Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Серьезные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления. Это выразилось в закрытии многих культурно-просветительных учреждений, где обычно функционировали музыкальные коллективы, в уменьшении роли институциональных форм в структуре культурной деятельности населения, в расширении ее личностных форм, в свертывании финансирования, в нарастающем расслоении общества по экономическим возможностям потребления культурных благ, в выделении множества субъектов культурной политики (наряду с государственными учреждениями культуры), форм собственности и источников финансирования культурно-досуговых программ. Адаптация отрасли к рынку наполнила новым содержанием практику и музыкально-просветительную деятельность культурных учреждений. В этих условиях самодеятельные музыкальные коллективы вынуждены переходить на самофинансирование, сокращение числа участников и преимущественное развитие мобильных творческих групп, действующих по образцу независимых структур. Корректирование целевых ориентиров перспективного развития этих коллективов,
28
а также тяготение культурных учреждений к общечеловеческим художественным ценностям обусловили отход от политических и идеологических догм прошлого.
Одной из тенденций современного этапа развития самодеятельного творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области падает популярность духовых оркестров, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, самодеятельного авторского песенного творчества. Появляется немало семейных групп, творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусство и вокально-инструментальное исполнительство.
Каждая из самодеятельных форм работы - это поиск новых путей активизации творчества масс, приобщения людей к содержательной, возвышенной, духовной жизни и одновременно поддержки стремления молодежи к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. При этом большое значение имеют разнообразные соподчиненные цели: познавательная, развивающая и творческая. В той ситуации, когда достижение этих целей вызывает эстетическое наслаждение и одновременно способствует возникновению человеческого общения как предпосылки этого наслаждения, мы вправе говорить о появлении условий содержательной музыкальной деятельности. Своеобразие общественного значения целей, лежащих в основе социально-культурной деятельности, порождает три основных направления: клубы по интересам, самодеятельность и любительское творчество. Но эстетическая потребность, лежащая в основе тяготения личности к этой деятельности, подлинно содержательной по своей социальной значимости, появится лишь тогда, когда ее удовлетворение будет связано с достижением всех целей как взаимосвязанного целого.
Другой тенденцией современного этапа развития музыкального творчества молодежи является, к сожалению, падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов.
В музыкальном воспитании и образовании можно наблюдать особенности, характерные для нашего времени: низкое качество предметных и духовных личностных продуктов художественной деятельности, слабую реализацию в школьной сфере педагогического потенциала искусства, некритическое усвоение моделей и образцов профессиональной художественной деятельности,
29
отход от единых заданных ориентиров. Возникает множество противоречивых процессов, ведущих к поляризации направленности содержания самодеятельного молодежного творчества, к распространению в нем альтернативных, а зачастую антихудожественных явлений, к расширению спектра художественно-выразительных средств, авангардных творческих стилей и методов. Самодеятельные молодежные исполнители все чаще обращаются к неизвестным или ранее запрещенным к исполнению пластам отечественного художественного наследия и мировой культуры. Подобные явления стали распространяться повсеместно. В связи с этим школьная художественная самодеятельность порождает не только талантливые образцы искусства, но и безвкусные, зачастую вульгарные; за счет них в обществе усиливается слой эрзац-культуры, обостряются проблемы экологии художественной среды. Такие произведения могут отрицательно воздействовать на личностные качества их создателей, исполнителей и слушателей.
В 90-е гг. в связи с переменой социального устройства в России со всей очевидностью выразился кризис, поразивший страну в целом и культуру в частности. В плачевном состоянии оказалось большинство музеев и библиотек. По-прежнему сохранялся принцип остаточного финансирования художественно-образовательных учреждений. Социологические исследования выявили тенденции вытеснения эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Таким образом, во многом противоречивый процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия.
Несмотря на сложные социальные перемены, в России конца второго тысячелетия прослеживаются и позитивные сдвиги в социально-культурной сфере. Академик Б.Т. Лихачев писал: "Обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. В сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; расширение интеллектуального кругозора за счет плюралистического отношения к авторам и идеям, находившимся под подозрением, освобождение от идеологической зашоренности - давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни"1.
В настоящее время разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе
30
национальных культурных традиций России, открываются новые специализации в учебных заведениях страны. Поэтому подготовка студентов в учебных заведениях сегодня ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества - фольклора и народной музыкальной культуры, понимаемых как единство музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательской, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов, населяющих Россию.
С возникновением частных школ, гимназий и лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Определилась свобода выбора статуса образовательного учреждения и разработки авторских программ. Преподавание предметов эстетического цикла, начиная с 90-х гг., стало осуществляться на вариативной основе. При существующей государственной программе музыкального воспитания в общеобразовательной школе в различных регионах России создаются и используются программы, учитывающие специфику, традиции и фольклорную основу национального музыкального образования. В учебные планы начали вставлять региональный компонент обучения.
В 90-е гг. появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений - школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения (с увеличенным объемом учебного времени и введением дополнительных музыкальных дисциплин: сольфеджио, постановки голоса, игры на музыкальных инструментах (фортепиано, народные инструменты), музыкальной литературы, ритмики). Хоровые коллективы некоторых школ-лабораторий, хоровых школ, музыкальных студий, а также внешкольных учреждений - Дворцов и Домов творчества и досуга детей успешно ведут музыкально-просветительскую деятельность.
Разрабатывается целостная система, в которой приобщение школьников к искусству будет осуществляться на фоне их общего глубокого культурно-эстетического развития. Центр этой системы - школа. Помощники - разные внешкольные учреждения. Организационная методическая основа - координация классных (обязательных для всех) и внеклассных, внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий искусством. Это программа системы общественного воспитания детей по месту жительства. Один из главных критериев этой системы - полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при условии проведения с ними разных видов и форм занятий (интеграция различных видов искусства).
31
В Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского воспитания, организуются массовые фестивали детского творчества. Многие известные музыкальные коллективы ведут активную концертно-воспитательную работу, выступают в лучших концертных залах России. В настоящее время детская музыкальная культура держится во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов, хормейстеров, учителей музыки, ведущих работу в школьных образовательных учреждениях.
Во времена кризисных процессов школьные и самодеятельные коллективы нуждаются в руководителях - педагогах дополнительного образования, способных гибко и оперативно реагировать на изменения потребностей и интересов молодежи; учителях нового типа, хорошо знающих специфику музыкальной внеклассной и внешкольной работы и способных вести активную организаторскую, музыкально-просветительную деятельность в новых социально-экономических условиях. Однако на современном этапе в практике подготовки студентов также имеются недостатки: отсутствие педагогической целенаправленности в работе, отрыв педагогических задач от музыкальных, опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательной работе, ограничивающую творчество. Выпускники не имеют достаточных навыков работы с авторской песней, материалами музыкальной критики, формами музыкального творчества. Имеет место несбалансированность учебно-воспитательной работы (теоретическая, методическая и практическая стороны мало состыкованы друг с другом, не взаимодействуют). Необходимо, чтобы современные требования авторитарного стиля общения со студентами сочетались с устоявшимися экстенсивно-объяснительными методиками преподавания.
Негативные процессы в социально-культурной сфере приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, которое призвано в настоящее время стать одним из приоритетных средств духовного возрождения общества. В ситуации роста образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия в культурно-досуговой сфере, расширения творческой свободы самодеятельных авторов и исполнителей в результате снятия внешних ограничений возникает необходимость повышения личной ответственности этих авторов и исполнителей за качество создаваемой ими музыки и уровень ее исполнения. Этот уровень может быть основан на правильной оценке авторов, создаваемой и исполняемой музыки. Их деятельность предполагает высокую степень развития личности человека, а также владение определенными знаниями, навыками и умениями в области музыкального искусства. Важное значение имеют оценочные суждения и сформированность ценностных ориентации самодеятельного музыканта на высокохудожественные музыкальные произведения.
