В свете новых профессиональных требований задачи курса концертмейстерского класса несколько видоизменяются. Если раньше акцент ставился на изучении музыкально-исполнительских навыков и умений, то теперь больше внимания уделяется анализированию поэтического текста и вопросам, связанным с рассмотрением связи слова и звука, т.е. соотношения стихов и музыки в различных произведениях.
Прежде чем проделать параллельный анализ поэтической и музыкальной сторон сочинения, необходимо охарактеризовать каждый из них в отдельности. Приведем в качестве примера романс С.В. Рахманинова на слова Г.А. Галиной "У моего окна", ор. 26, написанный 17 сентября 1906 г. в Ивановке.
В 1906 г. по просьбе Рахманинова замечательная пианистка М.С. Керзина отобрала для него стихотворения различных поэтов, часть которых была использована композитором для романсов ор. 26. Юрист по образованию и страстный любитель русской музыки, отдавший значительную часть своей жизни и материальных средств ее пропаганде, А.М. Керзин вместе со своей женой был организатором "Кружка любителей русской музыки" в Москве. Наряду с другими выдающимися исполнителями и композиторами в концертах данного кружка неоднократно выступал и Рахманинов в качестве композитора, пианиста и дирижера. Романсы ор. 26 Рахманинова, посвященные супругам Керзиным, впервые были исполнены в одном из концертов этого кружка 12 февраля 1907 г.
Поэтический текст произведения
У моего окна черемуха цветет,
Цветет задумчиво под ризой серебристой...
И веткой свежей и душистой
Склонилась и зовет.
Ее трепещущих воздушных лепестков
Я радостно ловлю веселое дыханье,
Их сладкий аромат туманит мне сознанье,
И песни о любви они поют без слов...
76
Стихотворение отражает душевное состояние поэта-мечтателя. В нем дана пейзажная зарисовка весеннего цветения природы. Музыка Рахманинова в соответствии со стихами создает лирически-созерцательное настроение.
В стихотворении две строфы по четыре строки. В первой строфе и двух первых строках второй строфы господствует весеннее радостное настроение, воплощенное в образе цветущей черемухи, а в двух последних строках автор меняет настроение и создает мечтательный, лирический настрой. Именно внутри строфы, а не между строфами дано образное переключение, что способствует преодолению естественного для стихотворного текста строфического членения.
Итак, стихи Галиной отличаются сквозным развитием образа, преодолевающим "строфические каденции", и, следовательно, вероятнее всего должны воплотиться в сквозной музыкальной форме.
Музыкальная форма произведения
В соответствии с содержанием стихотворения Галиной романс Рахманинова - нежный гимн любви. Произведение звучит как бы на едином дыхании, его форма воспринимается на слух как сквозная. Методика анализа сквозной формы теоретически та же, что и в других музыкальных формах, только в качестве конструктивной основы произведения рассматривается не устойчивая в своих очертаниях тема, а тонально и интонационно схожие построения. Главная особенность сквозной формы заключается в том, что в ней в отличие от других форм не совпадает по времени действие различных приемов членения произведения.
Основная тональность Ля мажор. Однако начинается романс с доминанты и сохраняет ее преимущество на протяжении всей первой строфы. Это вносит особую красочность, весенний колорит, динамизм в развитие музыкального материала сочинения.
Две строки второй строфы начинаются также с доминанты, но уже не к основной тональности Ля мажор, как это было в первой строфе, а к субдоминантовой, т.е. Ре мажор. Именно в тональности Ре мажор (S) звучит кульминация произведения. Следует отметить, что на третью строку со словами "Их сладкий аромат туманит мне сознанье" приходится и кульминация и затем сразу же (на словах "мне сознанье") внезапная смена тональности Ре мажор на ре минор (мажорная S - минорная s), которая придает особый эффект романсу.
Окончание произведения звучит в основной тональности Ля мажор. Вокальная партия заканчивается полной несовершенной каденцией, а завершающие такты, исполняющиеся партией сопровождения, - полной совершенной каденцией. Добавим, что
77
все ведущие тональности романса мажорны - они звучат свежо и красочно.
Размер неизменный - 44.
Гармония произведения насыщенна и разнообразна, что характерно для творчества Рахманинова, с которым связан важный этап развития гармонического мышления русских композиторов. И хотя композитор продолжал традиции классической школы гармонии, он внес значительную лепту в развитие гармонического языка.
Фактура изложения - гомофонно-гармоническая с элементами имитации в партии аккомпанемента. Основная тема - у солирующей партии, но благодаря развитой гармонии мелодическая линия партии сопровождения также очень разнообразна и интересна. Аккомпанемент довольно часто повторяет ритмический рисунок партии солиста и определяет функциональную принадлежность каждого звука вокальной партии. Необходимо отметить, что партия солиста достаточно трудна для исполнения в интонационном отношении.
Общее обозначение темпа дано как Lento - медленно.
