Одним из важнейших видов деятельности любого музыканта-исполнителя (особенно пианиста) является аккомпанемент. Что же такое аккомпанемент? Отвечая на этот вопрос, необходимо знать точное определение термина. В словаре В.И. Даля аккомпанемент определяется как вторенье, подголосок, сопровождение, подыгрывание. Однако следует отметить, что в середине XX в. слово "аккомпанемент" приобретает более четкую формулировку и трактуется по-иному, означая музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения. Аккомпанемент исполняется на фортепиано, баяне, гитаре и т.д., а также ансамблем и оркестром.
Наконец, в конце XX в. понятие "аккомпанемент", что в переводе с французского означает "сопровождать", стало рассматриваться учеными, исследователями, профессиональными музыкантами в нескольких значениях. Во-первых, это партия инструмента (например, фортепиано, гитары и т.п.) или партии ансамбля инструментов (певческих голосов), которые сопровождают сольную партию певца или инструменталиста и помогают ему точно
12
исполнять свою партию; во-вторых, это то в музыкальном произведении, что служит гармонической и ритмической опорой основному голосу, т.е. мелодии; в-третьих, аккомпанемент - исполнение музыкального сопровождения, искусство которого по своему художественному значению сближается с искусством ансамблевого исполнения.
Характер и роль аккомпанемента, несомненно, зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля. В качестве простейших форм аккомпанемента, часто сопровождающих исполнение народной песни, могут рассматриваться даже хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой. В античной и средневековой профессиональной музыке родственным аккомпанементу явлением было унисонное или октавное удвоение вокальной мелодии одним или несколькими инструментами, а в XV - XVI вв. - инструментальное сопровождение к вокальным полифоническим произведениям, которое в художественном отношении было второстепенным и необязательным.
Говоря о формировании аккомпанемента, нельзя не упомянуть о типе многоголосия, характеризующимся разделением голосов на главный и сопровождающие (в отличие от полифонии, где все голоса равнозначны), - а именно о гомофонии. В древней культовой музыке широко использовался принцип гомофонии, где основным был верхний голос, а прочие выполняли функцию аккомпанемента, близкого к аккордовому.
С развитием гомофонно-гармонического склада в конце XVI - начале XVII в. аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. В то время было принято выписывать лишь нижний голос аккомпанемента, намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас, или цифрованный бас). Генерал-бас представлял собой первоначальный тип гомофонного письма в музыке. На усмотрение исполнителя, что, конечно, требовало от него фантазии, дара импровизации, вкуса и специальных навыков, предоставлялась "расшифровка" цифрованного баса в виде аккордов, фигурации и т.п. Со времен И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена аккомпанемент выписывался авторами полностью. Добавим, что в настоящее время подразделение музыкального изложения на мелодию и аккомпанемент также характерно для музыки гомофонно-гармонического склада. В оркестровой музыке указанного типа, где главная мелодия переходит от инструмента к инструменту или от группы инструментов к другой их группе, состав аккомпанирующих голосов постоянно меняется.
Нередко из простого сопровождения аккомпанемент превращается в равноправную партию ансамбля, особенно ярко это проявляется в фортепианных партиях романсов и песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова и других композиторов. В инструментальной и вокальной
13
музыке XIX - XX вв. аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: "договаривает" невысказанное солистом, подчеркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создает выразительный и иллюстративный фон.
- Что такое аккомпанемент? Назовите несколько значений этого термина.
- Перечислите простейшие формы аккомпанемента.
- Какое влияние на музыкальный аккомпанемент оказало развитие гомофонно-гармонического склада?
14