В самом характере педагогического творчества учителя, в частности учителя музыки, есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Учитель музыки - это "человек отдачи", в котором живет неистребимое желание просветительства, при этом педагог ощущает потребность к "лицедейству". На концерте симфонической музыки, в театре, во время чтения литературы в каждом учителе происходит процесс духовного накопления. Без каких-либо внутренних команд, так же естественно, как дыхание, идет непрерывная работа музыкальной памяти, внимания, воли, для того чтобы привнести в содержание урока что-то новое, актуальное, заинтересовывающее. Вечно изобретать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской творческой жизни. И реализует он этот курс прежде всего в создании урока музыки, когда этот урок возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня.
Академиками РАО В.А. Сластениным и В.Л. Матросовым были определены черты современного учителя1:
- высокая гражданская активность и социальная ответственность;
- любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
52
- физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Все эти качества нового учителя несомненно относятся и к профессии учителя-музыканта. В школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем-музыкантом, профессионалом. Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки можно представить в виде следующей таблицы:
Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки |
Знания и навыки |
Общекультурные, музыкально-педагогические, музыкально-теоретические, музыкально-психологические, музыкально-исполнительские |
Умения |
Гностические (включая перцептивные - восприятие), двигательные (дирижерские жесты и игра на инструменте), коммуникативные (включая артистические), педагогические |
Качества |
Артистизм, дирижерская и исполнительская техника, музыкальность, вера в успех, интуиция, дар педагогического общения |
Направленность |
На практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства, на просвещение и музыкальное воспитание детей, любовь к музыке и детям, престиж профессии |
Функции |
Диагностическая, прогностическая, организаторская, коммуникативная, проектировочная, исследовательская, конструктивная |
Способности |
Дидактические, коммуникативные, организационные, конструктивные, гностические, прогностические, перцептивные, креативные, экспрессивные |
Из данной таблицы видно, какими многочисленными необходимыми способностями должен обладать современный учитель музыки. Для профессиональной деятельности в школе необходимы:
- способность к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов уроков музыки и внеклассных форм работы;
- способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой;
- способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового пения, игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
53
- способность к общению с учащимися, сотрудничеству;
- способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;
- способность объяснять, передавать знания, обучать;
- способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия с учениками в педагогической деятельности;
- способность к творчеству, импровизации;
- способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии.
Все блоки формирования личности учителя, составляющие его музыкально-педагогическое мастерство, представляют систему, куда укладываются все вопросы профессиограммы. Профессиограмма учителя музыки - это его квалификационная характеристика, которая является главным документом, требованием и руководством в работе. От выполнения этого руководства будет зависеть уровень деятельности преподавателя музыки в школе. Профессиограмма должна помочь учителю-практику определить оптимальный круг знаний, навыков и умений, способностей и качеств, необходимых для музыкального воспитания детей, должна стать руководством в его классной и внеклассной работе, способствовать развитию его самообразования и творческого роста.
Каждый блок в свою очередь делится на три раздела: музыкально-эстетический, психолого-педагогический, методический. Например, блок "знания" включает: 1) основные элементы теории музыки, истории развития музыкальной культуры, творчество композиторов и т.д.; 2) анатомо-психологические и физиологические основы развития детского голоса и его охраны и т.д.; 3) методы комплексного и творческого подхода к музыкальному воспитанию, методику проведения внеклассной и внешкольной работы, методику развития у детей музыкального слуха и т.п.
Следует отметить близость труда учителя музыки и актера. Работа их подвижна, изменчива, тот и другой взаимодействуют с людьми, имеют общую задачу: посредством занятий художественным творчеством (в нашем случае - музыкой) разбудить чувства и мысли других людей (в нашем случае - учеников). Работа того и другого - творческий акт, искусство. Сопоставление этих профессий показывает, однако, что труд учителя музыки тяжелее актерского. Актер - лишь часть спектакля. Учитель же "един Бог в трех лицах": он, по словам прекрасного педагога Ю.М. Львовой, и автор, ибо сам создает сценарий урока, и режиссер (а каждый урок музыки - это в чем-то премьера), и исполнитель главной роли.
