Типы аккомпанементов и характер фактуры сопровождений отличаются от общих видов фактуры. Сегодня выделяют девять типов аккомпанементов:
- 1) "гармоническая поддержка";
- 2) "чередование баса и аккорда";
- 3) "аккордовая пульсация";
- 4) "гармонические фигурации";
- 5) аккомпанемент смешанного типа;
- 6) аккомпанемент дублирует вокальную партию;
- 7) аккомпанемент содержит небольшие отклонения от вокальной партии;
- 8) аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии;
- 9) мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент.
Для создания выразительного образного строя концертмейстеру необходимо иметь представление о творческом пути композитора, его эстетических взглядах. Очень важно знать стили и жанры, в которых работал автор, черты его письма, ясно представлять суть рассматриваемого музыкального произведения и характер фактуры. В приведенных ниже примерах на каждый тип аккомпанемента, а также в нотных примерах, будут даны краткие сведения о композиторе, характеристика произведения и характер фактуры сопровождения. Об исполнительских навыках и умениях аккомпаниатора можно будет узнать более подробно в 3-й главе данного пособия, на примерах изучения различных музыкальных произведений в процессе работы концертмейстера над созданием музыкально-художественного образа и формированием своего исполнительского плана.
Примеры:
- Гендель Г. Перевод Д. Коломийцева. Речитатив и ария Ксеркса из оперы "Ксеркс";
25
- Глинка М. Слова народные. "Ах ты, душечка, красна девица";
- Глинка М. Слова А. Римского-Корсака. "Ночь осенняя";
- Глинка М. Русский текст П. Чайковского. "Скоро узы Гименея";
- Глинка М. Слова А. Дельвига. "Что, красотка молодая";
- Лученок И. Слова П. Бровки. "Наш красный флаг";
- Мясковский И. Слова М. Лермонтова. "Солнце";
- Раухвергер М. Слова П. Воронько. "Бычок и ежик";
- Рахманинов С. Слова А. Коринфского. "В душе у каждого из нас";
- Рахманинов С. Слова А. Хомякова. "Воскрешение Лазаря".
Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) - великий композитор, основоположник русской классической музыки. С детских лет проявлял интерес к народной песне, участвовал в концертах крепостного оркестра, играя на скрипке и флейте. Обучаясь в Петербурге, в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где его педагогами были А.П. Куницын, К.И. Арсеньев, А.И. Галич, он впитал антикрепостнические взгляды. Это определило его мировоззрение, направленность творчества.
К 1820-м гг. ярко проявилось музыкальное дарование композитора, особенно в жанре романса. В общении с крупнейшими поэтами и писателями - А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.А. Дельвигом, В.Ф. Одоевским - сформировались его творческие принципы, эстетические взгляды.
Посещение крупнейших центров Европы (1830 - 1834) произвело на молодого композитора неизгладимое впечатление и существенно повлияло на его творчество: расширяется образный строй, обогащается звуковая палитра, в камерной музыке появляются романтические черты.
Среди наиболее значительных произведений композитора - оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила". Творчество М.И. Глинки является свидетельством могучего подъема русской национальной культуры в XIX в. В его произведениях определилось новое понимание народности в музыке.
По своим эстетическим воззрениям Глинка не принадлежит ни классицизму, ни романтизму. Его стиль был подчинен новым тенденциям расцветающего поэтического реализма пушкинской школы. С А.С. Пушкиным его роднит стремление к правде и простоте.
В своем творчестве композитор обращался практически ко всем основным музыкальным жанрам: опере, музыке к драме, симфоническим произведениям, фортепианным пьесам, романсам, камерным ансамблям. Но главная заслуга Глинки - в создании русской классической оперы. Он положил начало двум основным
26
ветвям русской оперной классики: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Композитор определил новый принцип симфонического развития оперной формы и полностью отказался от "смешанного" типа оперы с разговорным диалогом. Он впервые в русской музыке раскрыл образное богатство восточной мелодики, оригинальность восточного танца.
Глинка - новатор и классик русского романса. Изящество формы в его вокальных произведениях сочетается с богатством лирического содержания. Автор достигает полной гармонии музыки и поэтического текста, глубоко проникает в поэтику, метроритмику стиха. Композитор отобразил в своих романсах эпоху расцвета русской поэзии, обращаясь к творчеству Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. Вершиной его вокальной лирики по праву можно считать романсы на слова А.С. Пушкина.
Многие романсы композитора обнаруживают тесную связь с народной музыкой, например: романс-песня "Ах ты, ночь ли, ноченька", песня "Ах ты, душечка", романс-песня "Ночь осенняя", песня "Горько, горько мне, красной девице" и т.д.
Пример 1
Скоро узы Гименея...
Русский текст П. Чайковского |
М. Глинка |
В 1828 г. Глинка брал уроки композиции у итальянского теоретика Цамбони. По-видимому, ко времени этих занятий относится сочинение романса "Скоро узы Гименея". В рассматриваемом
27
произведении лирического характера раскрываются искренние чувства и мысли человека. На протяжении всего романса сохраняется плавное течение мелодии, способствующее созданию у слушателя настроения задумчивости.
Фактура аккомпанемента - гармоническая. В строгой и размеренной партии сопровождения встречаются неаккордовые звуки (22-й такт) (см. пример 1).
Примеры:
- Булахов П. Слова H. Н. "И нет в мире очей";
- Русская народная песня "Тройка". Обработка Булахова П.;
- Верди Дж. Ария Манрико из оперы "Трубадур" (4-е действие);
- Глинка М. Слова А. Пушкина. "Я здесь, Инезилья";
- Глинка М. Слова А. Римского-Корсака. Русская песня "Горько, горько мне, красной девице";
- Кабалевский Д. Слова А. Пришельца. "Наш край";
- Островский А. Слова И. Дика. "Девчонки и мальчишки";
- Оффенбах Ж. Суд Париса (из оперетты "Прекрасная Елена");
- Чайковский П. "Флорентийская песня".
Русский композитор и талантливый вокальный педагог Петр Петрович Булахов (1822 - 1885) - автор многих романсов и песен, широко распространенных в музыкальном быту второй половины XIX в. Музыкальный стиль произведений композитора отражает интонации распространенной в то время бытовой музыки. Ее диапазон огромен - от городской песни и цыганского романса до салонного вальса и оперной арии. Большую популярность получили его: "Тройка", "Тихо вечер догорает", "Не хочу, не хочу", "Девица-красавица", "Вот на пути село большое", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Ты не поверишь, как ты мила" и др. Сборник "Избранные песни" и в наши дни волнует сердца многочисленных почитателей таланта П.П. Булахова.
Следует подчеркнуть, что народная песня всегда занимала важное место в жизни и культуре каждого народа. Многие сочинения Булахова обнаруживают непосредственную связь с русской народной музыкой. Они отличаются мелодической пластичностью, яркой передачей национального колорита, ясностью и выразительностью гармонии, тонким слиянием музыкальной ткани с литературным текстом. Перечисленные компоненты относятся и к песне "Тройка".
Фактура сопровождения - гомофонно-гармоническая с элементами имитации (см. пример 2).
28
Пример 2
Тройка
Русская народная песня
Обработка П. Булахова
Примеры:
- Глинка М. Слова В. Жуковского. "Победитель";
- Григ Э. "Колыбельная";
- Лученок И. Слова И. Василевского. "Счастливый поезд детства";
- Свиридов Г. Слова А. Пушкина. "Подъезжая под Ижоры";
- Чайковский П. Слова Д. Ратгауза. "Снова, как прежде, один";
- Чайковский П. Слова Л. Мея. "Отчего".
29
Крупнейший представитель норвежской композиторской школы, дирижер, пианист, музыкальный деятель Эдвард Хагеруп Григ (1843 - 1907) был вторым сыном британского консула, коммерсанта Александра Грига. Большая заслуга в музыкальном воспитании Э. Грига принадлежит его матери Гесине Юдит Григ - талантливой пианистке и дирижеру, руководителю вокального ансамбля и хора. Когда сыну исполнилось 6 лет, она начала давать ему первые уроки игры на фортепиано. Плодотворные занятия помогли юному музыканту в будущем найти свое призвание в жизни. Он поступает в Лейпцигскую консерваторию, где обучается у К. Рейнеке по классу фортепиано и композиции (1858 - 1862). В это время появляются первые сочинения композитора: фортепианные пьесы (ор. 1) и романсы (ор. 2) на слова немецких поэтов.
После окончания учебы Григ приезжает в столицу Дании, где знакомится с лучшими достижениями датской литературы и искусства. Под воздействием поэзии великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена он создает сборник романсов "Мелодии сердца" (ор. 5), куда входят популярные романсы "Люблю тебя" и "Сердце поэта". Весной 1864 г. композитор знакомится с Рикардом Нурдроком - ярким представителем норвежского "национального возрождения", с которым организует музыкальное общество "Евтерпа", куда входят и несколько датских музыкантов. Увлеченный идеей народности, Григ обретает творческий подъем: создает фортепианную сонату (ор. 7), сонату для скрипки и фортепиано (ор. 8), "Юморески" для фортепиано, увертюру "Осенью" и ряд других произведений.
Расцвет творческой деятельности композитора наступил в 1866 г., когда он жил в Кристиании (Осло). Здесь он пытается создать "Музыкальную академию", открытие которой состоялось 14 января 1867 г. Однако существование "Академии" оказалось недолгим - в 1869 г. ее пришлось закрыть. С 1871 г. композитор ведет активную концертную деятельность и основывает Музыкальное общество (ныне Филармоническое). Его имя приобретает известность за рубежом.
Мировая слава пришла к Григу в 1880 - 1890-х гг. Он много работает как композитор, гастролирует как пианист и дирижер в Германии, Дании, Голландии. В 1888 г. происходит незабываемая встреча Э. Грига с П. Чайковским. Об этом пишет О.Е. Левашева: "Встреча состоялась вскоре после первого исполнения григовской третьей скрипичной сонаты, которую автор сыграл с А. Бродским в концерте Гевандхауза в Лейпциге 10 декабря 1887 г. Великий русский композитор прибыл в Лейпциг накануне Нового года, а на следующий день, 1 января, на новогоднем обеде у Бродского он впервые встретился с Брамсом и Григом. Произведения Грига
30
были тогда уже широко известны в России: с 1876 г. они исполнялись в концертах Русского музыкального общества. Тем более хорошо знал их Чайковский, внимательно следивший за современной музыкой"1.
В 1889 г. Григ становится членом Французской академии изящных искусств, а в 1893 г. одновременно с Чайковским удостаивается почетного звания доктора Кембриджского университета.
Огромным вкладом в музыкальное искусство явились написанные композитором сборники народных песен и танцев. Его стиль отмечен яркой индивидуальностью и характерностью национального колорита. Наследие композитора велико. В своем творчестве он обращался ко многим музыкальным жанрам: сценической и хоровой музыке, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным сочинениям, романсам.
