ЛЕКЦИЯ 18. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЕЙ

Работа с семьей, где есть ребенок; особенности работы в различных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Центры "Доверие" и "Радуга" в г. Клин Московской области.

Ребенок в семье Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Платона до наших дней ученые и педагоги утверждали, что на развитие, формирование человека, на его становление, его умственные, физические и духовные способности, его здоровье и моральные принципы влияют только родители.

322

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет.

Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки - все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались - все это откладывается на воспитании ребенка.

А.С.Макаренко был твердо убежден, что "родительские требования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания", и если с вашим ребенком неблагополучно, "нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп"1. И не нужно ребенка перевоспитывать; бывает, что достаточно изменить отношение к нему, а это зависит только от родителей.

В.А. Сухомлинский писал, что увеличивать море радости ребенка - единственно правильный курс поведения всех родителей.

Бенджамен Спок считал, что результат родительского воспитания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств к ребенку. Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко матери для физического.

Ф.М. Достоевский писал: "Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь"2.

Несомненно, какое бы большой место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители.

До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи. Родителям необходимо постоянно оценивать свои поступки,

323

так как главным рычагом родительского воспитания является их авторитет. В младшем школьном возрасте - это авторитет любви, ласки, с взрослением - это авторитет уважения. Это мораль, знания и ум, умения, храбрость и сила. Но авторитетом нельзя подавлять ребенка, его нужно давать в небольших дозах.

Постоянное общение с ребенком даст возможность родителям узнать его. С подростком сложнее, так как родительские представления не успевают за его бурным развитием, продолжая обращаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и подростка. Подросток требует к себе особого отношения, большей самостоятельности, уважения его мнения. Его самолюбие оказывается уязвленным, если в семье он не получает должного уважения и внимания.

Именно в этом возрасте возникает конфликт, когда эмоции, преобладая над разумом, приводят подростка к вспышке, взрывным отношениям. Родителям в этом случае следует переждать, когда утихнут страсти и в спокойной обстановке все обсудить, дать подростку все самому обдумать.

Следует учитывать, что требования подростка к родителям намного выше, чем к посторонним.

В работе с родителями, в общении, в консультациях родителям социальный педагог обращает внимание на первостепенные вопросы в воспитании ребенка.

Одна из черт, которая прививается ребенку в семье, - это послушание. Причем прививать его следует с раннего детства, что уважение и внимание к родителям и старшим людям обязательно и важно в жизни человека.

Так же важно воспитывать в семье у ребенка дисциплину, которая влияет на правильное развитие умственных способностей ребенка. Ребенок, привыкший к порядку и дисциплине с раннего детства, будет этому следовать всю жизнь. В этом важную роль играет режим дня, выполнение обязанностей по дому и т.д.

Трудовые навыки, заложенные в семье, определяют жизнедеятельность маленького человека в будущем.

Чуткое отношение к окружающих тебя людям, доброжелательность, отношения, достойные человека, закладываются также только в семье.

Широко известны методы воспитания здорового ребенка в семье. Об этом достаточно публикаций. Здесь и закаливание, и гигиена, и предупреждение появления вредных привычек, и

324

предупреждение с 6-7 лет употребления алкоголя и наркомании, и правильное питание, и наблюдение за психическим развитием.

Работа с семьей Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита ребенка социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или "спекулируют" любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребенку относятся формально, обеспечивая его только материально.

Существует такое понятие, как психологический климат в семье. Это устойчивый эмоциональный настрой, когда в семье общность, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, семья несовершеннолетней, "маленькой мамы", национальная и т.д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

  • - больные дети, дети-инвалиды;
  • - пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
  • - половая распущенность и проституция;

325

  • - алкоголики и наркоманы;
  • - дети-бродяги;
  • - развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми, и т.п.

При создании родительского лектория можно порекомендовать следующие темы:

  • - педагогика и психология - науки о развитии и воспитании ребенка;
  • - о роли родителей в воспитании детей;
  • - отношения в семье различных поколений;
  • - воспитание трудного ребенка;
  • - воспитание детей с физическими и умственными отклонениями;
  • - воспитание в труде;

326

  • - подготовка ребенка к школе;
  • - эстетическое воспитание ребенка в семье;
  • - половое воспитание;
  • - религиозное воспитание;
  • - опасности детского курения и наркомании.

Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать детям навыки культуры поведения и т.д.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка.

6-е. Работая о семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав - передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха.

Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты.

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль.

Сейчас стала популярной благотворительность. Важно, чтобы не оказалась в стороне семья, где много детей. Вместе с семейным социальным работником организуются ярмарки по продаже игрушек, вещей, обуви.

Методы работы Первоначально, с чего начинает социальный педагог, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача - создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

327

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Существует практика, когда социальный педагог составляет "карту семьи", где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи.

Дополнением "карты" является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседуют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, мечту, с кем дружит. Какие отношения в классе, в школе, любимый учитель, предмет. Каково здоровье ребенка, какие у него проблемы.

Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появляется первоклассник или пенсионер. Возможно ли сотрудничество внутри семьи или все отношения строятся на приказах взрослых. В семье, где появился первоклассник, социальный педагог выясняет положение ребенка, с кем он делится сокровенным, как и за что его наказывают, что ему нравится или не нравится в школе.

Помощь семье В помощь семье, в которой работают родители, существуют в школах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, готовят уроки и гуляют.

В ряде школ система обучения построена с почасовой разбивкой ставок групп продленного дня, преподаватели-предметники ведут дополнительные уроки по ведущим предметам, а к воспитательной работе привлекаются специалисты для руководства различными кружками, студиями, секциями.

328

В таком случае изменяется весь режим работы школы. В первую половину дня даются 3-4 ведущих предмета, а "легкие" - во вторую половину, когда ребята занимаются в кружках, в спортзале, в мастерской. В это время открыты все кабинеты. При таком режиме ребята проявляют интерес к знаниям, к творчеству.

В семье неполноценные дети Особое внимание заслуживают методы работы социального педагога с семьей, где неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

В этой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице - трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога. Сегодня семья переживает огромные трудности, но, если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок, - это сверх тяжело. Чаще в такой семье мать работать не может. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку социальный педагог обращает внимание на родителей. Им помощь нужна не меньше, чем ребенку. Их нужно убедить искать выход из ситуации горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие.

Найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не "нормализовать" ребенка, так как неудача приведет к осложнениям.

Родителям следует общаться с другими родителями, у которых также больной ребенок, что поможет легче переносить тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

В семье ребенок-олигофрен Социальному педагогу приходится работать с семьей, где есть умственно отсталый ребенок. Олигофренопедагогика хотя и представляет узкий круг педагогической практики, но социальный педагог должен знать ее основы для оказания практической помощи в этой области.

В России олигофренопедагогика получила развитие в конце XIX - начале XX в. Следует помнить, что в православной России умственно отсталых детей не уничтожали, как в Древнем Риме,

329

их считали "детьми Бога", "божьими детьми", их окружали ореолом святости, в них усматривали божественных прорицателей. Еще в XI в. на Руси слабоумные призревались в Киево-Печерской лавре. В "Стоглавом судебнике" (1551) определялось, что тех "кои одержимы бесом и лишены разума" следует помещать в монастыри. При Петре I законом "О дураках" уточнялось, что прежде следует их внимательно освидетельствовать.

Еще Я.А.Коменский в "Великой дидактике" писал, что "кто усомнится в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободиться от тупости природной". И далее: "Из человеческого воспитания и образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека".

В истории отечественной социальной педагогики следует обратиться к опыту "Школы-санатория", созданной В.П.Кащенко в 1908 г. в Москве на улице Погодинской в доме 8. Это было лечебное и воспитательное учреждение для нервных, неуспевающих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет.

В школу не принимались только идиоты, дети, глубоко отстающие в развитии, и эпилептики. В школе было 22 воспитанника, которые делились на три "семьи", во главе каждой семьи был воспитатель, который и жил в "семье". Каждая "семья" отдельно питалась, лечилась, играла. Для занятий "семья" делилась на небольшие группы.

