Психологические основы организации педагогической деятельности

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога - это целенаправленная, совместно организованная деятельность администрации, методического объединения, психологов и самого педагога. Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых способствует эффективной организации педагогического коллектива, администрации, школы в целом.

  1. Ориентация на сущностное обновление, трансформацию целей и методов работы школы. До тех пор пока основными критериями деятельности педагога будут количество усвоенных его учениками знаний, количество отличников, правильно написанных контрольных работ и т.п. и пока лишь вскользь будут упоминаться такие параметры деятельности учителя, как умение установить позитивные отношения с учениками, способность к формированию у учеников самостоятельного, ответственного и инициативного поведения, навыки партнерского поведения, авторитет среди учеников и родителей, проблема профессионального роста педагога решена не будет.

213

  1. Четко определенные цели педагогов и администрации по отношению к образовательному процессу.
  2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, а для психолога особенно важно - установление доверительных отношений с педагогом и администрацией. Психологу необходимо различать истинные причины обращения к нему со стороны администрации или педагога. Запрос может иметь в своей основе манипуляцию, желание использовать психолога для изменения ситуации в целях одной из сторон. Педагог может использовать авторитет психолога для усиления своей позиции в конфликте с администрацией. Аналогично может строить свои отношения с психологом администрация. В таких случаях важно прояснение ситуации, и иногда психологу более разумно не принимать в этом участия.

Особенно значим вопрос о развитии персонала, ориентированного на существование в условиях высокой неопределенности, способного генерировать и реализовывать новые идеи, продуцирующего новые технологии профессиональной деятельности в инновационных школах. В таких школах должна быть проработана система управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами. С одной стороны, эта система обслуживает функционирование школы, а с другой - обеспечивает ее развитие.

Администрация отвечает за создание в школе атмосферы, способствующей развитию профессионализма педагога, помогает ему в повышении квалификации за пределами школы и внутри нее, информирует его о перспективах деятельности в школе. Администрация сама должна демонстрировать установку на развитие и саморазвитие.

Для создания атмосферы сотрудничества в коллективе рекомендуется следующее.

Организовать систему подбора кадров, способных и желающих работать именно в данной школе. Для этого администрация информирует претендента о специфике школы, требованиях в ней к педагогу, возможностях его профессионального роста. Также важно понять профессиональные цели и ожидания педагога.

214

В школе должна быть создана ясная организационная структура. Педагог должен знать, кто из завучей за какое направление работы отвечает. В школе также должна быть налажена система информации, вестись целенаправленная работа по совершенствованию методов управления и улучшению атмосферы в коллективе.

Цели школы вырабатываются и принимаются членами педагогического коллектива. Цели организации формируются при совместном планировании стратегии и тактики развития школы (партнерское управление).

Администрация ориентируется на использование групповых методов работы (создание продуктивно и творчески работающих групп, мастерских, профессиональных объединений).

Организовать постоянно действующие системы психолого-педагогических семинаров, тренингов, консилиумов для обучения педагогов и самой администрации.

Развивать положительную мотивацию на развитие у педагогов.

Для построения обоснованной кадровой политики психолог может рекомендовать администрации использовать методики, направленные на:

  • - исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, которое позволяет понять систему их работы, проанализировать степень согласованности управленческих действий, оценить вклад каждого руководителя в обеспечение профессионального развития педагогов;
  • - выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогов в школе;
  • - анализ мотивации деятельности педагогов;
  • - изучение взаимоотношений в педагогическом коллективе [7].

Доказали свою эффективность педагогические советы, проводимые в форме игр, групповых дискуссий, психолого-педагогический консилиум как форма управления учебно-воспитательным процессом в школе [2]; психолого-педагогические семинары, позволяющие формировать у педагогов социально-психологическую компетентность.

В заключение еще раз хочется обратить внимание на то, что тесты, опросники могут рассматриваться лишь как повод для диалога с педагогом, для уникального эмоционально-личностного контакта с ним. Главное - не превратить живую личность в бездушного "испытуемого" [9]. Взвесить и измерить самобытный,

215

индивидуализированный, персонифицированный труд педагога практически невозможно. Переформулируем слова замечательного гуманистического психолога Р. Мэя: задача психолога - помочь педагогу обрести свое истинное "Я" и найти в себе мужество стать этим "Я".

Вопросы и задания

  1. Назовите основные этапы профессионализации педагога.
  2. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами?
  3. Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами.
  4. Какими знаниями, умениями и качествами должен обладать психолог, работающий с педагогами?
  5. Какова роль психолога в организации кадровой работы образовательного учреждения?
  6. Какие рекомендации может дать психолог администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества в коллективе?

Практические задания

  1. Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации?
  2. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей.
  3. Продумайте программу тренинга эффективного делового общения для руководителей школы. Сформулируйте цели, обоснуйте методическое обеспечение работы консультанта в группе.

216

План семинара

"Роль психолога в управлении школой"

  1. Принципы работы психолога с администрацией.
  2. Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации.
  3. Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно-методическое обеспечение.

Основная литература

  1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  3. Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. Вологда. 1996.
  4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  6. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
  7. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
  8. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Братченко C.JI. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
  2. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2000.
  3. Мелибруда Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
  4. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. М., 1992.
  5. Миккин Х.Й. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение. Жилая среда. Таллинн, 1986.
  6. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
  7. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.

217

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru