4. ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям.

  1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
  2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
  3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
  4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
  5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
  6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
  7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:

массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев (лекции-концерты, беседы о музыке), музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов - экранизаций опер и балетов. Например: лекции-концерты на радио и музыкально-эстетическая работа В.Н. Шацкой в колонии "Бодрая жизнь", "Вечера ровесников" в Колонном зале Дома Союзов и циклы бесед в Третьяковской галерее Д.Б. Кабалевского;

кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные, музыкальные факультативы.

Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.

224

Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8-е Марта), а могут иметь более общую тематику - праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни, музыка народов нашей страны, события музыкальной жизни ("Музыка всюду живет", "В гостях у сказки").

Организатору праздничных торжеств следует проводить их во взаимосвязи с постановкой музыкального воспитания на уроках музыки, а также с учетом музыкальной деятельности младших школьников во внеурочное время (занятия в хоре, музыкальном театре, фольклорном ансамбле и т.п.).

Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить ее соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам: декораторы, художники, участники массовых сцен, солисты, хористы, танцоры, режиссеры, а также определить основные обязанности между этими группами.

Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствующие теме праздника. Так, на новогоднем празднике используется музыка веселая, задорная, шутливая - она настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов. А в день 8-го Марта должны звучать задушевные и лирические мелодии, передающие нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам (пьесы П. Чайковского "Мама" и А. Гречанинова "Материнские ласки"). В программе праздника предусматривается: отгадывание загадок, использование рисунков и аппликаций, продолжительность и темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и учительского участия.

Праздники требуют не только продуманного сценария, но и художественного оформления (светоэффекты, декорации, костюмы), и чем большую помощь могут оказать учителю руководители различных кружков и педагоги-предметники, тем удачнее праздничный спектакль (так, например, декламацию может подготовить

225

учитель русского языка). В целом организация праздников требует активности и мобильности педагога. И конечно, неоценимой помощью в подготовке любого праздничного мероприятия является участие в них родителей - и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц - костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей.

В проведении праздников очень важна яркая и эмоциональная речь ведущего. Например, ведущий может обратиться к детям с такими словами:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами и вновь хотим пригласить вас в таинственную страну музыки. Вы готовы, словно отважные путешественники, вновь отправиться к еще неизведанным берегам? Тогда - вперед! Только вместо подзорной трубы мы возьмем с собой разноцветные стеклышки. Посмотришь сквозь них, и весь мир предстает перед тобой, сверкая и переливаясь, будто семицветная радуга. А еще мы возьмем с собой доброту и доверчивость, вежливость и веселое настроение. В путь! Счастливой дороги в мир музыки!

(Фрагмент аннотации к пластинке с записями детских песен)

Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. Особую атмосферу таким мероприятиям придает участие в них детских поэтов, композиторов и профессиональных артистов.

Другие виды организации внеклассных музыкальных занятий определяются с учетом интересов детей. Так, после школьных уроков дети по желанию могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на музыкальном инструменте, в музыкальном театре, фольклорном ансамбле.

Хоровой кружок. Наиболее распространенной формой внеклассной музыкально-воспитательной работы является работа со школьным хором. Организация хора - это первый и весьма важный этап в создании школьного хорового коллектива. Сначала подбирается небольшая группа учащихся - любителей хорового пения, которые составят ядро, основу будущего хорового коллектива. С этой группой следует подготовить несложную программу и выступить с небольшим концертом на школьном вечере либо по школьному радио. Затем полезно провести беседы на классных собраниях об организации хора и познакомить учащихся с планом работы будущего хорового коллектива, рассказать о содержании хоровых занятий, о разнообразном вокальном репертуаре, предложить послушать произведения зарубежных и отечественных композиторов, народные песни.

С активистами хорового пения можно подготовить статью для школьной стенгазеты, в которой рассказать о значении создания хорового коллектива, о перспективах его развития и ближайших

226

задачах; оформить красочную афишу, извещающую об организации хора, где указать дни и часы прослушивания всех желающих петь.

При организации школьного хора в первое время нужно принимать в него всех желающих, не бояться, если у школьника слабый музыкальный слух или плохой тембр голоса, хотя это, конечно, потребует дополнительной индивидуальной работы. В дальнейшем основным требованием к участникам хора станет наличие музыкального слуха и хотя бы небольшого голоса. Пусть даже с неполным диапазоном. Желающему петь в хоре можно предложить спеть знакомую песню. Легкие попевки в различных тональностях можно использовать для выяснения качества и диапазона голоса. Нужно учитывать, что при первом прослушивании не всегда удается безошибочно определить характер голоса и музыкальные способности новичков, поэтому в процессе учебной работы необходимо периодически их прослушивать.