Ставилась задача - совместить лечение с обучением и воспитанием, дать детям знания, развить их познавательные интересы, возможности, способности, творчество и самостоятельность этих детей.

Изучали историю, язык, арифметику, географию, естествознание. Первостепенным был ручной труд, который рассматривался как метод усвоения и закрепления знаний и как средство коррекции личности. Дети сами взвешивали предметы, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели.

Обращалось внимание на отношения воспитателя и ребенка, на индивидуальную работу с детьми. Расписание, строгий распорядок ребята принимали сами, и сами были против его нарушений, иное требовало бы новых нервных затрат в приспособлении к новым условиям.

Доверие к ребенку и требовательность проявлялись в привлечении ребят к ответственным, серьезным работам, к выполнению ответственных поручений. Поручалось отвечать за библиотеку, содержать в порядке инструменты в мастерской, порядок в мастерской, отвечать за музей.

330

Проступки детей рассматривались как ошибки, промах, как следствие временной болезни, и допущенные ошибки не подчеркивались, а воспитанника временно укладывали в постель, чтобы он отдохнул и успокоилась его нервная система. Ребенок после этого стремился вести себя нормально.

Лечебные мероприятия (массаж, гимнастика, игры, прогулки, вода) разумно чередовались с обучением и различными воспитательными мероприятиями.

Работа с семьей, где дети-инвалиды Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.



В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропото-лог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним. Составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению ("Личная гигиена", "Я в быту") и часть - к его поведению в обществе ("Я в трамвае", "Я в магазине").

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, чтобы они разбирались в вопросах экономики, планировании труда, умели содержать инструменты в надлежащем состоянии.

Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством, народными узорами на тканях, деревянных и глиняных игрушках. Привлечь ребят к росписи на тканях, дереве, глине.

331

Выставки работ этих ребят, их участие в праздниках, в концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого как личности.

Чтение книг, создание библиотеки развивает ребенка, расширяет его кругозор. В семье важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи.

Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, но и другая крайность, когда родители раздражаются болезнью ребенка, приводит к усугублению его болезни.

Долг родителей - успокоить ребенка, облегчить его переживания, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальный педагог.

В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно обратиться к опыту лечебной педагогики А.А. Дубровского1.

Несмотря на то что в своей книге "Жемчужина России" он рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря, разработанные им методы пригодятся социальному педагогу в любых условиях. Дубровский обосновывает лечебное воздействие различных деревьев на психику детей. Это воздействие может быть разным в зависимости от формы кроны, конфигурации дерева.

На детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены щадящие, успокаивающие деревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кронами, со светлой, бледной листвой. Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, их притягивали к себе и радовали "кругленькие, на длинной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол"2.

Успех лечения зависит от того, будет ли во время лечения преодолено одиночество и подавленность ребенка.

На первом этапе это доверительная беседа с ребенком, из которой воспитатель выясняет "главные желания ребенка". Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка от "ухода в болезнь" и поверить в свое выздоровление.

332

"Нередко, - пишет Дубровский, - причиной болезни является неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непонимание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка - вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. "Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!" - внушаем мы постоянно детям"1.

Он пишет о "труде-заботе", которым был увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, традиции всем вместе поговорить, вместе попеть, помечтать. Он пишет о "труде-радости", труде больных ребят, который вносит в их жизнь романтику.

Парк был посажен воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой заботе ребята взрослели.

Внесение романтики в жизнь больных детей также необходимо. Во время игры "Морская эскадра" ребята с приподнятым настроением выбирали названия кораблей, готовились к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживали морскую форму, изучали азбуку Морзе, историю флота, жизнь замечательных флотоводцев, героев морских сражений. Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе российского флота - все это имеет воспитывающую роль для больных ребят.

Этическому воспитанию в санатории служат комнаты для размышлений. Цель создания такой комнаты - побудить ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими, проверить себя и свое поведение. На двери комнаты надпись: "Зайди и призадумайся - выполняешь ли ты "10 нельзя""2. Вот эти "10 нельзя":

  1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся позорно придаваться увеселениям...
  2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство.
  3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно стариками.

333

  1. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
  2. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что не дает себе. Умей отказаться от подарка, если знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе.
  3. Нельзя делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни в стороне.
  4. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, ...не простившись с ними, не дождавшись у них пожеланий счастливого пути, не пожелав им счастливо оставаться.
  5. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, ...нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, особенно женщина.
  6. Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается взрослый, ты должен первым приветствовать его встречаясь, а расставаясь, пожелать доброго здоровья.
  7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя. Помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме человеческого общения, у него уже не может быть.

Лечебная педагогика А.А.Дубровского направлена на то, чтобы помочь ребенку справится о болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачу увлечь больных детей самосовершенствованием и "творением добра", привить любовь к природе, развивать тягу к творчеству и самовоспитанию.

Решать эти задачи можно, по его мнению, вовлекая ребят в труд и общение.

Дубровский формулирует основные направления работы социального педагога с больными детьми1. Это:

  • - проведение этических бесед;
  • - организация детского самоуправления;
  • - обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;
  • - сотрудничество детей и воспитателей;
  • - всем коллективом играть с детьми;
  • - помочь заняться творчеством;
  • - организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, в библиотеке, с музыкой, в парке;
  • - создать "Комнату размышлений";
  • - проводить занятия по психотерапии и аутогенной тренировке.

334

Из всех проблем, с которыми сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подростка к семейной жизни.

Подготовка подростка к семейной жизни Учитывая, что все отрицательные черты из "семьи риска" ребенок перенесет в свою семью, готовить его к семейной жизни социальному педагогу особенно важно. Важно в раннем возрасте дать юноше представление о нормальной семье, дать знания и умения, как создать нормальную семью.

В раннем детском возрасте подготовка к семейной жизни проходит в играх (дочки-матери), в старших классах проводят факультативные занятия.

Важно в различных центрах выделять в отдельные - занятия по подготовке подростков к семейной жизни.

Группой ученых Орловского педагогического института разработана тематика занятий с подростками по подготовке к семейной жизни. Это: "Знакомство", "Свидание", "Особенности адаптации к семейной жизни", "Кризисные периоды в браке", "Духовно-нравственные основы семьи", "Христианская семья и брак", "Христианская мораль в семейном воспитании"1.

Здесь следует вспомнить о святости создания своего очага, своей семьи. Хранить святость семейного очага - священная обязанность женщины. Покровительницей брака в Древней Греции была Гера, супруга верховного бога Зевса.

В основе брака - любовь, любовь и взаимное влечение как потребность быть любимым. Но в то же время: "Браки совершаются на небесах". Это утверждение стало сюжетом для рассказа А.С.Пушкина "Метель", где все свершается помимо воли героя.

В подготовке к семейной жизни главным должны быть не секс, а целомудрие, мудрость. Следует дать понять юноше, что "разврат" - это вывернутый наружу человек, стыд, бесстыдство, испорченный человек.

Организация семейного досуга Одна из форм работы социального педагога направлена на обогащение духовного мира семьи, развитие эстетических чувств как взрослых, так и детей. В совместной отдыхе родители лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых, и детей.

Самый приемлемый вид отдыха - семейный туризм: прогулки, туристские походы, экскурсии, путешествия одной или нескольких семей. Доступной для всех возрастов является семейная прогулка,

335

на которую дети могут пригласить своих сверстников. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные, могут быть многодневные. Важна сама подготовка к походу, разработка маршрута, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы группа была не более 20 человек.

Силами энтузиастов, объединяя людей в кружки, студии, секции, создаются семейные клубы по интересам. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместный творческий труд взрослых и детей, занятия техникой, изобретательством, спортом, искусством. В семейных клубах родители лучше узнают своих детей, а дети приобретают навыки общения. Для неполной семьи здесь компенсируется недостаток мужского воспитания или женского, а также недостаток общения единственному ребенку в семье. Семья получает и поддержку в кризисных ситуациях.

