Учебный процесс в классе концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных. Особенностью учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете является исполнительско-педагогическая направленность на формирование у студентов аккомпаниаторских навыков. Важное значение в обучении имеет тесная связь с другими предметами - фортепиано, дирижированием, постановкой голоса, педагогической практикой.
Для каждого студента составляется индивидуальный репертуарный план1, в котором указываются музыкальные произведения и намечаются формы их изучения. Согласно индивидуальным возможностям учащегося подбирается программа, соответствующая определенному этапу обучения. Музыкальный материал должен быть разнообразным и включать произведения различной степени сложности. Студенты должны уметь исполнять народную, классическую и эстрадную музыку. Следует привлекать их для участия в концертах, конкурсах.
Работа в концертмейстерском классе включает:
- 1) самостоятельный (или с помощью преподавателя) разбор музыкального произведения;
- 2) выучивание (не наизусть) партии сопровождения;
- 3) работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;
51
- 4) определение концертмейстерских задач и выявление технических трудностей в аккомпанементе;
- 5) создание музыкально-художественного образа в ансамбле;
- 6) исполнительскую трактовку и публичный показ произведения.
На занятиях по концертмейстерскому классу необходимо:
- владение подбором музыки по слуху;
- чтение нотного текста с листа;
- пение под собственный аккомпанемент;
- транспонирование на тон или полтона вверх и вниз;
- умение импровизировать.
Музыканту-концертмейстеру следует ответственно подходить к вопросу о совершенствовании своего искусства. С этой целью полезно ходить на концерты, слушать грамзаписи, посещать дискотеки. Музыкально-педагогические факультеты педвузов готовят преподавателей музыки, а не пианистов и концертмейстеров, поэтому не всякий студент должным образом оценивает всю важность и необходимость аккомпаниаторских навыков.
Специфика дисциплины "Концертмейстерский класс" состоит в том, что студенты-пианисты не имеют возможности для воплощения собственного исполнительского замысла в своей деятельности. Будущий преподаватель и концертмейстер должен не только овладеть основами техники аккомпанирования, но и приобрести умения внутреннего слышания произведения, а также познакомиться с различными образами музыкальной литературы. Лишь при наличии таких качеств, как творческое воображение, музыкальное восприятие, эстетический вкус, можно говорить о настоящем профессиональном уровне будущего специалиста, его высокой культуре.
Эмоциональное восприятие музыки - важный момент в исполнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им, невозможно передать свое отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Анализируя сочинение, следует обращать внимание на единство поэтического текста и музыки, которое поможет постижению музыкальной формы.
Публичное выступление - итог учебного процесса, его завершающая стадия. Как показывает опыт, именно данный этап является для студентов самым трудным. Об успешном исполнении можно говорить лишь при соблюдении всех норм репетиционного процесса и правильном выборе программы.
Необходимость освоения концертмейстерских знаний, умений и навыков обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми современной высшей школой. В основе исполнительской деятельности педагога-музыканта лежат такие профессиональные качества, как свободное владение инструментом, уверенное чтение
52
нотного текста с листа и транспонирование, умение импровизировать и подбирать по слуху, интуитивное чувство ансамбля и пение под собственный аккомпанемент. Отличие концертмейстерской деятельности от чисто исполнительской состоит в том, что первая предполагает сочетание аккомпанирования с наблюдением за солистом или коллективом; исполнение партии сопровождения - с пением вокальной партии или различных голосов хоровой партитуры и элементами дирижирования; транспонирование и чтение с листа - с творческим воображением и преобразованием фактуры аккомпанемента. Возможность эмоционально-образной интерпретации музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплотить всю драматургию музыкальной формы, стать создателем собственной трактовки исполняемого сочинения, и в этом аккомпаниатор выступает как соавтор композитора.
Курс концертмейстерского класса обязателен для всех студентов. Форма занятий - индивидуальная. Пианисты и скрипачи вырабатывают аккомпаниаторские навыки на фортепиано, аккордеонисты и баянисты - на аккордеоне и баяне. Занятия проводятся по одному часу в неделю в 8, 9 и 10-м семестрах у очного отделения (всего 40 часов) и в 6, 7 и 8-м семестрах во время летней и зимней сессий у заочного отделения (всего 12 часов).
Одной из важнейших задач преподавателя-концертмейстера музыкально-педагогического факультета является обучение аккомпаниаторскому мастерству, в процессе которого происходит формирование и развитие музыкальных способностей учащихся. Известно, что пианистов зачастую привлекает лишь исполнительское творчество, поэтому чрезвычайно важно направить процесс обучения на подготовку педагога-концертмейстера.
Недооценка в подготовке специалистов-аккомпаниаторов приводит к тому, что в школах страны отсутствуют хоры, ухудшается уровень певческих навыков, исчезают праздничные мероприятия.
В настоящее время наметились позитивные тенденции в сфере культуры: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры, внедряются различные программы на основе образовательно-культурных традиций России, открываются новые специализации в учебных заведениях, в том числе и "Концертмейстерский класс" на музыкально-педагогических факультетах. Подготовка в вузах страны сегодня ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса таких дисциплин, которые дают возможность студенту получить не только глубокие знания по специальности, но и стать профессионалом широкого профиля.
Специфика профессиональной деятельности педагога-концертмейстера требует от него умения применять эти знания на практике в школе.
53
Концертмейстерская деятельность является базой для решения целого комплекса задач: специальных, образовательных и воспитательных. Она станет успешной при наличии определенных качеств, необходимых педагогу-концертмейстеру:
- музыкально-педагогические способности;
- интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
- талант педагогического общения;
- направленность концертмейстера на практическую реализацию аккомпаниаторских навыков;
- применение знаний и умений в работе со школьниками;
- интеллектуальная готовность к выполнению коммуникативных и организационных функций.
- Расскажите о структуре учебного процесса предмета "Концертмейстерский класс".
- Каковы требования к пианисту на уроках по концертмейстерскому мастерству?
- Какими качествами должен обладать будущий преподаватель-аккомпаниатор?
- Составьте план работы по разучиванию партии сопровождения песни "Девчонки и мальчишки" (А. Островский, слова И. Ика).
- Как вы планируете осуществлять отбор произведений для концерта?
- Подберите по слуху аккомпанемент к песне Д. Тухманова "День Победы".
- Какую трудность с точки зрения концертмейстерского освоения представляет романс П. Чайковского "Нам звезды кроткие сияли"?
- Приведите примеры из школьного песенного репертуара, которые легче других поддаются транспонированию.
- В чем состоит отличие концертмейстерской деятельности от фортепианной?
- Как вы понимаете выражение "профессионал широкого профиля"?
- Задачи какого характера призвана решать концертмейстерская деятельность?
- Какими качествами должен обладать начинающий аккомпаниатор?
- Чем отличаются годовые и зачетно-экзаменационные требования очного отделения от заочного?
- Что, на ваш взгляд, является наиболее легким в предъявляемых учебным планом требованиях по дисциплине "Концертмейстерский класс"?
- Составьте планы-программы для начинающего аккомпаниатора и выпускника вуза.
54
1
Предлагаемые репертуарные списки см. в Приложении 1.