1.5. ВИДЫ ФАКТУРЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ
ТИПОВ АККОМПАНЕМЕНТОВ И ХАРАКТЕР
ФАКТУРЫ

Характер фактуры аккомпанемента весьма разнообразен. Это зависит от многих факторов. Но в первую очередь изменения фактуры сопровождения связаны с историческими особенностями ее становления. Каждому времени присущи свои каноны. Разные эпохи, исторические этапы по-своему отражают действительность и определенным образом влияют на формирование музыкальных стилей, жанров, форм и т.д. Обратимся к вопросу эволюции фактуры.

Слово "фактура" в переводе с латинского языка означает "изготовление", "обработка", "строение". В широком смысле - это одна из сторон музыкальной формы, в более узком - конкретное оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение.

Понятие "фактура" может рассматриваться в различных сочетаниях: фактура и форма, фактура и склад, фактура и материал, фактура и содержание. Основное значение имеет терминологическая пара фактура-склад (имеется в виду музыкальный склад).

Виды фактуры

Монодическая фактура. Она предполагает только горизонтальное измерение (вертикаль исключается). Примерами могут служить григорианское пение и знаменный распев, где одноголосная

19

музыкальная ткань и фактура тождественны. Музыку восточных народов, не знавших многоголосия, отличает богатая монодическая фактура. Можно предположить, что именно здесь появляются первые типы аккомпанементов, так как в узбекском и таджикском макоме пение дублируется инструментальным ансамблем с участием ударных. Мелодию сопровождает усуль (ритмическая формула). Монодический склад и фактура легко принимают форму, промежуточную между монодией и полифонией, - гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется различными мелодико-фактурными вариантами.

Полифоническая фактура. Ее сущность заключается в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, относительно самостоятельное развитие которых составляет логику музыкальной формы. Важными качествами являются плотность и разреженность, т.е. "вязкость" и "прозрачность", которые регулируются числом полифонических голосов (например, Месса Дж. Палестрины, Фуга До мажор из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха, кода финала Симфонии до минор С.И. Танеева).

Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметность переходов от одного голоса к другому. Полифоническую фактуру отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематического единства. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.

Типы полифонической фактуры:

1. Хоральная фактура, возникающая при одинаковых длительностях во всех голосах. В этом случае движение определяется развертыванием мелодической линии в каждом из голосов, а не функциональными отношениями гармонических вертикалей. Данная фактура не тождественна аккордово-гармонической.

2. Фактура, основанная на абсолютной метроритмической независимости голосов, как в мензуральных канонах. Мензуральная нотация допускала фиксирование и высоты, и относительной длительности звуков в отличие от невменной нотации, которая указывала лишь направление движения мелодии, и сменившей ее хоральной нотации, где обозначалась высота звуков (в мензуральной нотации допускалось двудольное и трехдольное дробление тех же длительностей). Самым распространенным типом является комплементарная полифоническая фактура, которая определяется тематическим и ритмическим подобием самостоятельных голосов (в имитациях, канонах, фугах и др.). Следует отметить, что

20

полифоническая фактура не исключает резкого ритмического расслоения и неравнозначного соотношения голосов: контрапунктирующие голоса (мессы, мотеты XV - XVI вв.).

3. Разнотемная полифония, создающая живописное фактурное сплетение. Свое развитие она получила в музыке XIX - XX вв. (заключение оперы Р. Вагнера "Валькирия").

4. Фактура линеарной полифонии, основанная на движении гармонически и ритмически не соотнесенных голосов. Мелодическую линию образует последовательное движение звуков различной высоты (например, Д. Мийо "Камерные симфонии").

5. Фактура, связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонических голосов и переходящая в полифонию пластов (наиболее часто встречается в произведениях О. Мессиана).

6. "Дематериализованная" пуантилистическая фактура, специфика которой состоит в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а с помощью отрывистых звуков (преимущественно с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в различных регистрах), окруженных паузами. Для пуантилизма типична пестрокрасочная россыпь ярких точек (звуков). Это один из современных методов композиции - письмо "точками". Родоначальником пуантилизма считается А. Веберн.

7. Фактура, создающая ощущение многоголосной тяжести оркестрового контрапункта. Такая фактура встречается в сочинениях А. Берга и А. Шёнберга. Она в корне противоположна "дематериализованной" пуантилистической фактуре.

8. Полифоническая фактура алеаторных эффектов, которая строится на основе принципа случайности, как главном формирующем начале в процессе творчества и исполнительства. Представителем этого течения в современной музыке является В. Лютославский. Элемент случайности привносится в музыку различными методами. К примеру, музыкальная композиция может строиться с помощью "жребия" - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (отсюда название - алеаторика, что в переводе с латинского языка означает "игральная кость", "случайность") и т.п.

Иной метод: привнесение элементов случая непосредственно в процесс исполнения пьесы, например перестановка по воле исполнителя отдельных ее кусков, но это, по существу, снимает с композитора всякую ответственность за свое произведение, перекладывая ее на исполнителей.

Нередко нотная запись произведений представляет собой лишь ряд намеков-символов, реализация которых предоставляется на усмотрение исполнителя. Как правило, при этом композиторы частично или полностью отказываются от пятилинейной нотной системы. Используются также одновременная несогласованная игра

21

нескольких оркестров, коллективная импровизация музыкантов оркестра "кто во что горазд".

Алеаторика возникла в 1957 г. почти одновременно в ФРГ (К. Штокхаузен) и во Франции (П. Булез).

9. Полифоническая фактура сонористических эффектов. Ее отличительной чертой является выдвижение на первый план красок звучания, а также моментов перехода от одного тона или созвучия к другому. Соноризм в переводе с латинского языка означает "звонкий", "звучный", "шумный". Этот вид фактуры чаще всего применяется в музыкальных произведениях, для которых большое значение имеют звуко-красочные эффекты: "потоки сине-оранжевой лавы, вспышки и мерцание далеких звезд, сверкание огненных мечей, бег бирюзовых планет, фиолетовые тени и круговорот звукоцвета" (О. Мессиан. "Техника моего музыкального языка"). Сонорными музыкально-шумовыми звучаниями начинается, например, "Трен" К. Пендерецкого.

Гармоническая фактура. Именно гармонический склад предполагает необычайное многообразие типов рассматриваемой фактуры. Первым и элементарным является ее разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую. Аккордовая фактура многоритмична: в ней все голоса изложены звуками одинаковой длительности (например, начало увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" П.И. Чайковского). Гомофонно-гармоническую фактуру отличает четкое разделение рисунков мелодии, баса и дополняющих голосов (например, Ф. Шопен - начало Ноктюрна до минор).

Различают следующие типы изложения гармонических созвучий.

1. Гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа, которая представляет собой ту или иную форму поочередного изложения звуков аккорда. Яркий пример, Прелюдия До мажор из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха.

2. Ритмическая фигурация - повторение звука или аккорда. Например, в Поэме А.Н. Скрябина Ре мажор (ор. 32, № 2).

3. Различные дублировки, например, в октаву при оркестровом изложении (менуэт из Симфонии соль минор В.А. Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту и т.д., образующее "ленточное движение" ("Музыкальный момент" С.В. Рахманинова, ор. 16, № 3).

4. Разнообразные виды мелодических фигурации, основывающихся на привнесении мелодического движения в гармонические голоса - усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогательными звуками (этюд до минор Ф. Шопена, ор. 10, № 12), мелодизация (хор и оркестровое изложение основной темы в начале 4-й картины оперы "Садко" Н.А. Римского-Корсакова), полифонизация голосов (вступление к "Лоэнгрину" Р. Вагнера),

22

мелодико-ритмическое "оживление" органного пункта (4-я картина "Садко", цифра 151).

Представленная систематизация типов гармонической фактуры является самой общей. В музыке существует множество конкретных фактурных приемов, строение которых и способы употребления определяются стилистическими нормами данной музыкально-исторической эпохи. Поэтому история развития фактуры неотделима от истории гармонии, оркестровки, исполнительства.

Говоря об эволюции фактуры, было бы несправедливо не упомянуть тех композиторов, которые сыграли огромную роль в обновлении и разнообразии ее типов. Так, например, Д. Палестрина мог на протяжении многих тактов применять фигурацию1 возникающих аккордов с помощью сложных полифонических и собственно хоровых средств, любуясь гармонией. В начале XVII в. композиторы в своих произведениях применяли несложные приемы и рисунки смешанной гармонической и полифонической фактуры. Лишь во второй половине XVII в. ее выразительная роль усилилась. Неоценимый вклад, отмеченный высочайшей разработанностью фактуры, внес И.С. Бах. Его фактурные открытия (Чакона ре минор для скрипки соло, "Гольдберговские вариации", "Бранденбургские концерты", Фантазия Соль мажор для органа и т.д.) дали большой толчок развитию творчества композиторов-романтиков. В музыке венских классиков наблюдаются ясность гармонии и четкость фактурных рисунков. Композиторы использовали несложные фактурные средства и основывались на общих формах движения (пассажи, арпеджио).

Для музыки XIX в. характерно исключительное разнообразие типов фактуры. Яркие стилистические особенности фактурного изложения возникают в творчестве Ф. Листа (Соната си минор и пьеса для фортепиано "Серые облака"). Обновление фактуры заметно прежде всего в мелодизации гармонического склада, превращающегося порой в полифоническое изложение как, например, у Ф. Шопена (тема побочной партии в экспозиции Первой баллады для фортепиано). Одни из самых значительных достижений XIX в. в области фактуры - усиление ее мотивной насыщенности и тематическая концентрированность. В этот период возникают фактура-гармония и фактура-тембр. Сущность их состоит в том, что при определенных условиях гармония как бы переходит в фактуру, а выразительность определяется не столько звуковым составом, сколько живописностью расположения. Более важным оказывается не высотное, а фактурное наполнение аккорда. Примеры фактуры-гармонии часто встречаются в произведениях М.П. Мусоргского. Но в целом это явление более типично для

23

музыки XX в. (сочинения А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, К. Дебюсси). В других случаях слияние фактуры и гармонии определяет тембр (фортепианная пьеса "Скарбо" М. Равеля). Это особенно ярко проявляется в оркестровом приеме "совмещения подобных фигур", когда звучание возникает из соединения ритмических вариантов одной фактурной фигуры. Этот прием получил блестящее развитие в партитурах И.Ф. Стравинского (начало балета "Петрушка").

Разные способы обновления фактуры сосуществуют в искусстве XX в.: усиление роли фактуры в целом, дальнейшая индивидуализация фактурных приемов, открытие диссонирующих дублировок, совмещение оригинальных фактурных особенностей национальной музыки с новейшей гармонической и оркестровой техникой профессионального искусства, сплошная тематизация, приводящая к тождеству тематизма и фактуры.

В музыке XX в. появляются нетрадиционные склады, не относящиеся ни к гармоническому, ни к полифоническому, и тем самым определяют соответствующие разновидности фактуры. Композиторы в своих произведениях применяют приемы разорванности и несвязанности фактуры - регистровую расслоенность, динамическую и артикуляционную дифференцированность. В искусстве музыкального авангарда значение фактуры доводится до логического предела. Порой она становится единственной (во многих сочинениях К. Пендерецкого) или единственной целью собственно композиторской работы (например, у К. Штокхаузена). Основным приемом контролируемой алеаторики в произведениях В. Лютославского является импровизация фактуры в заданных высотных или ритмических пределах. Множество сонористических изобретений также относится к области фактуры.

Существенна формообразующая роль фактуры. Связь фактуры с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка фактуры способствует слитности построения, а его смена - расчлененности. Фактура служит важнейшим преобразующим средством, она способна решительно изменять облик и суть музыкального образа. Изменение фактуры становится одним из основных средств членения формы в сочинениях XX в. ("Пасифик 231" А. Онеггера).

Нередко виды фактуры связаны с определенными жанрами, что является основанием для совмещения в произведениях разных жанровых признаков. Фактура сохраняет признаки того или иного исторического или индивидуального музыкального стиля: так называемое гитарное сопровождение дает возможность С.И. Танееву создать тонкую стилизацию ранней русской элегии в романсе "Когда, кружась, осенние листы..."; Р. Шуман в "Карнавале" пишет музыкальные портреты Ф. Шопена и Н. Паганини. Фактура является

24

главным источником музыкальной изобразительности, особенно убедительной в тех случаях, когда изображается какое-либо движение. С ее помощью достигается зрительная наглядность музыки, одновременно полная тайны и красоты ("Похвала пустыне" из "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Фев-ронии" Н.А. Римского-Корсакова), а иногда - необыкновенной трепетности ("сердце бьется в упоенье" в романсе М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье").

25


1 Фигурация - фактурная обработка ("расцвечивание") аккордов.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.