Семейные лектории - не совсем организация для отдыха, но немного отдыхая от домашних забот, родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы в лектории могут быть продолжительные или разовые. Программа составляется в зависимости от характера слушателей. В одной группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой родители хотят больше знать о воспитании детей, об организации семейной жизни. Для каждой группы составляется отдельная программа: у подростков возникают одни проблемы, у матери, бросившей своих детей, другие, третьи - у родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Заслуживают внимания особенности опыта работы социального педагога с семьей в Ставрополье1.

Приток беженцев обострил социальные проблемы в крае. Увеличилось число смертей от алкоголя, повысилась общая смертность, количество браков стало равняться числу разводов. На 2,1 года сократилась продолжительность жизни мужчин и на 0,9 года - женщин. В каждой пятой семье - конфликт, 3/4 детей из "семей риска" продолжают свою жизнь так же, как жили их родители. В этих условиях семья как первичная ячейка общества требовала немедленной помощи в создании нормальных условий жизни, организации гармоничных отношений в семье.

В современных условиях в состоянии общей тенденции распада семьи, когда из семьи все уходят на целый день, создавать это

336

было непросто. Одни в детском саду, в школе, техникуме, институте, другие - на производстве.

Самое сложное - это организация совместной деятельности родителей и детей.

Для решения этой проблемы в крае создавались различные службы с постановкой следующих задач:

  • - оказать семье медицинскую и психологическую помощь;
  • - помочь в социальной адаптации и профилактике;
  • - способствовать укреплению физического и психологического здоровья населения;
  • - помогать и поддерживать инициативы совместных мероприятий взрослых и детей.

Было организовано изучение семей, изучение каждого члена семьи, и взрослых, и детей, и их отношений в семье.

Анализировался социальный статус семьи, ее экономическое положение, нравственный и психологический климат. Только после тщательного обследования семей начиналось оказание помощи.

Однако с самого начала работы острой стала необходимость подготовки социальных работников и социальных педагогов. Проблема была решена подготовкой социальных педагогов при университете, в институте повышения квалификации учителей, а также при средних учебных заведениях.

Л.Н.Кривцова

Центр социально-психологической помощи "Доверие"

(в сокращении)

С целью психологической защищенности семьи, ее поддержки и укрепления психического здоровья, создания психологических, социальных и педагогических условий для семейного воспитания детей, их социализации при Комитете социальной помощи населению в Клинском районе Московской области был создан Центр социально-психологической помощи "Доверие". Главной задачей Центра является оказание помощи семьям, отдельным ее членам, которые оказались в кризисной ситуации.

Одной из задач Центра является помощь в воспитании детей, в положительном влиянии на детей, их психическом и духовном развитии. Помочь детям и подросткам в период их кризиса, помочь разобраться в их возрастных особенностях, предотвратить конфликты в семье.

В Центре Функционируют три отделения: 1) психолого-педагогическая помощь, 2) медико-психологическая помощь, 3) служба "Доверие".

337

I. В отделении психологической и педагогической помощи работа ведется по нескольким программам, охватывая все возрастные группы населения. Это программы: "Детский сад", "Дошколенок", "Семья", "Школа "Vita", "Психологические аспекты алкоголизма", "Подросток", "Я и моя профессия", "Персонал".

По программе "Детский сад" проводится обследование детей 4-5 лет, данные закладываются в компьютер. Это характеристика физического состояния детей, своеобразный паспорт здоровья ребенка, который дает возможность родителям наблюдать развитие ребенка по годам, ежегодно анализировать его состояние, создавать для каждого воспитательную программу.

В программе "Дошколенок" определяется психологическая готовность детей к школе, их психическое развитие, адаптация в среде сверстников.

По программе "Подросток" оказывается помощь подросткам, совершившим правонарушения, ребятам из семей "группы риска". Социальный педагог изучает окружение, ориентации и ценности, характер и психологические особенности, взаимоотношения с окружающими такого подростка. Вся работа социального педагога направлена на его социальную реабилитацию, преодоление социальных отклонений.

Программа "Я и моя профессия" направлена на формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку, развитию свойств личности, необходимых при выборе профессии.

По программе "Семья" проводятся консультации молодых людей, вступающих в брак, помогая лучше узнать друг друга, их готовность вступить в брак, психологическую совместимость, спрогнозировать будущее семьи. Родители консультируются по проблемам воспитания детей, их возрастных особенностей, развития задатков и способностей. С детьми работает психолог, выясняя причины нарушений норм поведения, помогает выйти из кризисной ситуации.

Сотрудники по этой программе оказывают помощь безработным, проводят занятия аутогенной тренировки, помогая снять напряжение, снизить уровень тревожности и утомляемости. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Цикл занятий состоит из 10-15 занятий по 25-30 минут.

В это отделение приходят ребята, которые испытывают трудности в учебе, в общении со взрослыми, со сверстниками в школе и во дворе, с родителями. На занятиях по психогимнастике дошкольникам прививаются навыки общения, снятие стрессов, страхов, энуреза, неуверенности, застенчивости и замкнутости. С теми ребятами, которые не усваивают школьной программы, ведутся занятия по развитию мышления, внимания, памяти.

338

В советский период вопросы полового воспитания педагогикой обходились стороной. От чего человек терял свою индивидуальность, способность чувствовать, творить, фантазировать. Отсутствие культуры полового воспитания, ошибки полового просвещения ведут к гиперсексуальности подростков, юношей и девушек. Учитывая, что большую часть времени подростки проводят вне семьи, поэтому часть полового воспитания и образования подростков переносится на образовательные учреждения, подростковые клубы, молодежные центры.

Вопросы формирования сексуальной культуры в Клинском районе решает служба "Vita" по программе психосексуального воспитания с детьми и подростками с 7 до 17 лет.

По программе "Vita" подросткам читаются лекции на темы: "Родители и дети", "Ровесники", "Любовь и семья", "О законах совместимости", "Пол и сексуальные знания", "Психология предбрачного ухаживания", "Формирование сексуальной ориентации", "Сексуальное поведение", "Критические ситуации", "Совращение, развращение, насилие". Работа по этой программе охватывает два направления. Первое - это программа по психосексуальному воспитанию: половое воспитание, подготовка к супружеству, формирование супружеских ролей.

Второе направление - это программа для родителей по психосексуальному воспитанию детей. Это полоролевое воспитание, возрастные сексологические особенности, взаимосвязь общей и сексуальной культуры.

Программа "Vita" предусматривает половое воспитание, которое направлено на подготовку юношей и девушек к супружеской жизни. Это психологическая подготовка быть мужчиной и женщиной, формирование мужественности и женственности, подготовка быть родителями, их отношение к детям.

По программе полового воспитания перечень знаний даются постепенно в зависимости от возраста. Так, в 7-8 лет дети узнают названия частей тела, названия и расположение внутренних органов, роль матери и отца в рождении ребенка, появление на свет, питание, уход за новорожденным.

Рождение детей - это проявление любви и привязанности мужчины и женщины, родителей.

Для детей 8-9 лет рассматриваются вопросы различия полов, особенностей полового размножения в мире растений и животных, особенностей млекопитающих (яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение); умение ценить телесную красоту, как проявляется забота человека о своем здоровье и красоте тела; о важности заботы родителей о детях, друг о друге, помощь детей родителям, отношение к бабушкам и дедушкам.

339

В 14-15 лет подростка знакомят с юридическими основами брака, семьи, развода, с физическим развитием человека, гигиеной тела, психосексуальными проблемами созревания. Отношения мальчиков и девочек: признание и принятие половых особенностей, взаимное уважение, ухаживание. Забота будущих родителей о будущих детях (вред курения, алкоголизма, наркотиков). Сексуальные реакции созревания: поллюции, мастурбации (отдельно для мальчиков и девочек).

Для юношей 16-17 лет программа дополняется за счет разъяснения понятий зрелой сексуальности, сексуальной жизни и ее начала (психологические, нравственные, медицинские аспекты), гетеросексуальные отношения, особенности женской и мужской сексуальности, неожиданной беременности, планирование семьи, психологической и сексуальной совместимости, сексуальных меньшинств, заболевания, ответственность за сексуальные преступления.

Программа предусматривает обучение подростков общению между собой и родителями, умению разбираться в своих чувствах. Уделяется внимание формированию ответственности за свое сексуальное поведение и здоровье, пропаганде положительных результатов воздержания от ранних половых связей, о безопасности секса и контрацепции.

В программе для родителей о сексуальном воспитании детей и подростков поставлена цель дать родителям представление о психосексуальной сфере ребенка и подростка, показать этапы ее развития, помочь родителям преодолеть страх и застенчивость в беседах на интимные темы, показать типичные ситуации, связанные с возрастными сексуальными изменениями, их последствия и способы предупреждения.

II. В медико-психологическом отделении центра "Доверие" социальный педагог работает с алкоголиком и его семьей, проводит профилактику алкоголизма среди детей и подростков по программе "Психологические аспекты лечения алкоголизма", помогает близким избавиться от алкоголизма.

В плане этой программы занятия со школьниками проводятся по теме: "Твой выбор подросток". Занятия направлены на повышение самооценки подростка, развитие его критического мышления, на умение реагировать на стрессы и выходить из них без алкоголя и наркотиков. Научиться оказать сопротивление групповому давлению, уметь сказать "нет", уметь слушать, говорить, общаться. Этот процесс обучения проходит в форме игр. Школьники знакомятся о последствиями алкоголизма, наркомании, курения и употребления токсических веществ.

Для учителей и воспитателей проводятся семинары на тему: "Развитие личности и профилактика отклонений в поведении подростка".

340

III. С 1985 г. в Клину существует служба помощи и поддержки "Телефон доверия". Это доступная форма общения, когда по телефону, оставаясь анонимным, человек, не скрывая своих ошибок, может поделиться своими проблемами. Сотрудник службы при приеме на работу дает обязательство не разглашать содержание бесед. Консультант помогает человеку посмотреть на себя со стороны, беседа дает утешение и надежду.

В службу обращаются и молодые, и пожилые, и дети. Пожилых волнует проблема одиночества, отношения в семье, молодых - отношения между полами, принятия подростка как личности, конфликты с родителями и нравственность дружбы.

Мальчиков в 14-15 лет интересует, как познакомиться с девушкой, как выйти из конфликта с родителями, девочек - проблемы материнства и замужества. Дети и подростки обращаются в службу, когда эти проблемы решить невозможно.

Основная нагрузка в службе падает на психотерапевта, который освоил приемы психотерапии и методику ведения бесед.

Ознакомившись, с чем обращается абонент, что главное, в чем трудности, консультант благодаря активному выслушиванию в ходе беседы помогает абоненту найти в своих силах резерв для выхода из сложившейся ситуации.

Реабилитационный центр "Радуга" для детей и
подростков с ограниченными возможностями

(в сокращении)

Открытие в Клину реабилитационного центра "Радуга" в 1994 г. было вызвано целым рядом социально-экономических причин. Это ухудшение материального уровня жизни населения, рост числа малообеспеченных семей, увеличение числа матерей-одиночек. Экологическая обстановка в Клину привела к тому, что катастрофически возросло число ослабленных детей, имеющих физические, психические, речевые и личностные отклонения.

Перед социальными работниками Центра была поставлена задача оказать детям и подросткам медицинскую, социальную, правовую помощь, помочь им перестроить свое отношение к жизни, семье, обучению, к труду.

После выявления всех детей и подростков с ограниченными возможностями были привлечены службы здравоохранения и образования, изучались причины и сроки наступления инвалидности ребенка (подростка), социальный статус семьи, здоровье и психика ребенка, составлялся реабилитационный потенциал. Разрабатывались индивидуальные программы абилитации и реабилитации, координировалась

341

работа медицинских, школьных, интернатных, спортивных и оздоровительных учреждений.

Специалисты Центра работают с родителями больных детей, обучая их основам психологических, медицинских и педагогических знаний, привлекая их к активному сотрудничеству.

В Центре созданы условия, приближенные к дому, доброжелательное отношение к детям, уважительные отношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дифектолог, психолог, юрист.

В Центре функционируют два отделения: организационно-методическое и отделение психологической, педагогической и социальной помощи.

1. В организационно-методическом отделении изучаются состояние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, социальное положение семьи, разрабатываются индивидуальные программы абилитации и реабилитации.

