2. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Уникальность и значимость образовательной области "Искусство" связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.

В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание - важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.

В условиях России, многообразия национальных культур ее народов, важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и образовательного пространства, что необходимо учитывать при разработке содержания эстетического воспитания и художественного образования на федеральном и национально-региональном уровнях.

Единство великой русской культуры и культуры других народов России - важнейший фактор успешного формирования национального самосознания. Вместе с тем отечественная система эстетического и художественного воспитания должна вбирать в себя все лучшее, прогрессивное из мировой художественной культуры, достижений в системе обучения и воспитания подрастающих поколений.

44

Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования.

Разработаны вариативные образовательные программы по предметам художественно-эстетического цикла, оригинальные методики преподавания искусства в школе, впервые созданы учебники по изобразительному искусству, музыке и мировой художественной культуре.

Стремление многих школ реализовать инновационные разработки, среди которых важное место занимают развивающее обучение, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного художественного и музыкально-эстетического образования, свидетельствует об осознании той роли искусства в развитии человека, о которой говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков формирования системы эстетического воспитания.

Однако этот процесс протекает неоднозначно и противоречиво. Часто музыкальное и изобразительное искусство выступают не как самостоятельные явления, а всего лишь как средство воспитания или познания объективной реальности. Как следствие - непонимание специфики воздействия искусства на человека, на становление его духовного мира. Очевидна также недооценка творческих способностей детей, их возможностей в постижении образного языка искусства.

Общее художественное образование школьников недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потенциалы литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаются недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего.

Положение усугубляет закрытие многих изданий творческих союзов, на страницах которых постоянно освещались проблемы художественного образования (журналы "Искусство", "Творчество", "Декоративное искусство", "Художник", "Музыка" и др.). Мешает и отсутствие централизованного материально-технического обеспечения предметов области "Искусство".

Профессионально-методическая подготовка специалистов - будущих учителей изобразительного искусства и музыки - часто не отвечает требованиям динамично развивающейся системы художественного образования школьников, отстает от педагогических новаций в этой области.

Эффективному развитию системы художественного образования и эстетического воспитания детей мешает недостаточное количество учебных часов, выделяемых на изучение предметов художественно-эстетического цикла в школе. (В большинстве стран мира на эти предметы отводится в несколько раз больше времени.) Необходимо значительное (минимум вдвое) увеличение

45

количества часов на занятия искусством, в первую очередь в младшем школьном возрасте, который является особо сензитивным для художественного развития.

Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с I по X класс. Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся, что проявляется прежде всего в возможности учителя музыки по своему усмотрению выбирать учебную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципом структурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Результатами занятий должны стать:

  • возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарного отношения к нему;
  • постижение закономерностей искусства;
  • развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения;
  • становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании .

В начальной школе занятия осуществляются на уроках музыки и пластического движения.

Последовательное, систематическое постижение учащимися искусства осуществляется с опорой на живое его восприятие, имеющийся жизненно-музыкальный опыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с учителем. На этой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, богатое воображение, фантазия и интуиция учащихся.

Необходимо активизировать разнообразную, и особенно исполнительскую, музыкальную деятельность младших школьников. Чрезвычайно важно в этом возрасте (как и на последующих этапах)

46

развитие навыков грамотного, выразительного и эмоционального хорового пения, содержащего в себе среди прочих многих достоинств возможность достижения гармонии в коллективном взаимодействии участников хора, во время которого дети обращаются к опыту голосового, инструментального, пластического интонирования.

Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детских музыкальных инструментов. Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.

Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.

Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого урока становилось глубокое "проживание" детьми подлинно художественного музыкального произведения. Такой подход дает возможность ребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.

Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, "очеловеченных" музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков.

Вот почему уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем музыки - профессионалом. Только при этом условии возможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе, эффективное овладение "Мировой художественной культурой" и другими предметами гуманитарного, художественного цикла.

В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной культуры школьников как важной и

47

неотъемлемой части всей их духовной культуры принципиально сохраняется. Однако в этот период на основе приобретенного учащимися опыта интонационно-образного мышления, восприятия жанровой основы искусства необходимо акцентировать внимание на постижении музыкального образа, нравственно-эстетическом потенциале музыки, развитии музыкально-познавательных способностей, повышении у детей интереса к высшим достижениям мирового музыкального искусства, познании особенностей современного музыкального языка, все более широких и глубоких связей музыки с историей, художественной литературой, изобразительным искусством. И на этой основе развивать культуру чувств и эстетический вкус (в том числе по отношению к популярной массовой музыке).

В основной школе важно организовать изучение музыкальной драматургии как процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле "Законы музыки - законы жизни"). Именно музыка, в силу ее особой способности воплощать в художественных образах сложные перипетии реальности, может наиболее эффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиям большого мира.

Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества в подростковый период укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опыт интонационно-образного взаимодействия.

Большое внимание следует уделить современным способам общения с музыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные инструменты и т.д.

В старших классах музыка включается в исторический контекст. В этот период обучения вводятся представления об исторических стилях в музыке и других видах искусства. Все более выявляется гуманистическая сущность музыки, благодаря чему старшие школьники оказываются готовыми к восприятию сложных музыкальных произведений как высших достижений человеческого духа. В старших классах используется весь накопленный на предыдущих ступенях музыкального образования опыт, рассказывается о синтезе различных искусств, осваиваются универсалии общехудожественного языка и эстетического отношения к миру в целом. Усиливается акцент на самостоятельную музыкально-образовательную деятельность подростков, на более углубленные занятия музыкой в тех формах, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Особое значение приобретает освоение ими современных способов синтезирования звуков, всех технических и электронных средств общения с музыкой в современных условиях.

48

Необходимы разработка и издание нового поколения учебников и учебных пособий по музыке для учащихся с учетом технического уровня, отвечающего мировым стандартам. Важно постоянное сотрудничество учреждений образования с радио и телевидением, в том числе целесообразно возродить уникальный опыт трансляции телевизионных передач цикла "Учителю - урок музыки", различных музыкально-образовательных программ и т.д.

49

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.