ЛЕКЦИЯ 6. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ,
ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРАКТИКА

Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах.

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог: оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту); организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); влияние на человека.

Влияние на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Подчеркну: о педагогическом воздействии важно знать не только социальному педагогу, но и каждому социальному работнику.

Рассмотрим подробнее практику работы социального педагога и некоторые первоочередные проблемы его деятельности. Социальному педагогу необходимо знать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждым в отдельности.

Основное назначение социального педагога - это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.

В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело нелегкое. Как же помочь

61

ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений.

Каждый учитель - это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе.

Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н.Толстой писал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель"1.

В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.

Поэтому педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречия, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф. Гончаровы2 среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли "широту ума", другие - "светлый ум", "неповторимый оригинальный ум", "умудренный жизненный опыт" и т.д. Называли в основном качества, присущие учителю от природы, т.е. те, которые должны быть исходными данными учительского мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической

62

технологии невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспитательной работы. Эти знания необходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других детей.

Социальный педагог должен уметь организовать деятельность и сотрудничество детей. Существует еще понятие - педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять.

А.С. Макаренко писал о мастерстве педагога: "Я добивался освоения мастерства: сначала даже не вершил, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю, можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении"1.

Попытаемся рассмотреть эти три начала: мастерство, знание воспитательного процесса, умения.

Что приводит начинающего педагога к мастерству?

Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит - умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развиваются речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

63

Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии общения1.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще преобладает информационная односторонняя деятельность учителя. При этом теряется общение, возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает психологическое значение обратной связи.

Педагог должен уметь подобрать ключик к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это доверительность; умение слушать ребенка; взаимопонимание как основа; деловой контакт; способность перейти от воздействия к взаимодействию2.

Важным в этом является творческий подход учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу можно дать в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения ученые разработали "Заповеди педагогу, входящему в класс"3:

  1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
  3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
  4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать и определенное воздействие.
  5. Не стройте отношения "сверху вниз". Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется, по словам А.С.Макаренко, "прекрасной личностью".
  6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
  7. Умейте слушать детей.

64

  1. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
  2. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
  3. Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.
  4. Чтобы избежать "тупиковых" односложных ответов, вопрос начинайте с "почему?", "как?", "для чего?".
  5. Будьте инициативны в общении.
  6. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.
  7. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
  8. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
  9. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
  10. Чаще улыбайтесь детям.
  11. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
  12. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.
  13. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
  14. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
  15. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
  16. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи - это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.

Представляют интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Есть взаимодействие педагога и ребенка, первый

65

разрабатывает драматургию воздействия на детей, и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодиться социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

Социальный педагог часто сталкивается с горем, например горем потери родителей. Дети, рано потерявшие родителей, могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к серьезной патологии. Горе ребенку приносят и сами разводы, и их последствия.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: "Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка, и наставник. А главное - ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать".

В современном обществе работа социального педагога нужна:

  • - в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;
  • - в школах-интернатах, детских домах, приютах;
  • - в лесных школах, детских санаториях;
  • - в социально-образовательных центрах; центрах социально-психологической помощи;
  • - в реабилитационно-коррекционных центрах;
  • - в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;
  • - в летних лагерях труда и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях является работа социального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить основное в деятельности социального педагога в любом из перечисленных социально-педагогических и учебно-воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

  1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. Только составив "карту личности" и "карту среды", педагог сможет принимать какие-то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения.
  2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе С ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался, обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку "виноваты все вокруг".

66

Выяснив ситуацию и проявив участие, можно наметить пути выхода из кризиса.

  1. Социальному педагогу необходимы и педагогический такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, дозировка своего воспитательного воздействия на него; передозировка - это уже давление, помеха общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, в отношениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.
  2. Организаторские способности социального педагога проявляются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только сам он сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.
  3. Организаторская работа социального педагога направлена также на подготовку и оформление опеки, на посредничество между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями, а главное - помощь ребенку приспособиться к новым жизненным условиям.

Методы работы социального педагога1 Их диапазон также многообразен; рассмотрим первостепенные.

Самый распространенный и естественный - метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания "незаметных". Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке знакомство с биографией, его поступками и мотивами поведения.

67

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что называется "ядром ребенка"1.

Выше были рассмотрены только несколько вопросов деятельности социального педагога. Далее следует остановиться и подчеркнуть, что в практике педагога бывают и успехи и ошибки. Последние - и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они происходят из-за недобросовестности. Ошибки случаются, когда преувеличивается роль воспитателя, когда подавляется личность ребенка и тогда, когда воспитатель идет "за учеником". Это ведет к цинизму подростка. Но общая, точнее, характерная ошибка педагога -, несдержанность и необоснованные запреты2.

