Светлой памяти моей матери
Галины Ивановны Кубанцевой
посвящается
В современной педагогике высшей школы все больше внимания уделяется формированию профессиональных качеств будущего специалиста. Весьма актуальными являются проблемы, связанные с музыкально-педагогическим процессом. К числу наиболее острых относится вопрос подготовки профессионального педагога-концертмейстера на музыкально-педагогическом факультете вуза.
Особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наиболее важное значение оно приобретает в музыкально-педагогических профессиях и среди них в профессии концертмейстера.
Исследования в области теории и практики подготовки преподавателя-концертмейстера проводились видными специалистами: значительным вкладом в обогащение содержания учебного процесса по предмету "Концертмейстерский класс" являются труды В.И. Пустовит; интересным представляется исследование Л.А. Ладыгина, посвященное исполнительскому мастерству балетного аккомпаниатора; немаловажную роль в формировании концертмейстерских навыков и умений у студентов педагогических вузов сыграли работы Э.Ф. Новиковой.
Однако нельзя не отметить того факта, что в настоящее время мало кто из исследователей обращается к вопросам, непосредственно связанным со специальной подготовкой не только концертмейстера-исполнителя, но и концертмейстера-преподавателя. В то же время высокие достижения в данной сфере исполнительского искусства невозможны без наличия достаточного количества учебных пособий, методических разработок и иной литературы по дисциплине "Концертмейстерский класс".
Настоящее учебное пособие, созданное в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой курса
3
"Концертмейстерский класс", предназначено для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов. Следует подчеркнуть, что оно обращено к широкому контингенту учащихся-музыкантов, поэтому автор предполагает, что предложенный им материал, ориентированный на подготовку профессиональных специалистов, будет полезен даже начинающим концертмейстерам.
Предмет "Концертмейстерский класс" занимает важное место в цикле исполнительских дисциплин. Он отражает не только педагогическую, но прежде всего аккомпаниаторскую направленность формирования и развития музыкально-творческих навыков, специфика которых заключается в совмещении различных музыкально-исполнительских действий.
Круг тем, рассматриваемых в пособии, охватывает различные компоненты концертмейстерской подготовки. Автор ставит своей задачей как можно глубже вникнуть в содержание и структуру учебного процесса по данной дисциплине, а также определить ее роль в музыкально-педагогическом процессе; исследовать исполнительское искусство и процесс работы аккомпаниатора на примерах музыкальных произведений различных стилей, эпох и композиторов; проанализировать специфику исполнения аккомпанемента в вокальных и инструментальных произведениях; уделить внимание анализу работы над фортепианной партией и собственно исполнительской деятельности, нередко связанной с взаимосогласованностью слова и звука; рассмотреть процесс взаимодействия концертмейстера с солистом, сделав акцент на особенностях сочетания партии солиста с аккомпанементом; охарактеризовать навыки чтения нотного текста с листа и транспонирования, подбора музыки по слуху и импровизации.
Особое внимание в книге уделяется исполнительской деятельности концертмейстера. Известно, что многие пианисты, порой даже превосходные исполнители, совершенно не имеют аккомпаниаторских навыков, хотя в этих навыках также проявляется настоящий профессионализм пианиста. Это касается аккомпанирования как классических произведений, так и популярной музыки. Кто-то может утверждать, что популярная музыка - "легкая" и необязательно включать ее в свой репертуар, можно ограничиться классикой и народной песней, тем более что даже посредственный музыкант сумеет по нотам сыграть и классическое произведение, и народное. Но ведь найдутся и "слухачи", которые опровергнут такого рода заявления и будут правы! Способ аккомпанирования известных мелодий "по слуху" - импровизированно - весьма распространен в музыкальной практике. Бесспорно, при таком исполнении популярной музыки аккомпаниатору помогает прежде всего собственный слух. Конечно, не каждый пианист может в равной степени хорошо исполнять и
4
классические, и эстрадные, и народные, и джазовые произведения. Но к этому должен стремиться каждый.
Именно поэтому в основу данного учебного пособия положена концепция гармоничного развития концертмейстерских навыков исполнения самых разных произведений на основе базовых педагогических принципов обучения.
Безусловно, обучаясь в специальных педагогических учебных заведениях, музыканты получают профессиональную подготовку и в будущем становятся преподавателями. При этом молодым специалистам важно быть подготовленными не только практически, но и теоретически, чтобы в доступной форме передавать свой опыт ученикам.
Следует сказать и о таких значимых составляющих исполнительской деятельности аккомпаниатора, как музыкальные способности, включающие в себя следующее: музыкальный слух, музыкальную память и метроритмику; туше, являющееся, пожалуй, главным "козырем" для концертмейстера; педализацию, которая зависит полностью от профессиональных умений пианиста; использование мелизмов, обогащающих фактуру произведения; умение подобрать аппликатуру, облегчающую исполнение. Все это отражено в книге. Более того, сделана попытка подробно проанализировать эти факторы успеха концертмейстерской деятельности.
В учебном пособии даны определения таким понятиям, как "музыкальная фактура", "концертмейстер", "аккомпанемент" и т.д. Особое место уделено рассмотрению классификации типов аккомпанементов: "гармоническая поддержка"; "чередование баса и аккорда"; "аккордовая пульсация"; "гармонические фигурации"; аккомпанемент смешанного типа; дублирующий вокальную партию; содержащий небольшие отклонения от вокальной партии; включающий отдельные звуки вокальной партии; аккомпанемент, в который не входит мелодия вокальной партии. Более того, по каждому типу аккомпанемента предлагается подробный анализ музыкальных произведений разных стилей, эпох, а также краткие сведения о творческом пути написавших их композиторов. Специально рассматривается характер фактуры сопровождения. Наконец, студентам предлагаются широкие репертуарные списки, даются советы, которые помогут музыканту-практику приобрести исполнительские навыки аккомпанирования и расширить свой собственный репертуар.
Немаловажно для учащихся знать различные аспекты творчества концертмейстера, представленные в книге: философско-эстетический, отражающийся на характере исполнения музыкальных произведений; психологический, включающий музыкальное восприятие, и как результат - развитие образного мышления и воображения исполнителя, без которых был бы затруднителен процесс создания музыкального художественного образа. Рассказывается
5
об эмоционально-волевых качествах исполнителя, влияющих на трактовку и интерпретацию исполнения произведения, о межпредметных связях в аккомпаниаторской подготовке студентов музыкально-педагогических факультетов, даются историко-стилистический и исполнительский анализы отдельных музыкальных произведений.
Существенное место в книге занимают вопросы подготовительного репетиционного процесса в творческой деятельности концертмейстера, а также концертного исполнения, являющегося по сути ее кульминацией. Проблемы, связанные с навыками пения под собственный аккомпанемент и работой над песенным репертуаром, школьными песнями, также отражены в данном учебном пособии.
Думается, что студентам полезно будет напомнить о годовых и зачетно-экзаменационных требованиях. Автор раскрывает все темы, включенные в программу "Концертмейстерский класс", и надеется, что подготовленная им книга поможет учащимся получить ответы на многие волнующие их вопросы и приобрести необходимые знания.
6