2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО МУЗЫКЕ

Перестройка начального образования началась в 1971 г. Тогда же создаются и новые программы по музыке. На 1971/72 учебный год вводятся два варианта программы: для учителей музыки - специалистов и учителей-неспециалистов - и, кроме этого, особый вариант программы для сельских малокомплектных школ. По аналогии с программой 1967 г. в них сохраняются традиционные разделы - пение по слуху и по нотам, слушание музыки и музыкальная грамота, но снято тематическое построение раздела по слушанию музыки и несколько сокращен репертуар. Составители программы подчеркивают: "На уроке должна быть осуществлена взаимосвязь между пением, слушанием и музыкально-теоретическими знаниями. Урок пения должен быть по возможности целостным, а не раздробленным на несколько частей". Требование к целостному построению урока заставляет по-особому продумывать его содержание и драматургию. Но название урока по-прежнему трактуется как урок пения.

В 70-е гг. была создана программа по музыке НИИ художественного воспитания АПН СССР. В ней усиливаются воспитательные функции музыки. В пояснительной записке говорится о значении воспитания таких качеств личности, как инициативность, активность, развития образного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Предусматриваются следующие виды работы: исполнение, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическое движение, музыкальные игры, слушание музыки, накопление теоретических и исторических знаний, чтение нот, импровизация, упражнения. С I по X класс изучаются следующие темы: "Музыка и жизнь", "Музыкальное творчество - народное и профессиональное", "Художественный образ и средства музыкальной выразительности". В программе подчеркивается, что "урок музыки - это урок искусства. Он должен быть насыщен художественной музыкой, эстетическими впечатлениями, должен иметь художественную завершенность". Как видно из пояснения к программе, цели и задачи музыкального воспитания сформулированы достаточно четко и полно. Урок мыслится как целостный урок музыкального искусства, направленный на формирование личности школьника. Вводится более конкретная

125

тематика, которая распространяется только на один вид деятельности, а именно слушание музыки. По четвертям распределены следующие темы: "Музыка в нашей жизни", "Марш, танец, песня", "Музыка инструментальная", "Музыка вокальная" и т.д. Практически это означает выделение слушания музыки в самостоятельный раздел урока, что соответствует главному направлению программы - дидактическому и методическому единству.

В 1977 г. опубликована программа по музыке для общеобразовательных школ (экспериментальная) для I - III классов, подготовленная Д.Б. Кабалевским и его последователями Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой и другими. В программе определяются задачи музыкального воспитания, исходя из общих целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, который должен овладеть музыкальной культурой как важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. Музыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отношении к людям, сформировать нравственно-эстетический идеал. Эти цели актуальны и сегодня, ибо они общегуманны. Программа по музыке отвечает на социальный заказ общества, так как стремится полнее реализовать коммуникативные и воспитательные функции искусства. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальным искусством как средством жизни человека (музыкальный язык - это язык человеческих отношений, мыслей, находящийся в контексте других искусств). В процессе воспитания и развития дети должны приобрести умения и навыки слушать, слышать музыку в единстве формы и содержания, исполнять, понимать ее, уметь определять элементы музыкального языка. Урок музыки и решает, по мнению Кабалевского, эту задачу в общеобразовательной школе.

Таким подходом к уроку, особенностью и важнейшим принципом программы обусловливается ее тематическое строение. Постепенное усложнение тем - основа программы, поскольку, по мысли автора, каждая тема четверти продвигает учащегося на новую ступеньку знания. Тематизм представляет собой определенную структуру, в которой темы уроков, четвертей, года раскрывают ту или иную грань в познании музыки как искусства.

В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются следующие темы для начальной школы.

I класс. Первая четверть - "Три кита в музыке - песня, танец, марш".

  • Вторая четверть - "О чем говорит музыка".
  • Третья четверть - "Куда ведут нас три кита".
  • Четвертая четверть - "Что такое музыкальная речь".

II класс. Первая четверть - "Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость".

  • Вторая четверть - "Интонация".
  • Третья четверть - "Развитие музыки".

126

  • Четвертая четверть - "Построение (форма) музыки".

III класс. Первая четверть - "Музыка моего народа".

  • Вторая четверть - "Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ".
  • Третья четверть - "Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ".
  • Четвертая четверть - "Композитор - исполнитель - слушатель".

По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что "тематическое построение программы создает условия для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов". Опираясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В.Асафьевым, Б.Л. Яворским, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом и другими музыкантами-педагогами, Д.Б. Кабалевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с детьми на раскрытие их творческих возможностей. В "Основных принципах и методах экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы" Кабалевский пишет, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

При всех положительных сторонах этой программы можно заметить, что не все представленные в ней темы равноценны и являют собой последовательное усвоение материала. Не всегда учитываются возрастные возможности младших школьников. Правомерен тематизм для третьего года обучения, построенный на национальной музыке разных народов и сравнивающий музыкальные произведения. Доступен для осознания материал программы I класса и темы II - "Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость". А такие темы, как "Развитие музыки", "Построение музыки", достаточно сложны для восприятия восьмилетного ребенка. Эти музыковедческие понятия требуют дополнительных объяснений и разъяснений, что уводит в сторону от самой музыки на уроке. Может быть, здесь нужна совершенно особая форма содержания и строения урока, с которой в состоянии справиться сюжетно-игровой метод.

Но в целом в 70 - 80-е гг. были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств детей и юношества в системе общеобразовательной школы. Возникла проблема создания такой системы музыкального воспитания, которая отразила бы специфику музыки как предмета искусства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих

127

урока в единое понятийно-музыкальное искусство. Возникают два направления тематического объединения всего урока: темы, непосредственно идущие от музыки ("Три кита"), и темы, основанные на отражении в музыке и других искусствах явлений жизни ("Природа в музыке", "Сказка в музыке"). Усиливается внимание к восприятию музыки как основе музыкального воспитания в целом. Меняется отношение к методам относительной сольмизации при работе над хоровыми навыками. Музыкальная грамота не выносится в специальный раздел работы, как это было раньше, а выражается в требованиях к музыкальному развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности с учетом ее специфики.

Таким образом, историческое наследие теории и практики музыкального воспитания в начальных классах общеобразовательной школы стало базой для реформирования структуры и содержания урока музыки. Современные поиски в данной области показывают заинтересованность педагогов в новом взгляде. Сюжетно-тематический урок музыки отражает эту тенденцию.

В учебной программе по музыке для начальной школы непременно должно быть отражено следующее:

  • 1) признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание - восприятие музыки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество - импровизация, постижение основ музыкальной грамоты;
  • 2) включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и музыкальная культура родного края (фольклор). При их изучении необходимо учитывать особенности и традиции музыкальной культуры конкретного региона;
  • 3) направление работы по интеграции художественных дисциплин;
  • 4) включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся, но и учителей;
  • 5) современный музыкальный досуг школьников;
  • 6) отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем начальной школы на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций каждого конкретного региона России.

Пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания теплоты человеческих отношений в современном педагогическом процессе отвечают следующие программы:

"Музыка". I - III класс. Разработана под руководством Д.Б. Кабалевского коллективом авторов - Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.В. Кадобновой и другими.

128

"Музыка" для I класса четырехлетней начальной школы. Разработана И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.

"Музыка" для I - VIII классов. Разработана под руководством Ю.Б. Алиева коллективом авторов - В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старобинским.

"Духовная музыка: Россия и Запад". Разработана И.В. Кошминой, В.В. Алеевым.

"К вершинам музыкального искусства". Разработана под руководством М.С. Красильниковой.

Указанные программы, направленные на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства, адекватны структуре эстетического воспитания, представляющей комплекс элементов:

  • развитие психологической основы эстетической культуры;
  • повышение культуры восприятия и оценки художественно-эстетических явлений;
  • содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование эстетических потребностей;
  • поиск и становление ориентации в мире эстетических ценностей;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • формирование особого типа художественно-образного мышления;
  • формирование эстетических суждений;
  • развитие творческого потенциала личности;
  • расширение эмоциональной сферы личности. Основными критериями отбора музыкальных произведений
  • для составителей программ являются:
  • высокий художественный уровень;
  • воспитательная направленность;
  • небольшие объемы произведений;
  • наличие образных контрастов.