Еще одно отличие. Актер играет в день один спектакль, учитель же дает в день три-четыре постановки, ибо ежедневная норма учительского труда - три-четыре урока. На практике же она
54
перекрывается во много раз. Причем уроки проводятся с разным по возрасту и подготовке контингентом учащихся: вопросы музыкального самообразования восьмиклассников, приобщение к высшим музыкальным достижениям человечества перемежаются в работе учителя музыки с обучением первоклассников азам хорового пения. Кроме того, во всех классах создаются свои тональность урока, виды деятельности. А если к этому прибавить и внеклассную работу - хор, помощь в организации музыкальных праздников в классах, то получится 6 - 7 ч в день. При этом учитель-музыкант должен:
- умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;
- быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;
- учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;
- быть организатором, обеспечить оптимум своей и ученической музыкальной деятельности, оборудовать кабинет музыки, оснастив его всем необходимым;
- хорошо играть на инструменте, чутко аккомпанировать, уметь пользоваться современной звуко- и видеовоспроизводящей техникой;
- отличаться энергией;
- проявлять внимательность и чуткость;
- сопереживать учащимся на уроке.
Все это и многое другое лежит в основе работы учителя музыки. И со всем этим он справляется, если обладает актерскими задатками, а также если у него хорошее самочувствие, рабочее и творческое. Для этого необходимо овладевать актуальной совокупностью психологических умений, позволяющих вести занятия с наименьшими нервными затратами и получать наивысшую педагогическую отдачу.
Скульптор, прежде чем что-то лепить, тщательно разминает глину, певец распевается, инструменталист разыгрывается. Учитель перед уроком тоже обязан приводить в порядок свой творческий личностный аппарат. Существует хороший прием внутренней психологической техники, называемый иногда "духовный душ": перед началом урока усилием воли необходимо отключиться от всех посторонних раздражителей, создать вокруг себя как бы "духовный" вакуум, привести в порядок нервы, внушить себе мажорное настроение.
Учителю музыки полезно знать разнообразные приемы сохранения хорошего самочувствия. Ими могут быть: взгляд на хорошего ученика, ожидание от учащихся благодарности за урок, предвкушение интересного раздела урока, волнующего музыкального произведения, увлекающей темы занятия.
55
Множество вещей может отвлекать учителя во время перемены, но все же перед уроком необходимо окатить себя "духовным душем", создать благоприятную психологическую установку, навести положительным эмоциональным настроем "туалет души" и в хорошем рабочем настроении идти на урок.
Еще одно понятие из театральной педагогики, актуальное для педагогической самоподготовки учителя музыки, - сверхзадача урока. Основываясь на ней, можно заметно улучшить свое настроение, вести занятие спокойно, имея в виду прекрасную конечную цель своей музыкальной работы со школьниками. Именно сверхзадача, которую учитель ставит себе, проектируя урок, помогает сохранять душевную силу. Это средняя и дальняя перспективы музыкального обучения, учительский стратегический план.
Понятие "сверхзадача" с полным правом введено в педагогическую публицистику. В самом деле, учитель музыки приходит в класс не только для того, чтобы "выложиться" во имя усвоения, например, певческой позиции или чистоты интонирования. Нет, цель одного и даже ряда уроков - лишь звено в сложном и длительном процессе приобщения учеников к музыкальному искусству. А потому надо обучать не только грамотному и выразительному пению, но и тому, чтобы с его помощью выражать собственные мысли и чувства. Это и будет сверхзадачей конкретного урока музыки.
Поглощенность целью одного урока, без ориентации на сверхзадачу, лишает учителя музыки и его воспитанников перспективы, что пагубным образом может сказаться на творческом самочувствии обучающего. Именно хорошо сформулированная сверхзадача уроков в определенном классе делает учителя музыки мудрым и сильным, спокойным и добрым, поднимает его над частными задачами отдельных уроков, педагогических коллизий.
В арсенале необходимых профессиональных качеств учителя, по мнению Г.М. Коджаспировой, имеются: педагогический такт, скрытая педагогическая позиция, сочетание требовательности и уважения к личности воспитанника, опора на положительное и создание ситуации успеха, учет уровня общей воспитанности личности и уровня развития коллектива, динамика и диалектика педагогического требования, развитие творческого потенциала личности воспитанника1.
В создании полноценных уроков музыки крайне важно такое психологическое качество, как учительская зоркость, которая сродни зоркости актерского взаимодействия. Будет прекрасно, если учитель музыки сумеет увидеть всех и каждого, но как бы
56
изнутри; тогда в его сознании словно откроется экран, на котором высветятся мысли и чувства учеников. Внимательно наблюдая за учащимися, изучая особенности их восприятия и поведения, можно научиться получать достаточную информацию об исполняемой песне, о предлагаемом для слушания музыкальном произведении, о конкретном методе работы, виде музыкальной деятельности. И все это можно постичь лишь при одном взгляде на своих учеников.
Развивая педагогическую зоркость, приучаешься не только фиксировать недостатки, но и включать в отношения с учащимися тонкие средства, "разговаривая" с ними взглядом, малозаметным движением бровей, другими "микродействиями". И тогда вести урок музыки станет заметно легче: привыкшие к тонким воспитательным приемам, учащиеся адекватно на них реагируют, сберегая учителю и себе рабочее настроение и творческую установку. У некоторых учителей существует хорошая привычка: начиная урок, обводить класс глазами.
Готовясь к урокам музыки, учителю следует примерять их прежде всего к своим возможностям, потому что каждый из нас хорошо представляет, что нам удается лучше, где мы сильнее. Это личностное "примеривание" весьма положительное качество учительского менталитета, профессиональной подготовки, физического состояния, уровня педагогической талантливости. Совокупность личностных и профессиональных данных характеризует каждого из нас, обусловливая необходимость индивидуально подбирать ключи к самому себе. Педагог, масштабы его личности и профессиональной подготовки - это по своему значению огромный активизирующий (или тормозящий) фактор в школьном деле.
Кроме того, важен самоанализ учительских действий: полезно бывает время от времени записать несколько своих полных уроков на видео- или аудиопленку и затем проанализировать весь полученный материал от начала до конца.
Важны на уроке музыки оптимизм и доброта учителя. Если педагог доброжелателен и готов помочь ученику, то его требования спеть соло или сравнить одно сочинение с другим не разъединяют, а объединяют учителя и ученика, превращают пение, ответ у доски как бы в совместное восхождение на гору. Надо "делать" свое настроение и быть приветливым. Приветливость как черта характера сохраняет учителю резервы душевных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении и взгляде.
На стиль отношений в процессе учительского общения настолько существенно влияет стиль организаторской (управленческой) деятельности педагога, что в зависимости от этого часто выделяют и три стиля педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский.
57
Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, пресечении всякой инициативы учеников, отсутствии обсуждения принимаемых учителем решений. Он один управляет классом, контролирует и координирует работу учащихся. Основные формы связи - приказ, указание, инструкция, выговор, благодарность, отрывистая команда. Небезынтересны и такие черты поведения учителя: он лаконичен в обращении с учащимися, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям, он редко улыбается, чаще - хмурый.
Демократический стиль учителя отличается коллективным обсуждением проблем в классе, поощрением инициативы учащихся, активным обменом информацией между учителем и учащимися, принятием решений на общем собрании хорового коллектива. Демократичный учитель прислушивается к мнению ученического коллектива, выполнение задачи им мотивируется, усилия учеников поощряются. В результате у школьников формируется уверенность в себе, развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить учебные нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности учеников. Основные способы его общения - просьба, совет, информирование.
Попустительский стиль выражается в добровольном отказе учителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам классного коллектива. Попустительский стиль называют часто либеральным или анархическим. Фактически учитель самоустраняется от ответственности за происходящее.
Каждый педагогический стиль имеет свои достоинства и недостатки, и в этом смысле нет "плохих" и "хороших" стилей руководства школьниками. Однако исследователи отмечают, что наихудшим из них является либеральный, или попустительский. При нем учебной работы выполняется меньше и качество ее хуже. Демократический стиль считается лучшим. Хотя количественные итоги работы здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать сильнее. Авторитарный педагогический стиль в ряде случаев обеспечивает наивысшую эффективность коллективной деятельности, но создает неблагоприятный психологический климат, прививает культ силы, формирует невротиков.
Помимо этих педагогическая наука выделяет еще три стиля отношения учителя к классному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый.
Устойчиво-положительный стиль учителя характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным
58
тоном в общении с детьми. Учитель этой группы отличается яркой педагогической одаренностью, любовью к детям.
Пассивно-положительный стиль учителя характеризуется нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой по отношению к детям. Такому учителю присущи сухость общения и официальный тон, требовательность и сугубо деловые отношения.
Неустойчивый стиль отношения учителя к детям характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной установке. Учителя этой группы нередко подпадают под власть своих настроений и переживаний; оценка личности ученика и манеры поведения зависит от сложившейся в данный момент ситуации.
59
1
См.:
Сластенин В.А., Матросов В.Л. Новой школе - нового учителя //Педагогическое образование. - 1990. - № 1. - С. 11.
1
См.:
Коджаспирова Г.М. Программа "Основы педагогического мастерства". - М., 1996.-С. 37.