Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие ребята. Пусть при этом вы немного слукавите - важно, чтобы поощрительное слово звучало в тот момент, когда дети действительно этого заслуживают.
Под уроком музыки в начальной школе следует понимать определенный завершенный этап музыкальной работы с детьми в целостном учебном процессе. Это своеобразное "педагогическое произведение", которое имеет черты сходства со всеми другими школьными предметами и свою внутреннюю логику. Среди общих черт, сближающих урок музыки с занятиями по другим предметам начального образования, можно назвать следующие:
- общая цель - воспитание гармонически развитой личности;
- психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;
- основные принципы дидактики;
- формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность занятий по времени, структурные элементы их организации - сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);
- целостность занятия (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);
- основные методы обучения.
При этом данный предмет имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащегося; предмет познания - эстетическое отношение к реальности, путь освоения - переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. В этом смысле урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла - изобразительной деятельности, трудовому воспитанию и литературе.
181
Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся - воспитание эстетического отношения к жизни, художественной культуры; задачи (развитие способности восприятия произведений искусства и потребности в общении с ними, получение опыта полноценного художественного творчества, развитие воображения, творческого отношения к жизни, художественного мышления), методы педагогики искусства - побуждение к сопереживанию (Н.А. Ветлугина), приобщение к художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М. Неменский), создание обстановки внутренне эмоционального приятия художественного произведения (Б.Т. Лихачев). Общими также являются: понимание специфики преподавания предметов эстетического цикла как отношения к жизни и искусству через мироощущение авторов художественных произведений, понимание этапа начального образования как основы развития эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.
При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах, творчество). Перечисленные виды музыкальных действий детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-либо определенного "трафарета" в проведении урока музыки быть не может. Однако занятия отдельными видами этого музыкального комплекса на уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция. "У этой композиции, - отмечает Н.А. Терентьева, - есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги"1.
Основными принципами урока музыки являются целенаправленное педагогическое воздействие, компетентность при формировании необходимых знаний, навыков и умений, эмоционально-образная атмосфера проведения урока. Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании и развитии детей будет действительно эффективной, если уроки музыки будут отвечать ряду условий.
- Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках музыки.
- Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей музыке.
182
- Использование на уроках музыки проблемных вопросов и ситуаций.
- Широкое использование на уроках музыки наглядности и ТСО (технических средств обучения).
- Соблюдение преемственности в музыкальной деятельности школьников разных возрастов.
- Соблюдение межпредметных связей уроков музыки, изобразительного искусства и литературы, истории, природоведения, художественного труда и т.д.
- Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках музыки, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к музыкальному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, чувства сопереживания музыкальным образам.
- Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, приемов) уроков музыки с другими уроками и внеклассными, а также внешкольными мероприятиями по музыке.
- Постоянное совершенствование методики проведения уроков музыки по всем основным разделам учебной программы.
- Использование в процессе обучения детей музыкальному искусству передового педагогического опыта.
План и конспект урока музыки имеют общие составные элементы:
- тема урока (по программе);
- формулировка цели урока (каких результатов следует добиться в пении, нотной грамотности, понимании музыкальных закономерностей при слушании музыкальных произведений и др.).
Цель как идея "педагогического произведения" делает урок музыки четким, имеющим ясную перспективу. План урока, будучи учительским документом, должен содержать следующие элементы:
- разработку содержания урока (перечень его этапов с примерной дозировкой времени);
- описание хода урока, заключающееся в кратком изложении того, как предполагается реализовывать каждый из элементов урока.
План - это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения пройденного материала, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания, например: просмотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать музыкальный радиожурнал, выучить текст песни и т.п. Уместно зафиксировать в плане и основные тезисы нового материала.
Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых
183
ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, т.е. конспект - это сценарий урока, подобный поурочным разработкам школьной программы Д.Б. Кабалевского.
Выбор между планом или конспектом - дело учителя. Однако начинающим учителям следовало бы поначалу писать конспекты - это поможет сконцентрироваться при проведении занятия.
Учитель музыки в плане-конспекте должен:
- определить цель урока;
- отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом целостности урока;
- структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа контраста;
- определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;
- сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;
- подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;
- продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.
Приведем пример плана урока для I класса, первая четверть (из опыта работы М.С. Осенневой)1.
Тема урока - "Музыка всюду живет, только прислушаться надо".
Цель урока: развитие певческой и слушательской культуры детей.
Содержание урока
Первый этап. Литературно-музыкальная композиция "Как ослик слушал музыку" на материале сказки Г. Цыферова "Бом, бом..." и фортепианной пьесы В. Гаврилина "Часы" (слушание).
Время - 10 минут.
Образовательная задача - формировать навыки внимательного восприятия искусства.
Воспитательная задача - способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.
Развивающие задачи: пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы; способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах; развивать воображение детей, т.е. способность творить и мыслить создаваемыми образами путем детерминированных ситуаций.
184
Второй этап. Сюжетная игра - распевание "Путешествие в сказочный лес".
Время - 10 минут.
Образовательные задачи: закрепить умение различать звуки разной высоты и долготы (длительности); способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов (движение мелодии на одном звуке, постепенное восходящее и нисходящее мелодическое движение, нисходящее движение по звукам мажорного трезвучия); формировать навыки легкого, полетного звучания детского голоса.
Воспитательные задачи: воспитывать в детях эстетическое видение мира; воспитывать певческую культуру звука.
Развивающая задача: расширять диапазон детского голоса.
Третий этап. Музыкально-ритмическое упражнение "Поплаваем" (музыка В. Золотарева, композиция движений И. Лифиц).
Время - 5 минут.
Задачи: формировать ощущение музыкальной фразы, динамических оттенков, навыки согласования движения с характером музыки; воспитывать инициативное отношение к предлагаемому заданию; способствовать развитию памяти, внимания и снятию излишней зажатости.
Четвертый этап. "Ай-я, жу-жу" - латышская народная песня (слушание и разучивание).
Время - 10 минут.
Задачи: формировать навыки певческой установки как комплекса обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию, прививать навыки правильного певческого дыхания; учить петь естественным голосом, слушая звучание хора; воспитывать уважение к певческой культуре других народов.
Пятый этап. "Утята" - музыка Е. Попляновой на слова из французского фольклора (повторение).
Время - 5 минут.
Задачи: формировать четкую дикцию; навыки пения в ансамбле; воспитывать артистическое начало в детях; способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха детей, вырабатывать интонационно-выразительные навыки исполнения.
Организационный момент - 5 минут.
Приведенный пример не догма, а всего лишь фрагмент, вырванный из контекста общей музыкальной работы в I классе. В целом же надо сказать, что ученики не должны страдать от того, что план слишком напряжен или, наоборот, легок. И потому в ходе занятий в нем, конечно же, многое можно изменить. Однако планирование урока делает труд учителя-музыканта целенаправленным и потому результативным.
185
Приводим пример конспекта урока музыки для II класса начальной школы, разработанного Ю.Б. Алиевым1.
Третья четверть, 2-й урок.
Распевание: "Колыбельная" Н. Римского-Корсакова.
Пение: повторение произведений - Ц. Кюи "Зима" и "Медведь" И. Стравинского.
Слушание музыки: повторение теоретических понятий темы "Средства музыкальной выразительности" (мелодия, ритм, гармония); повторное прослушивание произведений Э. Грига "Шествие гномов" и "В пещере горного короля".
Импровизация: повторение попевки собственного сочинения - "Январь".
Методические пояснения к уроку.
Распевание. Повторяется пение песни "Колыбельная" Н. Римского-Корсакова.
Песня поется по нотам в соль мажоре, с абсолютными названиями звуков. Предварительно для настройки дети поют соль-мажорное трезвучие, находят тонику, III и V ступени мажорного звукоряда, отмечают их в своем сознании.
Пение песен. На данном уроке нет новых произведений. Учащиеся повторяют уже выученные песни. Это - "Зима" Ц. Кюи и "Медведь" И. Стравинского.
Слушание музыки. Учитель напоминает, что на предшествующих уроках был проведен анализ таких средств выразительности, как темп, динамика, регистр. На этом уроке он предлагает учащимся разобраться в выразительном значении мелодии, ритма и гармонии (диссонанс и консонанс).
"В I классе вы слушали разные пьесы, - говорит учитель, - в которых мелодии были плавные, поступенные или скачкообразные. Приведите примеры плавных и скачкообразных произведений".
Дети отвечают, что в таких пьесах, как "Камаринская", "Смелый наездник", "Марш Черномора", в песне "Про котят" мелодия скачкообразная. Все эти мелодии вполне подходят к содержанию пьес. А в "Вальсе" из балета "Спящая красавица", в песнях "Не летай, соловей", "Пес" мелодия плавная и тоже очень подходит к содержанию этих произведений.
Ребята поют по одному куплету песен "Пес" и "Про котят". Учитель спрашивает: одинаков ли в них ритм? Дети отвечают, что ритм разный: в песне "Пес" использованы четвертные доли, а в песне "Про котят" - восьмые.
186
На примере музыки из программы I класса учитель просит детей вспомнить, какое настроение помогают создать консонирующие и диссонирующие звучания. Ребята отвечают.
Затем им предлагается послушать пьесу Э. Грига "Шествие гномов" и разобраться, какие средства музыкальной выразительности, использованные композитором в этой пьесе, особенно помогают раскрыть музыкальный образ. Следуют соответствующие ответы детей.
Далее они слушают вторую пьесу Э. Грига "В пещере горного короля" из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". После прослушивания и высказывания мнений о характере пьесы, мере ее художественности и красоты дети анализируют, какие средства музыкальной выразительности наиболее характерны для этой пьесы, сравнивают ее содержание с содержанием пьесы "Шествие гномов". Пытаются определить, что сближает и отличает музыку этих произведений одного и того же прекрасного норвежского композитора.
Импровизация. Дети повторяют импровизацию, сделанную на предыдущем уроке. Учитель напоминает, что речь идет о сочинении мелодии на следующие стихи Н.Саковской:
Январь. Начало года,
Морозец на дворе.
Хорошая погода
Бывает в январе!
Ход работы примерно следующий. Ребята выразительно читают стихотворение. Затем учитель предлагает им прохлопать его ритмический рисунок размере 34 и записывает этот рисунок на доске. После этого он сам импровизирует первую строчку, а ребята вслед за ним повторяют ее хором. И наконец, пытаются сочинить следующие музыкальные фразы. Для этого к доске вызываются три ученика. Их "звуковые ответы" проигрываются на фортепиано, и затем все эти три ответа записываются на нотную бумагу. Класс исполняет их, а потом ребята дают этим мелодиям свои оценки, аргументируя их.
Приведем пример планирования интегрированного урока с использованием различных видов искусства для младших школьников.
Тема урока: "Сказка зимнего леса".
Цель урока - научить детей видеть красоту зимнего леса.
Задачи: развить у детей творческое и воссоздающее воображение, умение эмоционально откликаться на прочитанное, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе, формировать желание охранять ее красоту, развивать изобразительные способности и художественный вкус, учить слушать и понимать музыку.
187
Оборудование: листы календарей с изображением зимних пейзажей, репродукции картин И. Шишкина "Лес зимой", "На севере диком", И. Грабаря "Мартовский снег", "Февральская лазурь"; произведения П. Чайковского из цикла "Времена года" - "Зима", "На тройке" и "Сладкая грёза" из "Детского альбома"; отрывки из книги Б. Запартович, Э. Криворучко, Л. Соловьевой "С любовью к природе", стихи русских поэтов о зиме.
План занятия:
- 1) беседа о лесе;
- 2) знакомство с художественными текстами о зиме;
- 3) слушание музыкальных отрывков;
- 4) обсуждение работ художников, фотографов и дизайнеров;
- 5) сказка зимнего леса в стихах;
- 6) объяснение педагогом техники самостоятельной работы;
- 7) творческая работа детей;
- 8) подведение итогов занятия.
Домашнее задание, которое было дано детям заранее: собрать материал на тему "Зимний лес" (репродукции картин, открытки, марки), вспомнить произведения художественной литературы, свои впечатления.
Перед началом занятия в кабинете были развешаны репродукции картин, календари, бумажные снежинки, вырезанные детьми на предыдущих занятиях. Пока дети собираются в классе, звучит музыка П.Чайковского из цикла "Времена года". Ребята самостоятельно знакомятся с вывешенными работами, настраиваются на тональность урока.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Может быть, кто-то из вас уже догадался, куда?
Дети: Мы отправимся в путешествие по зимнему лесу.
Педагог: Верно! Для этого нам понадобятся хорошее настроение, внимательность и осторожность, отличная память и, конечно же, теплая одежда. Итак, вы готовы?
Дети: Готовы!
Педагог: Ну что же, надеваем варежки и шапки (ребята изображают) и отправляемся в путь. Я вас попрошу закрыть глаза и внимательно присмотреться, где же мы очутились.
Далее следуют рассказы детей.
Педагог: Молодцы! Теперь можете открыть глаза. Скажите, ребята, а похоже то место, куда мы попали, на сказку?
Дети: Да! Здесь все очень красивое, сверкающее, таинственное.
Педагог: А сейчас, я думаю, пора пройтись по сказочному лесу. А нашим первым проводником будет Оля.
Оля: Ребята, скорее собирайтесь вокруг меня, пока зимушка вас не заморозила. Все здесь?
188
Дети: Да.
Оля: Давайте немного погреемся: потопаем ножками, похлопаем в ладошки, потрем щечки (дети с удовольствием изображают эти действия). Ну что, согрелись? А сейчас посмотрите вокруг... (Ребята снова закрывают глаза.)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Оля: Скажите, кто же заколдовал лес?
Дети: Невидимка, или зимушка.
Оля: А кто убаюкивает лес, под чью сказку он дремлет?
Дети: Это сон колдует над лесом.
Оля: А какую сосну мы увидели?
Дети: Сосна вся в снегу, будто подвязалась белой косынкой.
Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, кто написал эти строки?
Дети: Автор - Сергей Есенин. Это поэт, который очень часто писал о красоте родной природы.
Педагог: Верно. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения "Зимний лес"1. А вы постарайтесь найти в нашем лесу то, о чем я буду говорить:
"Встало солнышко - и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную прическу сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне... Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!"
Далее идет анализ настроения детей после прослушивания этого отрывка.
Педагог: Как вы считаете, всегда ли в природе можно наблюдать такую красоту?
Дети: Нет, не всегда. Например, летом мы любуемся другими пейзажами.
Педагог: Верно. Но людям часто хочется видеть их, даже в другое время года. Поэтому многие художники, фотографы и дизайнеры запечатлевают такие картины природы в своих работах. Так, мы можем прийти на выставку или в музей и увидеть зимнюю сказку даже летом. Давайте познакомимся с репродукциями, которые висят у нас в классе.
189
Далее идет разговор о картинах Шишкина, о его творчестве. Проводится сравнение картины "На севере диком", написанной Шишкиным под впечатлением стихов М.Ю. Лермонтова, с его одноименным поэтическим произведением. Соответствует ли картина стихам? И в стихотворении и на картине ясно звучит тема одиночества и грусти.
Задание детям: Давайте поищем в изображении схожее с нашим волшебным лесом.
Следуют ответы детей.
Педагог: Давайте теперь посмотрим на другие фотографии. Что еще необычное можно встретить в зимнем лесу?
Дети: Это может быть замерзшая река в ледяном платье, можно увидеть снежные крепости из огромных сугробов. В зимнем лесу еще можно встретить разных животных, только не стоит их беспокоить.
Педагог: Вы, конечно, правы. Итак, люди стремятся сохранить в рисунке и фотографиях полюбившиеся пейзажи.
Далее вниманию детей предлагается картина И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" и знакомство с творческой жизнью художника-импрессиониста.
Педагог: А теперь мы обратимся к вашим открыткам и иллюстрациям. Расскажите, пожалуйста, о характере подобранных вами работ. Что вы скажете об их сюжетах? А теперь мы послушаем, о чем шепчет зимний лес. Давайте еще раз вернемся в наш лес и подумаем, какой музыкой мы сможем о нем рассказать?
Дети: Это будет светлая мажорная мелодия. Музыка будет среднего темпа, возможно вальс. Можно добавить звонкие переливы и подголоски, будто звенят заиндевелые веточки.
Педагог: Я согласна с вами. А сейчас мы послушаем музыку о зиме П.И.Чайковского.
Далее - слушание музыки и ее разбор.
В конце урока педагог просит вспомнить строки из стихов русских поэтов, где описана красота зимнего леса (дети читают стихи А.С. Пушкина "...И вот сама идет волшебница зима", И.З. Сурикова "Белый снег пушистый в воздухе кружится", Ф.И. Тютчева "Чародейкою зимою околдован лес стоит", С.А. Есенина "Поет зима - аукает...").
Педагог: Вот сколько прекрасных слов можно найти в стихах о зимнем лесе. А сейчас, друзья, постарайтесь определить, какими средствами можно нарисовать зимнюю сказку с помощью художественных материалов.
Дети: Можно толстой мягкой кистью изобразить снежные сугробы. Тонированный картон можно использовать в качестве фона. Мазками мы умеем изображать еловые лапы. Нужно помнить, что передать яркий свет можно с помощью контраста.
Педагог: Верно, ребята. А я могу подсказать вам еще один интересный прием, который называется набрызг. Он сможет нам помочь при изображении падающего снега.
Далее педагог демонстрирует технику работы.
190
Самостоятельная работа. Мы вернулись из лесного путешествия. Давайте расскажем о нем, только не словами, а используя художественные материалы (звучит музыка "Сладкая грёза" П.И. Чайковского).
Организационный момент. Подводятся итоги работы детей, оценивается их самостоятельная работа.
Из конспекта урока видно, что в нем нашло отражение сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.
План-конспект может быть не только развернутым, но и кратким.
Каждый урок музыки является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы музыкального воспитания младших школьников. Поэтому подготовка учителя к уроку, как и к любому уроку искусства, должна складываться из органически связанных этапов - планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку. Немаловаж:ное условие при этом - ясное понимание учителем задач первоначального этапа (начальной школы) в становлении музыкально-эстетической культуры учащихся, знание их психолого-возрастных особенностей, владение методами и дидактическими принципами общей педагогики и педагогики искусства.
191
1
Программа "Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. I - V классы". - М., 1994. - С. 36.
1
См.:
Осенневa М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001. - С. 188 - 189.
1
См.:
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998. - С. 166 - 168.
1
См.: Хрестоматия для маленьких. - М., 1987. - С. 387.