В самом начале романса есть еще одно обозначение cantabile (певуче) для партии солиста, что подчеркивает характер музыки. Композитор считает необходимым предупредить нас о вдумчивом подходе к исполнению этого сочинения, подсказывает, сколько в нем певучести и нежности, какой-то сладостной тревоги и предчувствия чего-то прекрасного.
Динамика произведения очень ярка и разнообразна от piano до forte, к тому же в каждом мотиве подразумевается своя нюансировка, которую автор указывает вилочками.
Связь слова и звука
(соотношение стихов и музыки в романсе)
Первую и вторую строфы разделяет только смена гармонии с доминантовой к основной тональности на доминантовую к субдоминантовой: Ми мажор - Ля мажор - Ре мажор (как бы по квартовому кругу). Связываются же строфы одним и тем же звуком си в мелодии, который завершает одну строфу и начинает следующую. Так реализуется связь последней строки первой строфы и первой строки второй строфы.
Главная цезура в романсе находится там, где в стихотворении происходит образная смена: образ весны, олицетворяемой цветением черемухи, дополняется образом любовной лирики. Цезура осуществляется посредством модуляции в основную тональность, наступления одной из наиболее тихих точек произведения (р). Но и здесь все связывает воедино общий звук ля, который звучит в мелодии голоса и фортепиано.
78
В первой строфе имеются кратковременные динамические подъемы (5-й и 6-й такты) и спады (7, 8 и 9-й такты). Первую и вторую строфы объединяет динамический спад. Далее, между двумя первыми строками и третьей строкой второй строфы, следует довольно резкий динамический подъем к вершине смысловой кульминации произведения ("Их сладкий аромат" - forte), имеющий большую амплитуду динамики (от piano к forte). Этот подъем объединяет первую и вторую половины второй строфы.
Итак, как показывает анализ, в романсе Рахманинова изложение исходной темы и восхождение к вершине не соответствуют строфическому членению текста, а преодолевают его (пример 13)
Пример 13
У моего окна
Слова Г. Галиной |
С. Рахманинов |
79
Особенности поэтического текста влекут за собой трудности при отработке интонации, дикции, ритма, ансамбля и другие, возникающие в процессе разучивания вокальных и хоровых произведений. Основой вокального искусства является чистота интонирования при исполнении музыкального сочинения.
К наиболее значительным интонационным трудностям относятся: интонирование мелодии в высоком регистре и быстром темпе, полутоновые интонации и хроматические последовательности, скачки на большие интервалы, альтерированные ступени, отдельные вступления партий, внезапная смена тональностей, увеличенные или уменьшенные интервалы и аккорды, органный пункт, энгармонизмы, а также октавные унисоны.
Основными ритмическими трудностями являются: исполнение произведения в смешанных или переменных размерах, затактовые ноты, смена группировки длительностей в такте, исполнение пунктирного ритма, синкоп, триолей, квинтолей, септолей и др.
Очень важно, чтобы при хорошем звучании партии аккомпанемента не пострадала ясность передачи поэтического текста. Для этого рекомендуется обращать внимание на хорошую дикцию и добиваться четкого произношения слов. Основными трудностями при работе над дикцией у вокалистов и хористов являются: правильное формирование гласных, ясное и четкое произношение согласных (особенно в конце слова), большое количество шипящих и свистящих звуков, сочетание в одном слове двух одинаковых по произношению гласных, многобуквенные слоги (сердце, праздник, солнце, поздно, радостно и т.д.), несовпадение метрического акцента музыки и логического ударения слова и др. Рекомендуется тщательно проработать произношение свистящих и шипящих согласных, которые нужно произносить коротко и отрывисто, относя их к гласному звуку.
Немаловажное значение в преодолении вокальных трудностей имеет отработка глубокого, свободного, спокойного дыхания для певца и цепного дыхания для хора. А помогут в этом разнообразные вокальные упражнения, которые лучше использовать непосредственно перед работой над произведением.
80
Вышеуказанные вокально-хоровые трудности являются лишь небольшой частью всех существующих трудностей исполнительского искусства. Главная задача любого исполнителя - выявить эти трудности в процессе анализа произведения и найти пути к их преодолению.
Слово в музыкальном произведении не только регулирует, но иногда и диктует интонационные и ритмические акценты. Поэтому необходимо регулярно заниматься выработкой хорошей дикции, которая подразумевает четкое, с соблюдением орфоэпических норм произношение согласных и гласных, культуру речи и соблюдение законов и правил логики речи.
Поэтический текст музыкального произведения, предназначающегося для взрослой аудитории, значительно отличается от содержания текстов школьного песенного репертуара. И концертмейстеру нужно иметь представление о разучивании как романсов, хоров и арий, так и школьных песен. (Он должен уметь преодолевать трудности, связанные не только с чисто музыкальными особенностями, но и такие, которые возникают при выявлении особенностей поэтической стороны музыкального сочинения и разборе эмоционально-смыслового содержания.) Аккомпаниатору, работающему в школе, необходимо обеспечить атмосферу увлеченности пением на уроке. Для этого нужно включать в репертуар песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко доступные детям. Они должны быть с интересным текстом, мелодичными, хорошо запоминающимися.
Главными моментами процесса разучивания песни школьного репертуара являются:
- 1) вступительное слово концертмейстера;
- 2) показ песни аккомпаниатором;
- 3) беседа со школьниками о песне;
- 4) выразительное чтение поэтического текста;
- 5) разучивание песни.
При этом необходим правильный выбор песни. На начальном этапе обучения песни для школьников должны отвечать следующим требованиям:
- форма - не более трех куплетов;
- мелодия - выразительная, яркая;
- ритм - простой (наличие не более четырех длительностей);
- голосоведение - естественное, ясное;
- диапазон - не превышающий октавы.
Во вступительном слове аккомпаниатор школьного хора сообщает учащимся название песни, знакомит ребят с историей ее создания, называет имена авторов поэтического и музыкального текстов, говорит детям несколько слов о содержании и характере музыки.
81
Показ песни концертмейстером предполагает исполнение произведения под собственное сопровождение. Аккомпанемент следует играть немного тише, чем петь мелодию, так как он носит вспомогательный характер. Песня должна быть хорошо выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, нюансами, агогикой, в собственной интерпретации и, конечно, без остановок и ошибок в аккомпанементе, а также в словах. Очень важно, чтобы исполнение песни произвело на школьников яркое впечатление, стало образцом, к достижению которого они будут стремиться. Концертмейстеру необходимо вызвать у ребят желание выучить прослушанную песню, а для этого он должен постараться создать яркий, впечатляющий художественный образ. Лишь тогда работа над песней будет успешной.
Беседа о песне имеет большое образовательное и воспитательное значение. Разговор о ней должен строиться с учетом возрастных особенностей учащихся. Он предполагает знакомство с творчеством авторов музыки и поэтического текста песни, обращение к воображению детей, разбор эмоционально-смыслового содержания произведения, использование иллюстраций. После такого знакомства с песней у ребят может возникнуть желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о ее характере и содержании, о динамических оттенках и темпах, о мелодии и ритме. На первых порах учащиеся еще не располагают достаточными навыками анализа песни, поэтому концертмейстер обязан помогать им в этом наводящими вопросами. Проявление у детей интереса к беседе во многом зависит от качества песенного материала, от исполнительского искусства аккомпаниатора и от музыкальных способностей самих учеников.
Чтение поэтического текста песни - важный момент в работе аккомпаниатора. После выразительного прочтения поэтического текста педагогом, которое поможет ребятам понять смысл и идею песни, необходимо в кратких и доступных выражениях объяснить стилистические особенности текста и непонятные слова. Затем учащимся следует предложить самостоятельно прочитать текст. Они должны читать ясно, спокойно и отчетливо выговаривая слова. Для более глубокого и эмоционального восприятия содержания песни рекомендуется показ поэтического текста на плакате и использование иллюстраций, соответствующих содержанию. Выразительность при чтении способствует проникновению в эмоционально-смысловое содержание поэтического текста, что в свою очередь помогает яркому исполнению песни. Непоправимой ошибкой является заучивание текста с учащимися методом скандирования.
Разучивание школьной песни должно доставлять детям удовольствие. В этот период концертмейстеру следует сосредоточить внимание на правильности звукообразования и дыхания при пении, ритмической четкости, дикции, акцентировать выразительность
82
динамики, правильность звуковысотного интонирования мелодии песни. Разучивать песню лучше по фразам. Исключение составляют лишь небольшие попевки, которые следует учить полностью. Каждая фраза должна быть многократно повторена учащимися, так как музыкальный слух и память у многих детей развиты плохо. Потом выученные фразы соединяются воедино и наступает самый волнующий момент в творчестве любого музыканта - исполнение.
Исполнительский план обсуждается аккомпаниатором совместно со школьниками. Главным требованием к художественному исполнению является раскрытие идейно-образного замысла. Во время пения ребята должны быть раскованны и естественны в проявлении своих чувств. Исполнение будет выглядеть более красочным, если сочетать пение с хлопками, движениями, использованием различных детских музыкальных инструментов.
Анализ романса С.В. Рахманинова на слова Г.А. Галиной "У моего окна" и рассмотрение в общих чертах процесса разучивания школьной песни позволяют сделать следующий вывод: поэтический текст влияет на саму природу музыкального произведения и имеет огромное значение в процессе создания художественного образа сочинения.
- Проанализируйте связь слова и звука в романсе С.В. Рахманинова на слова Ф. Тютчева "Все отнял у меня".
- Назовите особенности поэтического текста и рассмотрите соотношение стихов и музыки в песне А. Островского на слова Л. Ошанина "Пусть всегда будет солнце!".
- Перечислите интонационные трудности, возникающие при исполнении музыкального произведения.
- Перечислите основные трудности при работе над дикцией у певцов.
- Перечислите ритмические трудности, связанные с особенностями поэтического текста.
- Какие моменты являются главными в процессе разучивания школьной песни?
- Каким требованиям должны отвечать песни на начальном этапе обучения?
- Проведите самостоятельно работу по разучиванию песни из школьного репертуара.
83