После набора хора руководитель должен иметь список участников с телефонами и именами-отчествами родителей. После зачисления детей в хор рекомендуется провести родительское собрание, на котором руководителю необходимо оповестить родителей о перспективах работы, создать родительский комитет, решить вопрос расписания занятий, приобретения костюмов для концертов и т.д.

Количественный состав школьного хора может быть различным. Хоровой ансамбль - 16 человек, классный хор - 24 - 30 человек, большой общешкольный хор - 60 - 100 человек. Хоровой коллектив должен быть уравновешен по количеству хоровых партий. Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия - согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Численность певцов в партиях хора должна быть одинаковая. Высокие голоса (сопрано) располагаются в хоре, как правило, по левую руку от дирижера, низкие (альты) - по правую. Хористов принято ставить в несколько рядов, один выше другого, на специально оборудованных хоровых подставках (станках). Располагать хоровой коллектив надо в виде небольшого полукруга (веерообразно) или же в крайнем случае по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. При этом на репетициях расположение хора должно быть обязательно таким же, как и во время концертных выступлений.

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или слева от дирижера; при исполнении с сопровождением ансамбля или оркестра хор помещается полукругом за оркестром или ансамблем.

227

Учитель музыки должен позаботиться о том, чтобы занятия хора проводились в удобном, специально оборудованном помещении, инструмент был хорошо настроен, а также были заготовлены в необходимом количестве партии хоровых голосов. Их нужно не только аккуратно написать, но и правильно подтекстовать и разметить (дыхание, нюансировка, терминология). Руководитель младшего хора должен хорошо знать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, бережно относиться к детским голосам, не допускать их переутомления и форсированного звучания. Произведения с фрагментами высокой тесситуры следует транспонировать на тон ниже. Кроме того, учитель должен владеть своим голосовым аппаратом, иметь четкую систему, план работы, обладать волей руководителя.

План работы школьного хорового коллектива включает следующие разделы: организационная, воспитательная работа (проведение лекций, бесед, посещение концертов и т.д.), учебная работа (изучение музыкальной грамоты, развитие вокально-хоровых навыков, слушание музыки и т.д.), совершенствование исполняемого репертуара, концертные выступления.

Основной задачей работы с детским хором является вырабатывание у певческого коллектива навыков чистого интонирования, пения в ансамбле, художественно-выразительного исполнения. При воспитании этих навыков следует помнить, что "дети не должны превращаться в холодные клавиши пусть даже отлично настроенного "инструмента", не должны потерять прелести, обаяния, непосредственности исполнения", ибо "детское хоровое искусство - самостоятельная область искусства с присущей ему детскостью"1.

Руководитель хора должен приходить за 15 мин до начала занятий, чтобы проверить готовность помещения и оборудования к хоровой работе, раздать хоровые партии, сосредоточиться самому. В процессе репетиции важно найти правильный тон общения с хором. Он должен быть корректным, вежливым и требовательным. Главное - каждая остановка учителем исполнения должна иметь причину, а каждый повтор трудного места партитуры - определяться конкретной задачей.

Занятия младшего хора следует проводить дважды в неделю по 40 - 45 мин. Темп репетиций должен быть не слишком быстрый, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения поставленных задач. В то же время репетиционный темп не должен быть медленным. Учитывая специфику младшего школьного возраста, на репетициях полезно использовать игровые приемы, а также музыкальные инструменты, двигательные ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение и усталость.

228

Становление хорового коллектива требует планомерного развития мелодического, ритмического и гармонического слуха каждого поющего. Основной заботой хормейстера является чистый унисон в хоре. При этом не следует забывать, что высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве является многоголосное пение - стройное и слаженное.

Пение чистых унисонов всегда сопряжено с правильным звукообразованием, певческим дыханием, единой вокальной певческой манерой. Воспитание унисонного пения должно начинаться с достижения интонационного единства в примарной зоне на простых попевках, насчитывающих 1 - 2 звука. Чрезвычайно важно при этом научить детей слышать одновременно свой собственный голос и сочетание его с голосами других певцов. При этом весьма желательна поддержка поющих в форме подыгрывания на инструменте (фортепиано) или напевания хормейстером. В этом случае при работе с хором желательно сопоставить методы пения с сопровождением и без него.

Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. На первом этапе работы над двухголосием необходимо достичь в исполнении уверенной интонационной устойчивости каждого голоса в хоровой партии. Кроме того, хормейстер должен внимательно следить за вокально-тембровым звучанием хоровой партии в целом. Когда интонационная устойчивость отдельной хоровой партии будет достигнута, можно приступать к соединению двух хоровых партий.

Одним из наиболее распространенных приемов работы с хором является пение на слоги - вокализация. При этом слоги с гласными и, ю способствуют нахождению высокой позиции, слоги с гласными а, я освобождают нижнюю челюсть; слог ку приближает звучание к губам, слог ле придает округленность, пение с закрытым ртом помогает снять горловое звучание. При работе над текстом необходимо выяснить функциональную роль каждого хорового голоса. В тех случаях, когда голос не несет смысловой нагрузки (хоровая педаль, гармонический фон), текст нужно убирать. В работе над дикцией применяется прием В. Ф. Балашова: чтение слов по слогам на ритмической и интонационной основе. Получается эффект ритмизированного музыкального чтения.

Подробнее о работе со школьным хором можно прочитать в следующих книгах:

  1. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь. - М., 1989.
  2. Безбородова Л.А. Дирижирование. - М., 2000.
  3. Бандина А.В., Попов В.С., Тихеева Л. Школа хорового пения. - М., 1981.
  4. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М., 1999.

229

  1. Струве Г. Л. Школьный хор. - М., 1981.
  2. Стулова Г. П. Хоровой класс. - М., 1988.

Инструментальный кружок. Занятия по обучению игре на музыкальном инструменте следует проводить в индивидуальной форме, по 2 ч в неделю. Музыкальный инструмент дети выбирают по желанию (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, кларнет, труба и др.). Такие индивидуальные занятия проводятся за отдельную плату специалистами в контакте с учителями музыки, а их расписание составляется совместно с администрацией школы. Помимо индивидуальных занятий с младшими школьниками может быть предусмотрено участие в инструментальном ансамбле (дуэт, трио). Целью организации инструментального кружка в школе является открытие для младших школьников пути к музицированию.

Условно можно выделить два этапа в обучении игре на музыкальном инструменте: постановка двигательного аппарата, обучение ребенка разбирать нотный текст и развитие творческих способностей исполнителя. В основе методики индивидуального обучения лежит принцип "погружения", разработанный автором интенсивного курса фортепиано Т. И. Смирновой. По этой методике обучаемому ребенку необходимо сразу предоставить определенный объем информации, который будет постепенно осваиваться им в практической деятельности. Ребенок сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно получает знания из практической работы над заданиями.

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, в занятиях с ними рекомендуется максимально использовать игровые формы, придающие любому упражнению эмоционально-образное содержание. К использованию подтекстовки как вспомогательного средства часто обращались А.Д. Артоболевская (Первая встреча с музыкой. - М., 1985), Л.А. Баренбойм и Н.И. Перунова (Путь к музыке. - Л., 1989). Придуманный педагогом текст к инструментальной пьесе "оживляет" ее исполнение конкретным образом и является важным подспорьем для понимания музыкально-ритмических соотношений.

К числу полезных практических приемов также относится выучивание какой-либо мелодии наизусть "методом подбора"; когда ребенок играет одну фразу - подбирает ее, играет одно предложение - подбирает его по слуху. Если не получается, то пропевает мелодию и вновь пробует подобрать ее на клавиатуре (методика Т.И. Смирновой). При этом у ребенка воспитывается умение вслушиваться в особенности мелодического и ритмического рисунка. Индивидуальные занятия следует строить на основе "педагогики сотрудничества", отношения преподавателя и ребенка должны избегать назиданий и занудного разбора ошибок, обучение следует проводить в радостной и приятной атмосфере.

230

Обычно индивидуальный план работы учащегося включает этюды, пьесы различного характера, полифонические произведения, а также сочинения крупной формы. По трудности все произведения должны соответствовать степени подготовки ученика, но при этом нельзя забывать о заинтересованности детей той или иной пьесой, которая представляет собой более трудный для них музыкальный материал, и стоит разрешить им пробовать в музыке все, что привлекает их внимание.

Большое значение имеют исполнительский показ игры самого педагога и его образные замечания и словесные указания, которые не только помогут достичь результатов на занятии, но и осмыслить организацию домашних заданий. С первых встреч с ребенком следует формировать у него элементарные игровые навыки - свободу и пластику движения рук, аппликатурные приемы. Необходимыми условиями для успешного развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, являются: осознание преподавателем большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с детьми, знание детской психологии и высокая педагогическая и музыкальная культура. На всех этапах роста ученика ему необходимо дать возможность проявить себя в концертах, почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения.

Рекомендуемая литература:

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1985.
  2. Баренбойм Л.А., Перунова Н.И. Путь к музыке. - Л., 1989.
  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.

Танцевальный кружок. Организационными условиями проведения занятий в таком кружке являются чистое, проветренное помещение, хорошие полы, легкая удобная одежда, специальная обувь ("чешки"). В построении занятий следует придерживаться соблюдения принципа единства цели и средств, используемых для ее достижения (способствовать творческому самовыражению учащихся средствами хореографического искусства), а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоционального восприятия музыки. Задачи занятий - формировать пластику движений, воспитывать интерес к хореографии, развивать навыки выражения музыкального образа в танце.

С учетом специфики младшего школьного возраста целесообразны: опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно-перцептивной потребности детей, частая смена заданий из-за неустойчивости произвольного внимания детей, сочетание физической нагрузки и моментов релаксации по причине физиологических особенностей растущего организма.

Содержание занятий должно включать упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков, упражнения на метроритм,

231

знакомство с танцами и их элементами, сюжетно-образными движениями, игровое творчество детей.

Занятия кружка могут быть разработаны по следующему плану:

  1. Вводная часть: организационный момент, поклон, марш с определенным заданием.
  2. Упражнения на передачу в движениях характера музыки и средств музыкальной выразительности, на выработку и совершенствование двигательных навыков; основные движения, гимнастические комплексы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций рук, ног.
  3. Ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствование ритмических навыков, определение размера произведений и тактирование, передачу ритмических рисунков через движение, запись их условными жестами, исполнение ритмического "эха", анализ формы произведений.
  4. Танцевальные элементы. Танец: разучивание элементов детских, народных и бальных танцев, постановка нового или повторение ранее разученного танца.
  5. Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами. Отдельные творческие задания.
  6. Заключительная часть. Краткий итог-анализ или выставление оценок. Домашнее задание. Поклон.

Предложенная схема построения занятий условна. В ходе работы все части переплетаются и дополняют друг друга. Приведем пример такого занятия.

Тема "Путешествие по стране "Музыка и движение"

Цели и задачи:

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
  • научить согласовывать движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
  • развивать способность эмоциональной отзывчивости на музыку, чувство ритма, музыкальный слух;
  • вырабатывать умение ориентироваться в структуре пьес;
  • вырабатывать правильные двигательные навыки;
  • формировать умение управлять своим телом.

Используемые музыкальные произведения: Е. Тиличеева "Марш", П. Чайковский "Марш" из балета "Лебединое озеро", "Вальс" и "Игра в лошадки" из "Детского альбома", Л. Бетховен "Лунная соната" (отрывок), Н. Каттинг "Куранта".

Ход занятия.

Организационный момент: под "Марш" Е. Тиличеевой дети заходят в танцкласс и образуют круг. Поклон.

232

Учитель: Сегодня мы с вами перенесемся в сказочную страну, которая называется "Музыка и движение". В ней, как и в каждой стране, есть свои жители, законы и особенности. Почему эта страна сказочная и какой основной закон действует в ней, вы скажете мне в конце занятия.

Вы любите слушать музыку? Что вам хочется делать, когда вы ее слышите?

Музыка бывает разная - грустная и веселая, торжественная и легкая, напряженная и плавная. Она может изображать людей, животных, картины природы. Мы будем пытаться понять музыку и выразить ее в движениях.

Чтобы попасть в страну "Музыка и движение", надо пройти под музыку через сказочные ворота. В этом нам поможет "Марш" Чайковского из балета "Лебединое озеро". Сказочные ворота могут определить, соответствуют ли наши движения характеру музыки, поэтому внимательно слушайте музыку.

Учитель исполняет марш на фортепиано. После окончания произведения в течение одной минуты он не начинает беседу, тем самым давая детям возможность почувствовать воздействие музыки. Затем учитель проводит беседу:

  • - Понравилась вам музыка?
  • - Какой у нее характер? (Праздничный, оживленный, торжественный.)
  • - Сколько частей вы заметили? (Три.)
  • - В чем особенность второй части? (Она звучит тише, осторожнее.)
  • - Во время звучания первой и третьей частей произведения мы будем двигаться четким торжественным шагом, а второй - осторожным шагом на носках, держа руки на поясе. (Дети выполняют движения под музыку.)
  • - Вы справились с заданием, мы оказались в стране и попали на озеро. Вдруг налетел ветер, и на озере поднялись волны. Послушайте музыку и ответьте на вопрос: какое настроение она передает? (Учитель исполняет на фортепиано "Лунную сонату" Бетховена.)
  • - Понравилась вам музыка?
  • - Как бы вы могли определить ее характер? Вот и волны на нашем озере меняются. Попробуем изобразить их руками и корпусом, двигаясь по кругу (показ учителем движений). Причем, когда музыка звучит тише, волны стихают, а когда громче - снова поднимаются, и это отражается в наших движениях (дети выполняют соответствующие движения под музыку.)

233

  • - В сказочной стране "Музыка и движение" необходимо не только правильно передавать в движениях характер музыки, но и быть внимательным и точным. Для того чтобы проверить, насколько вы внимательны, мы поиграем в игру. Под уже знакомый "Марш" Чайковского вам надо будет на счет "раз" построиться в круг. На счет "два" перестроиться в 4 колонны по 3 человека (показ учителя). На счет "три" перестроиться в диагональ (показ учителя). Причем перестраиваться надо на вторую часть музыки, а в течение первой части вы либо идете торжественным шагом по кругу, либо выполняете высокий шаг на месте.

Дети выполняют построения и перестроения под музыку.

  • - Я вижу, что вы достаточно внимательны и можете находиться в этой стране. Здесь все наполнено музыкой, которая может перенести нас в разные сказочные места. Куда перенесет нас "Вальс" Чайковского из "Детского альбома", вы попробуете догадаться сами. Послушайте и определите характер пьесы и количество частей в ней. (Учитель исполняет пьесу на фортепиано.)
  • - Вам понравилась музыка?
  • - Как вы можете определить ее характер? (Легкий, кружащийся, воздушный.)
  • - Что вы представляете, когда слышите эту музыку? (Полет, кружение.)
  • - Сейчас я предлагаю вам под звуки этого "Вальса" полететь в танце.
  • - Сколько частей в пьесе? Послушайте каждую из частей и определите их особенности. (1-я и 4-я части - легкие, воздушные, 2-я часть - кружащаяся, 3-я часть - стремительная.)
  • - Мы попробуем в движениях передать особенности каждой части. Постройтесь в 4 колонны по 3 человека и приготовьтесь лететь. (1-я часть - махи руками: два - маленьких, один - большой; 2-я часть - круги руками (изображаем ветер); 3-я часть - отрывистые движения руками (изображаем дождь); 4-я часть - повторение 1-й части.)

Дети выполняют движения одновременно с показом учителя под музыку.

  • - Летели мы и прилетели в горы. Что же мы там услышали? Отгадайте загадку: "Ты кричал - оно молчало, ты молчал - оно кричало. (Эхо.)
  • - Сейчас мы поиграем в игру "Эхо". Но это эхо не простое, а ритмическое. Я буду играть вам различные мелодии знакомых песен. А вы должны точно повторить их хлопками. (Учитель исполняет отрывки из детских песен.)
  • - Послушайте, кажется, к нам кто-то приближается. (Учитель исполняет на фортепиано "Игру в лошадки" Чайковского.)
  • - Что вы можете сказать о характере прослушанной музыки? Какая она? (Веселая, задорная, бодрая, стремительная.)

234

  • - Сейчас мы поиграем в игру "Раз - два - три, на месте фигура замри". Вы должны подумать, что можно изобразить под эту музыку так, чтобы передать ее характер.

Все дети замирают в характерных для изображаемых персонажей позах и по очереди начинают показывать под музыку движения своих персонажей. Задача всех остальных - отгадать, кого показывают одноклассники, и оценить их движения, передают ли они характер исполняемой музыки?

  • - На самом деле эта музыка называется "Игра в лошадки", но в нашей волшебной стране могут встретиться разные персонажи: и лошадки, и зайчики и др. Все они весело танцуют. А знаете, как танцевали около 400 лет назад? Чтобы узнать это, мы перенесемся на старинный бал и превратимся в прекрасных принцесс и галантных кавалеров. Послушайте, какая музыка звучит на балу. (Учитель исполняет на фортепиано "Куранту" Н. Каттинга.)
  • - Понравилась ли вам музыка?
  • - Как бы вы определили ее характер? (Плавный, торжественный, величавый.)
  • - Этот танец называется куранта. Написал музыку композитор Н. Каттинг. Куранта - танец итальянского происхождения, но бытовавший также во Франции. Слово "куранта" (courante) переводится с французского как "бегущая". Но музыка, которую вы сейчас слышали, имеет торжественный и плавный характер, умеренный темп. Сейчас научимся выполнять некоторые основные движения танца. Рассчитайтесь на "первый - второй" и постройтесь в две колонны лицом к своей паре. Сделайте три шага назад. Научимся кланяться друг другу (с показом учителя). У девочек (дам) руки скрещены впереди, у мальчиков (кавалеров) одна рука, согнутая в локте, прижата к туловищу спереди, другая - сзади. Делаем три шага вперед к своей паре. Встаем так, чтобы правая нога была впереди, левая - сзади. Выполняем полуприседание с опорой на левую ногу и немного наклоняем голову вперед. Делаем четыре шага назад.

Дети выполняют разученные движения под музыку по две пары на каждое музыкальное предложение двух частей куранты и разучивают движения третьей части. Одна пара из внутреннего круга образует "ворота". Остальные пары по очереди, на каждую музыкальную фразу, проходят в них и строятся в шеренгу. Согласовывая движения с ритмическим рисунком мелодии, дети меняются местами в шеренге с рядом стоящими и кланяются.

  • - Сегодня мы побывали в волшебной стране. Как она называется? Почему она волшебная? Какой основной закон действует в этой стране? (Необходимо понять настроение и характер музыки и передать их в движениях.) Что вам больше всего понравилось сегодня? (Заключительный поклон.)

235

  • - На следующем занятии мы перенесемся со старинного бала в королевство Черномора. На уроке музыки вы исполняли "Марш Черномора" М.И. Глинки оркестром, а сейчас мы попробуем послушать его еще раз и вспомнить, какой характер у этой музыки. Какие средства музыкальной выразительности в нем использованы и сколько в этом марше частей?

Учитель исполняет на фортепиано "Марш Черномора". В музыке три части: 1-я и 3-я одинаковые - грозные, тревожные, изображающие характер Черномора, 2-я часть - сказочная, легкая, волшебная, изображающая его сказочное царство.

  • - Сколько музыкальных фраз в каждой части? В 1-й и 3-й - десять, во 2-й - шесть. А сейчас мы попробуем соединить музыкальное исполнение сдвижением и устроим настоящий праздник в садах Черномора. В нашем царстве будут музыканты, восточные красавицы и, конечно, сам Черномор. (Учитель распределяет роли между детьми.)

Композиция по музыкальным фразам.

Первая часть:

  1. Выходят три музыканта с бубнами и встают слева от "трона" Черномора.
  2. Выходят две восточные красавицы и садятся напротив друг друга.
  3. Музыканты играют на бубнах.
  4. Выходят еще две восточные красавицы.
  5. Четверо слуг-музыкантов "выносят" Черномора.
  6. Черномора сажают на "трон" и расправляют его бороду.
  7. Музыканты играют на бубнах.
  8. Черномор "прогоняет" своих слуг, и они встают справа от него.
  9. Черномор дирижирует музыкантами.
  10. Музыканты играют на инструментах, красавицы встают.
  • Вторая часть:
  • 1 - 2. Красавицы (одну руку, согнутую в локте, держат впереди ладонью вверх, другую - сзади ладонью вниз) шагом на носках попарно по диагонали меняются друг с другом местами.
  • 3 - 4. Красавицы два раза меняются местами с рядом стоящими, попарно кружатся, идут в центр зала и образуют круг.
  • 5. Меняются местами друг с другом по кругу.
  • 6. Попарно расходятся на свои места и садятся.

Третья часть:

  • 1 и 3. Черномор дирижирует музыкантами.
  • 2 и 4. Черномор грозит пальцем музыкантам и качает головой.
  • 6. Черномор рукой подзывает своих слуг. Четверо детей справа встают по два человека с обеих сторон Черномора.
  • 7. "Уносят" Черномора.
  • 8. Уходят две восточные красавицы.

236

  • 9. Уходят музыканты.
  • 10. Уходят еще две восточные красавицы.

Структура внеклассного занятия предполагает наряду с изучением танцев отработку поклона, экзерсис (у опоры и в середине зала), а также творческую танцевальную импровизацию.

Классические упражнения (экзерсис) направлены на выработку правильной координации движений, постановку корпуса, головы, рук. Упражнения эти следует вводить постепенно. Необходимое условие - знание руководителем кружка историко-бытовых танцев (гавот, менуэт, мазурка, полонез), народных (полька, кадриль), классических (венский вальс) и современных танцев, а также терминов хореографического искусства и владение техникой выполнения танцев.

