Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие "воспитание" включает в себя единство нескольких значений - образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира), обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и
100
способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:
- обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
- соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников подразумевает также закономерности:
- социологические - зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
- коммуникативные - зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;
- физиологические - зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
- организационные - зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
- психологические - зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.
Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение
101
историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений - проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.). Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.
Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемых критериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкального воспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации, детской непосредственности.
Э.Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения1:
- 1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;
- 2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;
- 3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;
- 4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;
- 5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;
- 6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).
Л.В. Школяр указывает на следующие принципы музыкальной педагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, художественность.
Л.В. Горюнова выделяла линии организации художественно-эстетической среды как движение: от целостности к целому, от образности к образу, от импровизационности к импровизации, от удивления к размышлению, от насыщения художественными впечатлениями к расширению поля значений и личностных смыслов, далее к навыкам и логическому осознанию, от изустного к письменному, от вопросительности к вопросу, от многоголосия к унисонному пению. В целом от художественности к художественному.
102
1
См.:
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.