Вот мы и подошли к последним страницам пособия. Что можно сказать в заключение?
Спрячемся за классика и приведем поэтическую миниатюру замечательного детского поэта С. Маршака, довольно точно характеризующую положение ребенка в этом мире:
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети...
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
Музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека тоже очень сложное явление, понять которое и полюбить его "вершинные образцы" ох как не просто!
И если нам благодаря методической оснащенности удастся приобщить к музыкальному искусству наших воспитанников, значит, жизнь музыкального руководителя или школьного учителя музыки прожита не зря.
"Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников", - говорил выдающийся немецкий пианист и педагог Артур Шнабель. Это глубоко справедливое замечание. И потому на первый план наших методических усилий выдвигается задача, чтобы школа учила детей мыслить в музыке, и мыслить нравственно. А это сумеет сделать лишь творческая личность, которую никуда не надо "проталкивать"...
И такую личность в ребенке мы призваны развивать всеми данными нам методическими и иными средствами!
409