1.6. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ КЛАССЕ

Учебный процесс в классе концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных. Особенностью учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете является исполнительско-педагогическая направленность на формирование у студентов аккомпаниаторских навыков. Важное значение в обучении имеет тесная связь с другими предметами - фортепиано, дирижированием, постановкой голоса, педагогической практикой.

Для каждого студента составляется индивидуальный репертуарный план1, в котором указываются музыкальные произведения и намечаются формы их изучения. Согласно индивидуальным возможностям учащегося подбирается программа, соответствующая определенному этапу обучения. Музыкальный материал должен быть разнообразным и включать произведения различной степени сложности. Студенты должны уметь исполнять народную, классическую и эстрадную музыку. Следует привлекать их для участия в концертах, конкурсах.

Работа в концертмейстерском классе включает:

  • 1) самостоятельный (или с помощью преподавателя) разбор музыкального произведения;
  • 2) выучивание (не наизусть) партии сопровождения;
  • 3) работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;

51

  • 4) определение концертмейстерских задач и выявление технических трудностей в аккомпанементе;
  • 5) создание музыкально-художественного образа в ансамбле;
  • 6) исполнительскую трактовку и публичный показ произведения.

На занятиях по концертмейстерскому классу необходимо:

  • владение подбором музыки по слуху;
  • чтение нотного текста с листа;
  • пение под собственный аккомпанемент;
  • транспонирование на тон или полтона вверх и вниз;
  • умение импровизировать.

Музыканту-концертмейстеру следует ответственно подходить к вопросу о совершенствовании своего искусства. С этой целью полезно ходить на концерты, слушать грамзаписи, посещать дискотеки. Музыкально-педагогические факультеты педвузов готовят преподавателей музыки, а не пианистов и концертмейстеров, поэтому не всякий студент должным образом оценивает всю важность и необходимость аккомпаниаторских навыков.

Специфика дисциплины "Концертмейстерский класс" состоит в том, что студенты-пианисты не имеют возможности для воплощения собственного исполнительского замысла в своей деятельности. Будущий преподаватель и концертмейстер должен не только овладеть основами техники аккомпанирования, но и приобрести умения внутреннего слышания произведения, а также познакомиться с различными образами музыкальной литературы. Лишь при наличии таких качеств, как творческое воображение, музыкальное восприятие, эстетический вкус, можно говорить о настоящем профессиональном уровне будущего специалиста, его высокой культуре.

Эмоциональное восприятие музыки - важный момент в исполнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им, невозможно передать свое отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Анализируя сочинение, следует обращать внимание на единство поэтического текста и музыки, которое поможет постижению музыкальной формы.

Публичное выступление - итог учебного процесса, его завершающая стадия. Как показывает опыт, именно данный этап является для студентов самым трудным. Об успешном исполнении можно говорить лишь при соблюдении всех норм репетиционного процесса и правильном выборе программы.

Необходимость освоения концертмейстерских знаний, умений и навыков обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми современной высшей школой. В основе исполнительской деятельности педагога-музыканта лежат такие профессиональные качества, как свободное владение инструментом, уверенное чтение

52

нотного текста с листа и транспонирование, умение импровизировать и подбирать по слуху, интуитивное чувство ансамбля и пение под собственный аккомпанемент. Отличие концертмейстерской деятельности от чисто исполнительской состоит в том, что первая предполагает сочетание аккомпанирования с наблюдением за солистом или коллективом; исполнение партии сопровождения - с пением вокальной партии или различных голосов хоровой партитуры и элементами дирижирования; транспонирование и чтение с листа - с творческим воображением и преобразованием фактуры аккомпанемента. Возможность эмоционально-образной интерпретации музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплотить всю драматургию музыкальной формы, стать создателем собственной трактовки исполняемого сочинения, и в этом аккомпаниатор выступает как соавтор композитора.

Курс концертмейстерского класса обязателен для всех студентов. Форма занятий - индивидуальная. Пианисты и скрипачи вырабатывают аккомпаниаторские навыки на фортепиано, аккордеонисты и баянисты - на аккордеоне и баяне. Занятия проводятся по одному часу в неделю в 8, 9 и 10-м семестрах у очного отделения (всего 40 часов) и в 6, 7 и 8-м семестрах во время летней и зимней сессий у заочного отделения (всего 12 часов).

Одной из важнейших задач преподавателя-концертмейстера музыкально-педагогического факультета является обучение аккомпаниаторскому мастерству, в процессе которого происходит формирование и развитие музыкальных способностей учащихся. Известно, что пианистов зачастую привлекает лишь исполнительское творчество, поэтому чрезвычайно важно направить процесс обучения на подготовку педагога-концертмейстера.

Недооценка в подготовке специалистов-аккомпаниаторов приводит к тому, что в школах страны отсутствуют хоры, ухудшается уровень певческих навыков, исчезают праздничные мероприятия.

В настоящее время наметились позитивные тенденции в сфере культуры: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры, внедряются различные программы на основе образовательно-культурных традиций России, открываются новые специализации в учебных заведениях, в том числе и "Концертмейстерский класс" на музыкально-педагогических факультетах. Подготовка в вузах страны сегодня ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса таких дисциплин, которые дают возможность студенту получить не только глубокие знания по специальности, но и стать профессионалом широкого профиля.

Специфика профессиональной деятельности педагога-концертмейстера требует от него умения применять эти знания на практике в школе.

53

Концертмейстерская деятельность является базой для решения целого комплекса задач: специальных, образовательных и воспитательных. Она станет успешной при наличии определенных качеств, необходимых педагогу-концертмейстеру:

  • музыкально-педагогические способности;
  • интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
  • талант педагогического общения;
  • направленность концертмейстера на практическую реализацию аккомпаниаторских навыков;
  • применение знаний и умений в работе со школьниками;
  • интеллектуальная готовность к выполнению коммуникативных и организационных функций.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о структуре учебного процесса предмета "Концертмейстерский класс".
  2. Каковы требования к пианисту на уроках по концертмейстерскому мастерству?
  3. Какими качествами должен обладать будущий преподаватель-аккомпаниатор?
  4. Составьте план работы по разучиванию партии сопровождения песни "Девчонки и мальчишки" (А. Островский, слова И. Ика).
  5. Как вы планируете осуществлять отбор произведений для концерта?
  6. Подберите по слуху аккомпанемент к песне Д. Тухманова "День Победы".
  7. Какую трудность с точки зрения концертмейстерского освоения представляет романс П. Чайковского "Нам звезды кроткие сияли"?
  8. Приведите примеры из школьного песенного репертуара, которые легче других поддаются транспонированию.
  9. В чем состоит отличие концертмейстерской деятельности от фортепианной?
  10. Как вы понимаете выражение "профессионал широкого профиля"?
  11. Задачи какого характера призвана решать концертмейстерская деятельность?
  12. Какими качествами должен обладать начинающий аккомпаниатор?
  13. Чем отличаются годовые и зачетно-экзаменационные требования очного отделения от заочного?
  14. Что, на ваш взгляд, является наиболее легким в предъявляемых учебным планом требованиях по дисциплине "Концертмейстерский класс"?
  15. Составьте планы-программы для начинающего аккомпаниатора и выпускника вуза.

54


1 Предлагаемые репертуарные списки см. в Приложении 1.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.