитания, по Шульгину, определялись особенностями окружающей ребенка среды. Нельзя забывать, писал он, что "улица" воспитала Горького и Эдиссона, выработав у них упорство и стремление к достижению цели3. Шульгин определяет основные направления воспитательной работы: трудовое, умственное, эстетическое, физическое воспитание, а также социальная деятельность.

Исследования Шульгиным влияния на ребенка социальной среды, поднимаемые им вопросы социальной педагогики были, несомненно, гуманистическими, прогрессивными, но его классовый подход к воспитанию разрушал его благие намерения.

Мария Васильевна Крупенина (1882-1950) приняв пролетарскую революцию, видела роль школы в новом обществе значительно шире. Она считала, что школа должна быть не только центром обучения: в ней должны зарождаться новые формы учебного и воспитательного процесса, где труд будет ведущим4.

24

В 1919г. Крупенина организовала в Тучкове под Москвой детский дом для беспризорных ребят. Эта практика дала ей материал для разработки теоретического определения социального воспитания.

Идея М.В. Крупениной состояла в том, что воспитание - это не только влияние одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность, поэтому педагогика должна изучать среду, вносить "организованный педагогический процесс" в неорганизованный быт. Она ставила задачу сблизить организованный и неорганизованный процессы в воспитании.

М.В. Крупенина формулировала педагогику как науку, которая должна исследовать весь процесс "социального формирования человека, изучение организации, методов и форм, в которых он развивается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которые его определяют, закономерности, которым он подчинен"1.

Ее стремление приблизить организованный педагогический процесс к реальной жизни, сделать его звеном системы социального воспитания привело к оценке ее педагогических взглядов как "антиленинской теории отмирания школы"2.

Как и Шульгин, она видела школу с новыми формами обучения и воспитания, тесно связанную с окружающей средой, где ведущим будет труд детей вместе со взрослыми3.

Как идеолог "антиленинской теории отмирания школы, за принадлежность к контрреволюционной правотроцкистской организации, орудовавшей в системе Наркомпроса" она была осуждена, затем, отбыв срок, работала учителем в Северном Казахстане.

Прошедшие в 20-х гг. дискуссии о роли в новом обществе школы и социальной среды, попытки некоторых ученых объединить процесс управляемого и неуправляемого воспитания личности окончились тем, что социальная педагогика получила официальный статус "буржуазной науки" и в последующие годы стала невостребованной ни среди ученых, ни среди практиков школьного дела.

Для понимания воспитательных функций социальной педагогики полезно обратиться к творческому наследию Павла Петровича

25

Блонского (1884-1941)1, который писал, что "нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения".

Ученый видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма "и во внутренних особенностях окружавшей его среды". Он исследовал поведение ребенка в этой среде, поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми. У Блонского мы находим характеристику поведения ребенка в системе социальных отношений2.

Наследие А.С.Макаренко о проблеме воспитания личности в коллективе, об отношениях личности и коллектива, его опыт работы с трудными подростками продвинули теорию социального воспитания, подтвердив на практике важность детского коллектива в воспитании личности. О его опыте подробно рассмотрим далее, в отдельной лекции.

Вопросы и задания

  1. Назовите особенности социальной педагогики как науки.
  2. Каковы функции социальной педагогики?
  3. Дайте характеристику терминам социальной педагогики.
  4. Дискуссии о социальной педагогике.

Литература к лекции

  1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
  2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт социальной педагогики//Педагогика, 1992. - № 5, 6.
  3. Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике//Педагогический поиск. - 1993. - № 2.
  4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1993.
  6. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.
  7. Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр, 1991. - № 11.

26


1 Гурова Р.Г. Социальная педагогика//Пед. энциклопедия. Т. 4. - М., 1968. - С. 43.
2 См.: Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.
1 См.: Мудрик А.В. Социализация//Магистр., 1993. - № 3.
2 Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16.
3 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 16-17.
4 Там же. - С. 20.
1 См.: Наторп П. Указ. соч. - С. 203-204.
2 См.: Осовский Е. Г. Педагогика российского зарубежья//Хрестоматия. - М., 1996. - С. 18-19.
3 Там же. - С. 506-507.
4 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995. - С. 81.
1 См.: Королев Ф.Ф., Равкин З.И. Ленинское учение о культурной революции и коммунистическом воспитании подрастающих поколений//Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). - М., 1980. - С.21.
2 См.: Крупенина М.В., Шульгин В.И. В борьбе за марксистскую педагогику. - М., 1929.- С.137.
1 См.: Осухова Н.Г., Леев Н.Н. Социальное воспитание в наследии В.Н. Шульгина//Педагогика. - 1993. - № 3. - С. 74.
2 Там же.
1 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Указ. соч. - С. 102.
2 Там же. - С. 82.
3 Там же. - С. 85.
4 Там же.
1 Крупенина М.В., Шульгин В.Н. Указ. соч. - М., 1929. - С.89.
2 См.: Цветкова И.В. К педагогическому портрету М.В. Крупениной//Педагогика. - 1993. -№3. - С. 71.
3 Там же.
1 См.: Блонский П.П. Избр. пед. и психологические соч.: В 2 т. - М., 1979.
2 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Указ. соч. - С. 60-76.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru