1.3. ПОНЯТИЕ "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО
КЛАССА, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Понятие концертмейстер многозначно. Как правило, первое, что приходит в голову и с чем ассоциируется данное понятие, - это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю. Однако по признанным канонам концертмейстером, во-первых, называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера и в обязанности которого входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра (в струнных ансамблях он, как правило, является художественным и музыкальным руководителем); во-вторых, так называют музыканта, возглавляющего каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестра; и уже в-третьих следует считать, что это пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах.

В средних и высших музыкальных учебных заведениях существуют концертмейстерские классы, где студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.

Перед студентами концертмейстерского класса стоят следующие основные цели и задачи.

1. Овладение основами теории и методики концертмейстерского мастерства.

2 Формирование концертмейстерских умений и навыков.

Основой для этого могут служить аккомпанирование солистам (вокалистам, инструменталистам), хору, ансамблю, коллективам самодеятельности, артистам балета, вокально-инструментальным ансамблям; чтение нотного текста с листа, транспонирование музыкальных произведений, подбор по слуху мелодий и аккомпанементов,

14

пение под собственный аккомпанемент, управление пением учащихся при аккомпанировании.

3. Освоение практики концертмейстерской работы.

В данном случае необходимо применять два вида практической деятельности: во-первых, следует широко использовать разнообразные формы исполнительского искусства (концертмейстерская педагогическая практика, концерты, конкурсы школьной песни, смотры художественной самодеятельности, театральные постановки); во-вторых, необходимо как можно больше участвовать в различных формах учебного процесса концертмейстерского класса (работа над школьным песенным репертуаром, совместная музыкально-исполнительская деятельность, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, импровизация).

4. Развитие музыкально-творческих способностей, музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, воображения, эмоционально-волевых качеств.

5. Изучение школьно-песенного репертуара, вокальной, хоровой, инструментальной, оперной и симфонической музыки.

6. Формирование философско-эстетического мировоззрения, личностных нравственных качеств, готовности к осуществлению воспитательной работы средствами музыки.

7. Установление межпредметных связей, культурологического направления концертмейстерской деятельности.

Реализация задач концертмейстерского класса осуществляется путем использования таких видов музыкально-исполнительской деятельности студентов, как: аккомпанирование солисту, пение под собственный аккомпанемент, игра в ансамбле, аккомпанирование с одновременным применением дирижерского жеста, чтение нот с листа, подбор по слуху, импровизация, транспонирование.

На уроках концертмейстерского класса ярко проявляется комплексность исполнительской подготовки преподавателя и аккомпаниатора, которая обусловливает тесную взаимосвязь знаний, умений и навыков, приобретаемых на других музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических дисциплинах. Эффективности концертмейстерской подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов способствует установление межпредметных связей, поскольку:

без прочной опоры на знания в области теории, гармонии, полифонии музыки, без усвоения таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация, невозможно развитие творческих навыков;

эффективных результатов в работе со школьно-песенным репертуаром, которая основывается на совмещении различных музыкально-исполнительских действий (игра на фортепиано, баяне; пение и элементы дирижирования) можно добиться лишь при

15

координации учебной работы между преподавателями исполнительских дисциплин;

проблему иллюстрирования музыкального материала позволит решить использование для аккомпанирования в концертмейстерском классе программ, выученных студентами на занятиях по вокальному классу, в классах преподавания скрипки, народных инструментов.

Занятия концертмейстерского класса служат средством углубления и конкретизации данных навыков и умений соответственно характеру и особенностям предстоящей студентам педагогической деятельности.

Вопросы и задания

  1. Кого называют "концертмейстером"? Назовите несколько значений данного понятия.
  2. Перечислите основные задачи концертмейстерского класса. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми?
  3. Какие виды музыкально-исполнительской деятельности вы будете применять при изучении школьно-песенного репертуара?
  4. Каковы факторы, способствующие эффективности концертмейстерской подготовки студентов музпедфакультетов?
  5. Как вы решите проблему иллюстрирования музыкального материала?

16

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.