Но в жанре романса и песни особенно ярко раскрывается мироощущение композитора. Зрелый период творчества отличается глубокой лирической наполненностью романсов. Автор часто объединяет их в сборники или циклы, например в вокальных циклах на слова Х. Андерсена - "Мелодии сердца". В лирико-философских романсах на стихи Г. Ибсена заметно проявляются черты психологизма. В песенном цикле на слова народного поэта О. Винье, элегических романсах на слова И. Паульсена, в песнях на слова В. Крага много музыкальных страниц посвящено природе и людям Норвегии. Вершиной позднего творчества композитора является цикл "Девушка с гор" на текст поэмы А. Гарборга - единственный вокальный сборник во всем наследии Грига, объединенный единой сюжетной линией.
В его вокальных произведениях сочетаются мастерство звукописи и лирика вдохновения, передача пейзажа и национального колорита. Романсы среднего и позднего периодов носят название "стихотворений". Эта тенденция сближает вокальную музыку Грига с другими мастерами-новаторами романса - М. Мусоргским, К. Дебюсси, Х. Вольфом.
Народная по своему складу "Колыбельная" вошла в сборник "Романсов и баллад" (ор. 9) на слова норвежского поэта А. Мунка. Композитор впервые в своем творчестве обращается к норвежской поэзии. Образное содержание этих песен разнообразно: старинная баллада, воплощенная в "Арфе", поэзия простых человеческих чувств в "Колыбельной", беспредельные дали морского пейзажа в романсе "Заход солнца", трагизм вокальной поэмы "Отплытие". Сборник написан в 1865 г.
Основным принципом музыкального изложения "Колыбельной" является песенность. Глубоко проникнувшись текстом стихотворения, композитор тонко раскрывает внутренний мир
31
героя, думы и сокровенные чувства человека. "Колыбельная" вводит нас в круг образов, волнующих своей простотой.
Фактура изложения партии аккомпанемента - гомофонно-гармоническая с элементами дублирования вокальной партии на протяжении всего произведения (пример 3)
Пример 3
Колыбельная
Перевод А. Ефременкова |
Э. Григ |
32
Примеры:
- Обработка Ан. Александрова. Словацкая народная песня "Над рекой";
- Глинка М. Слова В. Жуковского. "Бедный певец";
- Глинка М. Слова Н. Кукольника. "Не требуй песен от певца";
- Крылатов Е. Слова Ю. Энтина. "Крылатые качели";
- Лученок И. Слова А. Вольского. "Вновь в школе";
- Римский-Корсаков Н. Слова А. Майкова. "Нимфа";
- Чайковский П. Слова К. Р. "Растворил я окно";
- Чайковский П. Слова Я. Полонского. "Ночь".
Среди композиторов мировой величины, оставивших заметный след в искусстве, одно из первых мест принадлежит Петру Ильичу Чайковскому (1840 - 1893) - русскому композитору, дирижеру и музыкально-общественному деятелю. В возрасте пяти лет будущий композитор начал учиться игре на фортепиано, хотя истинное призвание определилось позднее. Годы его юности прошли в Петербурге. Именно здесь он оканчивает Училище правоведения в 1859 г. и в 1865 г. - консерваторию с отличием. Уже в годы учебы в консерватории композитор создает ряд произведений, в том числе увертюру "Гроза" по драме А.Н. Островского. В 1866 г. П. Чайковский становится профессором Московской консерватории по классу свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В произведениях этих лет ощущается близость композитора к русской природе и быту (Первая симфония "Зимние грезы", 1866; опера "Воевода", по пьесе А.Н. Островского, 1868). В результате знакомства в 1868 г. с членами "Могучей кучки"1, творчество Чайковского пополняется программными сочинениями: это увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" и симфоническая фантазия "Буря" по У. Шекспиру.
В 1870-е гг. появляются произведения разнообразной тематической и жанровой принадлежности: оперы "Опричник" (1870 - 1872) и "Кузнец Вакула" (1874, 2-я ред. - под назв. "Черевички", 1885), музыка к пьесе А.Н. Островского "Снегурочка" (1873), балет "Лебединое озеро" (1876), Вторая и Третья симфонии, симфоническая фантазия "Франческа да Римини" (1876), Первый концерт для фортепиано с оркестром (1874 - 1875) и др. Продолжается активная педагогическая деятельность Чайковского, а в 1868 г. он впервые выступает как музыкальный критик: сотрудничает в газетах
33
"Современная летопись" (1871) и "Русские ведомости" (1872 - 1876).
Из-за душевного кризиса в 1877 г. композитор порывает с педагогической работой и уходит из Московской консерватории в конце 1878 г. Некоторое время живет и творит за границей, преимущественно в Швейцарии и Италии. Данный этап отмечен созданием знаменитых опер "Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Мазепа", кантаты "Москва", Второго фортепианного концерта и др.
Будучи человеком огромной эрудиции и великолепным музыкантом, он был еще и выдающимся музыкально-общественным деятелем, о чем свидетельствует его избрание директором Московского отделения РМО1 в 1885 г. С этого времени Чайковский постоянно жил в Подмосковье (Майданово, Фроловское), а с 1892 г. в Клину, где и по сей день находится Дом-музей композитора. В конце 1880-х гг. продолжаются гастрольные поездки в Германию, Чехию, Францию, Англию, а в 1891 г. в США, где Чайковский дирижировал несколькими симфоническими концертами. Незаурядность его таланта была высоко оценена международной общественностью: композитор становится членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).
В последние годы жизни Чайковский создает величайшие произведения, среди которых - оперы "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта", балеты "Спящая красавица" и "Щелкунчик", Пятая и Шестая ("Патетическая") симфонии, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Гамлет", сюита для оркестра "Моцартиана", Третий концерт для фортепиано с оркестром, струнный секстет "Воспоминание о Флоренции", несколько циклов фортепианных пьес и романсов.
Основная тема всего творчества композитора - раскрытие человеческой души в борьбе за право на счастье. В одних сочинениях это проявляется в форме лирической задушевности, в других - в захватывающем трагизме.