И еще один вопрос, на который хочу обратить внимание. Социальному педагогу, работающему в реабилитационном центре, приюте или территориальном центре, полезно ознакомиться в целом с группой, в которой ему придется работать. Но истинная картина предстает только после изучения каждого ребенка, его психологической, медицинской и педагогической характеристик. Такие характеристики составляют все сотрудники центра. Далее необходимы сведения о процессе воспитания, о ежедневном поведении каждого ребенка и группы в целом. Это питание, учеба, отношения в группе. К реабилитации можно приступать только после того, как будет самостоятельно составлена полная характеристика каждого ребенка и группы в целом. В процессе реабилитации социальному педагогу помогают психолог, инспектор по опеке, юрист, социальный работник, врач. Они дополняют план социального педагога по реабилитации.

У социального педагога в приюте обязательно возникает проблема работы с новичком. Социальный педагог помогает ребенку "прижиться", освоиться в приюте. Для ребенка это процесс не простой. Важно суметь его расположить к этому "дому", к новому коллективу взрослых и детей. Приют для ребенка - новый мир, новые отношения, и естественно, ребенок волнуется. Необходимо, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия и тепла, атмосферу заботы о его судьбе.

68

Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, когда за ними придет мама. Важно дать ребенку почувствовать, что он другим людям не безразличен.

Пребывающие в приюте подростки по семье не скучают, но также вначале не могут усвоить порядок и требования приюта. Одни подростки, стремясь утвердиться, занимают позицию изолированности, стараются отгородиться ото всех. Другие оказывают сопротивление требованиям коллектива приюта, третьи демонстративно игнорируют эти требования, четвертые настроены ко всем и ко всему агрессивно. Конечно, здесь главная особенность работы социального педагога - это умение понять подростка, понять его судьбу, суметь убедить подростка, что его жизнь в приюте будет лучше. Поэтому спокойное, доброжелательное отношение социального педагога к ребенку, к подростку может растопить лед первых дней его пребывания в приюте1.

Из практики социального педагога В практике социального педагога часто используются элементы народной педагогики. В народной педагогике накоплен богатый опыт воспитания на народных традициях, передаче умений и навыков ведения хозяйства, народного творчества, ремесленного мастерства. Все это передавалось из поколения в поколение в сказках и былинах, песнях и обрядах, пословицах и поговорках.

Работая с семьей, социальный педагог непременно обращается к народным традициям. Археологи до сих пор находят маленькие серпики, различные орудия сельскохозяйственного труда, предназначенные специально для детей. С древнейших времен главным в воспитании были труд и игра.

Практика показала, что основными методами народной педагогики являются дело и слово, вера, природа, искусство, традиции, игра, общественное мнение.

Общеизвестным является метод воспитания словом: убеждения и требования, приказ, наставления, намек и рассказ. В труде - пример и упражнения. Религиозное воспитание осуществлялось на христианских нравственных заповедях, обрядах и поверьях.

В природе и искусстве применялись наблюдение, сравнение, воспроизведение.

69

Выполняя вместе со взрослыми традиции и обряды, ребенок, вырастая, передает их следующему поколению. Соревнуясь в играх, он совершенствует себя, выступает за коллектив, за свое положение в обществе.

Запреты, осуждение, угрозы и награды, одобрение и упрек были положены в основу общественного мнения, что, несомненно, влияло на воспитание человека.

Древние славяне воспитывали детей на бережном отношении к природе. Птица как символ семейного очага изображалась на построенном жилище, керамической посуде. Славили весну, когда дети из дома в дом носили изготовленных из дерева птичек.

По птичьему пению учили ориентироваться во времени суток, определять часы дня и ночи.

Во все времена детей учили наблюдать за растениями, за сменой погоды. До нас дошли народные изречения: "Летом на деревьях желтый лист - ранняя осень", "Поздний гриб - поздняя осень", "Муравьи спешат к муравейнику - на дождь".

Методы народной педагогики использовались в опыте Павлышской школы В.А. Сухомлинского. Летом для профилактики болезней по рекомендации школы детям устраивали спальные уголки на сене, обливание холодной водой, купание. В семьях строили беседки, в которых ребята читали, рисовали, отдыхали. Если путешествовали, то босиком. В августе шестилетки жили в шалашах, вне дома, - это был "сад здоровья". Организовывалось питание, в которое входили овощи, мед и орехи. В учебно-воспитательном процессе широко использовалась народная сказка. Существовала даже "Комната сказок". Различные сказки включались в праздничные спектакли.

Народные средства сохранения здоровья используются в приюте "Гнездышко" в г. Клин Московской области, где после поступления воспитанника в приют и обследования врача начинается траволечение.

В детском саду № 7 г. Чайковского Пермской области для профилактики болезней дети носят на шее нанизанных несколько на нитку зубчиков чеснока.

Орловский педагог Я.Г. Юдилевич в работе с умственно отсталыми детьми использует загадки, пословицы, сказки, - это помогает в их развитии.

В практике Центров социальной защиты отводится много внимания музыкальному фольклору. Создаются оркестровые группы, в которых инструментами являются ложки, трещотки, бубны, жалейки, свистульки. В народных, колыбельных, обрядовых и плясовых

70

песнях и частушках заложен огромный потенциал эстетического, нравственного воспитания.

Правовая работа Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Кроме того что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого обращения с ребенком; за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать законы об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Здесь следует помнить, что в истории нашего общества долгое время дети считались собственностью родителей и разговора о правах ребенка не было.

Социальный педагог должен уметь решать вопросы усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальному педагогу приходится решать проблемы усыновления: нужно ли скрывать записи усыновления от взрослых детей, имеют ли право родители хранить свою тайну, имеют ли право дети на информацию о своих истинных родителях. Лучше, если эти вопросы педагог рассмотрит вместе со специалистами. Вопросы об опекунстве и попечительстве полезно решать с юристами.

Опека и попечительство - это защита несовершеннолетних детей. Опека устанавливается до 15 лет, а попечительство - с 15 до 18 лет. Опекун действует от имени опекаемого, он может распоряжаться его имуществом, а попечитель только помогает, советует подростку, но не распоряжается его имуществом. Опекуны и попечители назначаются из взрослых. Знания о правах опекуна полезны социальному педагогу.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко

71

обращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

У социального педагога должна быть полная информация об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления и причинах их свершения. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

Работа в летний период Из перечисленных сфер деятельности социального педагога следует остановиться на его работе в летний период, в летних лагерях труда и отдыха. Трудным подросткам больше нравятся "бродячие" лагеря, которые создаются на время, на несколько дней. В таких лагерях жесткая дисциплина: здесь, создавая малые группы, социальный педагог может наблюдать, как влияют дети друг на друга, кого признают лидером, как распределяются обязанности в группе с учетом способностей подростка. В малой группе быстрее подхватываются те или другие решения, есть большая возможность увлечь каким-то интересным делом, легче наблюдать за каждым воспитанником и контролировать его. При создании малых групп важно тщательно подбирать их состав, так как от этого зависит успешность воспитания, сможет ли такая малая группа за короткий летний период положительно повлиять на личность, ее участников.

Интересным направлением работы социального педагога в летний период может быть экологическое воспитание ребят, его виды. Это организация поделок из природного материала, походы с целью изучения родного края, выпуск экологических листков, работа в лесничестве по охране леса, сбор лекарственных трав для аптеки.

* * *

Завершая разговор о профессиональной деятельности педагога, полезно снова обратиться к наследию К.Д. Ушинского.

Сохранилась его дневниковая запись, которую он сделал еще в университете (20 января 1845 г.) и которая стала кодексом его поведения. Можно это назвать "рецептом Ушинского для педагога".

  1. "Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
  6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

72

  1. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
  2. Каждый вечер в своих поступках добросовестно давать отчет.
  3. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  4. Никому не показывать этого журнала"1.

Интересно о профессионализме учителя пишет в своей статье замечательный отечественный педагог В.Н. Сорока-Росинский о "Школе им. Ф.М. Достоевского" и дает достаточно оригинальную характеристику учителю.

Он писал, что в педагогике и дидактике много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но никто - об индивидуальном подходе к учителю. Часто учителя рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой". Но ведь каждый учитель - личность, личность со своими достоинствами и недостатками, со своими слабостями. Поэтому директор и завуч учебного заведения должны знать "в чем сила и слабость каждого из них, чтобы не возлагать на них беремен неудобностных"2.

Сорока-Росинский разделил учителей на несколько категорий. Так, у учителей "теоретистов" преобладают теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвлеченная мысль, которую они пытаются воплотить в реальность. "Сильная сторона таких преподавателей - хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку... Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены в правильности исповедуемых идей... Они часто ищут новых путей, не удовлетворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идеи, а в мире вещей часто приводит их к прожектерству либо к открытию уже известных Америк. Если такие теоретисты обладают еще и темпераментом, то они умеют захватить своею убежденностью и учащихся, особенно старших классов. О таких долго хранится хорошая память...

Но будучи сильны в теории, в знании методических приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют учеников..."

73

Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроения ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них. Их слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят характер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и людях, для него учащиеся - объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Его конек - всякие тренировки в закреплении и повторении пройденного путем разнообразных упражнений, его ученики прекрасно знают все определения и правила, как автоматы производят разные разборы: фонетические, морфологические, синтаксические и т.д., грамотно пишут диктанты, сочинения по учебнику, но затрудняются в изложении своих мыслей. Они знают хорошо своих воспитанников, у них хорошая дисциплина на уроках, у них все данные, чтобы быть актером, они хорошие психологи.

Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдохновителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по интуиции. В этом их сила. До седых волос они сохраняют детскую непосредственность, они интуитивно понимают сущность другого человека, дети их любят. Они с подъемом ведут уроки, которые превращаются в уроки творчества. Но уроки такого учителя зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. Конечно, это не все характеристики разновидностей учителей1.

Вопросы профессионального мастерства учителя издавна интересовали педагогику, начиная от Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. Написано немало работ о профессиональном мастерстве и его части - педагогическом такте.

В педагогическом процессе нельзя не учитывать педагогический такт учителя, процесс общения, процесс подхода учителя к воспитаннику. Нетактичный педагог неуместной шуткой, намеком, оскорблением испортит настроение ученику. Такого ученики не уважают. Воспитанники ждут от педагога внимания, понимания, приветливости, уважения к их мнению, уважительного отношения к себе.

Ряд книг о психологии речи и педагогическом мастерстве принадлежат перу замечательного украинского психолога Ивана Емельяновича Синицы.

74

И.Е. Синица (1910-1967) После окончания Винницкого института социального воспитания (1932), а затем Киевского педагогического института преподавал украинский язык и литературу в с. Литки Киевской области.

В годы Отечественной войны воевал. После войны работал завучем школы, а затем инспектором гороно г. Киева, в НИИ психологии Минпроса Украины, защитил кандидатскую (1954) и докторскую (1968) по психологии письменной речи учащихся.

Ему принадлежит около 200 научных работ, в том числе 12 книг и брошюр. Его работы по психологии письменн ой и устной речи учащихся стали настольными книгами учителей .

Большой популярностью пользовались его книги о педагогическом такте: "О педагогическом такте учителя" (Г..963, 1969), "С чего начинается мастерство" (1972), "О такте и мастерстве" (1976), "Педагогический такт и мастерство учителя" (1981, 1983).

Л. Е. Синица

Что такое педагогический такт?

(в сокращении)

Одни педагоги считают, что педагогический такт - это природная способность учителя влиять на учеников; другие - что это составная часть общей культуры учителя; третьи - что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического" такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его общим и методическим образованием. К.Д. Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.

Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе с учениками. Теряется чувство меры - теряется и педагогический такт.

...Ученику, который неуверенно и не совсем правильно отвечает у доски, учитель задает ряд наводящих вопросов. Первые вопросы помогают ученику, подбадривают его, направляют мысль в нужное русло. Ученик начинает отвечать точнее и смелее. Следующие вопросы уже такого эффекта не дают, а последние даже сбивают ученика, раздражают его, делают ответ неуверенным и неточным. В данном случае бестактность учителя проявилась в том, что он слишком часто прибегал к наводящим вопросам.

75

Другой пример. Учитель объясняет новый материал. Ученики внимательно слушают. Чувствуется, что тема их заинтересовала. Но учитель увлекся к, не заметив, что ученикам все уже понятно, продолжает "разжевывать". У ребят пропадает интерес к объяснению, одновременно и интерес к новой теме. Урок, который так удачно начался, превратился в томительное ожидание.

Чрезмерность, в чем бы она ни проявлялась по отношению к ученикам, часто дает обратную реакцию. Чрезмерная требовательность ведет к непослушанию, чрезмерная серьезность - к легкомысленности, чрезмерная 'Снисходительность - к грубости и т.п. Кому неизвестны такие ситуации, при которых чем больше учитель сердится, тем больше ученикам: хочется смеяться?

...Лучше дать ученикам посмеяться, может быть, и самому засмеяться, а потом интересным рассказом и спокойным тоном перейти к изложению запланированного материала. Когда, например, а классе грязная доска, можно, конечно, высказать неудовлетворение ученикам, а можно поступить и так: молча демонстративно вытереть доску, заявив при этом ученикам: "Если вам тяжело вытереть доску, я буду сам (или сама) это делать". В следующий раз доска будет чистая.

Каждый способ хорош на своем месте. Там, где необходима шутка, гнев будет смешным и т.д.

Идет урок, учительница объясняет новый материал. Слушают. Вдруг она как закричит на весь класс: "Ты что там делаешь?!" Оказывается, ученик листал книжку под партой. И только. А немного позже другой ученик бросил мелом в доску. Мел рассыпался и даже немного запачкал одежду учительницы. Но на этот поступок она просто сказала: "Кто там балуется?".

Однако педагогический такт нельзя сводить только к чувству меры. Мера - одна из педагогических закономерностей, которая лежит в основе педагогического такта. Понятие такта значительно шире, чем понятие меры. По своему содержанию педагогический такт учителя - объединение многих качеств его личности, многих его умений и навыков.

Педагогический такт - это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния.

Каждое замечание, которое мы делаем, учащимся, должно поднимать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Важно делать это так, чтобы избежать конфликтов.

Учительница математики проверяет в классе домашнее задание.

Почти никто из учеников его не выполнил. Ученики просят еще раз объяснить, но учительнице кажется, что ученики умышленно не выполнили домашнее задание. Вызванным к доске ученикам она ставит двойки. Учащиеся недовольны. Двоим учительницам предлагает покинуть

76

класс. Они не подчиняются. Тогда учительница посылает за завучем. Приходит завуч, класс смолкает. Порядок как будто восстановлен, но слишком дорогой ценой - за счет авторитета учительницы. Она победила, но еще несколько таких побед, и учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения.

Тактичный педагог владеет большим и активным запасом разнообразнейших способов влияния на учеников. Это и сила воли, сдержанность, наблюдательность, внимательность, последовательность, требовательность, сообразительность, шутка, ирония, смекалка, юмор, усмешка, взгляд, десятки оттенков голоса.

Есть учителя, не признающие никаких компромиссных решений в работе с учениками.

Разговаривают они в основном на повышенных тонах. Такие учителя кричат на учеников, когда они не поняли объяснения учителя, и когда на них напал смех, и когда в классе не вытерта доска...

- А разве не следует реагировать на такие случаи? - Следует, но...

Ученик не поздоровался с учителем, следующий раз учитель поздоровался первым. Ученик после этого здоровался всегда.

Войдя в класс, учительница увидела, что одна ученица в платке. Учительница, заметив это и как будто удивившись: "Ой, какой же красивый у Гали платок!" Ученица краснеет, быстро развязывает платок и прячет его в парту. Девочка поняла учительницу.

На контрольной работе по математике учитель отобрал у ученика шпаргалку. Ученику стыдно. Он злится, что так все вышло, и решает совсем не писать контрольную работу. Спрятал тетрадь под парту и сидит, сложив руки. Его сосед по парте встает и заявляет: "А Стецюк ничего не делает!" - Как это так ничего не делает? - удивляется учитель. - Он думает. Разве можно решать задачу, не подумав?" Ученик гордо смотрит на своего соседа, вынимает тетрадь и приступает к работе.

Виктору Т., озорнику из V класса, понравилось незаметно залезать под парту и оттуда смешить своих товарищей. Учителя делали ему замечания, он остроумно оправдывался, а в классе возникал еще больший смех. Тогда один из учителей, войдя в класс, спросил Виктора: "Ты где сегодня хочешь сидеть: за партой или под партой? Если под партой, то лезь сейчас. Не стыдись. Я скажу дежурному, чтобы он и на переменах разрешал тебе сидеть там. Нам не жалко. Сиди на здоровье".

Под парту он больше не залезал.

В запасе опытных учителей таких вспомогательных приемов много. Конечно, они дают необходимый эффект только тогда, когда учитель тактичен и когда ученики уверены в его доброжелательности.

77

Чтобы владеть педагогическим тактом.

Педагогический такт как форма взаимоотношений с учениками определяется многими сторонами личности учителя, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества учителя, показателем гибкости его ума. Педагогический такт учителя не бывает стереотипным.

У разных учителей он может иметь разные формы и проявления. Это зависит от возрастных особенностей учителя, особенностей его темперамента, характера и т.д. Педагогический такт каждого учителя индивидуализирован. Конкретная математическая задача решается одним способом, редко - несколькими, а конкретный конфликт с учениками может решаться многими способами. Педагогический такт каждого учителя не укладывается в определенные схемы и формулы, пригодные для решения целого ряда подобных случаев.

Один и тот же способ влияния на учеников у одного учителя дает значительный эффект, а у другого - вызовет обратную реакцию. Даже одна и та же фраза в устах одного учителя может прозвучать для учеников как легкая ирония, а в устах другого - как обидная насмешка. Но, несмотря на это, можно выделить и назвать отдельные психологические и педагогические условия, которые содействуют развитию педагогического такта у каждого учителя независимо от его индивидуальных особенностей. Среди таких условий кроме названных ранее можно выделить наблюдательность, внимание к ученикам, доверие, справедливость, выдержку, самообладание и др. Остановимся на каждом из этих качеств.

Наблюдательность. Это одна из наиболее важных профессиональных черт педагога. Наблюдательный учитель может глубоко заглянуть во внутренний мир своих воспитанников, поднять их душевное состояние, выделить их индивидуальные особенности. Все это дает ему возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику...

Наблюдательный учитель почти точно может определить, в какой мере учащиеся готовы выполнить его требования, установить силу их сопротивления и степень их уступчивости. На уроке наблюдательный учитель видит, например, кто из учеников выполнил задание, а кто не выполнил, кто слушает объяснение нового материала, а кто только делает вид, что слушает, и т.д. Такой учитель сумеет привлечь всех учеников класса, не прибегая к способам принуждения, поможет каждому ученику проявить собственную активность, собственную инициативу.

78

...Но быть наблюдательным не означает все фиксировать, как на фотопленку и на все обязательно реагировать. Тактичный педагог умеет все видеть, но не все замечать. Если бы мы на все, что делается в классе, реагировали, то у нас не хватило бы ни сил, ни времени. Такое идеальное состояние, когда учащиеся внимательно слушают объяснения, бывает далеко не всегда.