32
Сердцевину эстетической деятельности в школе составляет методика, которой владеют специалисты и которая обеспечивает конкретный смысл и форму программы.
Педагог-музыкант призван наряду с функцией учителя, воспитателя выполнять функцию просветителя, причем просветительская деятельность становится фундаментом для реализации воспитательных и образовательных задач. Это требует установления идентичных целей в процессе подготовки таких специалистов. Возникшая тенденция вызвала к жизни открытие специализации "Основы музыкального образования" в педагогических вузах. Процесс обучения в рамках этой специализации проходит, например, на факультетах начальных классов гораздо более эффективно, потому что сопровождается просветительской деятельностью. Целью занятий является расширение содержания музыкально-просветительной работы, направленной на увеличение объема общения и взаимопросвещения школьной и студенческой молодежи. Предпосылками для такого рода деятельности являются, безусловно, потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании, стремление к самостоятельному продвижению на высший уровень музыкального познания, ориентация молодежи на самосовершенствование. При этом особую значимость приобретает направленность воспитательного процесса на подготовку школьников к самостоятельному общению с музыкальным искусством.
Следует заметить, что на современном этапе развития музыкальной педагогики в России не вполне реализуются в теории и практических методиках идеи культурологического и семиотического подходов к процессу восприятия музыки, начало которому положили Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев. Музыкознание и эстетика музыки дают большой материал, позволяющий развивать в этом отношении музыкальную педагогику (проблемы интерпретации музыки), и методику слушания в частности. Слабая техническая оснащенность общеобразовательных школ, музыкальных факультетов вузов также тормозит развитие этой области педагогики.
Одной из тенденций общего развития методики музыкального воспитания можно назвать формирование "звукословаря", системы знаний об особенностях музыкального языка как в его традиционном толковании (система средств музыкальной выразительности в широком значении и принципов развития), так и в современном - близком к семиотическому подходу.
Подавляющее число исследователей и практиков обращаются в основном к слушанию как к наиболее доступной и массовой форме приобщения к музыке учащихся. Большое число авторов базируют свою методику на стимулировании музыкально-познавательного интереса. Обращение к анализу как ведущей деятельности учащихся еще одна особенность отечественных методик.
33
Не включая музыковедческие термины и не предлагая алгоритма анализа, педагоги побуждают самих учащихся анализировать музыку в виде размышления, раздумья по поводу прослушанного.
Использование взаимодействия различных видов искусства, актуализация межпредметных связей также тенденция отечественных методических разработок. Кроме того, активизируется процесс компьютеризации школы, что также потребует значительных изменений и дополнений в сфере методики музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Весьма заметная примета последнего времени - это обращение исследователей и практиков к популярным у молодежи жанрам и видам проведения досуга. Здесь и использование дискотек, и серьезный разговор о рок-музыке, и включение популярной музыки в воспитательный процесс. Это обусловлено несколькими факторами: широким распространением технических средств звукозаписи и воспроизведения, высокой престижностью "потребления" жанров поп-музыки в среде учащейся молодежи, массовостью этого увлечения. Данные социологии подтвердили факт увлечения молодых людей лишь развлекательной музыкой и показали необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов учащихся.
Развитие научной мысли, комплекса наук, составляющих методологическую базу музыкальной школьной педагогики, стимулировало экспериментальную работу по созданию школьных программ по музыке в конце XX столетия под руководством композитора, академика Д.Б. Кабалевского и профессора Ю.Б. Алиева. Поскольку именно эти программы сегодня активно используются в школьной практике, остановимся на них подробнее.
Как попытка выхода к единому целостному уроку искусства предстала в 70 - 80-х гг. программа по музыке, разработанная коллективом авторов под руководством Д.Б. Кабалевского. Наибольшей удачей разработчиков стала программа начальной школы - первых трех лет обучения школьников. Убедительны формулировки тем, их последовательность и содержание. Именно здесь раскрываются сущностные свойства музыки: жанровые основы музыкального тематизма и жанровые особенности музыки, интонационность, принципы музыкального развития, значение музыкальных выразительных средств в создании образного строя музыкального произведения и т.д. Положительной стороной тематического содержания программы являются последовательное раскрытие специфики музыки, идея о взаимодействии различных видов искусства, интересные дидактические находки для объяснения сущностных свойств музыкального искусства (объяснение в доступной для учащихся форме жанровой основы музыки, жанрового содержания через понятие "трех китов"), внимание к вопросам музыкального
34
отражения и коммуникации. В основу методической системы Кабалевского лег тезис о том, что музыка должна быть не изучаемым, а наблюдаемым явлением, обоснованный тем, что основные цели занятий музыкой в школе - общедуховное развитие учащихся на основе их общения с музыкой и обретение музыкальной культуры. В дальнейшем такая направленность педагогических поисков получила название "педагогика искусства" или "художественная педагогика".
В программе по музыке, разработанной авторским коллективом под руководством профессора Ю.Б. Алиева, большое внимание уделяется хоровому пению школьников, разнообразию видов музыкальной деятельности учащихся, межпредметным связям. Вопрос развития у учеников потребности и интереса к музыке находится в числе краеугольных в программе Алиева. Его методика сочетает проблемно-поисковые и репродуктивные методы презентации и усвоения музыкального материала. Большое значение придается организации контроля за качеством усвоения и обратной связи в процессе музыкального обучения. В наибольшей степени Алиевым разработана проблемная методика, направленная на развитие у школьников способности стилеразличения. Для формирования у учащихся чувства стиля используются специальные задания. Они базируются на накоплении знаний о музыке изучаемого стиля. В этом процессе выявляются наиболее характерные стилистические детали, типичные для того или иного композитора, что облегчает преодоление трудностей стилевого определения на слух.
Одновременно в 80-е гг. накопленный опыт музыкального воспитания школьников на родине и за рубежом обобщается в фундаментальных трудах широко известных педагогов - музыкантов, теоретиков и методистов: О.А. Апраксиной - "Методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе" (1983), Н.А. Ветлугиной - "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" (издания 1982- 1987), Г.М. Цыпина - "Обучение игре на фортепиано" (1984).
Многолетний опыт исследовательско-педагогической работы по музыкальному воспитанию школьников и подготовке музыкально-педагогических кадров в системе высшего образования был представлен в публикациях 80 - 90-х гг. теоретиками и практиками музыкальной педагогики: Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, Л.Г. Арчажниковой, Т.И. Баклановой, Л.А. Безбородовой, Е.А. Бодиной, О.П. Радыновой, Г.М. Цыпиным, Г.П. Стуловой. Эти ученые, педагоги-музыканты определяют сегодня основные тенденции становления и развития теории и практики музыкального воспитания подрастающего поколения России на современном этапе.
Таким образом, системе музыкально-эстетического воспитания, образования и развития школьников в современном мире
35
присущи такие основные черты, как социокультурная обусловленность, направленность на человека и авторский характер методических разработок. Обострилось внимание к человеческой личности и стремление к ее разностороннему развитию. Музыкально-эстетическое воспитание оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий XX в., позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства обеспечивает формирование личности нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в социокультурном развитии общества в целом. Музыкальное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях духовной жизни, - это универсальное средство духовного развития человека.
- Какое значение придавалось музыке в гуманистической педагогике Возрождения?
- Раскройте воспитательную функцию музыкального искусства во времена средневековья на примере унисонного пения как музыкального символа эпохи.
- Проанализируйте значимость музыкального воспитания на Руси и в дореволюционной России на основе самобытного склада русской национальной культуры.
- Проанализируйте основные положения концепции К. Орфа.
- Проанализируйте основные положения концепции З. Кодая.
- Перечислите основные тенденции развития музыкального образования на современном этапе.
36
1
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995. - С. 5.