Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П. Кащенко о "даровитых детях".
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них - социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.
Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности - это психомоторная одаренность.
380
Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.
Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе - отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.
Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей.
Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.
Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.
Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке.
Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они "даже едят не как все дети".)
Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска" наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы1.
Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.
381
Работа педагога в такой школе - сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда "вредные", большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.
В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер "зазнайства".
Но есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не проявляется, когда такой ребенок в семье то, окружающие его испытывают огромные трудности. Это фанатики, дети увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.
Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип - невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные - это спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.
Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитателей, социальных педагогов.
Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Это если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.
Однако не все родители гордятся таким ребенком. Нередко они не хотят, чтобы ребенок выделялся, а был бы "как все". Идеально, если родители вовремя заметят одаренность и будут помогать ему.
Иногда родители "вымучивают" талант, стараясь из небольших способностей "делать" талант, истощая силы ребенка. Немногие дети выносят это родительское насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное здоровье можно поправить, но трудно поправить духовные подорванные силы. Талант, если он есть, разовьется, важно вовремя помочь ему. Но "делать" талант - издевательство над ребенком.
Родители отмечают одаренность ребенка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, а также раннее усвоение счета или чтения, цепкую память и огромное любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей. Точнее, выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Так, у Н.Н.Римского-Корсакова обнаружили
382
способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С. Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю. Лермонтов - в 10 лет.
Для семьи важно не только выявление одаренности, но и отношение к такому ребенку. Не следует выделять его среди детей, так как это приведет к негативному к нему отношению.
Одаренный ребенок стремттся к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Родителей не беспокоит, что этот ребенок стремится всегда преуспеть, отсюда особенности его поведения, что создает проблемы в его отношениях с окружающими.
Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.
Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.
Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.
Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым.
Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.
Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.
Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими.
383
Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.
Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает разнообразие форм и методов работы с талантливыми детьми.
Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская область) существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Ребята собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.
Кружковцы отмечают как праздники День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Дом детского творчества посещает 2 тыс. ребят. Отчетом их занятий служат концерты перед населением и ярмарки детских поделок.
Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию.
Обратим внимание на доклад В.П.Кащенко на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910г. "Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?".
Всеволод Петрович Кащенко - дефектолог, окончил медицинский факультет Киевского университета. В 1907 г. в Москве открыл частную школу-санаторий для аномальных детей. Через 10 лет на базе этой школы был организован Дом изучения ребенка, вскоре преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию под руководством Кащенко. Он был организатором курсов по подготовке педагогов-дефектологов (1918-1919 гг.), ректором Московского педагогического института детской дефективности (1920-1924 гг.), последние годы работал в области логопедии.
384
В.П.Кащенко
...Итак, речь идет о даровитых детях наших учебных заведений. Следует ли оставлять их в этих учебных заведениях или их надо выделять? Вот вопрос, интересующий нас.
Для решения этого вопроса обратим внимание на отношение школы к своим питомцам. Самым существенным недостатком здесь можно отметить то, что наша школа не считается, да и не может считаться, с индивидуальной психологией каждого ребенка. Требования ее рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего ученика, ученика со средними способностями, естественно потому, что они не годятся по ту или другую сторону средней нормы. Потому, если еще можно сказать, что школа удовлетворяет своих средних учеников, то утверждать это совершенно невозможно, когда дело касается даровитых и слабых учеников.
Почему это так? Современная школа имеет дело с крайне разнородной массой учеников: вы найдете все степени по качеству и количеству интеллектуального развития, перед вами пройдет учащийся с общим высоким дарованием или дарованием в той или иной области, здесь же посредственность, здесь же различные формы умственной дефективности.
Школа берет на себя огромную ответственность: она должна развить все способности до их возможного высшего уровня. При этом она считает возможным принять за идеал отношений к своим питомцам схематичные отношения к теоретическому среднему ученику, я говорю за идеал, ибо ведь на этом схематическом отношении и построена вся учебная программа, весь учебный план.
Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облегчить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих питомцев. Такая дифференциация отчасти уже существовала в Западной Европе, Америке, Японии, где в нормальную (элементарную) школу не принимают детей, у которых можно подозревать ту или иную форму умственной дефективности; этих последних помещают либо в так называемую вспомогательную школу, либо в закрытое учебно-воспитательное заведение, физически дефективные дети также выделяются в специальные школы или заведения.
Наконец, существует еще более детализированная дифференциация в форме мангеймской системы; в последней кроме нормальной и вспомогательной школ существует как переход также и так называвмая
385
повторительная, куда попадают дети, представляющие средний тип между учащимися нормальной и вспомогательной школ.
Результатом этого является то, что с одной стороны, нормальная школа значительно облегчает свою задачу; с другой стороны - значительно улучшает положение своих неуспевающих учеников, так как и вспомогательная, и повторительная школы больше считаются именно с их психологическими и физиологическими особенностями.
Кого же из детей можно признать за даровитого ребенка? Делаю попытку ответить на этот вопрос, сознавая всю его трудность, лишь для того, чтобы в общих, несколько грубых чертах отметить своеобразность психологической организации даровитого и показать, как трудно ему, а часто и невозможно, мириться с укладом и требованиями нашей современной школы.
Под дарованием надо разуметь некоторые свойства интеллекта и также другие стороны нашего душевного склада, в силу которых данный индивид производит эффект в той или иной области с минимальной затратой труда и энергии. Или, другими словами, даровитый субъект такой, который при той же затрате энергии в данной области сделает больше, чем средний по способностям; в этом заключается совершенство (превосходство) даровитого. Какие моменты психики играют наибольшую роль при таком совершенствовании, до сих пор мы не можем сказать с определенностью.
Надо, однако, предположить, что даровитость главным образом относится к области интеллекта и представляет собой как бы особую напряженность и живость интеллектуальных процессов. Обладая, по-видимому, большой способностью сосредоточивать внимание в определенной области, обладая более совершенной апперцепцией [непрерывная связь старого материала с новым, установление связей новых знаний со старыми], даровитые дети лучше воспринимают впечатления и претворяют их в представления и понятия.
...Кроме непосредственного восприятия громадную роль у некоторых играет эмоциональная сфера и воображение, которое открывает им целый мир новых образов; работа воображения бывает при этом до такой степени напряженной, что эти образы принимают характер как бы галлюцинаций даже без того, чтобы данный субъект затрачивал большие усилия для этого; недаром великие музыканты, поэты нередко жалуются, что их преследуют музыкальные мелодии, поэтические образы и картины.
Так, известный художник Рерих говорит, что часто помимо его воли перед ним возникала во всей полноте задуманная им картина. Наконец, для творчества даровитого человека характерна также наличность большого, интенсивно выраженного к творчеству интереса, который может перейти в беззаветную любовь. Гончаров вынашивал
386
своих Обломова и Райского по несколько лет, не переставая любить их.
Обратимся теперь к даровитым детям в школе. Вероятно, каждый помнит, что в среде его школьных товарищей был хотя бы один такой даровитый. Большей частью такие даровитые дети, юноши, однако, учатся из рук вон плохо и нередко считаются худшими учениками в классе. Здесь кстати будет процитировать Н.И. Пирогова, который так хорошо знал школьное дело и который в своей статье "Школа и жизнь" пишет: "Сколько учеников слывут в школе тупоголовыми, а в жизни оказываются умнее своих учителей". Нелишне будет вспомнить исторические примеры, ...что Наполеон считался одним из последних учеников Бриенской военной школы. Гениальный Ньютон и в средней школе, и в высшей считался за малоспособного. Известный натуралист Александр Гумбольдт1 также отставал в школе от своих сверстников.
Одним из видных свойств даровитых является оригинальность мышления, которая не мирится ни с каким притязанием школы подчинить ее правилам и требованиям, выработанным по иному масштабу. Зачастую мышление это выражено с определенно направленным интересом. В то время как школа требует от него одинакового участия во всех занятиях, начиная от латинской грамматики и кончая естественной историей, его мысль витает в какой-нибудь определенной области, и школа только мешает этой работе мысли: только подавляет ее.
...При наличности разностороннего дарования данные субъекты легко справляются с задаваемой им школьной работой. К их способностям предъявляются слишком минимальные требования; способности их не упражняются, ум не приучается пользоваться ими. Требования школы должны быть больше согласованы с силами ученика; не посягая на его самостоятельность и оригинальность, должны побудить эти силы производить весь тот полезный эффект, на который они способны, чем приучить данный организм в нужный вызванный жизнью момент живо ответить на данное раздражение, - это и есть приучение индивида к управлению своими силами вообще и своими дарованиями в специальной области в частности.
И вот такой недовольный школьным преподаванием ученик начинает самостоятельно заниматься, так как школа ему только мешает. Предоставленный самому себе, он не всегда получит необходимую общую подготовку, не выработает в себе работоспособность, но, увлекшись какой-нибудь отраслью знания или искусства, сделается дилетантом, недоучкой.
387
Общее образование необходимо, и только на фоне этого общего образования могут получать дальнейшее полное развитие дарования в тех или иных областях. Мы только настаивает на необходимости привести в гармонию эти дарования с общим развитием. На этом основании школа должна приноровиться к своим одаренным воспитанникам, иными словами, для них должна быть создана специальная школа, которая принимала бы во внимание своеобразие их организации. Такая школа должна иметь особую программу, настолько гибкую и подвижную, чтобы модифицироваться в каждом отдельном случае. Повторяем, современная общая школа - для учеников со средними способностями, но не для одаренных.
...Сколько талантов погибает в пучине случайностей русской жизни. Положим, Ломоносов, Горький, Шаляпин выбились из этой пучины, но ведь им помог случай, который не всегда приходит и приходит вовремя....
То положение, что гений всегда пробьется, в корне неверно. Между тем на этом пути даровитому приходится затрачивать, может быть, лучшие элементы своего дарованиями, и он подчас губит их безвозвратно.
Далее противники приводят такое возражение, что не следует удалять даровитых детей из общей школы, так как этим последняя как бы лишается ее лучших элементов, которые оказывают плодотворное влияние на остальных средник... Но позвольте, что же это за аргумент? За что вы хотите приносить в жертву даровитых детей посредственности? Это, по меньшей мере, оригинальное использование не развернувшихся дарований на пользу процветания среднего индивида. Можете чем хотите, поднимать дух соревнования в классе, но только не глушите зачатков великих, быть может, дарований, которым вы должны дать возможно развернуться во всю ширь и мощь. Они с лихвой возместят вам принесенную им жертву.
Что касается до таких аргументов... что I. в классах специальных школ было бы больше опасности переутомления ввиду большого разнообразия дарований учеников или что II. для характера ребенка было бы вредно сознание, что он принадлежит к избранным. Оба эти аргумента также несостоятельны.
Переутомление устраняется уменьшением до минимума числа учащихся в классе, сознание же превосходства над остальными больше угрожает в общей школе, ибо там данный ученик постоянно убеждается в этом превосходстве над своими посредственными товарищами; в специальной же школе преимущество одного ученика будет уравновешиваться преимуществом другого.
Слышим мы соображения - и такого рода, что, мол, как же отобрать таких детей, где данные, на которых при этом надо базироваться? Эти соображения не должны нас останавливать. В истории лечебной
388
педагогики можно найти очень ценные указания и факты по этому поводу.
С другой стороны, и в настоящее время, еще без разработанной методики, есть возможность в известных случаях бесспорно сказать, что данный ученик представляется даровитым.
В.Освальд в своей книге "Великие люди", психологически разобрав биографии нескольких известных исследователей, не без основания указывает, что характерным свойством великих людей наряду с самостоятельностью и оригинальностью мышления является раннее созревание. В наличности этого фактора мы действительно убеждаемся на многих примерах. Не говоря уже о таких известных, как Дж. Ст. Милль, уже в 9-летнем возрасте владевший латинским и греческим языками, как Лермонтов, начавший писать стихи с 10 лет, и т.п., при более внимательном наблюдении за даровитым ребенком мы очень часто более или менее правильно можем представить себе, куда направлено его дарование.
Как должна быть устроена специальная школа, кому это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделять их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учебный план - эти вопросы считаю важными, но не останавливаюсь на них, чтобы не уклониться в сторону. Пока важно осознать необходимость такой дифференцировки и создания специально организованных школ.
Итак, интересы даровитого ребенка требуют, чтобы его взяли из неблагоприятной для его развития общей школы и поместили в специально созданную для него школу. Надо помнить, что всякое великое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу.
..."Человечество движется вперед благодаря избранным", - говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. Ребенок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.
Печатается по изд.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М, 1990. - С.480-487.
- Что такое талантливый ребенок?
- Талантливый ребенок в семье.
- В.П. Кащенко о "даровитых детях".
389
- Одаренные дети. - М., 1991.
- Как подготовить вашего ребенка к жизни. - М.,1991.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.,1973.
- Семейное воспитание (Краткий словарь). - М., 1990.
- Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология пед. мысли России. Вторая половина XIX - начало XX в. - М.,1990.
390
1
Юркевин В. Иллюзии. Реальность//Семья и школа. - 1996. № 8. - С. 5.
1
Юркевич В. Указ. соч. - С. 8.
1
Гумбольдт Александр (1769-1859) - немецкий естествоиспытатель.