Автоматизированная обучающая система. - система, включающая комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, управляющие процессом обучения.
Активность - способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.
Алгоритмизация - использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантированно и наиболее рационально решать задачи определенного класса.
База данных - единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных.
База знаний - формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.
Безотметочное обучение - обучение, предполагающее оценку деятельности учащихся без выставления отметок (баллов).
Воспитание - целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности.
Гармония - соразмерность частей, их взаимодействие и взаимообогащение в едином целом; выступает как одно из условий и целей образования.
Генерализация - превращение отдельных актов поведения, ситуативно проявляемых черт поведения и отношений в общие черты личности.
Гипотеза - предположение, требующее научного доказательства, проверки, подтверждения.
Деятельность - целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.
Диалог учебный - устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.
Дидактика - общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики.
181
Дистанционное обучение - форма обучения на расстоянии, в котором "доставка" учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть).
Догматическое обучение - обучение, направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления.
Задача дидактическая - конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся.
Задача познавательная - учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся.
Закон педагогический - необходимая, существенная, повторяющаяся связь между элементами, факторами педагогического процесса или явлениями.
Знания - достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.
Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) - уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчивость к помощи - признак того, что педагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития.
Идея - форма развития мысли, отражающая связь прошлого, настоящего и будущего, предполагаемого преобразования объекта.
Иерархия - определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.
Императив - общезначимое предписание, безусловный принцип поведения (например, нравственный, экологический и т. д.).
Индивидуализация обучения - такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Индивидуальное обучение - форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно.
Индивидуальность педагога - совокупность самобытных, неповторимых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности.
Инновации педагогические - введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы.
Интеграция в образовании - объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей.
Интерактивная программа - компьютерная программа, которая работает в режиме диалога с пользователем.
182
Интериортация - переход внешних действий человека во внутренний план, усвоение личностных смыслов и ценностей, содержащихся в учебном материале, изучаемой действительности.
Информационная технология обучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Исследовательский подход в обучении - совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.
Классно-урочная система обучения - обоснованная в середине XVII в. Я. А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (урок).
Компетентность педагогическая - знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Комплексное обучение - изучение материала на основе межпредметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, представленных с разных точек зрения.
Концепция - определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Коррекция - совершенствование деятельности, исправление ошибок; уточняющие команды в кибернетической системе на основе обратной связи с регулируемым объектом.
Личностно-ориентированное обучение - тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности.
Личность - человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.
Мастерство педагогическое - высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Модуль учебный - часть курса, крупный блок учебного материала, методически проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения.
Мотивация учебной деятельности - внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию,
183
Мультимедиа технология (англ. multimedia - многокомпонентная среда) - программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме (общение, диалог).
Навык учебный - автоматизированное действие, выполняемое без непосредственного контроля сознания.
Новаторство в образовании - создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных задач, т. е. педагогических новшеств.
Образование - система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.
Обучаемость - группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению.
Обучение - процесс, включающий преподавание и учение, его суть - вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры.
Обученность - уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.
Общая педагогика - наука о воспитании и педагогическом процессе, раскрывающая их общие теоретические основы и принципы организации.
Общение - личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную речь и невербальные способы передачи информации.
Отметка - качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов.
Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Парадигма - исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем.
Преподавание - обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль.
Принципы дидактические - обязательные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.
Проблемное обучение - обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей.
184
Программированное обучение - обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компьютеров.
Проектирование - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения.
Процесс обучения - употребляется как синоним понятия "учебный процесс", а также обозначает деятельность педагога в этом процессе (преподавание).
Развивающее обучение - обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Развитие личности в обучении - духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования.
Релаксопедия - обучение в расслабленном состоянии, снимающее барьеры общения, неуверенность, боязнь неудачи.
Рефлексия - способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Смысл личностный (А. Н. Леонтьев) - значение, которое определенное знание или событие приобретает для данного человека, преломляясь через его опыт и систему оценок.
Сознание - отражение человеком явлений внешнего мира, его собственных отношений и ценностей в виде понятий, образов, чувств.
Сообщающее (информационное) обучение - обучение, в котором информация передается в готовой, удобной для усвоения форме.
Сотрудничество в обучении - стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга.
Социально-ориентированное обучение - система обучения, ориентированная на социальные, общественно значимые цели и ценности.
Социальный заказ образованию - требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Суггестопедия - обучение, включающее значительный элемент внушения, неосознанное влияние одного человека на другого, способное вызвать изменения в психологии и поведении человека.
185
Тезаурус - фонд действенных знаний.
Телекоммуникационная сеть - сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для коллективного использования технических и информационных ресурсов.
Тест - задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.
Учебник - книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.
Учебные программы - документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.
Учебный план - официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.
Учебный процесс - взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на овладение учеником учебным материалом, приобщение его к культуре, способствующее развитию и саморазвитию воспитанника.
Экспериментирование - проверка новых идей, подходов, методик, технологий в реальных или специально создаваемых, контролируемых и нередко варьируемых условиях.
Экспертная система - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в узкой предметной области.
Электронные учебные пособия - издания, выполненные на электронных носителях, использующие в комплексе различные информационные технологии.
186