Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога - это целенаправленная, совместно организованная деятельность администрации, методического объединения, психологов и самого педагога. Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых способствует эффективной организации педагогического коллектива, администрации, школы в целом.
- Ориентация на сущностное обновление, трансформацию целей и методов работы школы. До тех пор пока основными критериями деятельности педагога будут количество усвоенных его учениками знаний, количество отличников, правильно написанных контрольных работ и т.п. и пока лишь вскользь будут упоминаться такие параметры деятельности учителя, как умение установить позитивные отношения с учениками, способность к формированию у учеников самостоятельного, ответственного и инициативного поведения, навыки партнерского поведения, авторитет среди учеников и родителей, проблема профессионального роста педагога решена не будет.
213
- Четко определенные цели педагогов и администрации по отношению к образовательному процессу.
- Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, а для психолога особенно важно - установление доверительных отношений с педагогом и администрацией. Психологу необходимо различать истинные причины обращения к нему со стороны администрации или педагога. Запрос может иметь в своей основе манипуляцию, желание использовать психолога для изменения ситуации в целях одной из сторон. Педагог может использовать авторитет психолога для усиления своей позиции в конфликте с администрацией. Аналогично может строить свои отношения с психологом администрация. В таких случаях важно прояснение ситуации, и иногда психологу более разумно не принимать в этом участия.
Особенно значим вопрос о развитии персонала, ориентированного на существование в условиях высокой неопределенности, способного генерировать и реализовывать новые идеи, продуцирующего новые технологии профессиональной деятельности в инновационных школах. В таких школах должна быть проработана система управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами. С одной стороны, эта система обслуживает функционирование школы, а с другой - обеспечивает ее развитие.
Администрация отвечает за создание в школе атмосферы, способствующей развитию профессионализма педагога, помогает ему в повышении квалификации за пределами школы и внутри нее, информирует его о перспективах деятельности в школе. Администрация сама должна демонстрировать установку на развитие и саморазвитие.
Для создания атмосферы сотрудничества в коллективе рекомендуется следующее.
Организовать систему подбора кадров, способных и желающих работать именно в данной школе. Для этого администрация информирует претендента о специфике школы, требованиях в ней к педагогу, возможностях его профессионального роста. Также важно понять профессиональные цели и ожидания педагога.
214
В школе должна быть создана ясная организационная структура. Педагог должен знать, кто из завучей за какое направление работы отвечает. В школе также должна быть налажена система информации, вестись целенаправленная работа по совершенствованию методов управления и улучшению атмосферы в коллективе.
Цели школы вырабатываются и принимаются членами педагогического коллектива. Цели организации формируются при совместном планировании стратегии и тактики развития школы (партнерское управление).
Администрация ориентируется на использование групповых методов работы (создание продуктивно и творчески работающих групп, мастерских, профессиональных объединений).
Организовать постоянно действующие системы психолого-педагогических семинаров, тренингов, консилиумов для обучения педагогов и самой администрации.
Развивать положительную мотивацию на развитие у педагогов.
Для построения обоснованной кадровой политики психолог может рекомендовать администрации использовать методики, направленные на:
- - исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, которое позволяет понять систему их работы, проанализировать степень согласованности управленческих действий, оценить вклад каждого руководителя в обеспечение профессионального развития педагогов;
- - выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогов в школе;
- - анализ мотивации деятельности педагогов;
- - изучение взаимоотношений в педагогическом коллективе [7].
Доказали свою эффективность педагогические советы, проводимые в форме игр, групповых дискуссий, психолого-педагогический консилиум как форма управления учебно-воспитательным процессом в школе [2]; психолого-педагогические семинары, позволяющие формировать у педагогов социально-психологическую компетентность.
В заключение еще раз хочется обратить внимание на то, что тесты, опросники могут рассматриваться лишь как повод для диалога с педагогом, для уникального эмоционально-личностного контакта с ним. Главное - не превратить живую личность в бездушного "испытуемого" [9]. Взвесить и измерить самобытный,
215
индивидуализированный, персонифицированный труд педагога практически невозможно. Переформулируем слова замечательного гуманистического психолога Р. Мэя: задача психолога - помочь педагогу обрести свое истинное "Я" и найти в себе мужество стать этим "Я".
- Назовите основные этапы профессионализации педагога.
- Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами?
- Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами.
- Какими знаниями, умениями и качествами должен обладать психолог, работающий с педагогами?
- Какова роль психолога в организации кадровой работы образовательного учреждения?
- Какие рекомендации может дать психолог администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества в коллективе?
- Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации?
- Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей.
- Продумайте программу тренинга эффективного делового общения для руководителей школы. Сформулируйте цели, обоснуйте методическое обеспечение работы консультанта в группе.
216
- Принципы работы психолога с администрацией.
- Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации.
- Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно-методическое обеспечение.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
- Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. Вологда. 1996.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
- Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995.
- Братченко C.JI. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
- Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2000.
- Мелибруда Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
- Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. М., 1992.
- Миккин Х.Й. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение. Жилая среда. Таллинн, 1986.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
- Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.
217