Навыки подбора по слуху имеют большое значение для работы концертмейстера. Поэтому начинать обучение необходимо как можно раньше. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте учащийся мог подбирать по слуху. Сначала ему следует научиться подбирать мелодию - можно правой рукой, можно вместе с левой или поочередно, то правой, то левой. Следующим этапом является подбор по слуху аккомпанемента - исключительно левой рукой, так как правая рука должна одновременно воспроизводить основную мелодическую линию. Конечно, идеальный вариант - сразу двумя руками, но это уже будет полностью зависеть от индивидуальных способностей ученика.
На первых порах рекомендуется подбирать самые элементарные и легкие мелодии. Лучше популярные песни, которые, как говорится, у всех на слуху. Учащийся должен стараться подобрать мелодию по возможности с аккомпанементом, пусть даже совсем простеньким, порой примитивным. Поэтому начинающему
100
аккомпаниатору будут полезны различные упражнения, помогающие развитию навыков подбора по слуху, свободы игры, внутреннего слуха:
- умение продолжить начатую мелодическую линию;
- пропевание с последующей игрой на фортепиано ранее прослушанной мелодии;
- попытка сделать вариации на заданную тему;
- подбирание аккордов к мелодии;
- попытка сочинить вступление или заключение к песням, попевкам и т.д.
В педагогической практике довольно часто приходится сталкиваться с тем, что у студентов, проучившихся долгое время игре на фортепиано, в корне отсутствуют навыки подбора по слуху. Для устранения этого недостатка учащемуся обязательно нужно тренироваться каждый день хотя бы полчаса. Конечно, справиться с этой проблемой самому чрезвычайно сложно. В этом ему должны помочь преподаватели фортепиано. Обучая студентов музыкально-педагогических факультетов, преподавателю необходимо быть профессионалом высочайшей квалификации и самому прекрасно владеть всеми существующими концертмейстерскими приемами.
Следует отметить, что концертмейстерские навыки подбора по слуху и транспонирования носят творческий характер, поскольку способствуют развитию музыкальных способностей у учащихся, побуждают их к поиску разнообразных вариантов исполнительского решения. Умение подобрать правильный и красочный аккомпанемент к песне, странспонировать музыкальное сочинение из одной тональности в другую занимает центральное место в исполнительском арсенале концертмейстера. Эти виды музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, подобранную по слуху музыку полезно проигрывать в разных тональностях. Транспонирование в свою очередь воспитывает умение быстро ориентироваться в фактуре нотного текста музыкального произведения.
Заметим, что умение подбирать по слуху в большей мере зависит от врожденных способностей музыканта, а умение транспонировать - от приобретенных. Поэтому научиться подбирать музыку куда сложнее, чем овладеть навыком транспонирования. Да и в деятельности аккомпаниатора с транспонированием приходится встречаться чаще.
Особенно широкое применение транспонирование находит в вокальной практике. Транспонирование, в процессе которого все звуки переносятся вверх или вниз на определенный интервал, позволяет певцу исполнять музыкальное произведение в удобной для него тесситуре. Концертмейстер должен уметь транспонировать партию сопровождения, имея перед собой нотный текст сочинения в оригинальной тональности. Некоторые аккомпаниаторы
101
способны по слуху транспонировать ранее выученное произведение. Известно, что многие романсы и песни издаются как в тональности оригинала, так и в других тональностях, транспонированных для разных голосов. Конечно, это исключение из правил нельзя брать за основу, так как будущим концертмейстерам весьма важно, чтобы они хорошо и легко владели приемами транспонирования. Процесс транспонирования должен проходить поэтапно и включать следующие моменты:
- 1) проигрывание музыкального произведения в основной тональности или зрительный обзор;
- 2) определение исполнительских особенностей и трудностей в партии сопровождения;
- 3) выявление трудноисполняемых мест в партии вокалиста с точки зрения тесситуры, а также дикционных и ритмических трудностей;
- 4) уточнение темпа, агогики, динамических нюансов;
- 5) транспонирование сочинения в заданную тональность;
- 6) конкретизация музыкального образа;
- 7) корректирование деталей.
В процессе транспонирования аккомпаниатору необходимо выполнять определенные требования. К ним относятся:
- настройка солиста на новую тональность;
- безукоризненная чистота исполнения партии аккомпанемента;
- соблюдение темпа, агогики, ритма;
- своевременное подчеркивание - показ цезур для свободного взятия певцом дыхания;
- поддержка вокалиста в плане динамики;
- показ кульминационного момента;
- сглаживание погрешностей по ходу исполнения.
Практика показывает, что в исполнительской деятельности многих концертмейстеров, обучавшихся на музыкально-педагогических факультетах, обнаруживается слабое владение навыками подбора по слуху и транспонирования. Причины этих недостатков видятся в недоработке студентов в ходе обучения и отсутствии необходимых практических занятий с солистами на различных уровнях довузовской подготовки. Очень важно, чтобы будущие концертмейстеры осознавали значение и необходимость освоения таких навыков, научились транспонировать и подбирать музыку по слуху, пополняя тем самым свой репертуарный багаж.
- Какие упражнения помогут начинающему концертмейстеру в развитии навыка подбора мелодии по слуху?
- Подберите самостоятельно аккомпанемент к песне В. Соловьева-Седого на слова М. Матусовского "Подмосковные вечера".
102
- Как, на ваш взгляд, должен проходить процесс транспонирования музыкального произведения? Перечислите его этапы.
- Какие требования предъявляются к концертмейстеру при транспонировании сочинения?
- Транспонируйте самостоятельно романс М. Глинки на слова А. Пушкина "Я здесь, Инезилья" из тональности Соль мажор в Соль-бемоль мажор.
103