Специфика исполнения аккомпанемента в разноплановых произведениях заключается в том, что при их исполнении концертмейстер выполняет в корне противоположные функции и ставит перед собой отличающиеся друг от друга задачи. Исполнение партии сопровождения зависит от того, какие именно функции выполняет аккомпаниатор, а отсюда - какую роль играет аккомпанемент и какое положение он занимает: подчиненное, равное или ведущее.
Главное же различие состоит в том, что в вокальных произведениях предпочтение отдается, как правило, солисту (певцу) в отличие от инструменталистов, где солирующая (первая) и сопровождающая (вторая) партии почти равны. Довольно часто бывает и так, что партия аккомпанемента приобретает главенствующую роль.
Поэтому специфику исполнения аккомпанемента в вокальных и инструментальных произведениях следует рассматривать в тесной взаимосвязи с разными видами концертмейстерской деятельности, т.е. в совокупности со всем многообразием видов и родов музыкального исполнительства.
Для большего понимания попытаемся наглядно показать и объяснить эту связь в предлагаемых ниже схемах, где студенту будет намного легче проанализировать и осознать суть и значение аккомпанемента, а также уяснить его специфику.
Сначала дается схема, в которой отражены наиболее часто встречающиеся виды музыкального исполнительства, где мастерство концертмейстера имеет важное значение.
153
В концертмейстерской практике зачастую приходится сталкиваться с концертным стилем изложения, который необходимо рассматривать отдельно от всех других существующих жанров и, естественно, учитывать особенности самого концертного жанра.
Исходя из этой схемы, можно с уверенностью утверждать, что роль аккомпанемента в произведениях ансамблевого плана будет совершенно иной, чем, скажем, в сочинениях вокального жанра. Так, например, в концертах роль партии сопровождения в разных разделах произведения может иметь как ведущее значение, так и аккомпанирующее или равное. Поэтому концертмейстеру при исполнении концерта надо постоянно сочетать функции солиста и аккомпаниатора. Этот жанр требует от концертмейстера более высокого профессионального уровня, чем камерные сочинения.
Укажем также и другие виды искусства, в которых задействован аккомпаниатор:
А теперь рассмотрим более подробно те типы концертмейстерской деятельности, которые чаще других встречаются в практике учебных заведений. Это, во-первых, аккомпанирование произведений школьного репертуара, во-вторых, пение сочинений из вузовской программы под собственный аккомпанемент в сочетании с другими музыкально-исполнительскими действиями.
В процессе работы над песнями школьного репертуара осуществляется формирование концертмейстерских навыков. Работа с певцом, вокальным ансамблем и хоровым коллективом способствует профессиональному становлению аккомпаниатора. Она
154
помогает развитию ансамблевого чувства, умению воплощать композиторский замысел при исполнении.
На первых порах овладения концертмейстерскими навыками рекомендуется использовать песни с одним видом легкой фактуры. И лишь потом реален переход к разучиванию произведений с сопровождением, сочетающим сразу несколько типов аккомпанемента.
Школьные песни, написанные обычно в куплетной форме, в ансамблевом отношении довольно просты. Их ярко выраженная стилистическая основа способствует формированию у студентов знаний разнообразных типов аккомпанементов и особенностей их исполнения. Будущим концертмейстерам очень важно осознавать значение произведений школьного песенного репертуара для развития музыкально-эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Подготовку к аккомпаниаторской практике нужно начинать с ознакомления со школьной песней в общих чертах. Просмотрев нотный текст песни еще до ее проигрывания, следует мысленно вслушаться в музыку, постараться представить себе ее звучание. Все это поможет развитию внутреннего слуха, творческого воображения и профессионального мышления концертмейстера.
Проигрывая песню за инструментом, аккомпаниатору следует вычленить трудные в техническом отношении места, продумать удобную для себя аппликатуру, а при необходимости использовать приемы упрощения нотного текста для облегчения исполнения. Разучивая песню на фортепиано, нужно точно представлять высотное звучание партии солиста, мысленно пропевая слова песни.
Петь под собственный аккомпанемент и при этом управлять хором представляет некоторую трудность, так как приходится контролировать собственное пение, следить за партиями солиста и сопровождения и одновременно использовать некоторые приемы дирижирования.
На начальном этапе концертмейстеру необходимо в отдельности освоить каждое исполнительское действие, а уже затем перейти к совмещению пения, аккомпанирования и дирижирования.
Во многих высших музыкально-педагогических учебных заведениях особую сложность представляет то, что при изучении вокальных произведений отсутствует иллюстратор-вокал ист. Это затрудняет работу над романсами, ариями и песнями. В этом случае необходимо в совершенстве владеть нотным текстом сочинения, партией солиста и аккомпанемента. При пении под собственный аккомпанемент нужно уметь вводить элементы солирующей партии в фактуру сопровождения, что облегчит вокальное исполнение.
155
- Какую роль может выполнять аккомпанемент при исполнении произведений разных жанров?
- В чем состоит главное различие исполнения партии сопровождения в вокальных и инструментальных сочинениях?
- Перечислите основные виды искусства, где необходимо участие концертмейстера,
- Какое значение может иметь партия сопровождения в произведениях концертного жанра?
- Расскажите о типах концертмейстерской деятельности, встречающихся наиболее часто в практике учебных заведений.
156