Раздел второй

ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания. Как система научных знаний теория музыкального образования входит в общую систему педагогических наук и занимает в ней определенное место. Теория музыкального образования школьников непосредственно входит в школьную педагогику, так как она посвящена музыкальному воспитанию ребенка от 6 до 15 лет. Это область эстетического воспитания, закономерности которого распространяются на всю художественную, и в частности музыкальную, деятельность человека.

В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении внутреннего мира каждого школьника, формировании его личности. С другой - некоторые авторы подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Печальным подтверждением тому являются данные социологического исследования - вытеснение эстетических потребностей, духовных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления отмечают педагоги-практики на страницах педагогических

37

журналов: выгодные сегодня прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение нравственными ценностями. Ребенок воспринимает все это из видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понимание роли урока музыки в воспитании художественной культуры учащихся как части учебно-воспитательного процесса, наиболее значительно воздействующей на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности.

В настоящее время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, искусство в целом и музыкальное искусство в частности решают задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Сегодня меняется статус предмета "Музыка" в школе. Происходит переход от уроков усвоения узкотехнических навыков к урокам, ориентированным на развитие личности, творческих способностей учащегося.

Уже устоявшийся опыт музыкальной педагогики выявляет две функции музыкального образования. Первая функция для России - классическая, т.е. формирование музыкальной культуры личности, выходящей на уровень духовно-нравственных ценностей и общечеловеческих гуманистических убеждений. Творческое развитие и образное мышление - сопутствующие качества, обретаемые в опыте общения с музыкальным искусством. Вторая функция - прагматическая, обусловливающая потребность в творческом специалисте. Поэтому ныне активизируется развитие способностей к творчеству и образно-конструктивному мышлению, что перегруппировывает средства искусства, уточняет взаимосвязи специальных методик для достижения практических целей неутилитарного по своей природе музыкального образования. Возрастает роль способностей человека к синтезу и обобщению. Важными факторами, активизирующими процесс творческой деятельности, становятся развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у человека прежде всего на занятиях по предметам эстетического цикла.

Теория музыкального образования предполагает взаимную согласованность с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также с эстетикой и специальными историко-теоретическими дисциплинами (историей и теорией музыки, гармонией, полифонией, инструментовкой и т.д.). Точками соприкосновения с указанными научными областями являются основные концептуальные положения об эстетической сути

38

музыкального искусства и его значении в музыкально-эстетическом развитии школьников.

Методологическая основа
Эстетика Наука об особенностях художественно-образного восприятия мира (о специфическом проявлении ценностного отношения человека к художественной деятельности людей)
Музыкознание Наука о закономерностях музыки как особой формы художественного восприятия мира с точки зрения теории и истории музыкального искусства
Психофизиология школьников Наука о закономерностях психического и физического развития школьников
Педагогика школы Наука о воспитании детей школьного возраста

Теория музыкального воспитания
Система научных знаний и понятий о закономерностях организации музыкального развития школьников

Методика музыкального воспитания
Научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства

Особое место в теории музыкального образования и воспитания занимает музыкальная эстетика, которая, как и педагогика, является методологической основой музыкального воспитания. Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики.

Первым можно считать принцип содержательности музыки, которого придерживался Б.Л. Яворский. Он считал, что специфическая система музыкальных образов для каждого исторического времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка программна и содержательна. Очень важно отношение ученого к музыке как информационной языковой системе. "Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой она является"1.

39

Второй важнейший принцип музыкальной эстетики требовал рассмотрения произведения в историко-культурном и социальном контексте. В суждениях Яворского не было разделяющей грани между элементами исторического, общекультурного и собственно музыкального анализа. Шла ли речь о Бахе и Моцарте, Бородине или Скрябине, в его аналитических исследованиях оживала и крестьянская песня феодальной эпохи, и придворная культура Людовика XIV, и церковная живопись Возрождения, и искусство послереволюционной Европы XIX в.

Третьим принципом музыкальной эстетики и воспитания школьников является внимание к психологическим особенностям восприятия музыки. Яворский подчеркивал единство творчества, исполнения и восприятия.

Проблемы музыкальной психологии как методологической основы музыкального воспитания и образования получили разработку в трудах Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасова, К.В. Тарасовой. Наиболее разработанная область музыкального образования и воспитания - это как раз психология музыкального восприятия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, М.П. Блиновой, В.В. Медушевского, С.М. Беляевой-Экземплярской. В последние годы эта проблема разрабатывалась педагогами Н.А. Ветлугиной, Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой. Психологической основой обучения слушанию музыки всегда являлись развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта. Музыкальный опыт формировался путем не только обогащения сознания музыкально-слуховыми впечатлениями и представлениями, но и усвоения музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний, развития ассоциативно-художественных (связанных с другими видами искусства) и ассоциативно-жизненных представлений, вызванных восприятием музыки. Слушательский опыт формировался на основе музыковедческих и культурологических знаний. При этом музыка рассматривалась как язык и средство общения.

Существенный вклад в теорию и методику восприятия музыки внес академик, композитор Б.В. Асафьев. Многие стороны его музыкально-теоретической концепции составляют существенную часть теоретического обоснования современной методики музыкального воспитания в школе. Его теория интонации, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения, динамическое исследование музыкальной формы имеют методологическую значимость для музыкального образования школьников. Очень важно утверждение Асафьева о центральном положении восприятия в их социокультурных связях и отношениях. Ориентация на

40

активное, познающее восприятие, связанное с социальным опытом личности, в теории музыкального образования актуальна для современности.

Многие годы жизни посвятил музыкальному просвещению школьников композитор, педагог, общественный деятель Д.Б. Кабалевский. В своей популяризаторской деятельности, рассказывая детям о музыке, он придавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений, главное внимание уделял их эмоционально-образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для Кабалевского было важно показать, какова общая идея композитора, автора сочинения. Какими музыкальными средствами она воплощается, в каких условиях создавалось произведение, т.е. приблизить его к реальной жизни.

Д.Б. Кабалевский раскрыл сущностные свойства музыки, жанровые особенности музыкального тематизма, интонационность и принципы музыкального развития, значение музыкальных средств в создании образного строя произведения - все это сегодня является методологической основой музыкального воспитания и образования детей, а также развивает научные основы воспитания - музыкознание и дидактику.

Важными вопросами музыкальной педагогики являются те, которые связаны с проблемами развития специальных музыкальных способностей школьников, знанием музыкальных потребностей и эмоциональной сферы ребенка, музыкальной диагностики как способа различения и проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, воспитания чувства ритма и лада детей. И еще к вопросу о музыкальной педагогике, основывающейся на принципе сопереживания. Порожденная идеей гуманитаризации предмета, она обращена к раскрытию его содержания на уровне личностного смысла, где важно движение не только от неизвестному к известному, но и от известного к значимому. Здесь должна реализовываться цель диады: знание - значение. При этом меняются качественные характеристики "субъектно-субъектных" отношений, т.е. отношений учитель - учащиеся. Все это, очевидно, стоит выстраивать на базе принципа: от научения к овладению знанием как личностным смыслом.

Для теории музыкального образования важны также социологические исследования в области музыкального искусства, что связано с выявлением музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их возраста, уровня образования, пола, региона. Зная социологические характеристики своей детской аудитории, учитель музыки сможет правильно организовать свою преподавательскую деятельность.

Развитие музыкальной культуры школьников - фундаментальная цель музыкального образования и воспитания. Проблема культуры

41

личности рассматривается представителями различных направлений: философии, культурологии, искусствоведения, педагогики и музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни, и выделили важные критерии культуры личности: 1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества; 2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества; 3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей; 4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.

В современной отечественной науке существует немало различных подходов к определению понятия "музыкальная культура". Социологический аспект данного понятия разработан музыковедами Р.И. Грубером, В.С. Цуккерманом, А.Н. Сохором. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой). Философско-эстетические основы теории музыкальной культуры можно найти в работах Р.А. Тельчаровой, педагогические - в трудах Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Г.М. Цыпина.

Так, например, Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ученика подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Р.А. Тельчарова выделяет два определяющих компонента музыкальной культуры личности: музыкальную деятельность и музыкальное сознание. Критериями сформированности музыкальной культуры личности она считает: 1) степень овладения навыками, умениями в области музыкального искусства, влияние музыки на другие виды деятельности; 2) развитость музыкальных интересов и потребностей, направленных на систематическое приобщение к музыке; 3) степень музыкальных убеждений,

42

проявляющихся в приверженности к передовым музыкально-эстетическим идеалам1.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими качества музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Сквозная линия системы музыкального образования - создание музыкального образа в формах музыкально-творческой деятельности на уроках музыки как предмета искусства и понимание музыкального образа, общение с ним - его музыкальное восприятие. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общей проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры.

Основополагающими установками для теории музыкального образования являются и такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности школьника или, например, доминирование у учащихся начальной школы чувственного познания.

Основополагающими для теории музыкального образования являются общепедагогические методы исследования как способы решения научно-исследовательских задач: наблюдение, опросные методы, а также педагогический эксперимент.

Метод наблюдения подразумевает, согласно установкам общей педагогики, либо непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов музыкального воспитания школьников, либо опосредованное восприятие по определенным показателям. Вести наблюдение можно либо с нейтральной позиции, либо с позиции руководителя педагогического процесса. И в том и в другом случае материалы наблюдения должны фиксироваться в протоколах путем видеорегистрации, аудиозаписи. Условиями проведения такого исследования являются длительность, систематичность, объективность и массовость.

Метод наблюдения дополняют опросные методы, позволяющие обнаружить не только внешние проявления педагогических факторов, но и внутренние процессы. К опросным методам относятся беседа (с открытой или скрытой регистрацией ответов респондентов), анкетирование (контактное или заочное), тестирование (открытое - без заранее сформулированных ответов, закрытое - предлагающее несколько ответов на выбор, смешанное), интервьюирование.

43

Основным методом исследования в теории музыкального образования является педагогический эксперимент - опытная проверка гипотезы. Согласно общепедагогическим установкам различают следующие этапы эксперимента: констатирующий - выявление фактического состояния исследуемого объекта, проверочный - апробация гипотезы, созданной в процессе осмысления проблемы, формирующий - конструирование нового педагогического явления.

44


1 Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского. - М., 1981. - С. 20.
1 См.: Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и концепция личности. - М., 1989. - С. 131.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru