Воспитание личности в культуре

В традициях отечественной педагогической психологии и прежде всего культурно-исторического подхода источник развития помещен не в самом человеке, а вынесен вовне - в культурно-исторический опыт. Этот опыт зафиксирован самыми разными способами, включая феномены общественного сознания, произведения искусства, мифологию, нормы морали и т.д. В процессе взаимодействия с ними ребенок овладевает собственными психическими процессами и развивается. Такая обусловленность человеческого развития объектами культуры позволяет их рассматривать как психологические органы или орудия развития. М.К. Мамардашвили называет их органами амплификаторами, или "машинами рождения". Они не просто дают человеку некоторые представления о мире, но и порождают новый личностно-значимый опыт, определенные качества и состояния. Рассмотрим в качестве амплификаторов ("машин рождения") игру, средства массовой коммуникации, сказку и изобразительную деятельность.

Роль игры в воспитании личности

Игра - важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге "Психология игровой деятельности" определяет игру как "исторически возникший и социально обусловленный вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми деятельности

286

взрослых и отношении между ними и направленный на познание окружающей действительности".

Термин "игра" имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:

  • - непродуктивность;
  • - ориентированность на процесс, а не на результат;
  • - обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
  • - историко-культурная значимость;
  • - условность игровой ситуации;
  • - двуплановость;
  • - ролевая структура;
  • - быстрая смена ситуаций и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;
  • - возможность замещения реальных объектов игровыми.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка. Согласно теории "избытка сил" (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, конец XIX в.) игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование.

Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что "игра объективно - это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих". Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.

Немецкий биолог Э. Геккель и американский психолог и педолог Г.С. Холл рассматривали игру с точки зрения биогенетического закона. "В играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства и т.д. Игра - это своеобразный атавизм биологических и культурных предков; она содействует изживанию инстинктов драчливости, соперничества и других, не совместимых с цивилизацией". На самом деле, в детских играх можно обнаружить приметы прошлого - элементы охоты, собирательства, войны, кочевничества. Однако идея сокращенного повторения основных этапов развития человечества в развитии ребенка не нашла своего подтверждения в науке.

287

Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия" . Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения - влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.

Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, - это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией.

В отечественной марксистской литературе вопрос о происхождении игры был поставлен Г.В. Плехановым. Игра, считал он, есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. С его точки зрения, под влиянием трудовой деятельности между людьми возникают социальные игры, из которых затем развивается искусство танцев и театрализованных представлений.

Рассмотрение игры как способа бытия культуры, как первичный импульс человеческой истории, дано в известном труде И. Хейзинга "Человек играющий" [19]. Игра, по его мнению, онтологически присущее человеку образование, необходимый способ социальной жизни.

Выявлением исторической и социальной природы игры в отечественной психологии занимались Е.А. Аркин [10], Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др. Л.С. Выготский в статье "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка" отмечал, что игра создает "зону ближайшего развития" , в ней ребенок становится "как бы на голову выше самого себя". Д.Б. Эльконин, рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, выделил такие новообразования:

  • развитие мотивационно-потребностной сферы. В раннем детстве ребенок поглощен предметами и способами действий с ними. Позднее он начинает выполнять их самостоятельно, отделяясь от помогающего ему взрослого и пытаясь подражать ему. Далее ребенок стремится стать взрослым и реально осуществлять функции, присущие взрослым в игре. "Происходит переход от мотивов, имеющих форму дологических, аффективно окрашенных, непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности";

288

  • преодоление познавательного эгоцентризма. В игре происходит смена одной познавательной позиции на другую. Ребенок в игре должен принимать во внимание роль своего партнера. При этом меняется не только точка зрения, но и отношение к партнеру в соответствии с ролью;
  • развитие умственных действий. В ходе игры происходит развитие познавательных способностей в связи с переходом на более высокие этапы умственного развития;
  • развитие произвольного поведения. В игре ребенок отказывается от сиюминутных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Поведение становится произвольным.

Процесс контроля за ходом игры осуществляется с помощью формирующейся способности к рефлексии. Особенно заметно это у детей 4-6 лет. "Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка" (Д.Б. Эльконин).

Г.Л. Лэндрет определяет игру как "произвольную, внутренне мотивированную деятельность, которая предусматривает гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет". По его мнению, игра для ребенка является таким же средством выражения мыслей и чувств, как речь для взрослого. Дошкольнику легче проявить свои переживания в игровых действиях с помощью игрушек, чем рассказать о них. Игра может открыть то, что пережил ребенок, как он реагирует на это, какие желания, мечты и потребности испытывает.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

  1. Игра - понятие многозначное. Оно обозначает целый спектр человеческих занятий - от досуговой до деловой сферы. Игра является средством воспитания и самовоспитания на разных возрастных этапах, методом познания, способом жизнедеятельности и ребенка и взрослого.
  2. Игры - свободная, естественная и творческая форма проявления детей, а также средство их самовыражения.
  3. Игра выражает насущные потребности растущего организма. "Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют" [9].
  4. Игра создает условия для формирования способностей к общению и развитию интеллекта.

289

Игра выполняет ряд функций:

  1. Функцию самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. В этом плане важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она реализуется не только в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среду.
  2. Коммуникативную. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.
  3. Диагностическую. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и утверждает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.
  4. Терапевтическую. Игра выступает как средство аутопси-хотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало. Психологи, работавшие в Армении после землетрясения, обратили внимание на то, как дети повторяли эту трагическую ситуацию в игре. Дети строили домики из кубиков и разрушали их. Домики ломались, кругом были убитые и раненые, спасатели и врачи оказывали им помощь. Такие игры продолжались несколько недель. Смысл их для ребенка заключался в том, чтобы в безопасной для себя обстановке заново проиграть травматические ситуации, после чего острота переживания снижалась.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. К примеру, различные считалки,

290

дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой - являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: "Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту".

  1. Функцию коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную - как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
  2. Развлекательную. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра - тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки. Игры-развлечения могут использоваться при организации праздников, а также как демонстрация родителям и педагогам для использования в воспитательных целях.
  3. Функцию реализации задач возраста. Для дошкольника и младшего школьника игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Классификация игр

Достаточно трудно найти основание для того, чтобы классифицировать игры, в которые играют дети. Все виды игр имеют свои особенности и назначение, между ними трудно провести границы - в каждой игровой ситуации решается много задач, реализуется множество потребностей личности. В книге

291

Г. Крайг "Психология развития" [4] описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры. Цель: приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся водой. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. В них развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры. Цель: осознание своего физического "Я", формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, играют с родителями в "кучу-малу", катаются с ледяных горок, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня. Цель: физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры. Цель: структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя и мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку 3-4 лет овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации. Цель: знакомство и освоение социальных отношений, норм и традиций, присущих культуре, в которой живет ребенок. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

С.А. Шмаков [9] предлагает классифицировать игры по внешним признакам (содержание, форма, место проведения, число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и по внутренним признакам, к которым относятся способности индивида, проявляющиеся в игре (подражание, состязательность, слияние с природой, имитация и др.).

Роль игры в психическом развитии ребенка

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т.д.) до сюжетно-ролевых, имеющих правила (например в магазин, в больницу

292

и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В предметных, конструкторских играх происходит развитие восприятия, памяти, мышления, двигательных навыков. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в них - имитация определенных отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, планировать свои действия. Именно в таких играх совершенствуются ручные движения и умственные операции. В период от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской, продуктивной, художественной деятельности у ребенка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношение частей. В игре поэтапно развивается восприятие ребенка. А именно на основе восприятия формируется и мышление. На первом этапе перцептивные действия начинают функционировать непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Отмечается, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при условии, если оно вызвало у них интерес. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами,

293

ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Игра может быть широко использована для обучения. В игре происходит формирование познавательного интереса, накапливаются знания, развиваются способности. В обучении в последние годы активно используются ролевые и деловые игры, игры-упражнения, компьютерные игры. Дидактические игры включены в преподавание литературы, математики, биологии и других предметов.

Для активизации творческого мышления, развития творческих способностей, коррекции психических процессов могут быть использованы развивающие игры [2], [11], [15], [18].

Принципы использования развивающих игр:

  1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
  2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности. Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.
  3. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
  4. В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
  5. Начинать следует с простых игр, постепенно их усложняя и модифицируя.
  6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

294

Игра как метод психологической коррекции и терапии

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

Использование игры в качестве коррекционно-терапевтичес-кого средства берет начало в первом десятилетии XX в. Игротерапия как метод выросла из попыток применить в работе с детьми психоаналитический подход. Впервые идея использования игры в качестве вспомогательного метода была реализована З. Фрейдом в 1913 г. Опыт выявления истинного источника символической игры через цепь ассоциаций, реализованный З. Фрейдом, вошел в историю как "случай маленького Ганса". В русле психоанализа велись исследования М. Клейн и А. Фрейд.

М. Клейн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Игра ребенка носит спонтанный характер, а психотерапевт, с ее точки зрения, - пассивная фигура.

А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что в игре находят отражение реальные жизненные отношения и что ею можно управлять. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивала, чтобы родители участвовали в игротерапии для коррекции их отношения к воспитанию.

Кроме психоаналитического направления на сегодняшний день выделяется еще несколько теорий игротерапии, среди которых игровая терапия отреагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).

Игровая терапия отреагирования, или "облегчающая психотерапия" Д. Леви (1933), предполагает заранее разработанный план игры, распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагаются в готовом виде несколько вариантов решения проблемы.

В рамках недирективной терапии В. Акслайн (1947) терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует

295

ее, а создает атмосферу безопасности, безусловного принятия чувств и мыслей ребенка.

В отечественной психологии в этой области наиболее известны исследования А.С. Спиваковской [7] и А.И. Захарова. А.И. Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью комплексного воздействия на ребенка. Предполагается воздействие на ребенка через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия, с точки зрения А.И. Захарова, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:

  • - выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;
  • - руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
  • - не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;
  • - взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;
  • - взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное "Я".
  • - взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.

Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психологическом состоянии. В.К. Лосева [17] отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:

  • - какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;
  • - каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;
  • - какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);
  • - какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо него или с ним и пр.).

Для проведения игр необходимо иметь все основные типы игрушек: большие и маленькие, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые, изображающие животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства; игрушки, пригодные для строительства (кубики, пирамиды, разборные домики); абстрактные игрушки (кубы, шарики, веревки). Требования к оформлению игровой комнаты описаны в работе Д. Лэндрета "Игровая терапия. Искусство отношений" [5].

296

В комплексе с игрой для реализации коррекционной и терапевтической функций можно использовать рисование, психогимнастические процедуры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии.

Д. Лэндретом обозначены принципы отношений взрослого к ребенку, которые могут быть положены в основу использования игры как метода психологической коррекции и терапии:

  • Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
  • Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
  • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство жалости у ребенка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы исчезли из жизни ребенка. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
  • Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Влияние средств массовой информации на воспитание личности

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой

297

коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

Итальянский психолог Л. Лорензини [16] исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

  1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.
  2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.
  3. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.
  4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

298

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

По аналогичной схеме можно провести анализ влияния средств массовой информации на ребенка, позитивное и негативное влияние телевидения на него.

Вопросы и задания

  1. Каковы отличительные особенности игры?
  2. Какие функции игры вы знаете?
  3. Какие особенности присущи игре дошкольника, младшего школьника, подростка?
  4. Какой смысл может иметь игра для взрослых?
  5. Приведите примеры использования игр на уроках.
  6. Проанализируйте типичные игры современных детей (старших дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников). Опишите их психологические функции и значение в развитии личности.

299

  1. На консультацию к психологу пришла мама с мальчиком 7 лет. С ее слов мальчик боится оставаться в комнате один, вечером не ложится спать, требуя, чтобы с ним на всю ночь оставались взрослые. Можно ли использовать игру для снятия страхов ребенка?
  2. Разработайте программу коррекции памяти (внимания, мышления) детей младшего школьного возраста, используя в качестве основного метода игру.
  3. Дайте психологический анализ высказыванию К.Д. Ушинского: "У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой -валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки".
  4. Подумайте, какие игры можно использовать в групповой работе для формирования у подростков умений и навыков эффективного общения.

План семинара

"Игра и ее роль в развитии личности"

  1. Сущность и функции игры.
  2. Развитите мотивационно-потребностной сферы в игре.
  3. Игра и развитие познавательной сферы.
  4. Игра и развитие произвольного поведения.

План семинара

"Игра как метод психологической коррекции"

  1. Анализ подходов к использованию игры как метода психологической коррекции.
  2. Игра и коррекция познавательной сферы.
  3. Игра и коррекция эмоционально-личностных проблем ребенка.
  4. Влияние СМИ на формирование личности ребенка.

Основная литература

  1. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
  2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

300

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
  2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  3. Лэндрет Д. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994.
  4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
  5. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  7. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

Дополнительная литература

  1. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.
  2. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М., 1991.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  5. Гелъфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1969.
  6. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М., 1998.
  7. Лорензини Л. Дети и мультики // Психолог и Я. СПб., 1994 (декабрь).
  8. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.
  9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990.
  10. Хейзинга И. Человек играющий. М., 1992.

Воспитание личности в изобразительной деятельности

Рисование - сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями [2].

Изобразительная деятельность является продуктивной деятельностью, которую ребенок осваивает к трем годам. До двух с половиной лет дети, как правило, бесцельно черкают карандашом по любой поверхности. В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг, квадрат, крест, треугольник и т.п. В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания по замыслу, знаменуя начало стадии предметного рисунка. Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля.

В процессе рисования совершенствуются рисовальные движения руки, "техника" восприятия и анализа изображаемого предмета. Например, рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова), к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре "головоногого" человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос. К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник - туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды. В 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает - дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове. Рисунок становится более пропорциональным и законченным. В 7 лет некоторые дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности. Нередко рисунок начинает терять детали, становится все более схематичным: например, ребенок уже не вырисовывает каждый пальчик, а может изображать кисть руки в виде варежки. На 8-м году жизни количество схематичных рисунков растет, что свидетельствует о стремлении ребенка выделить наиболее важные признаки изображаемого объекта и о способности абстрагироваться от несущественных. Указанную выше динамику развития рисунка можно представить в виде следующей схемы.

301

Этапы изобразительной деятельности дошкольника состоят из:

  • Доизобразительного этапа, в который входят 2 стадии: 1-я стадия: стадия каракулей (до 2 лет); 2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет).
  • Изобразительного этапа, тоже включающего 2 стадии: 1-ю стадию: рисунки с примитивной изобразительностью (3-5 лет); 2-ю стадию: схематические детские рисунки (6-7 лет).
  • Содержания рисунка - каракулей - каракулей с названием - создание примитивной формы - рисунки с примитивной выразительностью - схематические рисунки - изображение существенных признаков объекта.

Рисунок наряду с интеллектуальными и двигательными способностями отражает и эстетические способности. Он передает отношение автора к изображенному. Очень важную роль играет подбор красок и сюжета выбираемых ребенком рисунков. Ребенок способен изобразить на рисунке существенные признаки, принадлежащие объекту рисования. Среди детей выделяют два типа рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонных к развертыванию сюжета. Есть еще дети, для которых процесс рисования включен в игру, в общение, и те, которые, не обращая ни на кого внимания, сосредоточены на своем рисунке.

Занятия изобразительной деятельностью развивают восприятие, мышление, волю, внимание, могут служить хорошим средством стимуляции воображения, зрительной памяти. Известно, что художественная деятельность оказывает огромное влияние на ребенка. "Бывает, что наиболее "примитивная", с точки зрения взрослого, "уродливая" работа более значима для ребенка, чем прекрасно выполненная, на взгляд взрослого, или хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и таким способом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка возникнет самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок.

Рисунок можно использовать для диагностики и коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Возможности рисунка как средства диагностики были рассмотрены в параграфе "Методы педагогической психологии".

В психологической коррекции целесообразно предложить ребенку рисовать на заданную тему, используя цветные карандаши. Сначала ребенку предлагается порисовать на нейтральные темы: "Зима", "Кем я хочу стать" и др. Специальные темы

302

для рисования: "Самое плохое или хорошее", "Что мне снится страшное", "Чего я боюсь днем". В рисунке ребенок так же, как в игре, варазит свои проблемы, снимет их аффективную насыщенность. Персонаж, несущий угрозу ребенку, может быть заштрихован, рисунок можно порвать на мелкие кусочки и выбросить, т.е. в такой символической форме как бы избавиться от страха. При рисовании не стоит брать тему смерти - это возрастной страх, который со временем должен уйти сам. Через несколько дней можно провести обсуждение рисунков. Отрицание страха подкрепляется похвалой. Если же проблема сохраняется, то ребенок должен найти поддержку и понимание со стороны взрослого. Важно, чтобы ребенок попробовал нарисовать себя не испытывающим страха.

А.И. Захаров [1] отмечает, что коррекционный потенциал этого метода таков: в 50% случаев для девочек и 60% у мальчиков. Искренность и непосредственность в выражении чувств украшают детский рисунок и делают его незаменимым в воспитании личности.

Вопросы и задания

  1. Какие этапы развития изобразительной деятельности детей можно выделить?
  2. Как влияет изобразительная деятельность на развитие познавательных процессов?
  3. Используйте методику "Рисунок человека" с тремя детьми разного возраста (стадий дошкольник, младший школьник, подросток). Проанализируйте конкретные результаты.
  4. Опишите возможности рисунка как метода коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка.

Основная литература

  1. Захаров А.И. Профилактика детских неврозов. М., 1977.
  2. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 239-245.

Дополнительная литература

  1. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок: Заметки психолога // Начальная школа. 1992. № 4.
  2. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995.
  3. Полуянов Ю.Д. Дети рисуют. М., 1988.

План семинара

"Воспитательные, диагностические и коррекционные возможности изобразительной деятельности"

  1. Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.
  2. Рисование и развитие личности.
  3. Рисование и формирование познавательных процессов.
  4. Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.

Влияние сказки на формирование личности

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и

303

типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д. Соколова [5], народные сказки характерны тем, что:

  • - время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно;
  • - сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде "пакета" с основными зафиксированными сюжетами;
  • - сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре. В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее - смертью ни в чем неповинных ее детей);
  • - сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
  • - сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном уровне.

304

Психологический анализ сказок

Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку "что будет, если...". Сказка про колобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка - как важно влияние труда на счастливую жизнь.

Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как субличности, части "Я" одного человека.

Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о повзрослении. К. Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье - по одной дороге пойдешь - коня потеряешь, по второй - смерть свою найдешь, по третьей пойдешь - себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация - это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо

305

дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т.е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки - "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок", в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей ("Жили-были дед да баба..."), и отрицательных персонажей, основная задача которых: "съесть" главного героя. Сказки заканчиваются "не в пользу" главного героя - вытягивают "на свет" репку ("Репка"), разбивают родители яйцо ("Курочка Ряба"), съедает колобка отрицательный персонаж ("Колобок"). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение ("Репка"), взаимоотношения с родителями ("Курочка Ряба"), взаимоотношения с незнакомыми ("Колобок"). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение ("Рукодельница", "Марья-искусница"). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение

306

доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

5. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются "Лягушка-царевна ", " Кащей Бессмертный ", " Змей-Горыныч ".

6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов ("Колобок"). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини ("Маша и Медведь"), содействию помощников ("Гуси-лебеди"), помощи со стороны родителей ("Волк и семеро козлят"). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло". Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, "неправильно", то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках ("я ношу брюки, поэтому я - мальчик"),

307

а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: "Царевна-лягушка", "Сивка-Бурка", "Иван-царевич и Серый волк" и др., и девочкам: "Морозко", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Крошечка-Хаврошечка", сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Сказка как метод психологической диагностики

Сказку можно использовать как диагностический инструмент в работе с детьми, которые уже умеют говорить. Для этого был создан тест "Сказка".

Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. При проведении теста создается спокойная, доброжелательная обстановка. Желательно, чтобы ребенок сам попросил рассказать ему сказку. Не следует комментировать ответы ребенка и торопиться, говоря "Слушай другую сказку". Если ребенок проявляет тревогу, эмоциональную напряженность, слушая сказку, прервите его и попробуйте провести тест в другой раз. Обращайте внимание на интонацию, темп речи, на поведение ребенка. Этот тест не так просто поддается интерпретации. Вы должны хорошо знать ребенка, его актуальное состояние, отношения с близкими. Ответы детей делятся на патологические и нормальные. Мы отказались от термина "патологические", так как он кажется нам в данном контексте не совсем правомерным.

Первая сказка: "Птенец"

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

"В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что будет делать птенец?".

Правильные ответы: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку", "Полетит к маме, потому что испугался", "Полетит к папе, потому что он сильней", "Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его" и т.д.

Неправильные ответы: "Умрет во время падения", "Умрет от голода (холода, дождя...)", "О нем все забудут и кто-нибудь на него наступит" и т.д.

308

Вторая сказка: "Годовщина свадьбы родителей"

Цель: понять, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным из-за любви родителей друг к другу.

"Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет на улицу. Что произошло, почему он ушел?"

Правильные ответы: "Пошел за цветами для мамы", "Пошел немного поиграть", "С взрослыми стало скучно, он решил поиграть один (или с друзьями)" и др.

Неправильные ответы: "Ушел потому, что разозлился", "Хотел остаться один", "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".

Третья сказка: "Ягненок"

Цель: анализ детских переживаний, связанных с отнятием ребенка от груди. Второй вариант сказки дает возможность проанализировать наличие (или отсутствие) чувства ревности к младшему брату (сестре).

Первый вариант: "Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?"

Правильные ответы: "Будет есть больше травки", "Заплачет, а потом станет есть больше травки", "Пойдет к другой овечке и попросит у нее молока".

Неправильные ответы: "Умрет от голода", "Пойдет к другой овце и больше не вернется к своей маме"; "Будет так сильно плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему".

Второй вариант: рассказывается та же история, но после фразы "... он очень любил" следует: "Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?"

Правильные ответы: те же, что в первом варианте и "Постарается есть меньше молока и больше травки", "Немного покапризничает, но полюбит маленького ягненка" и т.д.

Неправильные ответы: те же, что и в первом варианте и "Постарается прогнать маленького ягненка", "Найдет другую маму для маленького ягненка", "Будет бить маленького ягненка".

Четвертая сказка: "Похороны"

Цель: выявление отношения ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью.

309

"По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один из домов и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме". "Кто же умер?"

Правильные ответы: "Незнакомый человек", "Дедушка (бабушка) какого-то ребенка", "Человек, который был очень болен", "Старик (старушка)" и т.д.

Неправильные ответы: "Мальчик (девочка)", "Папа (мама) одного ребенка", "Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка" и т.д.

Пятая сказка: "Страх"

Цель: выявить характер, содержание и направленность детских страхов.

"Один мальчик говорит себе тихо-тихо: "Как страшно!". Чего он боится?"

Правильные ответы: "Вел себя плохо и теперь боится наказания", "Боится темноты", "Боится какого-то животного", "Он не боится, а просто пошутил".

Неправильные ответы: "Боится, что придет вор и ударит его ножом", "Чудовище хочет его съесть, потому что он плохой мальчик", "Боится дьявола". Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел в виду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спокойным, вселяющим в ребенка уверенность.

Шестая сказка: "Слоненок"

Цель: выявить трудности, возникающие в психоэмоциональном развитии мальчика.

"У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что в слоненке что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?"

Правильные ответы: "Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет", "Он не изменился, он просто вырос", "Он ушел, потому что ему надоело сидеть в закрытой комнате" и др.

Неправильные ответы: "Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот", "Хобот ему мешает, и он не знает, что делать", "Слоненок умер" и др.

Седьмая сказка: "Песочный домик"

Цель: анализ характера отношения ребенка к вещам, которые он воспринимает как свою собственность. Предлагается детям 2-4 лет.

"Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть там одному. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама просила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?"

Правильные ответы: "Немножко поиграет, а потом подарит маме", "Поделит с мамой", "Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть".

310

Неправильные ответы: "Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый", "Поиграет, а потом разрушит", "Будет жить в домике всю жизнь".

Восьмая сказка: "Прогулка"

Цель: анализ характера отношений ребенка с родителем противоположного пола ("эдиповы" отношения) и соперничества с родителем своего пола.

Лучше, если эту сказку зачитает для ребенка родитель противоположного пола.

"Один мальчик ушел с мамой погулять в лес, они очень довольны. Возвращаясь домой, они видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое выражение лица у него и почему? " (Девочке рассказывается, что одна девочка пошла погулять с отцом...)

Правильные ответы: "У него довольное лицо, потому что они вернулись домой", "У него было сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали и он беспокоился за них" и др.

Неправильные ответы: "Он заболел, пока они отсутствовали", "Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся", "Он рассержен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против" и т.д.

Девятая сказка: "Новость"

Цель: выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности.

"Один мальчик возвращается с прогулки (со двора, от друзей или родственников, выбирается ситуация, наиболее подходящая для конкретного ребенка), и мама ему говорит: "Наконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость". Какую новость хочет сообщить ему мама?

Правильные ответы: "Вечером придут гости", "Мама узнала что-то важное по радио и телевидению", "Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (пригласили в гости, на день рождения, кто-то выздоровел и т.д.)" и др.

Неправильные ответы: "Кто-то в семье умер", "Мама хочет что-то запретить мальчику", "Мама сердится, потому что мальчик опоздал" и др.

Десятая сказка: "Плохой сон"

Цель: обнаружить связь с ответами в других сказках.

"Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: "Я видел очень плохой сон". Какой сон увидел мальчик?"

Правильные ответы: "Я не знаю", "Ему приснилось, что он заблудился", "Ему приснилась Ваба-Яга (Кащей Бессмертный), "Ему приснился страшный фильм" и т.д.

311

Неправильные ответы: "Ему приснилось, что папа (мама) умерла", "Ему приснилось, что он умер", "Ему приснилось, что его хотели бросить под машину" и т.п.

Анализируя ответы в этой сказке, мы стараемся понять, не проявляются ли в ней те же чувства (страхи, тревоги), что и в предыдущих. Ведь плохие сны снятся иногда всем.

Данные приведенного теста нельзя воспринимать однозначно. Необходимо иметь как можно больше дополнительных источников информации о ребенке.

Сказка также может быть использована для психологической коррекции и психотерапии в комплексе с игротерапией, куклотерапией, драматизацией, психогимнастикой. С точки зрения Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [8], сказкотерапия - синтез достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии. Ею выделено четыре этапа в развитии сказкотерапии: устное народное творчество, собирание и исследование сказок и мифов, психотехнический (применение сказки для психидиаг-ностики, коррекции и развития личности) и интегративный (формирование концепции сказкотерапии как природосообраз-ной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями). И. Бачков [1] предлагает использовать психологические сказки (психосказки) для раскрытия перед ребенком глубин его собственного мира, развития его самосознания, знакомства с основными психологическими понятиями. При этом психолог, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, создает сказочное психологическое пространство, понятное ребенку [1], [5].

В качестве метода психологической помощи детям используется техника совместного рассказывания. Психолог предлагает ребенку рассказать историю, затем рассказывает историю собственного сочинения, в которой представлены те же персонажи, но разрешающая часть рассказа более эффективна. Важно понять то, как история связана с жизнью ребенка, какое проблемное поле она описывает.

В. Оклендер [3] предлагает использовать магнитофон для того, чтобы имитировать сеанс радиопередачи. Психолог в микрофон сообщает о начале детской радиопередачи "Час рассказа" и представляет гостя (ребенка), находящегося в студии. Начинается диалог с вопроса о возрасте гостя. Ведущий передает слово гостю с просьбой рассказать историю. Когда ребенок заканчивает рассказ, ведущий рассказывает свой с теми же персонажами, заканчивающийся поучительным выводом.

312

Пример из консультативной практики В. Оклендер:

Ребенку, проявляющему агрессию по отношению к сверстникам, предлагается рассказать историю.

  • Бобби (Б.) (шепотом, после длительной паузы). Я не знаю, что говорить.
  • В.Оклендер. Я помогу тебе. "Когда-то в далекие времена здесь была..."
  • Б. Акула...
  • В.О. И эта акула...
  • Б. Любила есть людей...
  • В.О. Что же произошло?
  • Б. Она плавала в океане, поедая людей. Вот и все.
  • В.О. Это только начало. Нам нужны середина и конец.
  • Б. Хорошо. Она увидела нескольких рыбаков и испугала их. Они выпали из лодки, и акула съела их. Затем она уплыла в море далеко, где очень далеко. Конец.
  • В.О. Спасибо тебе большое за прекрасный рассказ. Какой урок можно из него извлечь?
  • Б. Я не знаю.
  • В.О. Хорошо. Теперь моя очередь. Когда-то давным-давно жила-была акула, которая плавала, поедая людей. Она съедала каждого, кто попадался ей на глаза. Некоторые рыбаки были настолько напуганы, что начинали грести изо всех сил. Все боялись ее. Боялись и другие рыбы и другие акулы, потому что она иногда пыталась съесть и их. Очень скоро все это ей надоело. Она захотела играть, но не было никого, кто бы играл с ней. Все уплывали от нее.
  • Б. И что было дальше?
  • В.О. Она не знала, что делать. Наконец она отправилась к королю акул через подводную пещеру с выходом в океан и спросила его, что ей делать. Король акул сказал: "Ты должна найти кого-нибудь, кто не будет тебя бояться, кто будет верить тебе, кто, увидев тебя, захочет подружиться с тобой. Кое-кто, кто не боится тебя, возможно, будет играть с тобой". И акула спросила: "Где я найду такого человека?". Король акул ответил, что он должен подумать об этом.
  • Б. (громким шепотом, стараясь не говорить в микрофон) Я знаю! Новорожденный младенец.
  • В.О. Итак, акула выплыла, чтобы поискать кого-нибудь, кто поверил бы ей. Вскоре она подплыла к большой лодке, а в ней семья с новорожденным младенцем. Когда люди увидели акулу, все побежали прятаться в каюту, в спешке забыв ребенка. Акула начала проделывать разные трюки, чтобы позабавить малыша. Ребенок смеялся и ворковал. Когда его родители увидели это, они вернулись обратно и подружились с акулой, потому что она была дружелюбной и не собиралась причинять им вред. Так они стали друзьями, и акула была очень счастлива. Конец. Из моего рассказа можно извлечь урок: если вы хотите быть в дружбе с людьми, вы сами должны вести себя дружелюбно.

313

  • Б. Можно мы послушаем это снова?

В другом варианте использования метода сочинения сказок и рассказов детям предлагается выбрать сюжетную картинку из Детского апперцептивного теста и сочинить по ней историю. Возможно также сочинение сказки по кругу. Ведущий или ребенок предлагает начало сказки, второй ребенок продолжает и так далее. Можно помочь ребенку решить его проблему, сочинив сказку-однодневочку по следам событий, произошедших сегодня с ребенком.

Сказка может быть использована и в работе со взрослыми.

Пример из консультативной практики.

Фрагмент работы группы личностного роста

Во время работы группы консультант предлагает участникам рассказать сказки о своей жизни. Одна из участниц рассказывает свою сказку и готова обсудить ее с другими.

"Жила-была на свете маленькая птичка. Она любила петь песни, сидеть на ветках цветущих кустарников и подолгу говорить на своем птичьем языке с подругами. Но однажды мимо шел большой пушистый кот, который, неожиданно подпрыгнув, схватил ее за лапку и стащил на землю..." "

Во время обсуждения была установлена связь сказки с проблемой участницы. После того как она довольно поздно вышла замуж, ей пришлось коренным образом пересмотреть свои установки на жизнь, менять привычки. Муж требовал от нее полного подчинения своим интересам, запрещал ей встречаться с подругами, что переживалось ею очень болезненно. Муж в ее представлении - тиран, а она - жертва, обреченная на оправдания и объяснения мужу своих поступков. После обсуждения участница стала пробовать досочинить сказку, причем сама использовала разные варианты: от поедания птички кошкой до катания птички верхом на мышке. В эти моменты, пробуя различные варианты построения сюжета, она смеялась и пыталась посмотреть на происходящее глазами различных персонажей сказки. Особенно ее позабавил образ птички, катающийся верхом на коте. На следующих встречах она периодически хохотала, представляя, как катается верхом.

Таким образом, с помощью сказки удалось:

  • в безопасной форме создать условия для описания женщиной ситуации и вербализации ее проблемы в метафорической форме;

314

  • уменьшить тревогу и напряжение по отношению к ситуации (клиент был выведен за пределы ситуации и анализировал ее со стороны);
  • были предложены и проанализированы различные способы видения ситуации и ее и разрешения клиентом с помощью группы;
  • достигнут катарсический эффект и решение проблемы.

Вопросы и задания

  1. Назовите психологические механизмы, которые лежат в основе влияния сказки на ребенка.
  2. Какие особенности присущи русским народным сказкам?
  3. Чем отличаются авторские сказки от народных?
  4. Каковы диагностические возможности сказки?
  5. Как может использовать психолог сказку в работе с детьми разного возраста? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
  6. Дайте анализ высказывания В. Гюго: "Литература - это руководство человеческого разума человеческим ростом".
  7. Воспитатель 4-го отряда (возраст детей 8-9 лет) летнего оздоровительного лагеря обратилась к психологу с просьбой помочь ей выбрать правильную стратегию и тактику поведения по отношению к детям, рассказывающим по вечерам и ночам страшные истории сверстникам. Проанализируйте особенности этого возраста, причины этой ситуации и возможные выходы из нее.
  8. Сочините сказку, которая помогла бы ребенку 7-8 лет научиться дружить с ребятами.
  9. Проанализируйте психологический смысл сказки "Колобок", "Красная шапочка" или выберите для интерпретации сказку, наиболее запомнившуюся вам с детства.

План семинара

"Психологические механизмы влияния сказки на ребенка"

  1. Что такое сказка?
  2. Психологические подходы к анализу сказки.
  3. Механизмы влияния сказки на ребенка.
  4. Сказка - инструмент диагностики и коррекции.

315

Основная литература

  1. Вачков И.В. Сказочный потенциал // Школьный психолог. 2000. № 39.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
  3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
  4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.
  5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

Дополнительная литература

  1. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1997.
  2. Балушок В.Г. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1982.
  5. Франц М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.
  6. Шелби Б. Тесты для детей (открой своего ребенка с помощью тестов). Тюмень. 1992.

316

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.