Важнейшим условием выбора музыкального материала является также учет сенсорно-перцептивной потребности детей младшего школьного возраста и эволюции их переживаний на пути приобщения к миру общечеловеческих ценностей.

Принцип выбора материала согласуется с тематикой программ. Так, например, программа "Музыка" Ю.Б. Алиева предполагает следующую тематику четвертей во втором полугодии II класса:

  • третья четверть - "Кто исполняет музыку" (инструменталисты, оркестр);
  • четвертая четверть - "Кто исполняет музыку" (вокалисты, хоры).

Соответственно обозначенным ориентирам предлагается следующий материал для слушания:

129

  • третья четверть - П.И. Чайковский "Мелодия" (скрипка), И. Бах "Шутка" из Второй сюиты (флейта), П.И. Чайковский "Неаполитанский танец" из балета "Лебединое озеро" (труба), С.С. Прокофьев "Петя и Волк", И.И. Дунаевский "Песня о веселом ветре" (альт, детский и смешанный хоры);
  • четвертая четверть - Я. Морозов "Про сверчка" (сопрано), Ф. Шуберт "Форель" (альт), И.И. Дунаевский "Марш" из кинофильма "Веселые ребята" (тенор, детский и смешанный хоры), С. Кац "Шумел сурово брянский лес" (бас и мужской хор).

Аналогичная взаимосвязь тематики четвертей и музыкального материала прослеживается и в других программах. Так, например, в программе Д.Б. Кабалевского в четвертой четверти II класса в теме "Построение (форма) музыки" предлагаются для слушания и исполнения произведения одночастные ("Карусель" Д.Б. Кабалевского на слова И. Рахилло), двухчастные ("Песня Сольвейг" - музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт"), в форме рондо ("Болтунья" С.С. Прокофьева на слова А. Барто) и др.

Разрабатывая темы учебных четвертей, составители исходили из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления периодически повторяется и обобщается.

Усвоение содержания подразумевает также приобретение навыков и умений, без которых невозможны конкретизация и воплощение образа. Например, показателями обретения навыков в III классе, согласно программе Ю.Б. Алиева, являются следующие критерии:

  • в хоровом пении - выразительно исполнять песню, по-разному произносить текст в зависимости от характера песни. Четко исполнять песни с пунктирным ритмом и синкопами, не теряя напевности. Осознанно и правильно исполнять песни шестидольного размера. Петь в диапазоне: до1 - ми2 (высокие голоса), си - до2 (низкие голоса);
  • в импровизации - импровизировать ритмомелодические ответы учителю в "музыкальном разговоре". Импровизировать мелодии в характере персонажей сказок в жанрах песни, марша, танца. Импровизировать двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в характере музыки. Импровизировать подголоски к окончаниям фраз русских народных песен. Импровизировать мелодии на стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием;
  • в движении под музыку - уметь тактировать на 38; выполнять ритмический рисунок с триолью, простые изобразительные и танцевальные движения1.

130

Следует отметить, что материал по музыкально-ритмическому движению определен Ю.Б. Алиевым для каждой учебной четверти в соответствии с тематикой и возрастными особенностями младших школьников.

Так, к примеру, к теме "Музыка о животных" (I класс четырехлетней начальной школы) рекомендуются музыкальные игры: "Медведь и дети" (русская народная песня "Как пошли наши подружки", И. Стравинский "Медведь"), "Кто как ходит" (А. Пярт "Танец маленьких утят", Г. Галынин "Слон", украинская народная песня "Лиса" в обработке Т. Попатенко). Дирижерские схемы, согласно программе Ю.Б. Алиева, целесообразно изучать с детьми начиная с третьей четверти II класса в теме "Кто исполняет музыку?" и т.д.

Опыт применения музыкальных игр, инсценировок, накопленный в музыкальном воспитании, явился составной частью программы "Музыка" для I класса четырехлетней начальной школы И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр. Но кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного и распределенного по ролям действия эти авторы наполняют игру тем смыслом, который она, по их мнению, всегда имела и имеет в народном искусстве. Так, детям предлагается не просто исполнить песню, а сыграть ее. Но в отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям им предлагается самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Обязательное условие при этом - активное исполнительское участие учителя наравне с детьми.

Аналогичным методом авторы программы предлагают иллюстрировать движениями хороводы, заклички, загадки. Например, детям загадывается загадка: "Выше леса стоячего, ниже облака ходячего стоит безуглый дом, без дверей, без окон". Интуитивно дети выбирают первое движение: руки потянулись вверх (некоторые дети даже встают на носочки) - "выше леса стоячего". Так же без затруднений находят второе движение, опуская руки вниз - "ниже облака ходячего". На замечание учителя: "Облако ходячее, а не стоячее, как лес" - дети быстро реагируют, изображая руками волнообразные движения. "Безуглый дом" в пластике детей - это нечто большое и округлое. Таким образом, вместе с учителем дети подходят к разгадке - "гора". Указанный метод, по мнению И.В. Кадобновой, В.О.Усачевой и Л.В. Школяр, позволяет моделировать ситуацию процесса творчества. При этом движения, предлагаемые учителем, должны соответствовать тому настроению, чувствам, которые передает музыка. "Эта способность педагога решает очень многое, ибо эти движения могут быть настолько понятными, настолько заразить учеников эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера

131

музыки"1. В качестве примера можно привести сюжетный этюд, в котором дети проходят ряд последовательных перевоплощений, требующих совершенно разных по эмоциональному наполнению движений. Детям предлагается воображаемая ситуация: будто они заколдованы злой волшебницей (дети стоят недвижно в причудливых позах), но появляется добрая Фея и жезлом одного за другим расколдовывает детей (дети начинают двигаться, сначала робко, затем все более смело и гордо). И вдруг снова наступает власть тьмы (дети изображают, как тело наливается тяжестью, постепенно лишающей их воли к сопротивлению). Педагог во время исполнения сюжетного этюда ведет детей короткими фразами, а музыка второй темы из "Прелюдов" Ф. Листа сообщает нужные эмоциональные импульсы.

Программа "Музыка" для I - III классов трехлетней начальной школы, разработанная коллективом авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского, также рекомендует использовать музыкально-двигательные задания в музыкальном воспитании младших школьников - маршировку, хлопки в ладоши, прыжки, пластичные движения руками и др. Так, к примеру, детям предлагается в соответствии с характером музыки промаршировать на месте "Марш" С. Прокофьева, легкими хлопками в ладоши отметить акценты (самые яркие звуки) при слушании "Польки" С. Рахманинова, щелчком пальцев (подобно звучанию кастаньет) зафиксировать сильную долю такта в "Арагонской хоте" М. Глинки, прохлопать в ладоши ритмический пульс фрагмента "Золотые рыбки" (из балета "Конек-Горбунок") Р. Щедрина, легким покачиванием вправо-влево выразить пульс узбекского танца "Мавриги", плавным движением руки обозначить фразировку песни "Заход солнца" Э. Грига и т.д. При этом составители программы подчеркивают, что фантазия учителя и ребят, разбуженная музыкой и устремленная к тому, чтобы выразить ее звучание в движении, не должна разрушать замысел конкретного урока, его целостность. Напротив, важно, чтобы такое активное желание выразить свое восприятие музыки помогало учителю раскрыть тему урока, а учащимся - глубже понять, почувствовать музыку.

Действенным методическим приемом составители программы "Музыка" для I - III классов полагают "свободное дирижирование". И.В. Кадобнова и Е.Д. Критская в одной из статей о взаимосвязи музыки и движения писали: "Нам вспоминается эпизод, который произошел на уроке Д.Б. Кабалевского в III классе в 1976 г. Дети слушали в записи увертюру к опере М. Глинки

132

"Руслан и Людмила". Неожиданно для ребят учитель превратился в дирижера невидимого оркестра и продирижировал этой музыкой от начала до конца как бы "про себя". Лаконичный и образный жест учителя зримо воссоздал перед ребятами контраст властных, могучих аккордов и гаммообразных пассажей во вступлении, динамику переходов к стремительной, летящей первой теме и затем к полной глубокого нежного чувства раздольной теме виолончелей. Проникновение всех без исключения учащихся в интонационную выразительность музыкальной ткани благодаря слиянию музыкальной интонации с пластической, несомненно, углубилось, и воздействие музыки на них стало более емким и многогранным"1. Далее в этой же статье авторы замечают, что, учитывая психологию младших школьников, в частности их склонность к подражанию, можно себе представить, как каждый ребенок хотел в ту минуту стать таким дирижером. Особый язык жестов в "свободном дирижировании" довольно прост, но при этом очень выразителен: это движение рук вверх и вниз как выражение пульсации, плавность либо скачкообразность движения с большей или меньшей амплитудой взмаха как выражение характера музыки, подчеркивание ритмических рисунков, акцентов, фразировки как выражение специфических особенностей конкретного музыкального произведения. В результате учитель видит, как его ученики чувствуют музыку в целом и в какой мере и насколько внимательно наблюдают за развитием образа. При этом важно, чтобы дети не мешали друг другу и, проявляя в такой форме свое увлечение музыкой, не нарушали "атмосферу концертного зала".

Целесообразным методическим приемом считают авторы программы "Музыка" для I - III классов "пластическое интонирование" как своеобразную модификацию "свободного дирижирования". Так, к примеру, программой не предусматривается разучивание песни "Сурок" Л. Бетховена, но, как показывает практика, у ребят возникает большое желание исполнять ее. В таком случае следует предложить детям символически выразить протяженность фраз плавным горизонтальным движением рук от себя и к себе в зависимости от логики членения мелодии на фразы. При таком совместном музицировании, согласно авторам программы, в "звучащих" жестах детей, на их лицах непроизвольно отражаются "движения души".

Музыкально-ритмическое движение представлено также в программе "Музыка" (интегративном курсе для младших школьников) О.С. Нечаевой. Согласно автору программы, педагогически мотивировано воссоздание и моделирование музыки, которую дети слушают и исполняют на уроке, в собственных пластических

133

импровизациях. Так, к примеру, на одном из уроков в I классе (тема "Танец. Танцевальная интонация - образ") при помощи пластики дети совместно с учителем создают три танцевальные миниатюры, три оригинальных пластических этюда, в которых передают свое чувствование и видение танцевальной музыки различного характера: "Танец молодого бегемота" Д. Кабалевского, "Вальс-шутка" Д. Шостаковича и "Лебедь" (из сюиты "Карнавал животных") К. Сен-Санса. На другом уроке (I класс, тема "Песня. Песенная интонация - образ") учителю рекомендуется предложить детям движением руки передать волнообразное движение мелодии в русской народной песне "Лучинушка", подчеркнув "обессиленное" падение интонации в конце фраз. Во время урока по теме "Как создается музыкальный образ" предлагается инициировать самостоятельный поиск пластических движений учащимися для выражения повадок и характеров персонажей балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского (фрагмент "Кот в сапогах и Белая кошечка"). При изучении темы "Выразительность музыкальной речи" детям предлагается пластичными движениями руки, изображающей игру смычком на скрипке, показать усиление и ослабление звука при исполнении "Вокализа" С. Рахманинова (в переложении для ансамбля скрипачей) и т.д.

134


1 См.: Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. - Воронеж, 1998. - С. 178.
1 Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991. - С. 15. Впервые этот прием был применен Н.П.Збруевой и впоследствии обоснован ею в диссертации "Ритм и его значение в воспитании актера и режиссера" (ГИТИС. - 1940).
1 Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. - 1984.-№ 2.-С. 14.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.