Педагогическое общение

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни

93

к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения?

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Компоненты педагогического общения

Когнитивный компонент: знание общих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методик исследования общения и межличностных отношений; основных психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации педагогического и в целом межличностного общения. Информационная власть, которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему "осуществить успокоение" силой логики, т.е. всесторонне

94

продумать поиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты и напряжения.

Регулятивный компонент: умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности; понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием, поведением и развитием.

Аффективный компонент: эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.

Духовный компонент: сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Духовные способности - это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния [9]. Духовно богатый учитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.

Анализируя духовные способности, В.Д. Шадриков [9] отмечает присутствие их в каждой психической функции. Одновременно он показывает, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функция интеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психической функции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае учитель видит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит и переживает через призму духовности. Такое видение позволяет проникнуть в сущность педагогического явления.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях;

95

эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.

Педагогическое общение - это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности учителя и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т.п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.

Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.

96

Принципы гуманизации педагогического взаимодействия

Личность воспитывается личностью. Эта идея заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя учащимся, но и их взаимообогащающее личностное развитие. Рассмотрим систему психологических принципов организации личностного педагогического взаимодействия.

Ведущим в ней является принцип диалога педагогического взаимодействия. Он связан с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в позиции со-учащихся, со-воспитывающихся, со-трудничающих людей. Свойство диалогического реагирования - атрибут коммуникативной ситуации.

Второй принцип - проблематизация педагогического взаимодействия - ведет к изменению ролей и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе воспитания и обучения. Взрослый не воспитывает, не преподает, но актуализирует исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения ребенком нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.

Принцип персонализации предполагает прежде всего отказ от ролевых масок, адекватное включение в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

Четвертый принцип - индивидуализация педагогического взаимодействия - означает выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся.

Очевидна тесная взаимосвязь всех четырех психологических принципов организации гуманистического педагогического взаимодействия. Все они служат актуализации творческого

97

потенциала учителей и учащихся, стимулируют их личностный рост, при этом действительная реализация любого из них невозможна без реализации всех других.

Ситуация как структурная единица педагогического общения

Что является структурной единицей педагогического общения? Какие существуют ситуации педагогического общения? Может ли психолог разработать действенные практические рекомендации учителям по решению педагогической ситуации и по предупреждению возникновения деструктивных конфликтов?

Рассмотрение педагогического общения можно провести через анализ ситуации, поскольку в качестве причины того или иного поведенческого акта выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий или ситуация. При этом ситуация познается с учетом свойств и особенностей действующего и его деятельности. Дело в том, что ситуация, в которой осуществляется поведение, не сохраняется в неизменном виде. Напротив, она изменяется под влиянием поведения, благодаря чему возникают новые воздействия на субъект.

Педагогическая ситуация определяется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности.

Возникая в условиях учебно-воспитательной деятельности, каждая ситуация характеризуется следующими особенностями: 1) своей предысторией и перспективой развития. Ситуация является продуктом, возникающим в процессе взаимодействия учителя и ученика; 2) соотношением с контекстом работы данного учителя, учеников. Объясняется ситуация климатом, сложившимся в коллективе, стилем взаимоотношений учителя и учащихся.

Ситуация представляет собой определенный фрагмент практической деятельности преподавателей, некоторое реальное наблюдаемое явление или событие, совокупность обстоятельств, положение дел во всем богатстве их конкретности. В большинстве имеющихся определений под ситуацией понимается сочетание значимых компонентов системы в определенный момент ее функционирования и развития. К числу таких компонентов можно отнести способ взаимодействия участников ситуации, предметную область и условия общения, т.е. те базовые

98

характеристики общения, которые выделены Н.П. Ерастовым [4]. Если немного модифицировать предложенные им теоретические представления, то можно с помощью рис. 1 составить следующее схематическое описание психологической структуры ситуации:

Рис. 1. Психологическая структура ситуации педагогического общения
Рис. 1. Психологическая структура ситуации педагогического общения

В целом понятие "ситуация" имеет множество характеристик: это фрагмент бытия, в состав которого входит человек; система событий, являющихся причиной того или иного поведенческого акта, и др. Таким образом, ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

Выделяя понятие "система", можно говорить о психологическом механизме порождения ситуации, действующем как единое целое. Например, социальная система, в том числе и педагогическая, проявляется во множестве ситуаций, по которым распознаются принципы ее действия. Педагогическая ситуация может быть рассмотрена как разновидность социальных ситуаций. Термин "педагогическая ситуация" указывает на предметную деятельность, в рамках которой анализируется ситуация. В учебно-воспитательном процессе она выступает и инструментом его организации, и средством диагностики эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Исходя из общего определения ситуации, педагогическую

99

ситуацию можно понимать как совокупность условий ее протекания, предметной области ее содержания, средств общения, мотивов и целей субъектов педагогической деятельности.

В отличие от очень широких определений педагогической ситуации как ситуации обучения и воспитания учащихся теоретическую и практическую ценность имеют определения, в которых раскрывается конкретное содержание данного типа ситуаций, например такие, которые можно использовать в целях накопления и обогащения позитивного, социально полезного опыта учащихся. В учебно-воспитательном процессе они либо возникают сами, либо преднамеренно создаются педагогом ("метод взрыва" А.С. Макаренко, "методика перелома отношений" А.Ю. Гордина), или такие, которые имеют признаки открытости, информационной неструктурированности, изменчивости, многомерности, сложности и динамичности происходящего и свидетельствует о том, что ситуации в педагогическом процессе - чрезвычайно сложное образование. К отмеченным признакам следует отнести еще один, который говорит о том, что "ситуация лишь тогда становится педагогической (приобретает педагогическую функцию), если она связана с формированием, развитием, воспитанием ученика". Интересна воспитательная ситуация как взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого поведение одних обусловливает определенные действия других. Учитель реализует педагогические функции в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент, и образует педагогическую ситуацию, в которой проявляются отношения, характерные для взаимодействия учителя и учащихся, к целям обучения, воспитания и развития. В целом же соотношение рассмотренных разновидностей ситуаций можно представить следующим образом (см. рис. 2).

Ход мыслительной деятельности учителя направлен, в частности, на поиск причин затруднений в его работе и способов их устранения. Таким образом, педагогическая ситуация -сложная по объективным параметрам (динамичность, полифункцибнальность, неожиданность и т.д.) - становится для педагога проблемной либо непроблемной по субъективному основанию. Учитель, вырабатывающий решение, действует не непосредственно на базе объективных характеристик ситуации, а на основе восприятия и понимания всей сложной педагогической ситуации.

Педагогическая проблемная ситуация - это психическое состояние познавательного и практического затруднения

100

Рис. 2. Классификация ситуаций
Рис. 2. Классификация ситуаций

субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такого типа ситуации являются необъективность, неопределенность, острота. Проблемная ситуация оказывается для педагога острой в силу, во-первых, неожиданности ее возникновения; во-вторых, переживания значимости происходящего события; в-третьих, необходимости быстрого и правильного ее решения; в-четвертых, отсутствия алгоритма оптимального действия; в-пятых, затруднений в получении обратной связи.

Суть педагогической проблемной ситуации - переструктурирование объективной педагогической ситуации в проблемную (субъективную). Любая педагогическая проблемная ситуация может быть разрешена, если сделать ее более определенной, снять с нее высокую степень неопределенности; если выработано педагогическое решение о способе адекватного устранения установленного противоречия. В связи с этим необходимо прежде всего получение достаточной информации о содержании возникшего затруднения. Для того чтобы у учителя возникла проблемная ситуация, ему нужно установить, обнажить противоречия. Поиск средств "снятия" противоречия приводит в движение прежние знания педагога, активизирует его профессиональное мышление. Побуждает к деятельности лишь осознанное противоречие, заостряемое учебной средой, поведением, вопросами и репликами учеников. Анализ педагогической

101

проблемной ситуации предшествует формулированию учителем педагогической задачи, которую требуется решить, чтобы снять возникшее противоречие. Схематично данный процесс можно представить с помощью рис. 3.

Рис. 3. Соотношение сложной педагогической ситуации и педагогической проблемной ситуации

Объективная реальность


Рис. 3. Соотношение сложной педагогической ситуации и педагогической проблемной ситуации

Знание психологической природы проблемной ситуации позволяет определить причины ее возникновения, место и роль ее в осуществлении профессиональной педагогической деятельности. В работах по исследованию практического мышления учителя отмечено, что возникновение проблемной ситуации обусловлено опытом субъекта, спецификой его восприятия, мышления, понимания, особенностями личностного отношения

102

к происходящему и т.п. На основании такого подхода становится ясно, что для педагога не всякая задача выступает как проблема, определяющая направление процесса мышления. Да и само существование задачи в педагогической деятельности специфично.

Задача в педагогической деятельности не ставится и не формулируется. Педагогическая задача для учителя является структурной единицей профессионального мышления, которая как бы аккумулирует перед учителем все содержание предстоящего процесса обучения. Задача предстает сначала в идеальной форме, а затем переходит в действительный учебный процесс, составляя целостный учебно-познавательный акт. Для того чтобы педагогическая задача выполняла столь важную функцию в мышлении учителя, необходимо уметь ставить и оперативно решать ее на всех этапах деятельности школьного педагога. Степень вероятности возникновения проблемной ситуации для конкретного педагога остается очень неопределенной.

Понимание учителем природы педагогической ситуации создает возможность преодоления противоречий. Он познает полноту педагогической ситуации, постигая ее скрытые противоречия как основную движущую пружину явления. Так достигается более глубокое понимание педагогического явления, имеющего динамичную, изменчивую природу. Преподаватель становится профессионалом, если ему понятны события, т.е. когда он проникает в противоречия явлений и применяет адекватные средства их разрешения.

Педагогическая ситуация в скрытой форме может быть рассмотрена как педагогическая проблемная ситуация, если принять во внимание, что она является важным материалом для диагностики и развития мышления учителя, характеризуется состоянием интеллектуального затруднения субъекта педагогической деятельности.

Учитель, общаясь с учениками, решает разнообразные педагогические задачи. Готовясь к занятию, он представляет себе группу детей, подыскивает задания разной степени сложности; в процессе обучения перед ним стоит задача организовать класс, управлять его учебно-познавательной деятельностью. В такой работе пока еще нет проблемной ситуации. Она возникает, когда в деятельности педагога появляется рассогласование, и он испытывает потребность его устранения.

Таким образом, педагогическую проблемную ситуацию можно определить как осознание субъектом педагогической

103

деятельности личностно и профессионально значимых противоречий. Для возникновения проблемной ситуации важно не только осознание учителем противоречий, но и учет необходимости поиска средств разрешения этих противоречий. Каждое субъективное отражение объективно сложной педагогической ситуации должно иметь отношение к поставленной задаче. В реальной работе учителя педагогические ситуации не структурированы как задачи, поэтому у него возникает необходимость их поставить, "сконструировать". Процесс постановки осуществляется посредством разрешения педагогической проблемной ситуации, что позволяет устранить неизвестное и, следовательно, определить цель педагогических действий в условиях конкретной ситуации.

Нередко педагогические ситуации сигнализируют учителю о сбое в его педагогической деятельности. Он чувствует, остро переживает это, но не всегда оказывается в состоянии понять, что же произошло. Хорошо известно, насколько несовершенным бывает иногда первый вариант объективации решения педагогической ситуации. С достаточной отчетливостью объективируются лишь те стороны в структуре объекта, которые явились прямым результатом действий субъекта, т.е. оказались соответствующими его предвидению, сознательно намеченной цели. Косвенные и латентные изменения улавливаются далеко не во всех условиях педагогического общения.

Психологически грамотный учитель понимает, что сама по себе ситуация безотносительно к тому, кто в нее должен быть включен, проблемной ситуации не образует. Она становится проблемной, когда ее характеристики приобретают значимость для учителя, осмысливаются и оцениваются им с точки зрения его педагогической деятельности и личностных позиций. Следовательно, проблемные ситуации имеют своеобразную психологическую природу в зависимости от содержания педагогической деятельности учителя и особенностей его личности и мышления.

Психологическое обеспечение педагогического общения

Психолог в силу специфики своей профессиональной деятельности является для педагогов носителем образцов делового общения, "результатистом". Результатист - это педагог, овладевший таким профессиональным поведением, которое является обучающим фактором, эталоном делового общения.

104

Общение для психолога - это прежде всего закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями и в определенных условиях практической деятельности. Для педагога общение с психологом создает благоприятное условие не только для получения необходимой информации об особенностях психической деятельности детей, но и для правильного понимания возрастной динамики их психического развития, внутреннего мира, без чего невозможно управление процессом воспитания, организация нравственно обоснованных форм воздействия на ум, чувства и волю школьника.

Психолог, работая с педагогом, знает, что психологический дефицит умений и навыков педагогического общения индивидуален и специфичен. Одни учителя испытывают коммуникативные затруднения в одних ситуациях, другие - в других. Становится очевидной целесообразность учета личных, особенных трудностей педагога в развитии (самосовершенствовании) своих коммуникативных способностей. В каких же ситуациях у данного учителя чаще всего возникают внешние (вербальные и невербальные) и внутренние (психологические: когнитивные, эмоциональные) проблемы педагогического общения? С кем из окружающих людей ему труднее всего разговаривать и при каких обстоятельствах? В каких конкретных компонентах общения - ценностных, рефлексивных, регулятивных - у него больше всего профессиональных и личностных трудностей? Эти вопросы требуют ответа.

Если есть необходимость в дополнительной информации, то психолог может получить ее путем наблюдения, опроса, интервью. Тогда легче будет организовывать и проводить консультативную или психотерапевтическую работу с педагогом. Дальнейший шаг на пути развития у учителей коммуникативных способностей состоит в том, чтобы разработать программу их психолого-педагогического совершенствования.

Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации

Ни один конфликт не возникает вдруг, нечаянно, сразу. Уконфликта, как и у болезни, много схожего: а) он никогда "не ходит" один (конфликтная проблема является многогранной, поэтому у каждого участника конфликтного взаимодействия есть свое видение происходящего и своя "правда"). Психолог,

105

исследующий педагогический конфликт, имеет дело с разными образами, "картинками" одного и того же события; б) конфликт имеет скрытый, латентный период и открытую стадию конфликтного противодействия. Следовательно, особое значение имеет психологически грамотное поведение учителя в условиях предконфликтной ситуации.

Приемы решения предконфликтных ситуаций - это прежде всего приемы мышления. Они не являются законченными, а изменяются и совершенствуются в деятельности. В процессе актуализации опыта субъекта происходит дальнейшее развитие его умений, что приводит к нахождению оптимального способа решения предконфликтных ситуаций.

Если у педагога появилось желание формировать у себя оптимальный способ разрешения предконфликтных ситуаций, то ему необходимо учитывать, что само совершенствование интеллектуальных умений может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:

  1. Осознание необходимости оптимизации мыслительной деятельности (ответы на вопросы: чего я хочу, ожидаю? Зачем я хочу совершенствовать свои приемы?).
  2. Развитие потребности и мотивов в рационализации мыслительных операций и действий (Почему я хочу формировать приемы? Какова причина, которая побуждает меня не останавливаться на достигнутом уровне развития приемов решения ситуаций?).
  3. Усвоение знаний общих закономерностей и правил мыслительной деятельности (Как, каким образом я могу совершенствовать свои приемы решения?..).

Совокупность приемов решения ситуаций образует мыслительный процесс, имеющий определенные этапы: ориентировку в ситуации и поиск педагогического решения, нахождение и принятие решения, реализацию решения и контроль за его исполнением, оценку полученного результата и фиксацию способов его достижения. Психологическое исследование особенностей решения более 7 тысяч предконфликтных ситуаций, возникавших в системе "педагог - учащийся", позволило найти ответ на вопрос, волнующий педагогов: как надо решать предконфликтные ситуации?

Результаты исследования позволяют отметить, что педагоги нередко не имеют простых и надежных приемов анализа своего взаимодействия с учащимися. Очень часто в их решениях проявляется ограниченность восприятия, осмысления и понимания ситуации. Следствием является затруднение в получении

106

адекватной и оперативной информации, необходимой для организации и коррекции педагогического взаимодействия и превращения его в содержательное сотрудничество.

Знакомство с психологическими закономерностями и механизмами, которые имеют место в процессе распознавания и осмысления предконфликтной ситуации, позволяет педагогу более целенаправленно сформулировать адекватную стратегию профессионального поведения, состоящую из последовательной реализации соответствующих приемов: диагностических, исполнительных, оценочных.

Диагностические действия педагога ориентированы на разрешение главной, основной проблемы, образующей "жало" предконфликтной ситуации. Для этого ему необходимо получение достоверной информации о происходящем. Познание предконфликтной ситуации организуется педагогом посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:

  1. "Зондирование" - обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? - учитель фокусирует говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности. Такое выяснение помогает сделать сообщение понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Прежде чем сделать что-то, важно выяснить для себя, что именно я хочу сообщить или узнать и какой цели послужит данная информация ("Поправьте меня, если я не прав"). Если оппонент не поправил, значит, он воспринял наше описание и видение ситуации.
  2. "Пошатывание", "раскачивание" - педагог делает пробные шаги по определению степени прочности позиции, занятой учащимся в конкретной ситуации: "Покажите, объясните мне, почему это справедливо?". Одним из средств проверки на прочность позиции учащегося является пересказ педагогом услышанного. Педагог выделяет и сохраняет то, что казалось главным для него как слушающего. Если же он неверно определил то, что является главным для говорящего, возникает возможность что-то скорректировать. Слушающий исходит только из мыслей говорящего, но может в пересказе учитывать и невысказанные мысли и намерения говорящего. А самое главное, говорящий, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в правомерности занятой им позиции.

107

  1. "Эмоциональное отзеркаливание" происходит по формуле: "отражение чувств говорящего + отображение своих чувств". Отражение чувств - это описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего отношения к собеседнику: "Мне кажется, что вы чувствуете... и мне близки ваши чувства". Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению конструктивных усилий по решению проблемы.
  2. Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим использованием их при решении новой ситуации. Для того чтобы знания о ситуации были достоверными, целесообразно стимулировать учащегося к высказыванию: "Да? Это как так?.." Важно задавать вопросы говорящему так, чтобы у него возникло желание отвечать, т.е. вступить в контакт и в открытой, конструктивной форме выразить свою позицию. Оптимальным средством стимулирования служит проблематизация высказываний учащегося: "В чем же расходятся наши взгляды на данную ситуацию?..". Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так и собеседника, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость последующего разговора.
  3. "Взвешивание" возможных способов воздействия на учащихся и определение среди них наиболее эффективного. Одним из универсальных способов педагогического, т.е. развивающего воздействия является одобрение, а в некоторых случаях авансированная похвала: "Я уверен, что у тебя это получится хорошо". Одобрение - это дальнейшее развитие мыслей собеседника в позитивном направлении, но только в тех рамках, которые тот задавал. В противном случае это переходит в игнорирование. Одобрение должно быть уместным и своевременным.
  4. "Компенсация" - замещение недостаточного распознавания личности учащегося посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь дело именно с ней, а не с личностью, ибо нет плохих людей, а есть неадекватные поступки. Важно избегать оценочных отношений к учащемуся.
  5. Ориентация на обсуждение и доведение до понимания учащегося аргументов, подтверждающих обоснованность занятой педагогом позиции. Существенное значение имеет распознавание и осознание педагогом степени успешности своей попытки.

108

  1. Внутренняя диалогичность (мысленный спор с оппонентом). Диалогическая позиция как направленность на взаимопонимание означает, во-первых, паритетность, принятие учащегося как равноправной личности; во-вторых, принятие собеседника без ранжирования, т.е. отнесения к "плохому - хорошему"; в-третьих, ориентация на общение, на диалог как способ противовеса педагогическому менторству, поучению.
  2. "Интерпретация" - распознавание поведения учащегося в конкретной ситуации; педагог может спросить его: "Если я правильно понял, то ты хотел сказать, что...", т.е. с помощью данного приема происходит соотнесение, "связывание" поведения учащегося с его намерениями, целями, эмоциональным состоянием.
  3. Выявление слабых аргументов (алогизмов) оппонента: отсутствие последовательности в изложении им своей позиции, поверхностный анализ фактов своего поведения, необоснованные заключения, противоречивость в высказанных утверждениях.
  4. Переформулирование высказывания оппонента в целях достижения более четкого понимания его смысловой позиции, соединения фрагментов разговора в смысловое целое. Основная цель перефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего как средство проверки его точности: "Как мне показалось, вы сказали, что...". Важно выбрать главное и выразить это своими словами.
  5. Отсроченное реагирование - педагог не торопится реагировать, так как в некоторых случаях имеет определенный смысл подождать повторения поступка, если он не является проступком.
  6. Резюмирование, как средство подытоживания основных чувств и идей, которые проявлялись и обсуждались в данной ситуации, помогает понять учащемуся, насколько точно ему удалось выразить свои мысли и переживания: "Если теперь подытожить сказанное вами, то...". Педагог своими словами подводит итог основным мыслям, высказанным собеседником.

Приведенный перечень действий, входящих в указанную систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке. Адекватность применения диагностических действий обеспечивает правильность анализа предконфликтной ситуации, от степени успешности анализа в существенной мере зависит эффективность профессионального поведения педагога в условиях предконфликтной ситуации.

109

Исполнительная часть процесса решения предконфликтной ситуации характеризуется разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной. Прикосновение педагога к учащемуся, например поглаживание по плечу, уже есть и процесс и результат. Один и тот же прием может быть оценен учеником и как приятный, и как неприятный. Поглаживание педагога может помочь воспитаннику поднять свое настроение, повысить уверенность в себе, успокоиться. В другом случае оно может вызвать отстранение, отчуждение учащегося, вплоть до агрессивной реакции, либо проявление замкнутости, "уход в себя".

Успешное решение предконфликтных ситуаций можно рассматривать как средство сохранения и развития педагогического общения, которое постоянно реализуется на фоне определенных эмоциональных реакций. Эмоциональное отношение педагога к учащемуся "пронизывает" весь процесс разрешения противоречия, возникшего в ходе педагогического взаимодействия. В процессе разрешения предконфликтной ситуации мыслительная деятельность педагога может либо полностью блокироваться сильным мотивом, либо процессы рассуждения будут непосредственно направлены на поддержку более сильного мотива. Следовательно, формулирование педагогом именно у себя положительной профессиональной ориентации нередко предопределяет успешность преодоления затруднений в деятельности.

Разрешение предконфликтной ситуации административными мерами (вызов родителей, приглашение на педсовет...) приводит к прекращению педагогического процесса. В данном случае выход из создавшегося положения может быть найден в пресечении проявлений авторитаризма, в отказе от репрессивных мер. Следовательно, педагогической задачей в разрешении предконфликтной ситуации выступает организация оптимального взаимодействия, а педагогической целью - формирование социально значимых качеств личности учащегося.

Конструктивный выход из предконфликтной ситуации есть в какой-то степени экспромт. Сущность психологического обеспечения успешного разрешения возникшего затруднения состоит в осознании педагогом своих как интеллектуальных, так и исполнительных действий. Одно дело, найти разумное решение (мысленное проигрывание его путем соотнесения с оппонентом, условиями ситуации, целью педагогической деятельности, а

110

также с собственными возможностями; оценка вероятности успешной реализации решения; разработка плана его реализации) и совсем другое - его реализовать. На этапе реализации выработанного решения можно выделить следующие приемы:

  1. Обращение к фактам (обоснование своей позиции с помощью фактов) заключается в последовательном и постепенном движении от простейших фактов, суждений и утверждений к более сложным и богатым. Самое главное - уметь выделять наиболее простые, очевидные, конструктивные моменты взаимодействия: "В чем совпадают (а не различаются!) наши взгляды, позиции?". Для того чтобы уметь это делать, надо приобрести навык систематического обдумывания мельчайших деталей решаемой ситуации. В общении, особенно педагогическом, нет мелочей!
  2. Воздействие на чувство самоуважения другого человека, аппеляция к более благородным мотивам ("Вы же умный человек...").
  3. Подчеркивание тех моментов, с которыми педагог согласен. Преодолевая возникшие затруднения, важно попытаться найти хотя бы один пункт, в котором можно достичь согласия, пойти, если не на сотрудничество, то хотя бы на компромисс. Необходимо идти на согласие с теми аргументами, которые способствуют достижению педагогической цели в условиях конфликтного взаимодействия. Этому способствует такая особенность педагогического мышления, как децентризм: стремление смотреть на проблему и с точки зрения оппонента.
  4. Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы. Здесь необходимо умение учитывать состояние, настроение оппонента, ход его мыслей. Условно данный прием можно назвать - "мы". Реализуется указанный прием в форме следующих высказываний: "Как нам с вами поступить?", "Что нам делать дальше?". Используя данное местоимение в качестве психологической связки, учитель может достичь эмоциональной общности с учащимися. В этом случае отношения строятся на основе взаимного принятия, что приводит к формированию важного для педагогической деятельности чувства взаимной соответственности, причастности к общему делу.
  5. Ненавязывание своего мнения, стремление, чтобы к этому пришел оппонент сам. Важно вести переговоры с целью убедить собеседника, не задавить его и не принуждать. Учащиеся высоко ценят сосредоточенность педагога на поиске справедливости, а не на нажиме. Чтобы вовлечь в процесс творческого решения проблемы другую сторону, необходимо об этом позаботиться как можно раньше (обратиться к учащемуся за советом).

111

Для того чтобы оппонент принял то или иное приглашение к творческому сотрудничеству, мало только обсуждать с ним существо проблемы, надо создать у него чувство причастности к процессу выработки и реализации решения. Именно это является одним из важнейших факторов конструктивного разрешения педагогического конфликта.

  1. Тактическая уступка с ориентацией на стратегический выигрыш. Важно продумать, чем можно пожертвовать самому и чем может пожертвовать оппонент за свою цель. Надо создать такие условия при разрешении ситуации, чтобы стратегия доминировала над тактикой.
  2. Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал, в более спокойной обстановке обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации.
  3. Перевод разговора на другую тему, если видно, что ход развития событий складывается не в пользу педагога.

В заключение можно отметить, что творческий процесс не является линейным, поэтому ряд рассмотренных приемов может осуществляться селективно или параллельно либо в обратном порядке. Более того, отдельные указанные приемы разрешения пред конфликтной ситуации могут меняться местами.

Оценочные действия педагога в процессе разрешения предконфликтной ситуации в случае их успешности многому могут научить и самого педагога. Основной прием на данном этапе - "вытяжка" как способ подытоживания основных идей и чувств говорящего. Она помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство ("Итак, если подвести итог нашему разговору, то получается следующее...").

Эффективное оценочное действие педагога связано с его умением делать выводы, значимые для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Качество таких действий зависит от субъективных факторов (общая культура педагога, уровень его профессионального и личностного роста) и объективных (дефицит времени, высокая степень сложности предконфликтной ситуации).

Предпосылки успеха в педагогическом общении

Существует целый ряд предпосылок, обусловливающих успех учителя в общении.

  1. Физиологические предпосылки: нормальный уровень развития органов артикуляции; общее соматическое состояние и здоровье; отсутствие принужденных моторных состоянии; подвижность, пластичность двигательных мышц рук и мимических мышц лица.

112

  1. Психологические предпосылки: волевые качества, интеллект, темперамент, общая структура способностей, духовность и т.п.
  2. Социально-психологические предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности, статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе, социальный и профессиональный опыт, техники педагогического общения.

Успех в общении характеризуется ситуативностью. Если у учителя был прекрасный контакт с классом на предыдущем уроке, то это не означает, что на сегодняшнем уроке будет так же. Ориентация на успех стимулирует педагога к постоянному самосовершенствованию. Для того чтобы воспитание детей было успешным, подчеркивает Л.Н. Толстой, надо, чтобы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Учитель должен научиться бороться со своим стремлением к покою, с притуплением остроты и активности чувств, с равнодушием к окружающему и всем тем, что отдаляет его от детей, молодежи - состоянием, которое П.П. Блонский называл "старчеством". В связи с этим трудно переоценить возможности психологизации, ибо педагогическое общение - есть то поле, на котором разыгрываются отношения между людьми.

Техника педагогического общения

Обращения учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении: как работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры между учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса учителя, то интерес к его пространным рассуждениям о "неспецифической мотивации" и об "опосредованной активизации учебной деятельности" быстро сворачивается. Дело не в том, что "птичий язык" психолога малопонятен, а в том, что педагог "просит лопату, а уж куда копать он сообразит и сам". Учителя понять нетрудно: "некогда думать, работать надо".

Техника педагогического общения - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.

113

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т.п.). Вторая - с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь по сути имеется в виду технология педагогической деятельности (умение предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический процесс).

В психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие блоки: 1. Обращение: жесткое-суровое-нейтральное-нежное; рациональное-шуточное- (намеренно) абсурдное. 2. Степень причинности: игнорирование этикета-корректность (точно маркированный этикет)-любезность (этикет + желание понравиться партнеру)-дискретность (приличность + скромность)-деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к другому человеку)-тактичность (творческое использование этикета, отказ от него при необходимости). 3. Стиль поведения: строго формальный-деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой. 4. Выражение чувств: преувеличенное-свободное-сдержанное-заторможенное. 5. Речь: а) дикция: жеманная-корректная-свободная-вульгарная; б) диалогизация: асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше)-симметрия (оба говорят одинаково)-асимметрия в пользу субъекта (партнера вынуждают в основном слушать; в) жестикуляция: отчаянная-порывистая-умеренная-отсутствует; г) язык: научный-литературный-профессиональный-народный-вульгарный-диалект; д) стиль речи: протоколирующая-штамповая-"житейская"-лаконичная-патетическая-риторическая-поэтическая (образная).

Учитель тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между рассмотренными разнообразными техниками. Чем более они будут наработаны, автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.

Тем не менее в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура. Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.

Один из элементов в организации целостного педагогического общения - завоевание учителем инициативы на уроке как

114

средства оптимизации управления учебно-познавательной деятельностью. Педагогу здесь можно порекомендовать следующее: 1) оперативная организация изначального контакта с классом; 2) оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.д.) к деловому и личностному общению; 3) предупреждение возникновения "простоев" между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия; 4) оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства "мы"; 5) постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив; 6) сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных педагогических воздействий; 7) обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние; 8) адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т.п.; 9) выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и открытость; 10) формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска путей их достижения; 11) проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся, учитывания ее; 12) достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Реализация отмеченных рекомендаций позволит учителю избежать в своей деятельности неконгруэнтного общения, которое характеризуется тем, что выполненные личностью с помощью своего тела, своего тона голоса послания не совпадают с вербальной информацией. Неконгруэнтное общение - сигнал, что этот человек имеет более чем одну модель своего поведения и что эти модели конфликтуют между собой. Обычно в случае неконгруэнтного общения человек действует не вовремя, в неподходящий момент и хаотично, в то время как в контексте конгруэнтного общения учитель действует в подходящий момент, созидательно, полностью в соответствии со сложившимися обстоятельствами и со своими профессиональными целями.

Люди, которые сосредоточивают свое внимание на содержании, а не на процессе, гораздо более подвержены неконгруэнтности. Конгруэнтное общение характеризуется тем, что все послания, которые человек делает различными способами (вербальными и невербальными), совпадают по своей сути. Они

115

дополняют друг друга, не меняют свое содержание в зависимости от способа послания и обеспечивают эффективное педагогическое общение.

Вопросы и задания

  1. Какое общение принято называть педагогическим?
  2. Каковы слагаемые педагогического мастерства в общении?
  3. Какая из трех сторон общения - информационная, перцептивная, интерактивная - вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?
  4. Каковы условия успешности педагогического общения?
  5. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций?
  6. Объясните выражение "агрессивны, потому что несчастны".
  7. Каким образом можно предотвратить превращение спора в ссору?
  8. Что нужно сделать, чтобы "неразрешимые конфликты" были разрешены?
  9. Назовите отличие противоречивых отношений от конфликтных.
  10. Зависит ли поведение личности от обстоятельств или в любой ситуации человек всегда контролирует свои поступки?
  11. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с родителями, а у подростков с учителями?
  12. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания (если у вас возникла педагогическая проблемная ситуация):
    • а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации;
    • б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации;
    • в) приведите обоснованный пример и проанализируйте его.

Ситуация 1. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: "На фиг нужно", - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся.

Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище.

Ситуация 3. Света М. учиться может только на "5". Всю вторую четверть "валяла дурака". На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на "3". За вторую четверть получила "3". Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

116

Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.

Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: "Описать внешность человека". Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: "Все надо описывать?". "Да",-отвечает учитель. "А половые органы?" - не унимается ученик.

Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. "Не пойду", - отвечает он. Учитель спрашивает: "Может быть, мне выйти из класса?". А в ответ слышит: "Пожалуйста, иди".

  1. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте педагогические ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок. Докажите целесообразность применения используемых вами средств решения педагогической проблемной ситуации в профилактике профессиональных ошибок. Попробуйте проанализировать связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой на следующих примерах: педагогическая проблемная ситуация - это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися; педагогическая проблемная ситуация - это веха на пути к педагогическим ошибкам, вероятность которых велика, но пока они еще не совершены.
  2. Проанализируйте данные, представленные в табл. 3. Постарайтесь обосновать приведенные в ней параметры педагогической проблемной ситуации.

