Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина. Опыт И.П. Волкова "учить творчеству".
Среди наступившего в 80-е гг. кризиса образования, как оазис среди тяжелейшего состояния отечественной школы, работали и создавали уникальный опыт отдельные учителя, которые находили пути выхода из острейших проблем образования.
Опыт учителей-новаторов подхватила пресса, и вокруг их методов развернулась дискуссия. Их формы работы с детьми, их методы ведения урока разрушали устоявшиеся министерские каноны и вносили живую струю в систему образования. Одни их новаторство отметали полностью, другие рассматривали как предмет дискуссий, третьи, и это было большинство, брали на вооружение и работали по их методам.
Выпущенные книги об опыте педагогов-новаторов разошлись по стране миллионным тиражом. Это: Амонашвили Ш.А.
258
"В школу - с шести лет", Иванов И.П. "Воспитывать коллективистов", Шаталов В.Ф. "Куда и как исчезли тройки", Иванов А.Ф. "Учитель, которого ждут", Газман О. и Матвеев В. "Педагогика в пионерском лагере", Чистяков Н.Н., Буянова Т.А., Касаткина Н.Э. "Профессиональная ориентация в УПК", Лысенкова С.Н. "Когда легко учиться", Волков И.П. "Учим творчеству", Дубровский А.А. "Жемчужина России", Ильин Е.Н. "Искусство общения", Гончарова Т.И. "Уроки истории - уроки жизни". Всего об опыте учителей-новаторов за семь лет вышло 25 книг тиражом 2,5 млн.
Новаторской была проверенная на практике система С.Н. Лысенковой обучения малышей: учение с радостью, радость успеха в труде, умение педагога научить малышей учиться, самому регулировать свои действия и поступки.
В основе педагогики сотрудничества - глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.
Такими стали уроки творчества для младших школьников преподавателя рисования и черчения Реутовской школы № 2 И.П. Волкова, который, выявляя задатки и способности ребенка, развивал их, направляя деятельность учеников в творческое русло.
Учитель рисования и черчения поставил цель - направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс школы на личности ребенка, его формировании. На каждого ученика была заведена "Творческая книжка школьника". В школе были созданы равные условия как для учеников-"теоретиков", которые обладают хорошей памятью и могут мыслить абстрактно, так и для ребят-"практиков", которые мыслят конкретно, не могут в большом объеме усвоить абстрактный материал.
Каждому ученику, начиная с начальных классов, предоставлялась возможность апробировать свои силы в разнообразном творчестве сверх учебной программы.
Самостоятельные работы учащихся, их изделия, изобретения, литературные, художественные и музыкальные произведения регистрировались как авторские и фиксировались в "Творческой книжке школьника". Это было огромным стимулом для самостоятельного творчества ребенка.
259
Волковым разработаны свои психологические требования к общению с детьми.
- - В творческой комнате могут заниматься все.
- - Нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если ребенок не успевает по другим предметам.
- - Не навязывать ребенку своего мнения.
- - Оценивать работу ребенка доброжелательно, снисходительно, избегая раздражительности.
И.П.Волков
Что значит "учить творчеству"?
По нашему мнению, единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, различия между творческой деятельностью и высоким, уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.
Например, человек изобрел машину, которой до него еще не было, действует она по принципу, до сих пор неизвестному. Здесь, пожалуй, все согласятся, что такое изобретение - результат творчества. Но вот пианист, исполняя чужое произведение, трактует его по-своему. И тут мнения разойдутся. Одни скажут, что это творчество, а другие, что это проявление квалификации, мастерства исполнителя. Или игра в шахматы. Принято считать, что эта игра требует творческого подхода. Ну а игра в домино? Вряд ли кто будет утверждать, что игра в домино связана с творчеством. Но если игра в шахматы - творчество, а игра в домино - нет, то какие объективные основания для такого утверждения? Таких объективных, единственно правильных оснований нет.
И уж, конечно, толкованием термина (понятия) "творческая деятельность" применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.
Согласно, например, Б.М. Теплову, "творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности".
Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, да еще для учащихся начальных классов, принято быть не может.
260
Мы считаем, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.
Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка и т.п.
Творчество, индивидуальность художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Однако, чтобы создать конкретный продукт, нужны кроме общеобразовательных общепрофессиональные знания, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций), а самое главное - овладение ими на высоком уровне.
А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо в учебный прогресс включить самые различные виды труда, поощряя проявления творчества. Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения для детей интересным. Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству. Для этого и были разработаны так называемые уроки творчества для начальных классов...
Проектирование уроков творчества.
Цели и задачи уроков. ...Проектирование начинается с четкого определения конечной цели.
При выборе этой цели мы исходили из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки творчества, его специальности, квалификации и конкретных условий школы.
261
В нашем случае школа общеобразовательная, класс самый обычный, без специального отбора, условия для работы типичные, специальность учителя, ведущего уроки творчества, - "рисование и черчение". Конечная цель была определена так: общее развитие и формирование качества творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение действиям с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому конкретные задачи были сформулированы так.
- Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ (20-25 наименований). Успешное выполнение этих работ (в своем неповторимом варианте, т.е. творческое) требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Усвоение этих основных знаний в процессе изготовления конкретных изделий способствует, в свою очередь, их глубокому теоретическому осмыслению в старших классах.
- Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности), т.е. перенос знаний и навыков.
- Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью. Исходные принципы. Анализируя наш многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества.
1. Знания - фундамент творчества.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности у младшеклассников практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Они не знают ни черчения, ни правил работы инструментами, ни на станках, ни технологии изготовления изделий и т.п. И уже поэтому они не могут создать не только оригинальный, творческий, а вообще любой продукт.
Следовательно, надо детям сообщить эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам, которые были бы нужны для создания запроектированных (запланированных) продуктов, в том числе и творческих. Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правил.
К творчеству ребенка нужно подводить постепенно, основываясь на имеющийся у него информации, которую учитель сообщил ему, и ее нужно закрепить на практике.
262
2. Строгий отбор учебного материала.
...В единицу времени ученик может усвоить определенное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, может даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого.
Например, чтобы ребенок научился писать букву А, он должен написать ее 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени (Н.Ф.Талызина). Если же он сразу напишет эту букву 100 или даже 200 раз, то это ничего не даст. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.
Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтоб не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению...
4. Разностороннее развитие ученика.
Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшимся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приемы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию.
Так, если учить ребенка столько лепке, он будет ее осваивать с большим трудом, чем если учить его одновременно и лепке, и рисованию, и изготовлению моделей, и т.п. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии.
5. Формирование устойчивого интереса к учебе.
С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 3-5 занятий на изготовление модели корабля, 3-5 - на изготовление узора из соломы и т.д. Таким образом, это "отрицательное явление" психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффективности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
263
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и "сверходаренный" ребенок.
Фантазия у детей достаточно богата, чтобы стул превратить в паровоз, а бочку в ракету. Но фантазия и творчество не одно и то же, и если у ребенка развивать только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в тупик. Мы получим беспочвенных фантазеров, прожектеров, демагогов, которые все знают, но ничего не умеют делать, отрежем путь к достижению высокой квалификации.
Ссылки на то, что грамоте он выучится "потом", беспочвенны. Когда потом? В 20 лет? В 30 лет? Ведь независимо от того, с какого возраста человек начал обучаться грамоте, мастерству - с 7 лет или 20 лет, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мастерством...
Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навык, вырабатывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учить правильному, грамотному выполнению работы... Этим мы освобождаем его от длительного пути "проб и ошибок", даем возможность совершенствовать навык, освобождаем время для тренировки в творческой деятельности.
7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.
Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход.
Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. Если всех "стричь под одну гребенку", можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Этими основными принципами мы и руководствовались при проектировании уроков творчества. Очевидно для других условий обучения они могут быть иными.
Печатается по изд.: Волков И.П. Учим творчеству//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 109-115.
264
О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления рассказывает в своей книге "Уроки истории - уроки жизни"1 Татьяна Ивановна Гончарова, преподаватель ленинградской школы, одна из отмеченных в свое время высшей наградой страны - орденом В.И. Ленина.
Социальный педагог найдет в ее опыте учителя истории нужные для себя приемы в работе с детьми. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа - это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребенка думать, развивает его творческие способности.
В основе методов Т.И. Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке - ее соратник, "человек с большой буквы". Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу познания истории своего народа, постоянно придумывая разнообразие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей.
Новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности учителя русского языка и литературы школы № 516 Санкт-Петербурга Е.Н.Ильина. В практике современной педагогики это воплощение идеи воспитывающего обучения, что, конечно, было не новым в истории отечественного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях
Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через образ художественной литературы. Это социальное воспитание средствами искусства, контроль за результатами нравственного и интеллектуального развития личности.
Какие пути и средства, какие условия выбирает учитель для достижения поставленной цели?
У Ильина мы находим приемы "живой этики", перехода "учебного в воспитательное, с некоторой задержкой обратного процесса". Кроме того, проведение воспитательной работы с "исторической партой", когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами,
265
мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый "список" интересных учеников.
Широко использует Ильин прием "Пишем книгу", когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.
При изучении работ драматургов на уроках Ильина разыгрываются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дискуссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения.
Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обучения.
Результатом учебного процесса, организованного этим талантливым педагогом, являются глубокие знания учеников.
Для социального педагога книга Ильина "Искусство общения" представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Ильин размышляет о том, что, когда современный подросток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения литературы, когда "разбор" произведений и писателей привел к отвращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.
Он делится опытом, как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время урока.
Различая процесс общения, Ильин выделяет искусство вопроса. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она затухает. Вот здесь и должно проявиться искусство педагога - направить ребенка на путь творчества. Ученики "оживают", когда учитель вместе с ними ищет истину.
В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об "этике отметки". Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль.
"Этика отметки. Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии: каждую корректирую нравственной школой. Учусь слушать ученика по толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой "румянец", личное отношение, за которым "мнения чужие только святы". О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? Отличные, но не личные, радости не приносят. Высоким
266
баллом оценивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить - уже результат! О трудном спрашивают "трудных" - так их проще заставить работать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя"1.
Новизна методики донецкого учителя В.Ф. Шаталова2 в том, что он сумел заинтересовать ребенка в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению Шаталова, воспитать стремление познавать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые необходимы цивилизованному человеку.
Для достижения этой цели Шаталов изменил систему преподавания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, использовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета знаний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.
Интересным так же является построение В.Ф.Шаталовым урока по принципу разделения учеников на группы, пары при освоении знаний.
Новаторской стала и работа народного учителя, директора школы-интерната г. Владивостока Николая Николаевича Дубинина3, который в процессе перевоспитания малолетних правонарушителей выдвинул в качестве главного пути воспитание интереса к занятиям, к учению, что должно помочь подростку стать личностью.
Учитывая, что без индивидуального подхода достичь этого невозможно, был выбран путь воспитания через искусство.
Каждый воспитанник был вовлечен в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организовывал декады искусств, в подготовке которых принимали участие все воспитанники. Ребята занимались исследования
267
построили собственными руками космодром, где запускали ракеты.
В этой школе вместо классов были созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация детского самоуправления давала возможность каждому воспитаннику выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реальными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, в спорте или в техническом творчестве. Принятие такого решения способствовало самоутверждению личности.
Педагогическим коллективом был проведен эксперимент по укреплению здоровья воспитанников. Были разработаны систематические оздоровительные меры для каждого возраста и для каждого воспитанника.
Директор Азовской школы М.П. Щетинин1 поставил перед педагогическим коллективом цель - формировать физически и нравственно здоровых людей, развивать у детей их задатки и способности, воспитывать достойных граждан, которые смогли бы найти свое место в жизни и обществе. Исходя из этого, педагоги изменили всю систему преподавания, весь учебно-воспитательный процесс, разработали систему эстетического, физического и умственного развития личности ребенка, сосредоточив внимание прежде всего на социальных проблемах каждого ученика, его воспитании в семье.
Вся учебно-воспитательная работа школы фокусировалась на деятельности "кафедр", а также на системе занятий ребят по интересам во второй половине учебного дня.
М.П. Щетинин ввел в практику педагогов школы "метод погружения", когда функции учителя выполняли "консультанты" из ребят; положительные результаты достигались в работе с небольшими группами учеников по 4-5 человек.
Важным было то, что практиковались задания персонально для каждого ученика. Специально составленное расписание предполагало чередование умственной нагрузки ребят: через час учебного времени "левополушарных" предметов (математика, язык, физика, история) включали один час "правополушарных" (музыка, изо, хореография, физкультура).
Работа директора школы, его эксперимент захватил весь педагогический коллектив, но главным было то, что атмосферой творчества, поиска были охвачены не только учителя, но и все ученики.
268
В практике учителей-новаторов1 их педагогическая техника базируется на плодотворных психологических механизмах; учитель не просто сообщает знания, он думает вместе с учениками, спорит и ведет за собой, готов прислушаться к любой точке зрения.
В.А. Сухомлинский в книге "Разговор с молодым директором школы" охарактеризовал учение как процесс "сложнейших человеческих взаимоотношений". Во время его знаменитых "уроков жизни слова" педагог добивался от учеников активного деятельного творчества. Духовный контакт с ребенком, умение передать ему свои чувства, мысли, ощущения, умение организовать общение "от ребенка" - в этом выражалось сотворчество Сухомлинского с детьми.
- Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?
- И.П.Волков и его опыт "учить творчеству".
- Что из их опыта может использовать в своей работе социальный педагог?
- Инновационное обучение, стратегия и практика. - М., 1994.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1990.
- Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.
- Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов//Учителю о педагогической технике. - М., 1987.
- Педагогический поиск. - М., 1987.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М., 1980.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки? - М., 1989.
- Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. -М., 1986.
- Волков И.П. Учим творчеству//Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 109-115.
269
1
См.:
Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1980.
1
Ильин Е.Н. Искусство общения//Педагогический поиск. - М., 1990. - С. 222.
2
См.:
Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987. Эксперимент продолжается. - М., 1990. Он же. Куда и как исчезли тройки? - М., 1989.
3
См.:
Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же?//Учительская газета. 1987. 10 октября.
1
См.:
Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. - М., 1989.
1
См.:
Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов//Учителю о педагогической технике. - М., 1987. - С. 49.