В городе создана компьютеризированная база данных о таких детях, семьях, индивидуальные программы для этих детей. Выполнение программ контролируется, в них своевременно вносятся поправки. Поэтапное выполнение индивидуальных программ проводится в специально созданном стационарном медицинском отделении. Осуществляется медикаментозная, витаминозная и травотерапия, применяются нетрадиционные методы реабилитации. По согласованию с органами здравоохранения отделение направляет детей в лечебное учреждение для получения специализированной помощи.

Педагоги Центра работают в контакте с врачами. Большое внимание уделяется питанию детей, правильному соотношению белков, жиров и углеводов. Пища витаминизируется, в меню постоянно включаются овощи, соки. Ежедневная гимнастика, лечебная физкультура, закаливающие мероприятия - все это способствует ускорению адаптационного периода. Сотрудники проводят консультации с родителями, как проводить реабилитацию в домашних условиях.

2. В отделении психолого-педагогической реабилитации осуществляется медицинская, социальная, педагогическая и психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет с ограниченными возможностями. Это дети с речевыми нарушениями различной степени. У некоторых задержка психического развития на органической основе, а также сопутствующие заболевания органов дыхания, сердца, почек, ортопедические отклонения, неврозы, аллергия, соматическая ослабленность. Группы составляются по заболеваниям и возрасту.

Большинство - это дети из неполных или неблагополучных семей. Поэтому первостепенной задачей перед сотрудниками центра было

342

создание благоприятного психологического климата внимательное, доброжелательное отношение к детям. С помощью переносных ширм созданы уголки психологической разгрузки, где ребенок может уединиться. Комнаты оформлены элементами русского прикладного искусства: гжель, хохлома, городец и т.д. Есть музыкальный зал в стиле деревянной резной шкатулки золотистых тонов.

Преобладающим направлением в работе центра является коррекция речевых нарушений, этим занимаются учителя-логопеды. Задание учителя-логопеда дается в форме игры, затем индивидуально обрабатывается воспитателем и закрепляется родителями.

Поскольку дети имеют тяжелые нарушения речи, что ведет к неуспеваемости в школе, то воспитатели и учителя работают по программе опережающего обучения грамоте и чтению. Эта работа проводится в виде путешествия в страну звуков, букв, слогов, ударений, знаков препинания.

Чтобы ликвидировать нарушения координации движений, проводятся упражнения по каллиграфии. Любимые занятия ребят: "плавание" в сухом бассейне, "езда" на велотренажере, "бег" по механической дорожке, массаж, занятия по логоритмике и хореографии.

Ребята работают в огороде, помогают убирать территорию, ухаживают за растениями и животными, готовят костюмы и декорами к спектаклям.

Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе.

Коллектив центра работает в тесном контакте с семьей. Ежедневно проводятся консультации родителей. Родительские собрания проходят вместе с детьми. Вместе с детьми и родителями сотрудники выезжают в музеи и походы, проводят дни открытых дверей, родители активно помогают в проведении праздников.

Печатается по изд.: Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996.

Вопросы и задания

  1. Особенности современной семьи. П. Сорокин о кризисе семьи.
  2. Работа социального педагога с семьей, детьми и взрослыми.
  3. Лечебная педагогика А.А. Дубровского.
  4. Что может взять социальный педагог из опыта центров "Доверие" и "Радуга".

343

Литература к лекции

  1. Азаров Ю. Семейная педагогика. - М., 1993.
  2. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1988.
  3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
  4. Прихожан A.M., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
  5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
  6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
  7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.
  8. Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М., 1986.
  9. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987.

344


1 Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев, 1987. - С. 237, 241
2 Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1974. - Т. 28. - С. 174.
1 См.: Дубровский А.А. Жемчужина России//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 501-540.
2 Там же.
1 Дубровский А.А. Указ. соч.
2 Там же. - С. 517.
1 Дубровский А.А. Указ. соч. - С. 501-539. Он же. Учителю Кубани о лечебной педагогике. - Краснодар, 1989.
1 См.: Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1995.
1 См.: Гуров В.Я. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае//Педагогика. 1997. № 1. - С. 43.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru