2.5. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Концертмейстерское творчество - центральное понятие эстетики исполнительского искусства. Слово концертмейстерство заключает в себе своеобразие артистического исполнения,

83

индивидуализированную трактовку авторского замысла. Связанное с уникальным переосмыслением нотного текста, оно выступает особым художественным процессом как самостоятельное творческое явление. Концертмейстерство - особо значимый в культурно-ценностном смысле вид музыкального исполнительства. Рассматривая специфические особенности музыкального исполнительства, музыканты отводят особую роль личности концертмейстера как интерпретатора музыкального сочинения.

В концертмейстерском исполнительстве существуют несколько масштабных уровней: усвоение смысла отдельных мелодий и интонаций путем осознания и раскрытия их семантического значения; переход от семантической конкретизации к идейно-художественному обобщению; оформление определенного художественного замысла.

Сложность аккомпаниаторской деятельности обуславливается ее полифункциональностью. Концертмейстер создает собственную трактовку композиторского сочинения, отбирает вариант определенного звукового воплощения этой интерпретации, доносит до слушательской аудитории художественное содержание музыкального произведения, увлекает и заинтересовывает зрителя своим искусством. Аккомпаниатор является одновременно и актером, и режиссером исполнения.

Концертмейстерство занимает важное место в системе нравственного воспитания. Оно способствует формированию у слушателя эстетического вкуса и эстетической культуры, эстетического восприятия и эстетического чувства. Эффективность воспитательной роли концертмейстерской деятельности, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость аккомпаниаторского искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей.

Изучение воспитательного аспекта концертмейстерства имеет долгую историю, однако меняющиеся условия функционирования музыкального искусства, развитие средств музыкального воздействия и, как следствие, происходящие изменения в музыкальном сознании современного человека требуют все большего внимания к этой проблеме.

Для чего нужно концертмейстерское искусство? Вечный вопрос музыкальной эстетики, потому что он всегда актуален - в каждую эпоху и в каждой общественной среде - и решается он всегда по-новому.

Многие полагают, что основная цель концертмейстерства - доставлять слушателям эстетическое наслаждение то ли своей красотой, то ли интеллектуализмом, то ли эмоциональностью. Следовательно, и задачу эстетического воспитания видят в том, чтобы научить человека получать удовольствие от него. Но можно ли

84

ограничиться только этим? Конечно нет, ибо цель аккомпаниаторской деятельности гораздо значительнее и серьезнее - сделать человека выше в духовном отношении. Эстетическое воспитание не может сводиться только к формированию хорошего вкуса - оно должно формировать хорошие мысли, нравы. В формулировке "эстетическое воспитание" слово "эстетическое" означает не цель, а средство. В этом главная сущность вопроса и относится она не только к концертмейстерству, но и к искусству в целом.

Более 200 лет назад в Германии вышел в свет философский трактат, название которого казалось современникам странным и загадочным. Слово "эстетика" было придумано его автором, известным в то время немецким ученым А.Г. Баумгартеном. Он положил в основу нового философского термина греческое слово "эстезис" - ощущение, "чувственное восприятие".

Понятие "эстетика", таким образом стало означать "теория чувственного восприятия" или "учение об ощущениях", подобно тому как понятие "этика" означает "учение о поведении" и "логика" - "учение о познании".

Эстетика - наука о прекрасном. Главная проблема, рассматриваемая эстетической наукой, - исследование природы прекрасного и его специфической сущности. Но эстетика не просто "наука об искусстве", а наука о сущности и наиболее общих законах художественного творчества, в том числе и концертмейстерского.

Искусство концентрирует в себе общечеловеческие философские ценности. Тяготение философии к искусству и искусства к философии, по мнению А.Я. Зися, обусловлено определенной общностью самого предмета и их интересов. В центре и искусства, и философии стоят проблемы, связанные с раскрытием природы человека и его отношения к окружающему миру.