Бестактный учитель, вместо того чтобы качеством урока сосредоточивать внимание учащихся, начинает акцентировать внимание на каждом случае невнимательности. Он как будто специально ходит по классу, присматривается, к чему бы можно было придраться. "Ты куда смотришь? Где твои руки? Что ты там держишь? Дай сюда!" - такими и подобными замечаниями он все время прерывает свой урок. Такой педагог наблюдательный, но нетактичный! Тактичный педагог умеет не только видеть, но и умело реагировать, а что-то и не замечать.

Наблюдательный педагог даже при доброжелательном отношении к ученикам может повести себя нетактично. Он может, например, похвалить ученика, который этого не заслуживает, и, наоборот, отругать невиновного ученика, не заметив своей ошибки. Такой учитель долго запоминает фамилии учеников, путает их, не знает ребят в лицо, у него всегда возникают конфликты из-за оценок. Иногда можно встретить даже классных руководителей, которые кроме общих данных ничего о своих учениках сказать не могут. Для них учащиеся - это олицетворение пятерок или двоек, дисциплинированного или недисциплинированного поведения. Ненаблюдательных учителей ученики не уважают и нередко зло шутят над ними (отвечают один за другого, дают для проверки не свои тетради, убеждают, что данного материала им не объясняли, и т.п.).

Внимательность. Ученики, как известно, болезненно реагируют на то, как относится к ним учитель, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т.п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Известно, что некоторые ребята умышленно нарушают дисциплину, лишь бы привлечь к себе внимание учителя.

Учитель должен не только объяснять учащимся новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта.

Бестактные учителя не умеют слушать учеников. Одни из них не дают ученикам высказать свою мысль, подсказывают им, нервируют их, другие - все время молчат, стремясь ничем не выдать своего отношения к ответу. Трудно ученикам с такими учителями. Учащиеся нередко говорят между собой: "Я хорошо знал эту тему, но биолог, ты знаешь какой он, не дал мне говорить. Если бы он меня не перебивал,

79

я ответил бы на пятерку". - "А труднее всего отвечать историю. Василий Степанович сидит, как каменная баба. Не знаешь, правильно говоришь или нет".

Плохо, как видите, и то и другое. Мы спрашивали многих учеников, за что они любят своих учителей. Среди других ответов были и такие: "А еще люблю ее за то, что она внимательно слушает, когда с ней говоришь", "Она умеет одинаково хорошо говорить и хорошо слушать".

В какой бы форме невнимательность к ученикам ни проявлялась, она всегда отрицательно сказывается на их отношении к учителю.

Доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у учителя веры в способности учащихся. Каждый ученик должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желания и старательности.

...Дети еще не могут сами правильно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки учителей, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому учитель должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.

Не следует, конечно, преувеличивать способности учеников, но особенно не рекомендуется занижать их.

Доверие к ученикам справедливо называют макаренковским воспитательным принципом. Я не привожу примеров доверия, которые имели место у Макаренко по отношению к воспитанникам, только потому, что они уже давно общеизвестны. "Педагогическая поэма" - это поэма о вере в человека. Макаренко мог сказать самую горькую правду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Особенно бестактны бывают те учителя, которые пессимистически относятся к будущему своих учеников и при каждом удобном случае считают необходимым сказать им об этом. Бестактность таких учителей нередко граничит с прямым педагогическим преступлением.

Ученик VI класса за короткое время получил две двойки по истории. Учитель решил еще раз спросить его. И на этот раз ученик отвечал неудовлетворительно.

- Ни на что ты не способный, - говорит ему учитель. - Не видеть тебе VII класса, как своих ушей.

В приведенном примере учитель кроме возмутительной бестактности допустил явную несправедливость. Он не обратил внимания на тот важный для педагога факт, что на этот раз ученик ответил несколько лучше, не поддержал и не укрепил его первых успехов, не дал им надлежащей оценки. Тактичный учитель в этом случае обратился бы к такому оценочному мнению:

- На этот раз ты отвечал значительно лучше. Я убежден, что если и дальше так будешь стараться, то сможешь хорошо учиться.

80

У опытных учителей доверие к учащимся является одним из самых важных способов приобщения их к труду. Тактичный учитель удерживается даже от намеков, что он не верит в способности кого-нибудь из учеников.

...Опытные учителя, чтобы вселить или поддержать у отдельных учеников веру в свои силы, прибегают к приему умышленного преувеличения их первых успехов.

Можно ли говорить ученику правду, я невольно думаю о врачебной этике.

Врач приходит к больному, старому человеку, пробует пульс и думает про себя: "Не протянет старик и до воскресенья", а ему громко говорит: "Да у вас сердце, как мотор. Мы с вами еще на зайца пойдем". - "Да где уж там!" - говорит больной, но видно, что у него затеплилась надежда. С надеждой на выздоровление ему легче будет дожить последние свои дни. А впрочем, кто его знает, может быть, и выздоровеет старик. Бывает и такое. Надежда, как говорят, из могилы поднимает. Разве лучше было бы, если бы врач сказал больному: "Да вы совершенно безнадежны! Если до воскресенья дотянете, то и хорошо". Но врач такого не скажет. Он всегда поддержит надежду у больных на выздоровление, так как в противном случае они и лечиться не захотят. Педагог тоже должен поддерживать надежду у своих учеников на лучшее будущее, какими бы горькими их сегодняшние неудачи ни были.

Я был свидетелем, как один учитель, обращаясь к классу, сказал, показывая на ученика, не успевающего по математике: "Он у меня готовый кандидат во второгодники. Дальше я его не пущу".

Надо всячески остерегаться таких "пророков". Большой вред они приносят школе, посягая на светлую надежду ученика, на его перспективы на будущее.

Справедливость. На вопрос, какие черты они больше всего ценят у своих учителей, учащиеся чаще всего отвечают: справедливость.

Справедливому учителю ученики могут простить и его официальность, сухость и даже грубость. А если справедливый учитель еще и тактичный, веселый, приветливый, то авторитет его в школе огромнейший.

Я вспоминаю такой случай. В один и тот же день в одном и том же классе я посетил уроки двух учителей.

Оба урока были посвящены анализу контрольных работ, первый - по русскому, второй - по украинскому языку.

На первом уроке ученики были спокойны, сосредоточены, внимательно слушали анализ ошибок, сделанный учителем. Рассмотрев тетради, они заботливо спрятали их в портфели. Один ученик сказал своему товарищу по парте, который сидел недалеко от меня (потом выяснилось, что этот ученик недавно прибыл из другой школы):

81

- У тебя ведь только две ошибки, а он поставил тебе тройку. Это же несправедливо. Скажи...

- Не говори глупостей, - не дал ему договорить сосед - слушай лучше.

Больше ни у кого не возникло сомнений, что их работы оценены неправильно. Они были спокойны даже тогда, когда учитель сам предложил проверить, не ошибся ли он где-нибудь.

Совершенно по-другому прошел урок у другого учителя. Ученики все время волновались и старались как можно быстрее узнать, какие у них отметки. Получив тетради, они начали старательно подсчитывать, сколько у кого ошибок, в частности сколько из них морфологических и сколько синтаксических. Большинство учеников были неудовлетворены своими отметками. Посыпались вопросы:

- Почему мне поставили тройку? Разве у меня грубее ошибки, чем у него?

- Вы мне одну и ту же ошибку посчитали дважды. Разве можно за это ставить двойку?

- Вы сами говорили, что в таких случаях можно ставить или тире, или двоеточие. Я поставил тире, а вы подчеркнули как ошибку. Разве это справедливо?

Отвечая на эти вопросы, учитель затратил много времени. Ответы его, как мне казалось, были правильными, но учеников они не удовлетворили. Убрав, по требованию учителя, свои тетради, они неоднократно доставали их, сомневаясь, правильно ли выставлены отметки. Анализ типичных ошибок, который был проведен учителем, учащихся не интересовал. Об эффективности проведенного урока говорить не приходится.

Репутация несправедливого может укрепиться за учителем не только потому, что он действительно несправедливый, но и потому, что у него не хватает педагогического такта в отношениях с учениками, который предусматривает такую форму поведения, чтобы у ребят и мыслей не возникло, что учитель может быть несправедливым.

...Бестактность учителя может проявиться в непоследовательности или непостоянстве требований и оценочных суждений. О непоследовательном учителе ученики не без основания говорят: "Он сам не знает, чего хочет", "Он уже забыл, о чем вчера говорил", "Послушаем, что он скажет завтра" и т.п. Непоследовательность учителя вначале удивляет учеников, потом раздражает их, выводит из равновесия, и в конечном счете они перестают его слушать и даже делают наперекор.

...Выдержка и самообладание. Для педагогического такта учителя большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что учитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным.

82

Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А.С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают учителя, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию.

В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность учителю отложить свое решение, например: "А с тобой у меня будет отдельный разговор", "Сейчас у меня нет времени тобой заниматься" и т.д. Когда учитель, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение ученику или всему классу.

Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные учителя, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, учитель не научится педагогическому такту.

Молодой преподаватель не сдержался, кричал на учеников, угрожал самыми страшными наказаниями, выталкивал из класса. Неприятное это было зрелище. После этого стыдился ученикам в глаза смотреть. На второй или третий день заходит ко мне мой старший коллега. Я думал, будет успокаивать меня, доказывать, что сейчас дети не такие, какими были раньше, и т.п. Он спросил меня:

- Ты не собираешься работать в школе?

- Почему? Я люблю школу, - ответил я.

- Школу надо еще и знать. Школа не музей, где все экспонаты лежат или стоят и всегда будут лежать или стоять на своем месте, пока сам их не переставишь. Школа - это живые люди. Ты пришел к людям, постарайся и сам быть человеком.

Названные выше психологические предпосылки педагогического такта действуют в неразрывной связи. Отсутствие хотя бы одной из них приводит к нарушению педагогического такта.

Говоря о педагогическом такте как об умении, надо иметь в виду его своеобразие. Чтобы быть тактичным, недостаточно лишь усвоить ряд педагогических правил или приемов. Педагогический такт - это постоянное творчество учителя. Абсолютно схожих случаев применения педагогического такта нет, как и нет абсолютно похожих детей.

83

Еще я хотел бы напомнить об обычной вежливости в отношениях с учениками. Невежливый педагог очень часто бывает и нетактичным. В основе вежливости, так же как и педагогического такта, лежат доброжелательное отношение к детям, чуткость по отношению к ним.

По моим наблюдениям, многие бестактные учителя любят и своих учеников, и свою профессию, но ошибочно считают, что учащихся следует держать в "ежовых рукавицах", что с ними надо быть строгим, чтобы они "немного, но боялись учителя". Такие учителя не только неправильно относятся к внешним формам вежливости, но и умышленно избегают их, чтобы ученики не ощутили слабости своих учителей.

Я знал одну хорошую учительницу, милую женщину. У нее была светлая улыбка и легкий голос. Но когда она заходила в класс, лицо ее превращалось в гримасу, а голос приобретал неприятный тембр. Ученики считали учительницу злой, хотя она никогда такой не была. Пришлось переубеждать ее, чтобы она была такой, какой является в действительности. Это удалось не сразу. Учительница уже успела сжиться со своей маской.

Бестактные учителя нередко стремятся сделать выводы о характере учеников, об их привычках и навыках при каждом нарушении дисциплины, при каждом невыполненном домашнем задании, обращая внимание даже на их случайные неудачи, неправильно использованные слова, и т.п.

Поэтому неудивительно, что на уроках таких учителей даже успевающие ученики не проявляют особенного желания отвечать, ибо знают, что это связано с риском быть оскорбленным. По этой же причине они не обращаются к учителю, не спрашивают его, стремятся ничем не привлекать внимания учителя.

Педагогический такт требует от учителя умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т.п. воспримут ученики, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания учащихся прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те учителя, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т.п.

Важное значение для тактичного отношения учителя к ученикам имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, например, что учащиеся младших классов теряются и хуже отвечают тогда, когда учитель молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу, а ученики средних и особенно старших классов, наоборот, нервничают, когда

84

их перебивают, не дают высказать мысль до конца. Важно также знать, что' с разными типами темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердый, с холериком - спокойный, с меланхоликом - мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих учеников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними.

Наконец, несколько слов о роли психологических знаний в овладении педагогическим тактом.

Педагогический такт, как мы уже договорились, не является врожденным качеством человека. Он приобретается, как и всякое другое умение. Но это не означает, что он придет сам собой, без всякой теоретической подготовки.

Педагогический такт учителя предусматривает наличие у него психологических знаний. Раньше чем стать практиком, писал К.Д.Ушинский, педагог должен много учиться, думать о цели, предмете и методах своего труда.

Вот примерно так можно ответить на вопрос о том, что необходимо учителю, для того чтобы овладеть педагогическим тактом.

Печатается по изд.: Синица И.Е. Педагогический
такт и мастерство учителя. - М., 1983.

Вопросы и задания

  1. Деятельность социального педагога в современных условиях.
  2. Что значит профессионализм социального педагога?
  3. И.Е. Синица о педагогическом такте.

Литература к лекции

  1. Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной//Учительская газета. - 1994. - № 9.
  2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. - 1994.- № 2.
  3. Вулъфов В.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5, 6.
  4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.
  5. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога.- Орел, 1994. - 4.1.
  6. Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. - Орел, 1995.
  7. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

85


1 Толстой Л.И. Общие замечания для учителей//Пед. соч. - М., 1989. - С. 289.
2 См.: Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель - властительдум. - М., 1991.
1 Макаренко А.С. Соч. - Т. 5. - М., 1958. - С. 233-234.
1 Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учитсля//Учителю о педагогической технике. - М., 1987. - С. 10-13.
2 Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической технике. - М., 1987. - С. 17-19.
3 Там же.- С. 33-35.
1 См.: Маслова Н.Ф. Книга социального педагога. - Орел, 1994. - С. 20-39.
1 См.: Маслова Н.Ф. Указ. соч. - Орел, 1994. - С. 35.
2 См.: Поташник М.М., Вульфов Б.З. Указ. соч. - ML, 1983. - С. 76-78.
1 Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков/уПроблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994. - С. 14.
1 Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 2-х т. - Т. 2. - М., 1952. - С. 27.
2 См.: Сорока-Росинский В. Н. Школа им. Достоевского//Пед. соч. - С. 215.
1 См.: Сорока-Росинский В.Н. Указ. соч. - С. 214-220.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.