Творчество Чайковского по праву считается одной из вершин мирового симфонизма послебетховенского периода. Он написал шесть симфоний. В них композитор развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с философско-драматической трактовкой жанра. Трагедийная линия достигла кульминации в Шестой симфонии, где с помощью музыкальных средств выразительности рассказано о жизни человека с его борьбой, взлетами и поражениями.
Огромный вклад внес композитор в развитие концертного жанра. Его фортепианные и скрипичный концерты принадлежат к лучшим мировым образцам этого жанра.
34
Перу Чайковского принадлежит создание блестящих образцов оперного жанра. Среди них оперы на исторические сюжеты "Мазепа" и "Орлеанская дева", бытовая комическая "Кузнец Вакула". В опере "Чародейка" композитор поднимает бытовой сюжет до уровня трагедии, соединяя психологическую драму с народной. Всемирно известная опера "Евгений Онегин" отличается простотой музыкального языка, связанного с мелодикой бытового лирического романса. И конечно, вершиной оперного реализма Чайковского является "Пиковая дама" - пример оперы-симфонии, где оперные формы сочетаются с закономерностями симфонического развития. Лирическая опера "Иоланта" замыкает круг оперных произведений композитора.
В балетной музыке Чайковский выступил как новатор, реформировав традиционный "дивертисментный" тип классического балета, введя в него непрерывное симфоническое развитие. Лирическое "Лебединое озеро", жизнеутверждающая "Спящая красавица" и волшебный "Щелкунчик" становятся шедеврами мирового значения.
Нельзя не упомянуть о вкладе композитора в развитие жанра фортепианных миниатюр, отличающегося особой выразительностью, например цикл "Времена года" (1875 - 1876) и произведение виртуозного плана "Думка".
Наконец, огромна популярность романсов Чайковского, о которых можно было бы говорить бесконечно! Им присущи искренность выражения человеческих чувств, яркость мелодических образов, индивидуальность письма композитора, разнообразие музыкальных образов. Большинство романсов написано на стихи русских поэтов: А.К. Толстого, Л.А. Мея, Д.М. Ратгауза, К.Р. (К. Романова), А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Апухтина, Я.П. Полонского. Среди лучших: "Нет, только тот, кто знал", "Страшная минута", "Средь шумного бала", "Хотел бы в единое слово", "Ночь", "Мы сидели с тобой", "День ли царит", "Забыть так скоро", "То было раннею весною" и "Растворил я окно".
Предметом анализа является романс "Растворил я окно", который написан композитором на слова Великого князя Константина Романова (К. Р.) в 1887 г. В нем сочетаются радость весеннего настроения и тоска по далекой родине. Чайковский умело использует гармонические фигурации в партии аккомпанемента, достигая этим глубокой выразительности музыки. Произведение отличает четкость и цельность. Основная тема - внутренний мир человека с его переживаниями, воспоминаниями и любовью к отчизне.
Фактура письма-сопровождения - гомофонно-гармоническая при использовании имитационных проведений темы партии солиста и повторении ее ритмического рисунка в аккомпанементе. Большой интерес представляют мелодические линии, благодаря развитой гармонии в сопровождении (см. пример 4).
35
Пример 4
Растворил я окно
Слова К. Р. |
П. Чайковский |
Примеры:
- Глинка М. Слова Пини. Ария;
- Ипполитов-Иванов М. Ария Эрекле из оперы "Измена";
- Островский Л. Слова Л. Ошанина. "Пусть всегда будет солнце!";
- Пахмутова А. Слова С. Гребенникова и Н. Добронравова. "Песня о пионерах-героях";
- Рахманинов С. Слова А. Кольцова. "Кольцо";
- Рахманинов С. Слова А. Плещеева. "Полюбила я на печаль свою";
- Рахманинов С. Слова Ф. Тютчева. "Весенние воды";
- Чайковский П. Слова А. Апухтина. "Ночи безумные";
- Чайковский П. Слова Д. Мережковского. "Усни";
- Чайковский П. Слова В. Соллогуба. "Скажи, о чем в тени ветвей".
36
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (наст, фамилия - Иванов) (1859 - 1935) - советский композитор, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель.
Серьезной жизненной школой для композитора стали годы учебы в Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции, Ю.И. Иогансена по гармонии и полифонии, И.O. Ферреро по классу контрабаса и К.Ю. Давыдова по дирижированию. Одновременно с учебой М. Ипполитов-Иванов посещал собрания "Могучей кучки". По окончании консерватории (1882) он переезжает в Тбилиси, где живет и работает более десяти лет. Будучи преподавателем теории и истории музыки в тбилисской музыкальной школе и возглавляя отделение РМО, он сыграл огромную роль в развитии грузинской музыкальной культуры. Среди его воспитанников - З.П. Палиашвили и Д.А. Аракишвили. Следует подчеркнуть, что Ипполитов-Иванов прекрасно проявил себя не только в качестве композитора, но и как дирижер, выступая с симфоническими оркестрами и дирижируя оперными спектаклями. Бесценен его вклад и в исследование грузинской народной музыки.
Возвратившись в Россию, он ведет активную дирижерскую деятельность. Ипполитов-Иванов был дирижером Русского хорового общества (1895 - 1901), московских оперных театров С.И. Мамонтова и С.И. Зимина (1899 - 1906) и Большого театра (с 1925). Одновременно с этим он возглавлял Всероссийское общество писателей и композиторов.
В 1922 г. ему было присвоено почетное звание народного артиста республики.
Много и успешно Ипполитов-Иванов занимался преподавательской деятельностью: с 1893 г. - он профессор, в 1905 - 1918 гг. - директор, а в 1919 - 1922 гг. - ректор Московской консерватории. Вел класс гармонии, инструментовки, композиции и оперный класс. Среди его учеников такие именитые музыканты, как С.Н. Василенко, Р.М. Глиэр, А.Б. Гольденвейзер, Ю.Д. Энгель, Ю.С. Сахновский.
В 1924 - 1925 гг. - ректор и профессор Грузинской консерватории.
Велики заслуги композитора в становлении советской музыкальной культуры. Все его творчество пронизано традициями русской музыкальной классики. Для произведений Ипполитова-Иванова характерны жанровое многообразие, мелодическая насыщенность и эмоциональная уравновешенность. В них мы встречаемся со светлыми лирическими и эпически-повествовательными образами. Композитор часто использует в своей музыке темы песен разных народов, но особенно песни и танцы народов Кавказа и Средней Азии. Наибольшую популярность получили сюита для
37
симфонического оркестра "Кавказские эскизы" и "Юбилейный марш", посвященный К.Е. Ворошилову.
Опера "Измена" написана композитором в 1910 г. Премьера ее состоялась в Москве, на сцене Оперного театра С.И. Зимина. Говоря о творческом наследии Ипполитова-Иванова, нельзя не упомянуть и о других его операх, таких, как "На венок Пушкину" (детская опера), "Руфь", "Азра", "Ася", "Оле из Норланда", "Женитьба", "Последняя баррикада", а также кантата "Памяти Пушкина". Бесспорно одно: признание композитора как одного из выдающихся представителей хорового и вокального письма. Он автор свыше 100 романсов и песен для голоса и фортепиано, более 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров, музыки к пьесе "Ермак Тимофеевич" и фильму "Кара-Бугаз".
Ария Эрекле - это лирический монолог. Мелодический материал насыщен богатством красок, нюансировки. Ария рассчитана на исполнителя с полным объемом диапазона, свободно владеющего основами кантиленного пения и певческим речитативом. Некоторую трудность для солиста составляет смена размеров в самом начале арии.
Фактура изложения партии аккомпанемента - гомофонно-гармоническая при умелом использовании композитором элементов дублирования партии соло (см. пример 5).
Пример 5
Ария Эрекле
из оперы "Измена"
М. Ипполитов-Иванов
38
Примеры:
- Александров Б. Слова В. Типота и Л. Юхвида. Песня Андрея из оперетты "Свадьба в Малиновке";
- Бах И.С. "За рекою старый дом";
- Григ Э. "Лесная песня";
- Кабалевский Д. Слова О. Высотской. "Первое мая";
- Кальман И. Песня Бони из оперетты "Сильва";
- Милютин Ю. Слова Е. Долматовского. "Ленинские горы";
- Рубинштейн А. Слова А. Пушкина. "Ночь";
- Шаинский В. Слова М. Матусовского. "Вместе весело шагать";
- Эшпай А. Слова В. Котова. "Почему, отчего?"
Народный артист СССР Андрей Яковлевич Эшпай родился в г. Козьмодемьянске (Map. АССР) в 1925 г. Музыкальные способности он унаследовал от отца, композитора и хормейстера, талантливого фольклориста и педагога, который был первым композитором, создавшим на марийском народном музыкальном материале ряд крупных произведений. В 1920 г. вместе со своим двоюродным братом И.С. Палантаем (Ключниковым) и В.М. Васильевым он участвовал в экспедиции по собиранию и записи народных марийских песен.
39
Композиторский дар развился у А. Эшпая довольно рано. В 1947 г. были написаны его первые сочинения: три марийские мелодии для кларнета и фортепиано, "Колыбельная" и шесть прелюдий для фортепиано. Произведения юного автора сразу получили признание и заинтересовали ценителей искусства.
Во время учебы в Московской консерватории по классу композиции у Н.Я. Мясковского, а затем у Е.К. Голубева и по фортепиано у В.В. Софроницкого, он создает: прелюдию, адажио и фугу (1949), сюиту для кларнета и фортепиано (1952), камерное произведение "Мелодия и танец" для скрипки и фортепиано (1950), симфонические танцы на марийские темы (1951), фортепианную сонатину (1951). Особо следует выделить два сочинения композитора: "Пассакалыо" для органа, посвященную памяти Н.Я. Мясковского (1951), и "Венгерские напевы" для скрипки с оркестром (1953) - творение, принесшее автору мировую известность и удостоенное 1-й премии на V Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Варшаве. Окончив в 1953 г. консерваторию, он сразу же поступает в аспирантуру к А.И. Хачатуряну. Проведенные в аспирантуре годы были особенно плодотворными. Эшпай пишет Первый концерт для фортепиано с оркестром (1954), а итогом учебы стал Первый концерт для скрипки с оркестром, получивший 1-ю премию на VI Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Москве (1956).
После аспирантуры молодой композитор пробует себя в разных жанрах. К наиболее крупным произведениям относятся балеты "Ангара" и "Помните!", симфонии, концерты, оперетта "Нет меня счастливее", мюзикл "Любить воспрещается".
Долгое время работает секретарем (с 1960 г.), затем первым секретарем Союза композиторов РСФСР (1973 - 1979) и с 1968 г. секретарем СК СССР. С 1965 г. преподает композицию в Московской консерватории и одновременно совершенствует свое мастерство, гастролируя как пианист с исполнением собственных произведений. На VI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского А. Эшпай был председателем жюри пианистов (1978). В 1976 г. композитор удостаивается Государственной премии СССР, а в 1977 г. становится членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО и почетным членом Общества им. Ф. Листа (1979, США).
Вокальные произведения композитора отличаются высоким художественным мастерством. Сотрудничая со многими известными поэтами, такими, как Е.И. Винокуров, Л.Г. Дербенев, Е.А. Евтушенко, В.Н. Карпенко, В.П. Котов, Г.М. Поженян, Г.Г. Регистан и другие, он создает около 100 романсов и песен, пишет музыку к спектаклям драматических театров - "Опасный возраст", "Покой нам только снится", "Теория невероятности", "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", "Неравный брак",
40
"Обыкновенное чудо", музыку к кинофильмам и телефильмам (около 50), среди которых - "Повесть о первой любви", "Ночной патруль", "Исправленному верить", "Майор Вихрь", "Адъютант Его Превосходительства", "Трактир на Пятницкой" и др.
Песням А. Эшпая свойственно глубокое слияние музыки с поэтическим текстом. Видимо, в этом секрет их невероятной популярности! Всем хорошо известны такие песни как "Москвичи", "А снег идет", "С первой встречи с тобой", "Песня о дружбе" и т.д.
Песня "Почему, отчего?" из кинофильма "Повесть о первой любви" на слова В. Котова была написана в 1954 г. Само название определяет лирический характер песни. Проникновенная и выразительная мелодика песни сочетается с яркой и выразительной гармонией.
Фактура изложения фортепианной партии - гомофонно-гармоническая с использованием гармонизации вокальной партии на протяжении всей песни: в куплетах - унисонное звучание в приму, в припевах - на октаву выше. При этом ритмический рисунок основной мелодии полностью сохраняется (пример 6).
Пример 6
Почему, отчего?
Песня из кинофильма "Повесть о первой любви"
41
Примеры:
- Красев М. Слова А. Пушкина. "Не пой, красавица, при мне";
- Моцарт В.А. Ария Барбарины "Уронила, потеряла" из оперы "Свадьба Фигаро";
- Рахманинов С. Слова Д. Ратгауза. "Проходит все";
- Чайковский П. Слова А. Плещеева. "Нам звезды кроткие сияли".
Произведение написано на стихи А. Плещеева в 1886 г. В автографе романса ошибочно указано: "Слова Я. Полонского". Следует указать на замену композитором одного слова в стихотворении - у Плещеева "роптаньем", а у Чайковского "журчаньем". Литературный текст определяет лирическое настроение романса. В нем отражается душевное состояние человека-мечтателя. Романс отличают наполненная, выразительная гармония, мягкая окраска мелодической линии, разнообразная и яркая динамика. Необходимо обратить внимание на смену метроритма. Крайние разделы произведения написаны в размере 44, средняя часть - в 34. что способствует расширению мелодико-ритмической структуры произведения. Происходят изменения и в темпе. Для середины романса характерно более подвижное и оживленное звучание. (См. биографические данные о П. Чайковском: 1.5, с. 33.)
Фактура изложения сопровождения - гомофонно-гармоническая. В басу партии аккомпанемента, за исключением средней
42
части, проводится дублирование основной мелодии при точном повторении ритмического рисунка. Происходят постоянные незначительные отклонения. Основная тональность романса - Фа мажор. С 10-го такта происходит переход в соль минор, затем вводится отклонение в До мажор и вновь - Фа мажор. В среднем разделе гармонические функции таковы: соль минор - ре минор - Соль мажор - ля минор и возврат в Фа мажор (пример 7).
Пример 7
Нам звезды кроткие сияли...
Слова А. Плещеева |
П. Чайковский |
43
Примеры:
- Глинка М. Слова Е. Баратынского. "Не искушай меня без нужды";
- Глинка М. Слова С. Голицына. "Скажи, зачем";
- Глинка М. Русский текст Вс. Рождественского. "Волей богов я знаю";
- Глинка М. Русский текст П.Чайковского. "Смертный час настал нежданный";
- Глинка М. Русский текст П. Чайковского. "Тоска мне больно сердце жмет";
- Глинка М. Русский текст П. Чайковского. "51 в волшебном сновиденье";
- Гуно Ш. Каватина Фауста из оперы "Фауст";
- Даргомыжский А. Песня Ольги из оперы "Русалка";
- Колмановский Э. Слова К. Ваншенкина. "Алеша";
- Мусоргский М. Слова Н. Грекова. "Где ты, звездочка";
- Новиков А. Слова Я. Шведова. "Отъезд партизан";
- Рахманинов С. Слова Я. Полонского. "Музыка";
- Рахманинов С. Слова Ф. Тютчева. "Все отнял у меня";
- Чайковский П. Песня Вакулы из оперы "Черевички";
- Фрадкин М. Слова В. Лазарева. "Березы".
Французский композитор Шарль Франсуа Гуно (1818 - 1893) родился в семье художника и преподавательницы музыки. С детства пел в церковном хоре, сочинял пьесы и, обучаясь в лицее Сен-Луи, изучал теорию музыки под руководством А. Рейхи. Любовь к творчеству В.А. Моцарта сыграла большую роль в формировании музыкально-эстетических воззрений юного композитора. Ранние сочинения принесли молодому автору необычайную популярность (кантата "Фернан", "Agnus Dei").
Много времени композитор уделял сочинению духовных произведений, работая органистом и регентом в Парижской церкви Иностранных миссий. В 1847 - 1848 гг. жил в кармелитском монастыре, носил сутану аббата и посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Был момент, когда Ш. Гуно думал найти себя в духовной карьере, но все же любовь к музыке оказалась сильнее.
Основной сферой деятельности композитора становится опера. На протяжении восьми лет он возглавлял парижский "Орфеон" - музыкально-просветительскую организацию хоровых любительских обществ. Изучая особенности городского музыкального фольклора, внес свою лепту в развитие певческой культуры хоров. До наших дней в Лондоне существует Королевское хоровое общество, основанное им, называвшееся "Хор Гуно" (1871).
Творческая деятельность композитора во многом способствовала становлению жанра лирической оперы. Однако первые из них - "Сафо" и "Окровавленная монахиня" - вряд ли можно
44
отнести к удачным работам автора. Лишь следующее произведение - комическая опера "Лекарь поневоле" (по Мольеру) имела необычайный успех на сцене "Театр лирик" (1858).
Создание оперы "Фауст" (1859) стало своего рода открытием, знаменующим появление нового направления в оперном искусстве - французской лирической оперы. Последующие работы того же жанра "Мирейль" (1863) и "Ромео и Джульетта" (1865) по своим музыкально-сценическим качествам несколько уступают своей предшественнице.
Среди последних крупных произведений композитора выделяются две оратории: "Искупление" (1881) и "Смерть и жизнь" (1884). Работая не только в области сочинительства, но и как крупный музыкальный критик, Гуно активно выступал в печати, поддерживая К. Сен-Санса. Написал книгу ""Дон Жуан" Моцарта", автобиографию и др.
Опера "Фауст" - вершина творчества композитора, классический образец французской лирической оперы. Авторами либретто стали французские драматурги Ж. Барбье и М. Карре. Работа над оперой была начата еще в 1856 г. В основу положена 1-я часть одноименной трагедии И.В. Гёте. Философское содержание литературного первоисточника, не нашедшее отражения в опере, было трактовано композитором в лирико-бытовом аспекте. Одно из главных мест занимает любовная драма Маргариты, поэтому в Германии опера шла под названием "Маргарита". Композитор создал индивидуальные выразительные музыкальные характеристики, он интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому языку бытового романса, утверждая камерность в оперном стиле, делая акцент на роли деталей.
Премьера оперы "Фауст" состоялась 19 марта 1859 г. в "Театр лирик". Роль Маргариты исполнила знаменитая французская певица (лирическое сопрано) Карелии Мари Феликс Миолан-Карвальо, обладающая феноменальным по широте диапазона и красотой тембра голосом. Новаторская сущность оперы была понята публикой не сразу, но вскоре она имела огромный успех. В 1869 г. "Фауст" был вновь исполнен в театре "Гранд-Опера" с добавлением автором балетных сцен и заменой разговорных диалогов речитативами. Опера навсегда обрела свою сценическую жизнь и 4 ноября 1887 г. состоялось ее торжественное 500-е исполнение все в том же театре "Гранд-Опера", где спектаклем дирижировал сам Гуно.
Яркая мелодичность - сильнейшая сторона оперы. Композитор использует мелодику городской песни-романса и танца, находит выразительные особенности интонационного строя. В каватине Фауста он раскрывает душевное состояние чуткого и любящего человека.
Фактура письма фортепианной партии - гомофонно-гармоническая с элементами унисонного звучания в приму. Некоторые
45
затруднения представляют довольно частая смена темпов и наличие в аккомпанементе технических пассажей (пример 8).
Пример 8
Каватина Фауста
из оперы "Фауст"
Ш. Гуно
46
Примеры:
- Балакирев М. Слова М. Яцевина. "Взошел на небо месяц ясный";
- Лученок И. Слова Н. Френкеля. "День Победы!";
- Рахманинов С. Слова А. Плещеева (из Гейне). "Сон";
- Римский-Корсаков Н. Ария Лебедь-птицы из оперы "Сказка о царе Салтане";
- Римский-Корсаков Н. Песня Левко из оперы "Майская ночь";
- Чайковский П. Слова К. Аксакова. "Детская песенка";
- Чайковский П. Слова А. К. Толстого. "Средь шумного бала";
- Шапорин Ю. Слова А. Пушкина. "Заклинание".
Ярким представителем русской музыкальной культуры XIX в. является Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908). Начальное образование будущий композитор получил дома, как это было принято в дворянских семьях. С детских лет мечтал стать моряком, следуя традиции своих предков, и в 1856 г. поступил в Петербургский Морской корпус. Впоследствии он участвовал в плавании и посетил ряд стран Европы и Америки на клипере "Алмаз". В 1859 г. начинаются занятия с талантливым пианистом и педагогом Ф.А. Канилле, которому он в дальнейшем посвятит свою Первую симфонию и романс "Встань-сойди". Направленность творчества музыканта во многом определилась под влиянием общения с членами Балакиревского кружка. Среди ранних произведений композитора выделяются упомянутая выше Первая симфония ми-бемоль минор, "Увертюра на темы трех русских песен", программные сочинения - симфоническая музыкальная картина "Садко" и Вторая симфония "Антар", опера "Псковитянка".
В 1871 г. Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории и одновременно с преподавательской деятельностью совершенствует свое композиторское мастерство. Вторая половина 1870-х гг. отмечена интересом к народной песне и составлением сборника "100 русских народных песен" (ор. 24, 1875 - 1876). Он гармонизовал народные песни, собранные известным собирателем песен и знатоком русского народного быта Т.И. Филипповым, и вместе с ним опубликовал сборник "40 народных песен" (без ор., 1875 - 1882). Любовь к фольклору, мифологическим сказаниям, народным обрядам композитор воплотил в поэтичных образах своих опер "Майская ночь" и "Снегурочка".
Творчество композитора 1880-х гг. связано в основном с жанрами симфонической музыки. Им были созданы "Сказка" для оркестpa,
47
концерт для фортепиано с оркестром, симфониетта, фантазия для скрипки с оркестром. Данный период отмечен созданием вершинных творений Римского-Корсакова в области симфонической музыки. Это - "Испанское каприччио" (1887) и "Шехеразада" (1888), а также волшебная опера-балет "Млада" (1889 - 1890). В это же время композитор возглавляет Беляевский кружок, активно участвует в редакторской работе, подготовке к изданию и исполнению произведений своих коллег - членов "Могучей кучки".
Начало 1890-х гг. отмечено перерывом в творческой деятельности Римского-Корсакова. Он погрузился в изучение философии, в создание собственного музыкально-эстетического исследования, написал множество статей. Интенсивный подъем творчества начался в конце 1890-х гг., когда ведущим жанром становится опера. Появляются такие шедевры, как "Ночь перед Рождеством" (1894 - 1895), "Садко" (1893 - 1896), "Моцарт и Сальери" (1897), "Боярыня Вера Шелога" (1898), "Царская невеста" (1898). Им создаются вокальные циклы "Весной", "Поэту", "У моря" и более 40 романсов (1897 - 1898), в которых композитор развивает приемы вокально-мелодической выразительности. Незаурядность таланта Римского-Корсакова проявилась в написании трех кантат - "Свитезянка" (1897), "Песнь о вещем Олеге" (1899) и прелюдии-кантате "Из Гомера" (1901).
Тяготение к высокой эстетике, культ прекрасного и совершенного, характерные для художественных направлений в русском искусстве конца XIX- начала XX в., пришлись по душе композитору. В начале 1900-х гг. его творчество обогатилось новыми чертами, которые ярко проявились в операх "Сказка о царе Салтане" (1899 - 1900), "Кащей бессмертный" (1901 - 1902) и особенно в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1902 - 1904).
Бурные события в России начала века отразились в творчестве Римского-Корсакова созданием симфонической обработки песни "Дубинушка" и замыслом оперы-песни "Стенька Разин", которому так и не суждено было осуществиться. Замыкает творческое наследие композитора опера "Золотой петушок" (1906 - 1907), в которой выражена острая сатира на царское самодержавие.
Через всю жизнь Римский-Корсаков пронес эстетические принципы "Новой русской музыкальной школы". Главные из них - стремление к народности, содержательности, общественной значимости искусства.
Сказка, былина, легенда, миф, обряд определяют как тематику, так и идейный смысл большинства его сочинений. Подобно всем "кучкистам", Римский-Корсаков обращается к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока. Широко использует вариационные приемы, дополняя их полифонией -
48
подголосочной либо имитационной. Весо́м его вклад в развитие музыкально-выразительных средств в музыке (открытие своей системы ладогармонических средств, в основе которой - сложные лады, так называемая "гамма Римского-Корсакова").
Приступая к рассмотрению песни Левко из оперы "Майская ночь", подчеркнем, что особенности стиля Римского-Корсакова в наибольшей мере раскрылись в оперном творчестве. Среди 15 опер выделяется сочинение, тяготеющее к номерной структуре, а именно "Майская ночь". Над созданием оперы автор работал в 1878 - 1879 гг. Премьера состоялась 9 января 1880 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге, дирижировал Э.Ф. Направник. В лирико-комической "Майской ночи" по одноименной повести Н.В. Гоголя формируется новый, корсаковский, тип оперы с характерными особенностями драматургии. Обилие широких обрядовых и игровых сцен на народно-песенной основе - например, русалочьи песни - образует развернутый фон, на котором выступает лирическая линия главных героев. Композитор умело пользуется приемом сопоставления контрастных женских образов (русалка Панночка и дочка сотника Ганна).
Среди лирических героев выделяется певец Левко, пробудивший своим пением волшебные образы ночи. Песня Левко - пример сочетания яркой мелодической ткани с поэтическим текстом. Песенному жанру свойственна куплетная форма, композитор не делает здесь исключения и строит песню на постоянном повторении одной и той же темы. Характер мелодии спокойный, умиротворенный. Основной динамический нюанс - piano. Произведение служит хорошим материалом для свободного владения высокой тесситурой.
Фактура изложения аккомпанемента - гомофонно-гармоническая. Как и во многих своих сочинениях, Римский-Корсаков использует в сопровождении элементы имитационной полифонии, проводит тему в разных голосах. При всем спокойствии характера, мелодия аккомпанемента в целом очень подвижна, светла, легка и изящна (пример 9).
Пример 9
Песня Левко
из оперы "Майская ночь"
Н. Римский-Корсаков
49
- Дайте определение понятию музыкальная фактура. Какие виды музыкальной фактуры вы знаете?
- Перечислите типы полифонической фактуры.
- Чем отличается монодическая фактура от полифонической и гармонической?
- Назовите типы изложения гармонических созвучий.
- К какому типу аккомпанемента относится песня М. Глинки "Ах ты, душечка, красна девица"?
50
- Какова фактура сопровождения в романсе П. Булахова "И нет в мире очей"?
- Охарактеризуйте тип аккомпанемента "аккордовая пульсация".
- Проанализируйте партию сопровождения песни Е. Крылатова "Крылатые качели" с точки зрения концертмейстера.
- Что представляет собой аккомпанемент смешанного типа?
- Расскажите о характере фактуры сопровождения песни В. Шаинского "Вместе весело шагать".
- Приведите примеры музыкальных произведений на тип аккомпанемента, содержащего небольшие отклонения от вокальной партии.
- В чем состоит отличие гармонической фактуры сопровождения от гомофонно-гармонической?
- К какому типу аккомпанемента относится песня Э. Колмановского "Алеша"?
- Дайте характеристику фактуры фортепианной партии романса П. Чайковского "Средь шумного бала".
51
1
Левашева О.Е. Эдвард Григ. - М., 1974. - С. 399.
1
"Могучая кучка" - творческое содружество русских композиторов, сложившееся и конце 50 - начале 60-х гг. XIX в. Известно также под названием "Новая русская музыкальная школа", Балакиревский кружок.
1
РМО - "Русское музыкальное общество", созданное в 1859 году. Отделения РМО были в Петербурге, Москве и других городах России.