Школа в немалой степени производство, успех которого зависит от научно обоснованной и практически проверенной технологии. Кстати, у древних греков понятие "технология" означало "мастерство". В этой технологии профессионального учительского мастерства совмещаются как методы музыкальной учебно-воспитательной деятельности, так и результативное адекватное поведение учителя.
Творческая сила изобретенного или найденного метода заключается в его возможной повторяемости, дающей производительный эффект; скажем, действенные приемы обучения многоголосному пению; методы, активизирующие становление певческой культуры учащихся; организация опроса и повторения - все это методическое богатство вполне возможно передать другому, чем и занимаются большинство опытных учителей-мастеров.
Урок музыки - основная форма музыкального обучения и воспитания школьников. Урок музыки в школе - это завершенный в смысловом, временно́м и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. Самое трудное - это подготовить урок. Попытаемся проследить за этапами рождения урока музыки - этого "педагогического произведения", имеющего свою внутреннюю логику. Надо проанализировать путь следования учительской мысли от общих задумок к плану, конспекту и, наконец, непосредственно к созданию урока музыки.
Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической
118
задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемый программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты. Допустим, что желаемое содержание урока вам уже хорошо известно - вы проводили подобные уроки не раз. Но посмотрите на этот хорошо знакомый вам материал в свете сегодняшней "музыкальной обстановки" в мире, стране, городе, районе, школе, классе. Урок должен вписаться в музыкальную современность. Во всяком случае замысел урока музыки призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни вашими учениками и ваше мировоззрение. Важно восприятие музыки как части этой жизни, ибо то, что сегодня кажется неинтересным учителю-музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников. Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен вам лично, в свете вашего сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.
Создавая урок музыки, следует учитывать одно обстоятельство, сопровождающее процесс обучения современных школьников. Сегодня мы встречаемся с интересным социальным феноменом: нашим детям совершенно безразлично, чему их будут учить в школе. Если, на их взгляд, то, чему учит конкретный учитель, им нужно, а главное - интересно, то никаких проблем с мотивацией обучения и дисциплиной на уроке не будет.
Следующий этап в подготовке к уроку - формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке. У каждого классного коллектива есть свой облик, свое отношение к музыкальному искусству. В каждом классе существует и вполне определенное отношение к вам как учителю, человеку. В то же время любой из классов - это своеобразная "совокупность индивидов", обладающая, кроме всего прочего, определенным составом певческих голосов. Мы говорим: "поющий класс", "умный класс", "ленивый класс". Да, действительно, каждый классный коллектив представляет собой эксклюзивную совокупность человеческих душ, что следует учитывать и на что надо опираться. Учитель должен хорошо себе представлять, что в обобщенном облике класса каждый ученик - это личность, заключающая в себе целый особый мир. Вот почему становление индивидуальной художественной культуры, как известно, входит в число факторов, которые надо учитывать в ходе создания урока музыки.
Особый круг вопросов связан с формами деятельности учителя на уроке. Над чем мы бьемся? Что более всего привлекает наше внимание, заставляет размышлять? Творческий замысел учителя
119
реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, усвоения песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей. Это - главный узел урока. Так, например, Э.Б. Абдуллин выделяет три стадии в изучении музыкального произведения:
- 1) знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы;
- 2) более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;
- 3) целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.
Эти обозначенные стадии по своей сути близки трем основным типам уроков музыки, выделяемым Э.Б. Абдуллиным:
- урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);
- урок углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);
- урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).
Особым типом урока музыки можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года. Репертуар подобного урока-концерта предварительно обговаривается с учащимися. В него могут войти песни и произведения из материала для слушания музыки, наиболее полюбившиеся детям. Но помимо хорошо известного детям репертуара урок-концерт должен включать в себя и новый материал. Абдуллин в этой связи справедливо полагает, что в таком уроке очень желательно выступление учителя музыки как солиста (певца или инструменталиста). Действительно, в таком случае учитель музыки превращается для детей из носителя культуры в ее непосредственного творца.
По содержанию уроки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности ребенка. В доминантных - преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства, художественной деятельности.
В процессе подготовки урока музыки вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению,
120
поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий. При этом репертуар каждого урока учитель предварительно тщательно прорабатывает, разбирает и выучивает нотный и стихотворный текст для спокойного общения с детьми в процессе хорового исполнения. Он изучает методические рекомендации к программе, подбирает необходимый интересный материал о композиторах или конкретных музыкальных произведениях, необходимые аудио- или видеозаписи, продумывает вопросы к детской аудитории и прогнозирует возможные ответы, предусматривает использование на занятиях коллективной и индивидуальной форм работы с учащимися. В том случае, если на уроке музыки предполагается обращение к другим видам искусства, что очень характерно для современного педагогического процесса в целом, необходимыми становятся полноценные знания искусствоведческого порядка, а также наличие иллюстраций, специального оборудования для демонстрации слайдов.
В концепцию урока музыки закладываются такие составляющие, как:
- изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обусловливающий его конкретное наполнение;
- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;
- психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;
- творческие и исполнительские задатки учащихся;
- искусство педагогического перевоплощения учителя. Определяя концепцию урока музыки, важно представлять себе
основы его драматургии, формировать особое учительское чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия. По-видимому, об эпическом следует рассказывать неспешно и величаво, о смешном - живее, используя в этом случае другой стиль речи, и т.д.
Во все времена учитель музыки должен стремиться избегать трафаретных, застывших форм урока, искать для него разнообразные конфигурации построения. Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективности проведения уроков музыки в школе, являются:
- соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения школьников;
- установление связи изучаемых произведений искусства с явлениями и образами окружающей действительности;
- адекватность организации эстетического восприятия музыки специфике эстетической сущности музыкального искусства;
121
- содействие созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и школьников;
- инициация учителем, обладающим культурой и владеющим педагогическим мастерством, положительного отношения детей к получаемым знаниям и др.;
- высокое качество и достаточное количество музыкального инструментария (хороший строй инструментов, эстетический вид, разнообразие);
- высокое качество и современность технических средств обучения (аудио- и видеоаппаратура);
- эстетическое оформление кабинета музыки;
- гигиенические условия проведения урока (светлое, уютное, просторное, хорошо проветренное помещение, удобная мебель).
Создавая урок музыки, учитель-музыкант всегда думает о его сценарии, разрабатывает "мизансцены", планирует кульминацию урока и другие его компоненты. В ходе отбора желаемого содержания и методических приемов работы учитель как бы перевоплощается в воспитанника, и лишь с помощью такого перевоплощения можно представить, что именно приведет класс в восторг, заставит задуматься, напрячь духовные силы. Вот почему, готовя урок, учитель музыки как бы занимает место учащегося в музыкально-образовательном процессе и пытается чувствами и мыслями учеников воспринять то, что будет происходить на планируемом уроке, прислушаться к музыке как бы их ушами, их сознанием.
Примерно таким же образом возникает учительское представление о том, как ученики будут познавать музыку, каков процесс разбора ее закономерностей, формулирования понятий, что они смогут осознать сами, а что потребует помощи учителя. В опоре на перевоплощение в ученика хорошо проясняется, что из предложенного необходимо хорошо запомнить, а что использовать лишь как иллюстрацию к теме одного урока; что повторить; на что из ранее выученного опереться; как закрепить в сознании учащегося разученное произведение; что для учеников окажется интересным и легким, а что - трудным и малопонятным.
Кстати, сегодня учителю музыки совершенно необязательно перевоплощаться, глядя на себя лишь внутренним видением; достаточно поставить в класс видеокамеру, а после урока просмотреть снятый на пленку материал, анализируя, как внешне выглядит то, что предварительно проигрывалось в учительском воображении.
В ходе разработки поурочных планов (подробнее о планировании уроков музыки будет сказано в следующей главе) учителя музыки подстерегает большая опасность - поверить в то, что для своей работы можно перенять чужую методическую систему.
122
Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств иногда превращается в самоцель, толкая из одной крайности в другую.
Мы пережили моду на К. Орфа, З. Кодая, на разные приемы работы: болгарскую столбицу Б. Тричкова, методику развития музыкальных способностей Судзуки, ван Хауве, Ф. Лысека, К. Досталика, методы музыкальной импровизации, систему развивающего и проблемного обучения. Все перечисленное, безусловно, заслуживает внимания и одобрения. Но безоглядное следование различным модным педагогическим моделям и течениям - опасная тенденция, разрушающая хрупкий слой собственной "концептуальной самостоятельности". Все новое, что увидел и услышал учитель, должно обязательно "отлежаться" в памяти и лишь потом, частично или целиком, может быть реализовано в собственной практике. Иначе - беда: в погоне за "модными системами" можно растерять то, что накоплено лично учителем, выстрадано в его собственной педагогической практике.
А "новое" нередко обращается в "фальсификацию" творчества, формализм. Весьма полезно бывает изучить не известную доселе систему школьного музыкального образования. Ее, конечно же, можно принять или не принять. Однако в основе собственной работы на уроке должны лежать главным образом свои, незаимствованные методы, средства и приемы, авторский, личностный подход. Пусть авторская методика явится результатом в первую очередь собственных поисков и лишь потом - увиденного и услышанного на стороне. Хочется напомнить, что педагогическая работа учителя музыки - товар "штучный" и мало приемлет "равнение на другого". В подавляющем большинстве это личностно окрашенная работа, характеризующая собственный подход учителя к делу становления музыкальной культуры школьников.
А вот как могут выглядеть принципы анализа (самоанализа) урока музыки:
- сопоставление того, что должно быть сделано на уроке, с тем, что фактически осуществлено;
- выяснение уровня продвижения учащихся в усвоении новых произведений, познании закономерностей музыкального искусства по сравнению с предполагаемым;
- учет активности, самостоятельности и заинтересованности учащихся в самом процессе знакомства с музыкой, размышления о методах работы с ними, уровне общения по поводу музыки, степени успеха в продвижении к музыкальным знаниям и художественной культуре.
Ответы учащихся при опросе также могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активизации хода урока. Если не учитывать психологической нагрузки на класс, того, что происходит при опросе - хорошее или плохое пение, полный
123
или фрагментарный ответ у доски и с места, в классном коллективе могут создаться неблагоприятные условия для дальнейшего проведения урока. Без предвидения уровня ответов, без учета зависимости ответов от предыдущего и последующего течения урока трудно организовать на нем полноценную и интересную работу.
По-видимому, для урока музыки, всегда сотканного из эмоций, настроений и чувств, необходимо планировать вызовы учащихся к доске, исходя из предположения о том, что именно вербальный ответ или пение вызванного ученика может дать классу в общем контексте урока. Оптимальный подбор отвечающих у доски является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ тоже может быть полезен, ведь на ошибках учатся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Именно поэтому небесполезно проведение самоанализа организации и хода опроса. Это позволяет учителю-музыканту оттачивать собственную находчивость в экспромтных и непредсказуемых условиях опроса, проявлять разумную справедливость.
Причины неудач на уроке музыки чаще всего обусловлены следующим:
- недостаточной продуманностью того, как учить, незнанием психологии приобщения школьников к высокому музыкальному искусству;
- плохим самочувствием учителя (чаще всего - моральным);
- неумением воплотить то, что задумано, в реальные педагогические действия (пение, игра на инструменте, беседа о композиторе и произведении) вследствие профессиональной неподготовленности;
- перегрузкой школьников художественной и музыкальной информацией, обусловленной желанием учителя, чтобы его ученики знали о музыке примерно столько же, сколько знает он сам;
- отсутствием стройной системы работы и целесообразной композиции урока музыки;
- непродуктивным выбором учащихся для опроса по пению и другим видам музыкальной деятельности;
- неприятием учащимися того, что предлагает учитель (произведение для пения, слушания, игры на музыкальном инструменте и анализа);
- нетерпением, раздражительностью учителя вследствие возможных неудач на предшествующих уроках в других классах;
- переподготовленностью к уроку.
Причинами неудач могут быть и нелюбовь учителя к конкретному разделу программы, и неприязнь к кому-то из учащихся, и недовольство собой, срываемое на воспитанниках. Вот почему главными в нейтрализации неудач и срывов являются творческое самочувствие учителя, его настроение и состояние.
124
Создание уроков музыки - дело трудное, но очень увлекательное. И можно лишь позавидовать молодому учителю, только приступающему к творческой разработке собственных уроков: ему предстоит работа удивительно чистая, истинно человеческая, интересная и возвышающая личность!
125