Занятия могут быть комбинированного типа, а также тематические ("Народный танец", "В старом замке", "Современные танцы" и т.п.). Во время их проведения рекомендуется использовать иллюстративный материал (эскизы костюмов, детали украшений, фрагменты художественной прозы).

При разучивании следует применять поэтапную методику усвоения движений и фигур танца по очередности. Одним из разделов занятия должна стать импровизация танцевальных образов. Детям предлагается, например, изобразить движениями загадки о временах года, свои превращения в кого-то или во что-то.

Итогом занятий в кружке может стать танцевальный конкурс. Предварительно с родителями следует обсудить костюмы, памятные подарки, изготовить вместе с детьми пригласительные билеты для гостей.

В качестве дополнения прилагаются схемы движения учащихся в хореографическом классе:

Схемы
движения учащихся в хореографическом классе

Условные обозначения (рис. 4):

  • а) последующий ход;
  • б) предыдущий ход;
  • в) ход парой;
  • г) ход группой.
  1. Схема расположения педагога и учащихся в хореографическом классе (рис. 5).
  2. Марш (бег) "змейкой" друг за другом по горизонтали (рис. 6).
  3. Марш (бег) по кругу (рис. 7).
  4. Марш (бег) "змейкой" друг за другом по вертикали (рис. 8).
  5. Марш через центр хореографического класса (рис. 9).
  6. Ход (марш, подскок), расход через одного в разные стороны с перестроением в диагонали (рис. 10).
  7. Ход (марш, подскок) по диагоналям через одного (рис. 11).

237

  1. Ход (марш, подскок, шаг польки) с последующим перестроением по парам через центр (рис. 12).
  2. Ход (марш, подскок, шаг польки) по парам и расход в разные стороны (рис. 13).
  3. Ход (марш, подскок, шаг польки) по парам и перестроение в четверки (рис. 14).
  4. Марш на месте (различные упражнения на восприятие) (рис. 15).
  5. Ход (подскок, шаг польки, галоп) "змейкой" друг за другом с выходом в круг (рис. 16).
  6. В кругу (подскок, шаг польки, галоп, затем шаги вперед - назад поочередно (упражнение на восприятие центра и круга) (рис. 17).
  7. Ход по кругу (подскок, шаг польки, галоп) друг за другом, различные упражнения на восприятие (рис. 18).
  8. Ход (марш) по кругу и расстановка учащихся к "хореографическому станку" (рис. 19).
Рис. 4
Рис. 4


Рис. 5
Рис. 5


Рис. 6
Рис. 6


Рис. 7
Рис. 7

238

Рис. 8
Рис. 8


Рис. 9
Рис. 9


Рис. 10
Рис. 10


Рис. 11
Рис. 11


Рис. 12
Рис. 12


Рис. 13
Рис. 13

239

Рис. 14
Рис. 14


Рис. 15
Рис. 15


Рис. 16
Рис. 16


Рис. 17
Рис. 17


Рис. 18
Рис. 18


Рис. 19
Рис. 19

240

Рекомендуемая литература:

  1. Барышникова Т.Н. Азбука хореографии. - М., 1966.
  2. Воронина И.В. Историко-бытовой танец. - М., 1980.
  3. Гастровицкая Д.Я., Писарев А.Н. Школа классического танца. -Л., 1976.
  4. Коренева Т.Н. В мире музыкальной драматургии. - М., 1996.
  5. Пасютинская В.В. Волшебный мир танца. - М., 1985.
  6. Руднева С.Д., Фиш Э. Музыкальное движение. - М., 1972.
  7. Современный бальный танец. - М., 1978.
  8. Циркова Н.П. В мире бального танца // Фольклор. - Музыка. - Театр. - М., 1999.

Музыкальный и кукольный театры. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.

Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как "Зайкина избушка", "Кот, Петух да Лиса" В. Герчик, "Теремок" М. Красева на слова С. Маршака, "Волк и семеро козлят" М. Коваля и др. (из опыта работы М.С. Осенневой)

Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:

  • образовательных - формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.
  • воспитательных - воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.
  • развивающих - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы - внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.

В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. Так, например, роль Свиньи в музыкальной сказке "Кошкин дом" В.Золотарева можно поручить ученице III класса, а роль поросят - первоклассникам. Аналогично роли Петуха и Курицы могут сыграть второклассники, а петушков - дети I класса.

241

Занятия музыкальным театром необходимо начинать с совместного коллективного посещения Детского музыкального театра им. Н. Сац, которое будет способствовать близкому соприкосновению и общению детей с музыкой. Все аспекты деятельности ДМТ направлены на воспитание и формирование общей, и в частности музыкальной, культуры подрастающего поколения.

В театре существуют две труппы - оперная и балетная, симфонический оркестр и в отличие от взрослых театров - педагогическая часть. Театральный педагог - это тот, кто знает законы художественного воспитания детей и детскую психологию, тот, кто любит и умеет разговаривать с детьми - просто, интересно и радостно.

Театр находится на проспекте Вернадского в новом здании. Это удивительное, напоминающее корабль, архитектурное сооружение, над которым парит волшебной красоты Синяя птица - птица мечты, птица счастья.

Необычен этот театр по замыслу и воплощению. Если, по выражению К. Станиславского, театр начинается с вешалки, то ДМТ начинается "с улицы". Зрителей встречают здесь не только фонтаны и скульптуры, украшающие пространство перед фасадом, например музы театра, - встречает их и сама музыка, льющаяся из динамиков, скрытых в узорной каменной резьбе порталов.

Двери в музыкальный театр, а точнее - в мир музыки, открывают не обычным, а музыкальным ключом: дверные ручки имеют форму скрипичного ключа. В устройстве театра, кажется, все предусмотрено. Поражают не только праздничность и оригинальность интерьера, но и четко продуманные детали. В просторном вестибюле зрителей встречают педагоги и билетеры в изящных костюмах с эмблемой театра - Синей птицей. Нижнее фойе восхищает своей необъятной перспективой. Его пролет пересекают мостики, с которых ребят приветствуют знакомые персонажи детских сказок - Буратино, Красная Шапочка, Белоснежка...

Едва стоит ступить на порог здания маленькому зрителю, как все - праздничная атмосфера, внешняя обстановка, интерьер - начинает готовить его к предстоящему посвящению в таинство театра и музыки.

После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о том, что им особенно запомнилось - актерская игра, музыка, декорации, свет. При этом важно не разрушить излишними рассуждениями непосредственного впечатления, произведенного спектаклем на зрителей.

Дальнейшую работу на занятиях можно определить как вспомогательную перед серьезным обращением к какому-либо музыкальному спектаклю. Такая работа должна идти по трем направлениям - развития навыков сценической речи, пластики движений и певческих данных. Эти направления естественным образом согласуются с синтетической природой музыкального театра,

242

сочетающего в себе музыкальное искусство, искусство слова, хореографию и сценическое действие.

Роль педагога - руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. Режиссерскими указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица и т.д. Определенную сложность представляет то, что спектакль, как правило, не копирует пьесу, а по-своему переосмысливает ее. И задача педагога-руководителя - дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля. Предварительно следует готовить нужные атрибуты: декорации, необходимый реквизит, украшения сцены, костюмы для персонажей. Красочная афиша или пригласительные билеты с афишей должны быть подготовлены заранее.

Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.

Рекомендуемая литература

  1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001.
  2. Режиссер работает в школе. - М., 1991.
  3. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989.

Вопросы и задания

  1. В чем различие между планом и конспектом урока музыки?
  2. Какие две основные системы используются в развитии звуковысотного слуха детей и в чем заключается их суть?
  3. Выбрав одно из программных произведений для слушания, составьте конспект фрагмента урока музыки. Предусмотрите ваши задания и вопросы к детям.
  4. Каковы цель и задачи хорового пения в школе?
  5. В чем суть охраны и гигиены детского голоса?
  6. Перечислите этапы работы над школьной песней.
  7. Каковы правила орфоэпии, применяемые в пении?
  8. Какие детские инструменты можно использовать для аранжировки "Марша" С. Прокофьева из цикла "Детская музыка"?
  9. Как вы полагаете, что является целью вокальной импровизации на уроке музыки - выработка интонационного и ладового слуха или развитие творческой фантазии? Обоснуйте свое мнение.
  10. Как вы понимаете основные мотивы творческого развития младших школьников на уроках музыки:
  • - импровизация как способ общения;

243

  • - как способ мышления;
  • - как способ обучения.
  1. Подберите для импровизирования детьми несложные стихотворения с образно-эмоциональным выразительным содержанием из учебной программы по чтению.
  2. Составьте план-конспект внеклассного музыкального мероприятия для детей младшего школьного возраста по выбранной вами теме.

244


1 Струве Г.А. Школьный хор. - М., 1981. - С. 65. 228
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.