Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. Исполнительство дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных особенностях концертмейстера. В этом смысле большие возможности открываются в сфере обучения аккомпаниаторскому мастерству.
В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создает ассоциативные связи.
Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс, - это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представляемого. Применительно к деятельности концертмейстера, творческий процесс - это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Реализация творческого замысла
16
органично связана с активным поиском, который проявляется в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом, художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте.
Формирование концертмейстерских навыков и умений в процессе музыкальных занятий не может состояться без рассмотрения вопросов более общего характера. Прежде всего обратимся к понятию творчество.
В широком смысле слова творчество можно представить как универсальную категорию, раскрывающую сущность наивысшего уровня развития человека. Иными словами, творчество - это родовая черта только людей, выступающая характеристикой их деятельности, указывающая на высшую форму этой деятельности, непременное условие совершенствования человечества.
Творчество - это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Это активный поиск еще неизвестного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Элементы творчества находят место в любой человеческой деятельности.
Известно, что разные люди определяют различные способы решения творческих проблем в соответствии со своими знаниями и опытом, характером и способностями, интересами и склонностями. Особенно это относится к деятельности художников, поэтов, музыкантов, ученых, писателей, т.е. всех тех, кто связан с художественной и поисковой деятельностью. Но где бы ни возникала творческая задача и как бы она ни решалась, в процессе ее решения человек сам открывает способ действия, сам подбирает ключи к ее решению.
Отдельные элементы сложной структуры творческого мышления закладываются в период обучения концертмейстерскому мастерству. При этом важно, как усваиваются эти знания. Если в процессе обучения студенты открывают для себя законы, которые составляют достояние человечества, а не просто получают готовые стандартные схемы, то в определенной мере они приобщаются к основам творчества, к процессу открытия.
Творческая задача психологически никогда не имеет однозначного решения. Каждый предмет или явление имеет много сторон и качеств. Но нередко мы привыкаем видеть его только в определенном аспекте. Поэтому для эффективной музыкально-творческой деятельности аккомпаниатора обычно бывает недостаточно знаний только по одному своему предмету, необходимы широкие познания по другим дисциплинам музыкально-теоретического и музыкально-исполнительского циклов. Разносторонность и гибкость мышления, способность к глубокому усвоению знаний в различных областях музыкальной науки, широкая осведомленность
17
в проблематике своего предмета - все это может помочь концертмейстеру творчески, с наибольшей эффективностью переработать имеющийся материал.
По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. Профессиональные навыки, обобщенные понятия, эвристические методы и приемы, а главное, активное отношение к познавательной деятельности - взаимосвязь и развитие всех этих компонентов приводят к формированию сложного ансамбля, который лежит в основе принципа музыкально-творческой деятельности концертмейстера. Поэтому познавательную потребность можно рассматривать как одно из условий, необходимых для музыкального творчества.
Для начинающих концертмейстеров большое значение имеет участие в различных видах художественной деятельности. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к прогрессу, к совершенству. Именно это концертмейстерство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности будить в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех разнообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Все виды художественной деятельности - восприятие произведений искусства, их оценки, попытки исполнять и импровизировать - возникают уже на раннем этапе развития аккомпаниаторских навыков. Студенческие годы - это прежде всего накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительским умениям. Только на этой основе и развертывается художественное творчество.
Разные виды художественной деятельности в процессе восприятия развиваются неодинаково. Б.М. Теплов еще в начале 1940-х годов указывал на односторонность в подходе к трем основным видам художественной деятельности: исполнительству, восприятию и творчеству.
Известно, что педагогическая мысль разных стран уже многие десятки лет исследует проблемы природы возникновения музыкального творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества ищут в самой жизни. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие музыкального творчества. При этом особенное значение придается усвоению учащимися художественного опыта, педагогические условия сводятся к созданию художественной среды. В других случаях источником музыкального творчества признаются лишь внутренние силы человека. Отсюда уже следует вывод о неуправляемости
18
процессом формирования музыкального творчества и тщетности педагогического вмешательства. Развитие концертмейстерских навыков и умений представляется важным условием для успешного музыкального творчества. Оно дает широкие возможности для проявления своего Я и способствует успеху в исполнительской деятельности. Следует отметить, что концертмейстерство - явление музыкально-творческой деятельности и вне ее рассматриваться не может.
- Что такое "творчество"?
- Как вы понимаете слово "интерпретация"?
- Какие компоненты необходимы концертмейстеру в музыкально-творческой деятельности?
- Назовите виды художественной деятельности. Проведите параллель между ними и концертмейстерским мастерством.
- Согласны ли вы, что концертмейстерство является частью музыкально-творческой деятельности и почему?
19