Таблица 3

Причины возникновения проблемной ситуации в деятельности учителя

Аспекты взаимоотношений в педагогическом процессе Признаки педагогической проблемной ситуации
Нетактичные поступки учителя (например, высмеивание ученика; разглашение доверенных им учителю тайн и личных проблем; высказывания, обесценивающие ученика) Растерянность как ответная реакция на грубость ученика. Оказавшись в таком состоянии, учитель испытывает затруднения в анализе ситуации и поиске средств ее разрешения

117

Продолжение

Аспекты взаимоотношений в педагогическом процессе Признаки педагогической проблемной ситуации
Формализм и необоснованная строгость учителя при выполнении своих обязанностей Срыв в случае невыполнения учащимися требований учителя
Перенесение, трансформация процессуальных и результативных сторон учебной деятельности учащегося на его личные свойства Неопределенность, недоумение учителя, например, когда рушится его представление об отличнике как об очень хорошем человеке. Неопределенность сведений об объективной ситуации
Поверхностное познание личности учащегося, которое ограничивается следующими основными показателями: успеваемостью, дисциплиной, внешним видом учащегося, его отношением к предмету и учителю Неструктурированность, неупорядоченность процесса познания и понимания учащегося. У учителя возникает проблемная ситуация в результате столкновения, несовпадения эталона ученика с реальностью
Аккумуляция деструктивных отношений в педагогическом общении Неожиданность, новизна возникает в тех случаях, когда учитель осуществлял гиперопеку, контролировал каждый шаг учащихся и те в свою очередь "взбунтовались"
Публичный вызов, сделанный либо отдельным учащимся, либо всем классом Острота переживания происходящего возникает в тех случаях, когда сильно задевается личностное или профессиональное самолюбие, достоинство учителя (например, уход с урока всего класса)
Замечания в адрес учителя, сделанные в присутствии других людей Драматизация характеризуется тем, что учитель поглощен своими переживаниями по поводу полученного незаслуженного (как он считает) упрека, не знает, как исправить положение. Иногда проявляется в стремлении превращать небольшие неурядицы в сложные проблемы

118

Продолжение

Аспекты взаимоотношений в педагогическом процессе Признаки педагогической проблемной ситуации
В ожидании какого-либо значимого события (например, проведения открытого урока) Напряженность выражается в том, что учитель постоянно сомневается в благополучном проведении урока. Данный параметр педагогической проблемной ситуации у некоторых учителей имеет длительную продолжительность
Создание классом или отдельными учениками психотравмирующей ситуации для учителя Несвязность речи, нарушение логики изложения, так как основное внимание при этом направляется на собственное мышление и эмоциональное состояние
Учитель значительную часть учебного времени находится в напряжении: "Я ничего не успеваю!". Он разучивается расслабляться Длительность нервно-психического напряжения, снижение стрессоустойчивости
Учитель очень эмоционально реагирует на рассогласование в своей деятельности. Негативные переживания накапливаются и "хлещут через край" Повышенный тонус эмоционального напряжения
  1. Ниже приводятся описания педагогических ситуаций. Проанализируйте их. Определите содержание каждой ситуации, а также возможный тип педагогической проблемной ситуации.

Ситуация 7. Учительница, находясь в ЛТО, вместе с учащимися высаживала помидорную рассаду из парников в грунт. В конце дня оказалось, что они выкопали рассады больше, чем смогут посадить до окончания работы. "Давайте задержимся на полчаса и будем работать быстрее, иначе рассада пропадет", - сказала учительница и, засучив рукава, энергично принялась за работу. Через некоторое время она заметила, что работает одна, а ребята покинули поле.

Ситуация 8. Мать одной из десятиклассниц обратилась к классному руководителю за помощью в воспитании дочери. У девушки появились новые подруги из более обеспеченных и образованных

119

семей. Сравнивая бытовые условия, дочь стала предъявлять матери претензии в плохом обеспечении ее модной одеждой, обвинять в неумении жить. Мать обратилась за помощью к классной руководительнице.

План семинара

"Педагогическое общение"

  1. Коммуникативные функции педагогического общения.
  2. Имидж учителя и культура общения.
  3. Психологический климат коллектива.
  4. Психологические трудности общения и их преодоление.

План семинара

"Конфликты в педагогическом общении"

  1. Функции конфликта в педагогическом общении.
  2. Стили поведения в педагогическом конфликте.
  3. Профилактика деструктивного конфликта.
  4. Оптимальное педагогическое общение.

Основная литература

  1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986.
  2. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.
  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  4. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
  6. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль, 1997.
  7. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
  8. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие. Гродно, 1982.
  9. Шадриков В.Д. Духовные способности. Изд. 3-е. М., 1998.

120

Дополнительная литература

  1. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6.
  2. Гительмахер Р.Б. и др. Конфликт. Иваново, 1995.
  3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
  4. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения / Под ред. Е.А. Шумилина. М., 1986.
  5. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М. 1991.
  6. Литвак М. Психологическое айкидо // Воспитание школьников. 1994. № 4-6.
  7. Лишин О.В. Конфликты в школьном возрасте, пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
  8. Хасан Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Красноярск, 1996.

121

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru