Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т. Шацкого "Бодрая жизнь", его статьи "Задачи общества", "Детский труд и отдых" и "Что такое клуб?"
Для России начало XX в. было временем бурного экономического, политического и культурного подъема. Рост городов, увеличение городского населения и рабочего класса, усиление расслоения крестьянства обострили в обществе социальные проблемы.
В условиях демократического подъема в педагогике, в практике прогрессивных учителей появляется поиск новых путей просвещения народа, подготовки подрастающего поколения к жизни.
Существующая школа в основном оставалась чисто образовательным учреждением, а продолжающееся разложение семьи (мать уходила вместе с отцом на работу) выбросило на улицы массу детей, которые нуждались в заботе родителей, в воспитании. Остро встала проблема создания новых не только учебных, но и воспитательных учреждений.
Проблема занятости детей вне школьного времени стала острой социальной проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь детей бедноты от "улицы", создают на городских окраинах различные детские объединения.
Так, в Московской Думе создается подразделение, которое занимается организацией детских площадок. Правительство помогает в организации скаутских объединений.
Инициатором интересного опыта организации летнего отдыха городских ребят была попечительница московского городского начального училища Елизавета Николаевна Орлова. В 1887 г. в своем имении в Фандееве она создала первую детскую летнюю колонию, где ребята жили на правах гостей, главными занятиями были труд, наблюдения за природой, походы и учеба. Со временем число детских летних колоний растет, в Москве создается Кружок устроителей детских колоний московских городских начальных училищ. Члены кружка разрабатывают систему работы с детьми летом, содержание воспитательной работы с элементами образования, и в то же время старались приблизить отношения в колониях к семейным.
Такой была колония семейного типа Терновских, организованная вдовой священника с двумя дочерьми-учительницами. Семья
191
жила на окраине Харькова, в доме, при котором были сад, огород, ягодник, сенокос. В колонию приняли 10 девочек. Интересно и содержательно была организована работа: полезные дела, ежедневный умственный труд, изучение окружающей природы, связанное со специальной программой по природоведению и естествознанию. Занятия сопровождались уроками рисования на природе. Много внимания уделялось пению. Девочки пели в хоре, вечером во время молитв, на прогулках и во время работы, подбирались игры с пением. Девочки участвовали в сенокосе, в работах и на огороде и в саду, на пасеке, занимались рыбной ловлей.
Члены московского Кружка устроителей детских летних колоний изучали организацию работы колоний, содержание воспитательной деятельности, состояние здоровья детей, их нравственное и умственное развитие.
Московский Кружок стал центром организаций летних детских колоний. За 25 лет его деятельности - к!912г. в России было создано 729 колоний. Из них: 377 - в усадьбах, 317 - в сельских школах, 22 - в частных поместьях, 13 - в семьях.
Работа с больными детьми, отстающих в умственном и физическом развитии, - одно из направлений социальной педагогики. В Москве Еленой Сергеевной Петуховой при Ольгинско-Пятницком городском училище были впервые созданы вспомогательные классы для умственно отсталых детей1.
В практике современной школы это классы выравнивания и коррекции, основы которых были заложены Е.С. Петуховой.
Первый вспомогательный класс (20 ребят) был открыт в 1908 г. Класс делился на две группы: в первую вошли дети, которые через какое-то время сравняются с детьми обычных классов. Во вторую - дети, для которых доступна только грамотность. Через год часть учеников из первого набора была признана подготовленной для учебы в обычных классах.
В школе был создан кабинет психологических наблюдений, практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Преподаватели вспомогательных классов поддерживали тесную связь с учителями нормальной школы. Количество ребят во вспомогательном классе не превышало 15-20 человек. Программы составляли сами преподаватели на основе программ нормальной школы. В процессе работы с ребенком учитывались его способности. Программу
192
нормального класса, рассчитанную на учебный год, во вспомогательном классе осваивали за полтора-два года.
В программу входили уроки по исправлению речи, обучение девочек домоводству, мальчиков - ремеслу, ежедневная гимнастика, подвижные игры. Организовывалось предупредительное лечение, выезды детей в летние колонии. Чтобы предупредить утомляемость, занятия образовательными предметами чередовались с рисованием, ручным трудом.
При Ольгинско-Пятницком училище кроме вспомогательных были организованы классы для педагогически запущенных детей.
В 1913г. Е.С. Петухова при этом же училище создает подготовительные классы для мальчиков и девочек дошкольного возраста с программой, рассчитанной на два года. Персонал класса состоял из преподавательницы, законодателя, учителя рисования, рукоделия и классной нянечки.
Открытие таких классов при Ольгинско-Пятницком училище - заслуга исключительно Е.С. Петуховой. Московская городская Дума, одобрив ее опыт, создает в Москве сеть подобных вспомогательных классов. В 1912 г. в 70 городах России было создано 120 учреждений, частных кружков или летних колоний для слаборазвитых детей.
Во время войны 1877 г. дети помогали взрослым в работе, игры ребят приобретали воинствующий характер. Дети объединялись в отряды, устраивали "маневры", "сражения", "брали штурмом" "крепости". В это время в Москве возникли отряды "Князя Михаила", "Атамана-разбойника", позднее отряд "Юных рыцарей". Члены этого "ордена" давали обещание выполнять "обязанности Богу, Отечеству, семье, к ближним, всегда говорить правду". Отряд собирался летом, физически закаливали себя, учились оказывать первую медицинскую помощь, спасать на воде утопающих.
В 1908 г. инспектор народных училищ в Екатеринославской губернии г-н Луцкевич основал в г. Бахмут "1-й народный класс военного строя и гимнастики Его императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича". Это был отряд "потешных", в форме, с деревянными ружьями, оркестром, а "военное обучение" вели в отряде несколько унтер-офицеров. Летом 1912 г. в Петербурге, на Марсовом поле, состоялся парад "потешных" из ряда городов. Приехали несколько тысяч участников, присутствовали на этом смотре и русские скауты.
В 1906 г. в Англии была издана книга полковника английской службы Р. Баден Пауля "Юный разведчик", которую в Россию привез Государь и которую, по его просьбе, вскоре перевели на
193
русский язык. Газеты публиковали статьи о том, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.
До появления этой книги подобные детские объединения были и в нашей стране. Как вспоминает один из первый скаутов А.М. Вязьмитинов1, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. "Мы и раньше, - пишет Вязьмитинов, - правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем".
В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: "Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему" и далее - "Будь готов".
Покровителем русских скаутов был избран Святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались "разведкой"; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись "беседы" о жизни великих людей, о событиях из русской истории.
Руководителем отряда - "скаутмастером" - мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: "Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной". Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, растения или птиц, или человека, нуждался в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.
Скауты называли себя "разведчиками", носили спортивную форму защитного цвета, шляпу "бурского" типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались "волчатами". Формой руководства в отрядах были "приказы". Например, "Приказ № 150. Беседа о Суворове", "Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости". Руководители отрядов назывались вожатыми.
С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была "Картошка". В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроградской дружине скаутов в 1915г. вспоминал старший скаутмастер К.А. Перцов. Отряд под командой
194
прапорщика состоял из юношей 16-18 лет и делился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.
Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды - в 1917г. "летний лагерь" - скаутов со всей России.
Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроградские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.
В Москве скаутские отряды возникли в 1911-1912 гг. В 1915 г. они находились под покровительством Великой Княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И.И. Чайковского (брата композитора). Было организовано Общество содействия Организации Юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров.
В Киеве "Дружина юных разведчиков" была организована в 1914 г. Скауты помогали в работе благотворительных организаций Красного Креста, Земско-Городского Союза, принимали раненых с фронта, несли службу при штабе Киевской крепости. В 1917- 1919 гг. во время "междуцарствия" (Украинская Рада, петлюровцы, большевики, гетман) скаутские отряды находились в "подполье".
В 1917г. скауты отряда г. Сызрани заботились о детях бедноты, играли с ними, приносил подарки, помогали семьям по хозяйству.
В 1916 г. большая скаутская организация была в Ярославле, в Челябинске насчитывалось 200 человек, в Екатеринбурге - 150. В Анапе, Астрахани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске - во всех городах России функционировали скаутские отряды. Еще в 1914 г. было организовано "Российское общество содействия мальчикам-разведчикам" - "Русский скаут". После 1917 г. в русских общинах в Европе были созданы дружины скаутов.
Впоследствии о скаутизме Н.К. Крупская писала, что "в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь... что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации. Это что-то - методы подхода к подростку". Далее Крупская отмечала, что эти методы надо "как можно скорее внести в свою практику"1.
195
Исследователи скаутского движения к его сильным сторонам относили изучение психологии, интересов и запросов подростков, опору на работу с детьми, на их инициативу, красочность церемоний и ритуалов, конкретность правил, поведения, целей, заданий и лозунгов, овладение умениями и навыками, которые необходимы каждому в будущем, использование склонностей детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы и особенно игр1. Эти методы рекомендовала Крупская взять на вооружение комсомолу, "если он серьезно претендует на воспитание молодого поколения и имеет хоть малейшее представление о тех колоссальных задачах, которые стоят перед этим поколением"2.
Замечательный отечественный педагог Станислав Теофилович Шацкий родился в семье чиновника, образование получил в Московском университете и Московском сельскохозяйственном институте. Педагогическую деятельность начал в 1905 г.
Вместе с А.У. Зеленко Шацкий создал необычное воспитательное учреждение "Сетлемент", где решался целый ряд социальных проблем детства. Из всех педагогических концепций Шацким была взята одна: "создать детям условия для развития их задатков и их культурное удовлетворение".
Весной 1905 г. из приюта Сущевского попечительства о бедных были взяты несколько мальчиков, которых поселили в небольшой детской колонии в Щелково (под Москвой); это и стало началом организации необыкновенного воспитательного учреждения. Была поставлена задача охватить детей улицы из малообеспеченных семей, приобщить их к труду, знаниям и культуре.
Здесь на протяжении лета разрабатывались принципы "общей жизни" детей и взрослых, ее законы и правила, по которым участие в ней будут принимать и дети и взрослые. Стержнем "общей жизни" стал труд.
Осенью работа с детьми была продолжена в городе. У Бутырской заставы в Тихвинском переулке в небольшом доме были открыты клубы для подростков и детский сад под общим названием "Дневной приют для приходящих детей" Сущевского попечительства для бедных. В клубы, где по вечерам проводились занятия по интересам, приходили до 50 ребят. Они рисовали, лепили, играли, готовили концерты и спектакли. Ребята сами придумывали
196
названия клубам: "Заря", "Ландыши", "Американцы", "Австралийцы" и др.
В 1907 г. в клубах занимались до 450 детей. Через два года таких клубов было уже десять, в них совершенствовалось детское самоуправление, все деловые вопросы решались на сходах.
Для руководства клубами и было создано общество "Сетлемент" ("Культурный поселок")1. К осени 1907 г. оно отстроило собственное здание, где в мастерских подростки обучались слесарному и столярному ремеслу, девушки учились шить, в рукодельной и переплетной мастерских осваивали черчение, рисование, выбирали профессии.
Общество "Сетлемент" представляло собой детскую республику, систему, состоящую из детских учреждений: детского сада, экспериментальной начальной школы, ремесленных мастерских, где подростки получали специальность наряду с общим образованием. "Наша собственная работа, - писал Шацкий, - была непрерывным кипением мыслей, предположений, планов"2.
Эти клубы были прообразом созданных в советское время Домов и Дворцов пионеров.
Однако государственные чиновники нашли, что "Сетлемент" не соответствует установленным рамкам учебного заведения, и оно было закрыто. Тем не менее через год, в 1909 г., общество возрождается под новым названием "Детский труд и отдых". В статье "Задачи общества "Детский труд и отдых" Шацкий писал, что мы противостояли улице, вырабатывая у подростков привычку трудиться.
В 1911 г. в Калужской губернии вместе с женой Шацкий на общественные средства создает летнюю трудовую детскую колонию "Бодрая жизнь", где 60-80 ребят трудились вместе со взрослыми.
Самообслуживание и самоуправление, работы в саду и огороде, на кухне и в мастерских были в основе социальной педагогики С.Т. Шацкого.
Все делалось на подъеме, ребята сами намечали дела. Сами обустраивали кухню с хлебопекарной печью, разбивали сад и строили террасу-столовую, ледник, баню, прачечную и сушилку. Дети были разного возраста. Они играли в театре, увлекались "бабками" и футболом, издавали журнал "Наша жизнь". Игры в индейцев увлекали всю колонию от малышей до взрослых.
197
Со временем хозяйство колонии пополнялось. На второй год появились лошадь, тарантас, телега и водовозка.
Детское самоуправление проявлялось в одной из его форм - общих собраниях. На них объявлялся бойкот сквернословию, давалась оценка работе дежурных, намечались и обсуждались дела колонии.
В практике и теории С.Т. Шацкого были разработаны самые основные проблемы детского коллектива, детского самоуправления, "некоторые закономерности детского общества", самые острые вопросы социального воспитания.
Первостепенным были вопросы детского самоуправления и интересно организованный труд. Экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива, участие в производительном труде детей и взрослых.
Колония "Бодрая жизнь" была началом Опытной станции. В 1912г. был разработан проект такого учреждения, которое охватило бы "все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная с детского сада и кончая школой II ступени, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии"1. В Опытную станцию входили: две детские колонии, детский сад, школа, детская библиотека на 3 тыс. томов, библиотека для педагогов и воспитателей.
Убедившись, что труд стал цементирующим звеном детского коллектива, педагоги поставили новую задачу: организация духовного воспитания. Это был, писал Шацкий, второй этап исследовательской и экспериментальной работы.
С.Т.Шацкий
Общество "Детский труд и отдых" ставит целью своей деятельности культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколения Москвы.
Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города
198
почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей...
Две силы, действующие одновременно и в близком соседстве, дают ту или другую окраску городу: первая - сила культуры, созидающая прогресс общества, находящая свое выражение в школах, университете, музеях, картинных галереях, лекциях, театрах, концертах, - и сила невежества, темноты, голода, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью.
Эта сила и создает грозную опасность для детских умов и характеров. Наиболее деятельными элементами в ней являются отщепенцы общества, полудикари с сильно развитыми инстинктами хищничества. Нам случалось слышать рассказы детей о притонах, о ворах, обсуждающих планы набегов на квартиры, об организации дозорной службы из ребят и подростков, о пятаках и гривенниках, получаемых детьми за работу. Деятельность этой профессии окружается ореолом геройства, таинственности, и влияние ее так же сильно, завлекательно и ужасно, как и всякой другой, основанной на нищете, невежестве и первобытных инстинктах...
И среди этой атмосферы растут будущие члены общества, огромная часть которых перейдет не в ряды созидателей культуры, а в число ее разрушителей. Правда, существуют школы, приюты, исправительные заведения. Но наши школы задаются целью только книжного обучения. Цели воспитания не входят в их деятельность. Срок пребывания детей в школах слишком короток, они бедны средствами, переполнены до невозможности вести в них дельную педагогическую работу. К тому же в переходный, самый опасный для детей, возраст они не посещают школ, а болтаются на улице оторванные от всего хорошего, что может дать культурная жизнь, завидуя и подражая уродливым проявлениям общества. Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое "учение"... Многие из них никогда не учились в школе, но многие и забыли школьную науку...
Приюты задаются целью главным образом прокормить, одеть, обуть, согреть. Это конечно, важно, но все же страшно мало, и обыкновенно они не входят в близкое соприкосновение с окружающей жизнью и поэтому не могут влиять на нее, а создают некоторое подобие монастыря с размеренным, однообразным укладом жизни. Строй большинства приютов сложился так, что дети в них слишком пассивны, умственно вялы, несамостоятельны.
Исправительные заведения, в сущности, изолируют так называемых порочных детей, и исправительными названы, вероятно, из чувства некоторой щепетильности. И им, чтобы быть последовательными, не следовало бы возвращать своих питомцев назад, в общество.
Строго говоря, все неудачи в работе с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми
199
потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести в общем к пяти положениям:
- у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаком этого инстинкта;
- дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
- дети любят созидать, устраивать из ничего, дополняя недостающее воображением;
- детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего "Я" и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;
- громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно всеми силами призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать более интересным, чем то, чем привлекает детей улица.
В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность.
Что мы можем противопоставить улице? Определенность впечатлений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скучно. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим простор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для детского творчества. Таким образом, улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам.
Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить побольше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное значение в жизни.
Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить
200
самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.
Каждая комната будет давать массу материала для детской любознательности. Мы представим для иллюстрации работы хотя бы в гончарной комнате. Перед нами глина, мы знакомимся с ее свойствами, выясняем, какую пользу принесли эти свойства давно жившим народам и что прежде всего стали делать из глины. Узнаем, как глина помогла человеку научиться писать и рисовать. Попутно узнаем про глиняные библиотеки вавилонян.
Изучаем обжиг глины и как меняются при этом свойства. Перед нами проходят глинобитные, сырцовые постройки и наши кирпичные дома. Приводим употребление сырой и обожженной глины в связи с жарким и холодным климатом. Более способные дети поймут условия образования глины в природе, узнают ее состав, и все дети ознакомятся с образованием ключей благодаря глинистой почве. Еще проще будет отнестись к глине, как к материалу для лепки, и понять ее значение для искусства, которое сейчас же появится на сцену: чашки, тарелки, которые могут раскрашиваться и покрываться глазурью и, как житейские предметы, употребляться в дело.
Такая комната-мастерская должна иметь огромное общеобразовательное значение, тем более, что в связи с нею будут и географические экскурсии за город, посещение музеев...
Такую же общеобразовательную деятельность можно развить и в столярной, и в слесарной, и в ткацкой комнатах...
Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, наверное, перерабатывается еще раз при помощи книжки. Поэтому библиотека должна занять в нашей работе большое место...
Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы, на фабрики и заводы и за город...
Мысль о деревне, о природе приводит к созданию необходимости дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду создание постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой. Такая
201
колония даст возможность детям всесторонне развивать свои силы, основываясь на разумном, серьезном труде.
Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми свои спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинками, спевки и концерты нашего хора. Летом же все оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.
Так рисуется нам деятельность нашего общества... Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. Если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет и отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.
Печатается по изд.: С.Т.Шацкий. Избр. пед.
соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 121-126.
Основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы. Обыкновенно же детские учреждения организуются на основе тех требований, которые предъявляют к детям общество и государство, не считаясь с требованиями ребенка.
Само название "детский клуб" можно считать не очень удачным, так как здесь подражание внешним формам взрослых людей. Можно доказать, что идея детского клуба гораздо шире и глубже идеи клуба взрослых. Зародыш идеи детского клуба лежит в свободных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные, свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстинкту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны.
Детские клубы помогают детям организовываться, так как уличные организации, хотя и хороши своей свободой, подвижностью и разнообразием, но отрицательные их стороны - в преобладании внешнего подражания действиям взрослых, в беспорядочности, в огромном возбуждении, связанном с жаждой все нового и нового удовлетворения.
Все эти организации основаны на желании играть в жизнь взрослых, и дети живут тем подражательным материалом, который поступает в их душу... Детские свободные организации основываются на детских
202
инстинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослым - с другой.
Последнее их уводит от детской жизни, например, воровство, банда - содержание взято из жизни взрослого.
Чтобы выявить начало этих организаций, нужно очень серьезно изучать детскую улицу (детей на улице) и взять от того изучения все ценное, что сложилось в этих многочисленных, быстро создающихся и быстро распадающихся организациях.
Для освещения вопроса много может дать литературный материал биографического характера: Диккенс, Марк Твен, Горький, Толстой. Затем огромную ценность представляют личные воспоминания о детской жизни каждого взрослого. Материал о детских клубах большой, и его необходимо знать, чтобы познакомиться с историей развития клубов.
Так как наша основная идея - создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучении детей, нужна большая работа, чтоб удовлетворить те основы, которые надо вложить в создание этого дома.
В наших школах дело не построено на основах детских потребностей, так как принцип школы - в наименьшее время дать наибольшее количество знаний. Этот же утилитаризм мы видим во всех подготовительных группах, где главная цель - подготовить, выдержать экзамен. Вот этой ошибки и не хочу допускать в свободной внешкольной работе, которая должна быть построена на изучении детских инстинктов, характера трудоспособности и желаний. Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться к жизни. У детей есть свой аппарат, с помощью которого они по-своему обрабатывают эти приспособительные знания и опыты. Если бы (ребенок) этого не делал, он умер бы. Эту потребность учиться жизни можно сравнить с серьезной потребностью ученого исследовать.
В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Но в то же самое время подлинно детскому должно быть отведено настоящее место. Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб.
В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммными лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки. То, что у детей неодолимая потребность учиться жить, обязывает ко внесению живой жизни в дело детского клуба. Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается детская жизнь.
203
Инстинкты исследования, подражания очень сильно руководят детской жизнью. Эти инстинкты пропадают с течением времени благодаря нашему воспитанию...
Таким образом, в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов, исследования инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и подражательности. Материалом для этого может служить литература, личные воспоминания, наблюдения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что у детей: должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, скопившийся материал подвергать анализу, а в результате - познать детей.
Нередко мы нашу работу с детьми строим на том, что сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребенку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улице. Но это еще вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности.
Методы работы в клубе
Какие же методы должны быть в клубной работе? Надо представить себе главные элементы, из которых складывается наша жизнь: физический труд, игра, искусство, умственные занятия. Проследив эти главные элементы, можно установить и метод работы.
Работа должна быть постепенной, соответствовать возрасту, не чрезмерной, соответствовать детской природе и никогда не переходить в механическую работу...
Имеется еще одно соображение для метода работы: дети, которые к нам приходят, кажутся нам не теми, чем они есть на самом деле. Ребенок не высказывает своих собственных желаний, говорит не своими словами, он сам не свой, он продукт своей среды. Поэтому не нужно верить тому, что видим в ребенке: он подобен фотографической пластинке, на которую отпечатана его среда. Чтобы его узнать, нужно очистить эту кору. Отсюда первый метод - очищение коры, чтобы выявить ребенка таким, какой он есть на самом деле.
Помимо этого, надо бороться за самостоятельность детей, за детскую индивидуальность. Этому должен способствовать определенный порядок в противовес улице, где царят возбуждение и беспорядочность, так как и свободе надо учить, в свободе должен быть метод.
Таким образом, вначале должна быть борьба за их индивидуальность. Средством для выявления детских интересов может служить организация физической работы для детей, так как в этой работе выявляется самый грубый ощутительный инстинкт, инстинкт движения мускулов. Когда не удовлетворяют эти инстинкты, то создают почву для детских капризов, различного рода уродств, истерий и пр. Поэтому необходимо
204
детям дать возможность физически работать, но работа должна быть понятна детям и соответствовать их силам.
Первичный смысл физической работы - игра мускулов, желание подвигаться, поразмяться, заставить упражняться свой главный орган приспособления - руку. Вначале мы наблюдаем работу инстинкта и проявление его - смутную цель: наслаждение процессом работы, происходящим от движения мускулов. После упражнения вводится цель - сначала подражать другим, а потом возникают и самостоятельные внутренние цели - участие в общей работе, потом появляется сознательная цель сделать ту или другую вещь для себя (эгоистическая цель). Чем моложе ребенок, тем больше он поддается эгоистическому чувству. От эгоистической цели ребенок переходит к альтруистическим - желание сделать вещь для дома, для своей семьи, для мастерской и для клуба. Заставляя детей работать сразу для клуба, мы не сообразуемся с законами постепенности. Переходя к технике работы, необходимо иметь в виду смысл работы, сознание побудительной необходимости работы и удовлетворение эгоистического чувства ребенка. Приобретая навыки, ребенок поймет чувство товарищества, у него появится потребность внести в "работу элемент искусства и образовательного материала".
В технике работы нужно различать приспособление к материалу и приспособление к инструменту. Какое же участие в материале должен принять ребенок? Он должен его купить, доставить на место, подготовить, высушить сложить, затем преодолеть трудности, которые доставляет материал, выбрать подходящий материал для той или иной цели (более толстый, твердый, рыхлый). Таким образом, ребенок должен пройти все стадии от нахождения материала и кончая его обработкой.
Благодаря этому у ребенка получается заботливое отношение к материалу... Приспособляясь к материалу, ребенок должен приспособиться также и к инструменту. Получив инструмент в руки, он приглядывается к нему, размахивает им, желая вонзить, употребляет его, как дикарь, в качестве оружия, неправильно употребляет инструмент и наносит себе ранение. Затем, подражая, начинает понимать назначение инструмента и приемы работы с ним и, наконец, овладев им, принимает участие в подготовке инструмента (чистке, точке). Относясь сознательно к инструменту, ребенок будет бережно относиться к нему и заботливо его убирать.
Жизнь рабочей комнаты
Наблюдая жизнь рабочей комнаты, мы также можем отметить постепенность в развитии ее жизни. Вначале наблюдается разлад в работе от неумения обращаться с материалом, инструментом. Но затем неудачи встречаются все реже и реже, и дети, втянувшись в работу, начинают петь, думать о красках, об украшении комнаты, вещей.
205
Так в мастерскую входят элементы искусства. Наряду с этим в мастерской все время идет напряженная умственная деятельность, вытекающая из логики работы: возникают вопросы о материале, об инструментах, о взаимоотношениях в мастерской, ведутся беседы по истории ремесла, по его распространению, по технологии, появляется потребность в чтении, появляется библиотека.
Таким образом, мастерская дает сложную картину жизни трудовой, эстетической и умственной.
Виды труда в клубе
Из сказанного вытекает, что основой детской организации должен служить физический труд. Поэтому необходимо решить, какие виды труда должны быть представлены в детском учреждении и какую роль должны играть отдельные виды труда. В этом учреждении должны быть представлены все главные виды труда, на которых строилась и поддерживается жизнь человека. К главнейшим из них надо отнести обработку дерева, кожи, металла, ткани и глины. К. этим главнейшим элементам надо отнести приготовление пищи (кухня, хлебопечение).
В этих учреждениях мастерские должны быть разнообразны, чтобы было право выбора, так как с течением времени ребята выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности.
Игра
Помимо физического труда большое значение в детской жизни имеет игра. Игра ребенка - это жизненная лаборатория. Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются у него в определенных движениях, необходимых ему, как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено большое место в детском клубе.
Раз в игру входит как элемент движение мускулов, то отсюда тесная связь игры с мастерской. Поэтому не все равно, как идет работа в мастерской. В правильно организованный мастерской должен быть и элемент игры. Если во время работы в мастерской дети друг с другом шутят, придумывают названия своим движениям, инструментам, то это показывает, что мастерская пошла по верному пути. Чем больше игра входит в труд, тем лучше для мастерской.
Игру нельзя изолировать от других занятий... Клуб как учреждение должен дать детям свободно проявляться, дать возможность завязываться индивидуальным играм. Поэтому необходимо создавать в клубе игральную обстановку...
Искусство
То же самое можно сказать об искусстве... В какой форме вводить искусство в клуб? Учить искусству не следует, но это легче сделать в области рисования и изобразительного искусства, чем в области музыки, где приходится детям делать нечто неизвестное. Цель искусства в клубе - развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей.
206
Когда у детей появляется желание украсить вещь, создать уют в помещении, тогда создается та атмосфера, на которой расцветает искусство.
Клуб должен не обучать искусству, а создавать жизнь искусства. В жизнь клуба можно вводить слушание музыки. Дети серьезно слушают хорошую музыку, находясь во власти ее очарования. В искусстве у детей обнаруживается инстинкт выявления себя... В известных внешних формах - в рисунках, глине, вещах и т.п.
Создавая в клубе жизнь искусства, мы в то же время создаем у детей привычку слушать, переживать и тем способствуем развитию их умственной деятельности.
Библиотека
Работа с книгой для клуба - одна из серьезных сторон. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно, нередко упуская то, что взрослый считает важным... Книга должна стоять в центре детской организации, таким образом являясь завершением всей клубной работы.
Так из элементов труда, игры, искусства и книги складывается жизнь клуба.
Начало дела
С чего начать работу клуба? Не все равно - с чего начать. Лучше начинать с мастерских, а не с серии детских библиотек. Мастерская - это фундамент для игры, искусства и умственной деятельности. Эта же мастерская дает возможность проявиться инстинкту общественности у детей.
Общественная жизнь детей в клубе
Дети, живущие в атмосфере мастерской благодаря тому, что приходится выбирать занятия, что интересы их переплетаются, что одни мешают, другие не желают, постепенно организуются сами собой на почве практических, нужных для них задач и этим удовлетворяют инстинкт общественности, который у них силен. Невероятно важно, чтобы эта общественная организация выросла самостоятельно, вытекла из самой жизни и не выливалась в пошлые формы (председатель, секретарь).
...Работая в одной мастерской, ребята начинают лучше понимать друг друга, объединяются на почве дела, и организация благодаря этому становится прочнее. Организации детские возникают постепенно, напитываются тем реальным материалом, который дает им жизнь мастерской: забота о мастерской, о коридоре, о доме, дежурства, общие праздники, журналы, общее пение. Но в один год все это не создашь.
Нужно каждый год в жизнь клуба вводить что-нибудь новое. Мастерская растет, начинает принимать заказы, возникают взаимоотношения между мастерскими, является необходимость в пишущей машинке, типографии и т.д. Возникает кухня, обслуживающая не только себя, но и
207
соседей. В связи с кухней появляется желание поучиться домоводству. Таким образом, учреждение принимает характер как бы детской кооперации. Когда учреждение дойдет до этой точки, когда работа выливается наружу, начинает влиять на семьи детей, тогда начинается настоящая жизнь клуба.
Детская организация постольку становится прочной, поскольку она связана с жизнью местного населения. Тогда эта организация может содействовать возникновению других учреждений...
Роль руководителя
Теперь необходимо остановиться на роли руководителя в клубе. Чем он должен быть? Талантом ли? В клубе может работать не только талант, но и обыкновенный работник, который обладает умением работать. Это доступно каждому, но надо научиться исследовать, достигать, изучать.
Но вся эта работа может иметь успех лишь тогда, если будет вечное искание, неудовлетворение в работе. К жизни детей мы должны подходить как к далекой, непонятной нам. В нашей работе не может быть законченной программы.
Детское учреждение должно непрерывно расти, и с ним должен расти руководитель. Когда руководитель ищет новые формы, детям всего лучше. Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово "не знаю", сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно. Поэтому человек с непосредственной душой может больше дать детям. Вот почему самое главное в работе с детьми - это умение искать, способность расти вместе с учреждением, необыкновенный подъем при работе.
Необходимо выбить из сознания, что руководитель - учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и потому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых. Эта работа тем интересна, что мы присутствуем при создании таких общественных взаимоотношений, которые далеко опередили условия нашей жизни сейчас, и благодаря этому можем заглянуть в будущий наш общественный строй.
Чтобы участвовать в этой клубной работе, руководителю нужна большая подготовка.
Печатается по изд.: Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 258-267.
- Опыт социального воспитания в начале XX в. Детские объединения, детские летние колонии, скауты.
208
- Детская колония С.Т.Шацкого "Бодрая жизнь".
- Статьи С.Т.Шацкого "Задачи общества "Детский труд и отдых". Что может взять из его опыта современный социальный педагог?
- Особенности работы социального педагога в клубе по статье С.Т.Шацкого "Что такое клуб?".
- Вспомогательная школа при Московском Ольгинско-Пятницком училище. - М., 1914.
- Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Советская педагогика. 1985. - № 4.
- Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. - М., 1993.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь//Избр пед соч.: В 2-х т. - М., 1980. - Т. I.
- Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых"//Указ. соч.
- Шацкий С. Т. Наше педагогическое течение//Указ. соч.
209
1
См.: Вспомогательная школа при Московском Ольгинско-Пятницком училище. - М., 1914.
1
Русские скауты. 1-й выпуск. - Сидней, 1970.
1
Крупская Н.К. Пед. соч. - 1959. - Т. 5. - С. 37, 48.
1
Соколова Э.М., Фурин С.А. Скаутизм//Педагогическая энциклопедия. 1966. - Т. 3. - С. 854-856.
2
Крупская Н.К. Пед. соч. - 1959.
1
См.:
Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Советская педагогика. - № 4.
2
См.:
Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 254.
1
См.:
Шацкий С.Т. Указ. соч. - С. 611.