Характер взаимоотношений философии и искусства обусловлен также и определенной общностью в самом способе освоения ими действительности. Разумеется, речь идет не о тождественных, а об однопорядковых категориях, и выражается эта общность в том, что и философия, и искусство осваивают мир как целостность. В отличие от других сфер культуры, идущих в освоении мира более дробным, дифференцированным путем, философии и искусству в гораздо большей мере присущи принципы его интегрированного постижения. И дело не только в средствах этого постижения - они различны в философии и искусстве, а в моделях мышления художника и философа, в которых интегративные тенденции доминируют. Альбер Камю однажды заметил: "Мыслят только образами. Хочешь быть философом, пиши роман!" Отсюда вывод - интерес философии к искусству такой же, как тяготение художника к постижению философских идей.

Необходимо подчеркнуть по крайней мере две особенности осуществления познания искусства в современных условиях.

85

Первая особенность - педагогическая. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве, и тогда сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти и нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс становления убеждений, навыков и привычек поведения.

Вторая особенность - собственно эстетическая, так как искусство, музыкальное в том числе, было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание - основным средством формирования эстетического отношения к миру.

Музыка как средство воспитания с древнейших времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоничному развитию личности средствами музыки и искусства в целом (Платон, Аристотель, аль-Фараби, Р. Декарт, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, П.А. Плавильщиков, И. Кант, И. Гете, И. Шиллер, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Б. Яворский, Б.В. Асафьев).

На современном этапе развития теории музыкально-эстетического воспитания насущной потребностью общества становится познание того, как и какими путями входит произведение музыканта в сознание слушателя, как оно становится достоянием его личного опыта.

Решение этой проблемы музыкальной эстетики непосредственно соприкасается с вопросами формирования духовного мира личности в процессе ее общения с концертмейстерским творчеством. Именно проблема места и роли концертмейстерства в формировании духовного мира личности наиболее активно исследуется учеными в последнее время, ибо в процессе общения с музыкальными произведениями разных жанров формируется эстетическое сознание личности, которое в свою очередь находится в соответственной связи со всеми сторонами духовного мира человека. Целенаправленное использование воспитательной силы концертмейстерского мастерства заключается в том, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащать ее духовный мир.

Духовный мир личности в философской литературе обычно рассматривается как синтез рациональной (Г. Гегель), эмоционально-чувственной (Б. Спиноза) и волевой сфер (А. Шопенгауэр). Отметим, что музыка, согласно концепции А. Шопенгауэра, обладает наивысшими духовными ценностями, ибо она находится на уровне мировой воли. Соответственно выделяются интеллектуалистическое и волюнтаристское направления в оценке искусства и возможностях художественного воздействия. Во многих работах, особенно касающихся музыкально-воспитательных проблем,

86

задачи формирования духовного мира зачастую ограничиваются развитием мыслительной и эмоциональной сфер.

Воспринимая концертмейстерское искусство, воплощающее высокие нравственные идеи, слушатель почти каждый раз испытывает большее или меньшее влияние его воли на все сферы своего духовного мира. Вместе с тем отмеченные философами три сферы духовного мира личности, являющиеся основополагающими, естественно, не исчерпывают его полностью. Можно, например, упомянуть такое свойство, как воображение, роль которого в общении с музыкой неоднократно подчеркивалась в литературе. Дело в том, что все сферы духовного мира личности сосуществуют взаимосвязанно. Именно целостное содержание произведений искусства, которое является результатом осмысления и концентрации художником обобщенного опыта социально-исторических отношений, С. Раппопорт считает основой художественных эмоций. Неравномерность проявления в музыке рационального и эмоционально-чувственного компонентов обусловлена ее природой, как утверждает в завершающем варианте своей общей художественно-морфологической концепции М. Каган. При помощи целостного подхода к анализу музыкально-творческого процесса глубже раскрывается социальная сущность музыки, а в воспитательной способности ее выделяется мировоззренческая целенаправленность.

Искусство концертмейстера направлено на то, чтобы помочь исполнителю в образно-эмоциональной форме выразить свое понимание музыкального произведения. Основной формой познания эстетической реальности является образ-обобщение и художественный образ. В сложном процессе формирования эстетически развитой личности важно понимать, что психологические и педагогические критерии развития природных основ эстетического отношения учащихся к искусству органически переплетаются. Чрезвычайно важно учитывать и социальные критерии, к которым следует отнести прежде всего образование привычной потребности и мыслительной способности анализировать явления искусства с эстетической точки зрения.

Эстетическое развитие концертмейстера осуществляется в процессе музыкально-эстетического образования, обучения, содержательного освоения художественно-эстетических ценностей. Но эстетическая образованность - это не только сумма знаний. Она включает в себя также умения и навыки. О степени эстетической образованности можно судить, руководствуясь психологическими, педагогическими и социальными критериями. Психологическим критерием является наличие у учащихся стремления к знаниям в области искусства (музыки), мотивы и стимулы стремлений к культуре. Педагогические критерии связаны с общими критериями успешности деятельности учеников по овладению знаниями. Наконец, социальные - с социальной оценкой произведений

87

искусства, ибо человек, воспитанный в духе пренебрежения к классическому искусству, не знающий его, выросший и сформировавшийся в мире голых абстракций, абсурдных текстов, диссонансных созвучий, привыкает к эмоциональному оглушению, иррациональному восприятию музыки.

Основная цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы в человеке органически соединились эстетический идеал и подлинно художественный вкус с развитой способностью к воспроизведению, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Проявление у учащихся эстетической развитости и образованности в соединении с эстетической воспитанностью и есть оптимально развитое эстетическое отношение к искусству. Развитие эстетических чувств определяет и художественное становление аккомпаниатора.

В процессе эстетического развития личности формируется способность к правильному восприятию произведений искусства. Исполнителю предоставляется право творческой передачи художественных намерений автора сочинений. Что же касается концертмейстерского творчества, то здесь все зависит от способностей аккомпаниатора увлечь слушателей своим мастерством. Исполняя музыкальное произведение, концертмейстеру нужно духовно вжиться в него. Для этого ему необходимо обладать высоким уровнем эстетического развития. Это поможет музыканту в воссоздании художественного образа сочинения и наиболее точной передаче композиторского замысла.

Мы уже говорили, что специальность концертмейстер требует разносторонних знаний. Лишь на их основе возникает подлинный процесс художественного творчества. Общение с различными видами искусства поможет развитию воображения, ассоциативного мышления аккомпаниатора, что в свою очередь повлечет за собой глубокое и яркое восприятие и создание музыкальных образов.

Концертмейстеру необходимо быть музыкантом высокого уровня. Он должен всегда помнить о том, что он и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог. Было бы трудно представить его деятельность без использования различных форм исполнительства: игра на музыкальном инструменте, пение, дирижирование. Такому музыканту нужно хорошо владеть инструментом, голосом, уметь читать нотный текст с листа, транспонировать, подбирать музыку по слуху, владеть навыками переложений и дирижирования. Ему также необходимо знать творчество композиторов разных эпох, произведения различных жанров, песенный репертуар.

Эстетическое воспитание способствует формированию у концертмейстера высокого художественного вкуса. Низкий уровень эстетических интересов отрицательно скажется на общей культуре музыканта. Воспитание эстетического вкуса является определяющим фактором в духовном развитии аккомпаниатора. Чем более

88

эстетически развит концертмейстер, чем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее, интереснее развертывается его творческая деятельность.

Вопросы и задания

  1. Какие нравственные качества в человеке формирует концертмейстерское творчество?
  2. Что означает понятие "эстетика"?
  3. Как искусство концертмейстера влияет на формирование духовного мира личности?
  4. Какова, на ваш взгляд, основная цель эстетического воспитания относительно концертмейстерского искусства?

89

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru